Процессуальные теории мотивации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессуальные теории мотивации



Содержательные теории мотивации базируются на потребностях связанных сним факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теориирассматривают мотивацию в другом плане, в них анализируется то, как человекраспределяет усилия для достижения различных целей и как выбираетконкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существованиепотребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими.Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функциейего восприятия и ожиданий, связанных с дани ситуацией, и возможныхпоследствий выбранного им типа поведения.

 

Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

Модель ожидания, как свидетельствует практика, носит в основном теоретический характер. Модель не имеет четких оценочных критериев, и поэтому ее практическое применение не всегда правильно и однозначно воспринимается работниками предприятия. Так, например, мотивационная модель Врума включает три составляющих:

ожидание того, что усилия дадут прогнозируемый результат; ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение; ожидаемая ценность вознаграждения (валентость).

Мы ставим под сомнение саму теорию и модель ожидания, ее полезность и необходимость, но было бы весьма желательно дополнить ее более четкими критериями. Например, как должен поступить начальник цеха при установлении размера вознаграждения мастеру за выполненную работу чтобы создать у него представление на перспективу, т.е. условия ожидания. Нельзя, вместе с тем, преувеличивать степень влияния ожидания на результативную деятельность как самого менеджера, так и коллектива, которым он руководит.

Рассмотрим еще одну мотивационную модель справедливости. Суть этой модели состоит в том, что работник любого предприятия, получая вознаграждение за свой труд, сравнивает его с вознаграждением своих коллег по совместной работе. Если вознаграждение одинаковое, то у него, естественно, появляется чувство неудовлетворенности. Следовательно, он снижает интенсивность своего труда, так как считает, что по отношению к нему руководитель поступил несправедливо. А отсюда следует, что работник добивается восстановления справедливости или, как мы отметим, продолжает работать менее интенсивно.

Теория справедливости предполагает, что люди субъективно оценивают и сравнивают свое вознаграждение с тем что получили другие сотрудники за аналогичную работу. Неэквивалентность вклада и отдачи является источником дискомфорта (вины или обиды), то есть в итоги приводит к снижению затрачиваемых усилий. Некоторые организации держат сумму выплат в тайне. Но это проблему не решает.

Модель Портера - Лоурера является комплексной процессуальной теорией мотивации, включающей элементы теории ожиданий и теории справедливости. Портер и Лоурер исследовали от чего зависит результат. От следующего: Затраченные работником усилия; ценность вознаграждения; способность и характер работника; полученные результаты работы; вознаграждение воспринимаемое как справедливость; степень удовлетворения.

Вывод Портера и Лоурера: результативный труд ведет к удовлетворению. Этот вывод противоречит концепции «человеческих отношений», согласно которой удовлетворенность ведет к высоким результатам.

Концепция партисипативного управления это система взглядов и практического опыта на заинтересованность работника не только непосредственно в своей работе, но и как его работа сказывается на деятельности всей фирмы. Направления таковы:

· Работники получают право самостоятельно решать как выполнить свою работу;

· Работникам предоставляется возможность широкого участия в рационализаторской деятельности;

· Работники привлекаются к принятию решений по поводу выполняемой работы;

· Работник может формировать рабочие группы по собственному усмотрению;

· Работник может контролировать качество и количество труда.

Эта концепция применяется: когда возрастает зрелость работников, что делает целесообразным прибегать к децентрализации ответственности при принятии решений; чтобы обеспечить лучшее понимание решений, повысит их действенность; при создании механизма профессионального роста работников и руководителей низшего звена; чтобы повысить активность предложений по нововведениям.


Вопрос №43. Стратегическое планирование на предприятии.

Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязанных этапов. Сначала проводится исследование внешней и внутренней среды организации, потом определяются основные ориентиры фирмы, на следующей ступени, в рамках стратегического анализа, фирма сравнивает результаты первого и второго этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует собственную стратегию, на последнем этапе фирма подготавливает окончательный стратегический план, исходя из ранее проведенных разработок, предложений нижестоящих уровней.

Планирование – это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.

Планирование включает в себя определение:

1) конечных и промежуточных целей;

2) задач, решение которых необходимо для достижения целей;

3) средств и способов их решения;

4) требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:

- стратегическое;

- среднесрочное;

- тактическое или текущее (бюджетное).

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Целью стратегического планирования является комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в перспективе. На этой основе определяются показатели развития организации на плановый период.

Цели долгосрочных планов реализуются через программы; годовые планы; планы прибылей. Программы закрепляются за подразделениями организации.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятые руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся:

1. Распределение ресурсов.

2. Адаптация к внешней среде.

3. Внутренняя координация.

4. Организационное стратегическое предвидение.

 

Распределение ресурсов.

(данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт).

 

Адаптация к внешней среде.

(адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям).

 

Внутренняя координация.

(она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, больших или малых, является неотъемлемой частью управленческой деятельности).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.008 с.)