Выразительные и изобразительные возможности театральной музыки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выразительные и изобразительные возможности театральной музыки.



Вопрос №2. Композиция. Понятие о форме музыкального произведения.

Компози́ция (лат. compositio — составление, сочинение) — категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса», в отличие от текучей вариативности народного творчества-процесса, от импровизации (в древней, восточной,народной, джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века).

Композиция предполагает: наличие автора как личности (композитора); его целенаправленную творческую деятельность; отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение; воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре; сложный аппарат технических средств, систематизированный музыкальной теорией и излагаемый в специальной области знания (в курсе композиции). Композиция как музыкально-художественное целое стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени, устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность основных компонентов музыки — высотности, ритма, расположения материала и т. д. Благодаря стабильности композиции можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем композиция всегда рассчитана на определённые условия исполнения. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями, плясками) и действами (обрядовыми, религиозными, бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, композиция в большей мере является произведением искусства.

Музыка́льная фо́рма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.). «Хип-хоп, госпел, хэви-метал, кантри и реггей — такие же "формы", как и менуэты, фуги, сонаты и рондо». Тем не менее понятие жанра обычно используется для описания современной музыки. Классические музыкальные произведения обычно классифицируются по форме. Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки).

Большинство форм классической музыки сформировались к середине 19-го века. К новым формам, появившимся между 1990-ми и 1950-ми годами, относятся конкретная музыка и минимализм. В музыковедческих исследованиях 20-го столетия выявлен ряд новых композиционных закономерностей, получивших наименование «параметрные формы». Параметрные формы связаны с техникой построения композиции на уровне разных средств (компонентов) музыкальной ткани — ритма, динамики, гармонии, штрихов, фактуры и др. Эти формы при отсутствии мелодико-тематического фактора или значительном ослаблении его формообразующей роли, выступают на передний план современного композиционного процесса.

Специфические особенности театральной музыки по способу применения.

4 .Режиссерский замысел музыкального оформления театрализованного представления.

В работе по музыкальному оформлению спектакля можно наметить следующие основные этапы: режиссер­ский замысел музыкального оформления, сочинение ори­гинальной музыки или подбор готовых музыкальных номеров, репетиционная работа по введению музыки в спектакль, руководство музыкой на спектакле.
Музыкальное решение режиссер начинает осмысли­вать только после того, как разработаны основные во­просы драматургии пьесы. Естественно, что свой замысел музыкального оформления он строит в основном на включении в спектакль условной музыки, так как сюжетная уже предопределена авторскими ремарками. Вместе с тем он может предусмотреть в своем решении изменения и сюжетной музыки.
Музыкальный образ спектакля складывается в вооб­ражении постановщика не сразу. Творческая мысль ре­жиссера нередко идет сложным путем, и в процессе работы над спектаклем, при встрече с композитором, художником, звукорежиссером, исполнителями его музы­кальный замысел может измениться.
Музыкальная драматургия может быть разработана режиссером широко или очень экономно, но всегда му­зыка должна подчиняться определенной точной мысли режиссерского замысла. Другой вопрос, который необходимо решить режиссе­ру в этот период: как будет осуществляться музыкальное сопровождение спектакля: будет ли использован для этого театральный оркестр или все пойдет в записи с магнитной фонограммы. Но и в этом случае в зависи­мости от характера сценического действия режиссер может предусмотреть различные варианты музыкального сопровождения спектакля. Так, в одних сценах целесо­образным окажется использовать оркестр, в других — да­вать музыку в записи, в третьих — использовать так на­зываемое унисонное звучание театрального оркестра и фонограммы.
Для успеха будущего спектакля, в интересах твор­ческой дружной работы постановщик перед началом работы подробно знакомит всех участников музыкально­го и шумового оформления со своим замыслом. Он рас­сказывает театральным музыкантам, звукорежиссеру, звукооператору, шумовику, почему хочет ввести музыку в спектакль, какое значение она имеет для раскрытия идеи пьесы, и привлекает их к обсуждению своих за­мыслов.
Если режиссер принял решение использовать в спек­такле оригинальную музыку, то- перед ним встает во­прос — какого именно композитора пригласить для Написания музыки.

 

История создания водевиля.

Водевиль – легкая комедийная пьеса, в которой действие, построенное на занимательной интриге, на анекдотическрм сюжете, сочетается с музыкой, песенкой, куплетом, танцем.

Слово "водевиль" (Vaudeville) происходит от французского "val de Vire" – Вирская долина. Вир – река в Нормандии.

В XVII столетии во Франции получили распространение песенки, известные под названием "Chanson de val de Vire". Авторами их считают народных поэтов XV столетия – Оливье Басселена и Ле-Гу. Возможно, это просто собирательное обозначение особого жанра простой незатейливой шутливой песенки народного характера, легкой по мелодической композиции, насмешливо-сатирической по содержанию, и по происхождению своему связанной с селениями Вирской долины. Этим можно объяснить и дальнейшую трансформацию самого названия – из "val de Vire" в "voix de ville" ("деревенский голос").

Во второй половине XVII столетия появились во Франции небольшие театральные пьески, вводившие по ходу действия эти песенки и от них и сами получившие название "водевиль". А в 1792 в Париже был основан даже специальный "Theatre de Vaudeville" – "Театр водевиля". Из французских водевилистов особенно известны Э.Скриб и Э.Лабиш.

В России прототипом водевиля была небольшая комическая опера конца XVII века, остававшаяся в репертуаре русского театра к началу XIX в. Это "Сбитеньщик" Княжнина, Николаева – "Опекун-Профессор" и "Несчастье от кареты", Левшина – "Мнимые вдовцы", Матинского – "Санкт-Петербургский Гостиный двор", Крылова – "Кофейница" и др. Особый успех имела опера-водевиль Аблесимова "Мельник-колдун, обманщик и сват" 1779 года.

Следующий этап развития водевиля – "маленькая комедия с музыкой". Этот водевиль получил особое распространение приблизительно с 20-х годов XIX века. Типичными образцами такого водевиля являются "Казак-стихотворец" и "Ломоносов" Шаховского.

В начале XIX века считалось признаком "хорошего тона" сочинить водевиль для бенефиса того или иного актера или актрисы. Например, водевиль "Своя семья, или Замужняя невеста" в 1817 году создал А.С.Грибоедов в соавторстве с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким для М.И.Вальберховой. Особый успех выпал на долю пятиактного водевиля Д.Т. Ленского "Лев Гурыч Синичкин или провинциальная дебютантка", переделанного из французской пьесы "Отец дебютантки" (постановка 1839 года), он сохранился в репертуаре театров до наших дней и является достоверной картиной театральных нравов того времени.

Позже Н.А.Некрасов создал несколько водевилей под псевдонимом Н.Перепельский ("Шила в мешке не утаишь, девушку в мешке не удержишь", "Феоклист Онуфриевич Боб, или муж не в своей тарелке", "Вот что значит влюбиться в актрису", "Актер" и "Бабушкины попугаи").

Обычно водевили переводились с французского языка. "Переделка на русские нравы" французских водевилей ограничивалась обычно заменой французских имен русскими. Создавались водевили по весьма простому рецепту. О нем рассказывал еще Репетилов в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума":

"...вшестером, глядь – водевильчик
слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают..."

Увлечение водевилем было поистине огромным. За октябрь 1840 года в петербургском Александринском театре было поставлено всего 25 спектаклей, из которых почти в каждом, кроме основной пьесы, было еще по одному-два водевиля, но десять спектаклей были сверх того составлены исключительно из водевилей.

Приблизительно с 40-х годов в водевиле появляются элементы злободневности и полемики, и это имеет у публики большой успех. Следует заметить, что злободневность в николаевские времена не могла выходить за пределы чисто литературных или театральных тем (и то осторожно), все остальное "строжайше запрещалось". В водевиле Д.Т.Ленского, например, "В людях ангел – не жена, дома с мужем – сатана" Размазня поет:

"Вот, например, разбор
Пиесы Полевого –
И автор и актер
Тут не поймут ни слова... "

Наиболее популярными авторами водевилей были А.А.Шаховской, Н.И.Хмельницкий (его водевиль "Воздушные замки" удержался до конца XIX века), А.И.Писарев, Ф.А.Кони, П.С.Федоров, П.И.Григорьев, П.А.Каратыгин (автор "Вицмундира"), Д.Т.Ленский и др.

23 февраля 1888 года А.П.Чехов в одном из писем признаётся: "Когда я испишусь, то стану писать водевили и жить ими. Мне кажется, что я мог бы писать их по сотне в год. Из меня водевильные сюжеты прут как нефть из бакинских недр". К тому времени им были написаны "О вреде табака", "Медведь", "Предложение".

Особенности водевиля:

- драматическое столкновение в комедийном плане;

- изображается комедийное нарушение какой-либо весьма незначительной общественной нормы, например, нормы гостеприимства, добрососедских отношений и т. п.;

- из-за незначительности нарушаемой нормы водевиль обычно сводится к резкому короткому столкновению – иногда к одной сцене;

- незначительность объема водевиля требует особого сгущения комического элемента по сравнению с комедией;

- гиперболичность комизма требует быстрого развития действия;

- преобладает разговорная речь.

Сначала водевиль писался стихами, затем стихи стали чередоваться с прозаическими диалогами – с непременным повторением одних и тех же куплетов с обращением к публике; часто самые куплеты назывались водевилями. Впоследствии куплеты и музыка стали необязательными.

История создания оперетты.

Оперетта — театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки.

Происхождение

Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой.

Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях.

Вслед за возникновением серьёзной оперы около 1600 года появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. «Служанка-госпожа» Дж. Перголези — образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех «Служанки-госпожи» в Париже побудил Ж. Ж. Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его «Деревенский колдун» — один из трёх источников, лежащих в основе opéra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж. Б. Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.

История создания мюзикла.

Musical – мьюзикл, или, как чаще пишут и говорят, мюзикл – сокращенная форма понятий Musical comedy (музыкальная комедия) и Musical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление).

Мюзикл – музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался.

Мюзикл – жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики. В России пример такого наиболее успешного стационарного мюзикла – «Юнона и Авось».

Мюзикл – один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

 

Зарождение Мюзикла

Предшественниками мюзикла были множество легких жанров, где смешались шоу варьете, французский балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка «Black Crook», где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс. Музыкальная комедия подразумевала легкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления.

Развитие в Америке

В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг и другие дали импульс активному развитию мюзикла в Америке. В период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин впервые награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «Я пою о тебе». При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна II появились такие постановки, как «Оклахома!», «Карусель», «Юг Тихого океана», отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный успех у публики.

После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии.

Дальнейшее развитие

В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока». С 70-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос суперзвезда» композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития. Творение Уэббера «Кошки» по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы», сочетающий в себе элементы детектива и триллера.

Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон», осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй».

Выразительные и изобразительные возможности театральной музыки.

Приступая к музыкальному оформлению, режиссер, музыкант должны понимать и чувствовать не только, что и как должно звучать, но и какими средствами можно достигнуть требуемого звучания. Привлекаемая к постановке* музыка лишь тогда смо­жет эмоционально и с полной силой воздействовать на зрителя, когда до конца будут раскрыты в гармониче­ском целом выразительные и изобразительные стороны всех ее элементов: мелодии, ритма, динамики, тембра. Выразительные возможности музыки неисчерпаемы. В музыке могут быть отражены образы жизни и смерти, героическая борьба, грезы, мечтания, тревожные пред-* чувствия, сцены народного веселья, шествия, сражения, молитвы, радости, жалобы, шутки, гнев, ласки, грации и т. д. и т. п. У музыки нет средств, чтобы передать внешний вид предмета. Однако музыкальный образ воздействует не только на чувства и мышление зрителя, а также на его соображение, то есть может, как бы изобразительно конкретизировать те явления действительности, которые по­родили эти чувства и мысли. Роль музыкальной изобразительности различна в раз­ных жанрах музыки. Особенно значительна эта роль в музыке театра и кино. Нельзя, например, с помощью звуков «нарисовать» поезд, однако посредством музыки можно передать уско­ряющееся движение, стук колес, звук гудка. Звуки чере­дуются в разном темпе, с различной громкостью. И если они будут вначале следовать друг за другом спокойно, а затем темп будет ускоряться и вдобавок одним инстру­ментом будет изображен стук колес, другим — нарастающий или удаляющийся звук гудка, то, даже не видя пред­мет, зритель поймет, что музыкой и звуками передано движение поезда. Но, кроме движения, музыка передает обычно и чувство, которое испытывает при этом герои пьесы, то есть музыка поезда будет созвучна настроению данной сцены. Мелодия является важнейшим элементом музыкаль­ного искусства. Привлекая музыку к спектаклю, сужде­ние о ней следует начинать с оценки ее мелодии. Мелодия, как и музыка в целом, имеет интонацион­ную природу, то есть через интонацию выражается спо­собность мелодии художественно воплощать чувства и мысли человека, его душевное состояние. Мелодия — богатейший источник самой разнообразной музыкальной выразительности. Богатство мелодий неисчерпаемо. Они могут носить самый различный характер: быть нежными, страстными, шутливыми, энергичными, мужественными и т. д. и т. п. Отдельные мелодии способны воссоздать тончайшие оттенки разнообразных эмоциональных состояний: радо­сти, горя, волевых порывов и стремлений. В спектакле эти факторы очень важны для передачи мыслей, чувств героя, его переживаний. Мелодия состоит из звуков, различающихся как по высоте, так и по своему значению (устойчивые и неустой­чивые). Соотношение, связь между собой устойчивых и неустойчивых звуков называется ладом — словом, рав­нозначным понятиям порядок, система. Лады отличаются, друг от друга своим характером, выразительными воз­можностями,
В современной ладовой системе самыми распростра­ненными являются мажор и минор. Существуют мнения, что мажор в самом себе несет, бодрый энергичный, яркий характер, а минор ассоциируется с печалью, страданием, затененностью, мато­востью.
Нередко режиссер просит музыканта подобрать к од­ной из сцен мажорную музыку, к другой — минорную. И это обычно единственное, что он может сказать определено о будущей музыке к своему спектаклю. Но нельзя закрепить за ладами определенное образное смысловое значение, так как наибольшую выразительность приобретает произведение при сочетании мажора и минора. С ладовой стороной часто связаны черты националь­ною своеобразия мелодии. Музыкант, работающий над музыкальным оформлением спектакля, для отражения в музыке национального колорита бязательно учитывает ладовую сторону метши, характерные ладовые обороты Так, например, для русской народной мелодии (песни, танцы) применяются сопоставления мажора и минора. Каждый лад может звучать выше или ниже, и звуковой состав его в зависимости от этого меняется. Высотное положение мажорного и минорного лада образует тональность. Те или иные произведения в зависимости от своей тональности могут обладать ярким, светлым, даже блестящим колоритом, другие же — сумрачным, приглу­шенным, иногда мрачным и зловещим. При подборе музыки к спектаклю следует найти ту тональность ее звучания, которая соответствует характеру сценического действия. Ритм в музыке — это организация звука музыкального произведения во времени. Выразительное значение ритма в музыке трудно переоценить. Ритм не меньше, чем мелодия, тесно связывает содержание музыки с окружающей действительно­стью. Через ритмы передается духовная жизнь человека, интенсивность его эмоционального мира, чувств, кото­рыми он живет. Ритм воспринимается слушателем гораздо легче, чем некоторые другие элементы музыкальной выразитель­ности. По утверждению Станиславского, музыка с ее ритмом и мелодией способна самым прямым путем влиять на чувства зрителя и непосредственно вызывать и закреплять на сцене необходимое актеру самочувствие.
Иногда ритм отождествляется с равномерностью, периодичностью. Такой смысл придается выражению «рит­мический пульс», «ритмичное дыхание». Музыка, связан­ная с танцем, моторным движением, внешним действием, подчиняется одним законам ритмической организации, а музыка певучая требует иного размаха ритмического пульса. В понятие музыкального ритма входит метр — поря­док чередования равных по длительности долей в музыке. Другими словами, метр есть музыкальная мера вре­мени, в которой протекает процесс музыкального разви­тия. Метр служит основой ритма и придает ему качест­венную определенность. Без метра нет отчетливого ощущения, восприятия. Именно благодаря метру музыка приобретает стройность и размеренность. Сценическое воплощение метра встречается довольно часто: актер может действовать, подчеркивая метриче­ское начало музыки, или режиссер может потребовать, чтобы под музыку медленно переставлялись предметы, декорации, точен был приход и уход актеров со сцены и т. д. С ритмом тесно связан темп, степень скорости испол­нения и характер движения музыкального произведения. Выразительность ритмического рисунка любой по дли­тельности музыкальной мысли всегда проявляется в оп­ределенном темпе. Существует три основных вида темпа: быстрый, уме­ренный и медленный; каждый из них имеет много разно­видностей. При неправильно выбранном темпе музыкаль­ного произведения (чрезмерно быстром или необоснован­но замедленном) характер сценического действия может существенно измениться и даже исказиться. Подчас логичная, точно выраженная градация темпа в музыке становится основной из всех элементов музы­кальной выразительности в понимании и раскрытии дра­матургии спектакля, в раскрытии образа действующего лица. Музыкально-ритмическая сторона спектакля требует особого понимания. Задача режиссера и музыканта — найти для музыкального оформления спектакля тот ритм, «верный темп» каждой сцены, который вытекает из ос­новного жизненного положения и основной идеи пьесы. Большое значение для выразительности любого музыкального звучания имеет тембр, то есть окраска звука, которой обладают каждый певческий голос и музыкаль­ный инструмент. При музыкальном оформлении спектакля широко используются разнообразные выразительные возможности тембра. Это одно из самых сильных и в то же время тон­ких средств выявления и передачи образов, мыслей и чувств в музыке. Каждое чувство требует соответствую­щей окраски звука для своего выражения. Для того чтобы в спектакле выразить музыкальную мысль глубоко и верно, надо подобрать наиболее свой­ственные характеру данной сцены тембры: более свет­лые или более темные, «теплые» или «холодные», сочные или более прозрачные.
Тембр может служить и психологически правдивым языком для передачи подтекста музыкального образа. Правильно найденный тембр позволяет свободно разли­чать внутренний смысл роли, воплощаемой актером, ча­сто не зависимый от смысла произносимой фразы. Тогда окраска звука становится тембро-мыслью или тембро-чувством, полнее и тоньше передавая внутреннюю жизнь образа. Тембр как дополнительный элемент характеристики образа и закрепленный за ним называют лейттембром. Характерные тембры музыкальных инструментов очень широко используются в музыке в изобразительных целях. Воспроизводя в музыке индивидуальный тембр какого-либо реального звучания, можно вызвать у зри­теля ассоциацию, представления о том явлении, которое характеризуется этим звучанием в самой жизни. Верно почувствовать музыкальную мысль — значит верно прочувствовать звучащие краски, выражающие ее сущность. Динамикой музыкального произведения принято на­зывать процесс изменения громкости, протекающий во времени и связанный с музыкальным развитием. Этот процесс включает в себя как постепенное усиление гром-* кости (крещендо) и уменьшение громкости (диминуэндо), так и контрастные, внезапные сопоставления различных степеней громкости, Динамика, как и все остальные элементы музыкаль­ного языка, служит целям создания художественных об­разов в музыкальном произведении. Исполненное без ди­намической нюансировки, музыкальное произведение во многом утрачивает свою выразительную силу. Широко в музыкальном оформлении драматическою спектакля используются динамические изменения, как изобразительные (если надо изобразить приближение шествия или нарастание бури — звучность постепенно усиливается), так и выразительные. Например, нарастание душевного волнения — постепенное увеличение громкости — крещендо. Громкие звуки при прочих равных условиях сильнее воздействуют на нервную систему, возбуждают, раздра­жают больше, чем тихие. Однако тихие звуки, таинственные шорохи настора­живают, а восприятие еле слышных звуков требует на­пряженного внимания. Подъем, нарастание, как правило, способны более захватить внимание зрителя, держать его в состоянии напряжения, чем спад, успокоение. Кульминационный момент спектакля часто связан с музыкой. Иногда по замыслу режиссера кульминация спектакля выделяется динамикой музыкального отрывка не через форте, а, наоборот, через пиано, что придает сцене особый характер. Так как динамика играет огромную роль в непосред­ственном воздействии на зрителя, то ее эффекты должны учитываться режиссером и музыкантом так, чтобы на­растание звука и вообще изменение динамики соответ­ствовало развитию образа и его трактовке. Динамику необходимо учитывать и при воспроизве­дении музыкальной фонограммы в сценическом действии. Музыку можно воспроизвести тихо или громко, постепен­но изменяя или уменьшая силу звучания. Умение пользоваться динамическими оттенками, тон­ко и гибко передавать звук различной силы при воспро­изведении музыки в спектакле позволяет правдиво, выра­зительнее подчеркнуть характер сценического действия. Все основные музыкальные элементы можно сопоста­вить с элементами сценической выразительности. Срав­нивая характеристику какого-либо музыкального произ­ведения с характеристикой сценического действия, можно пользоваться одним и тем же языком. Так, говоря о спектакле, мы говорим о драматизме сюжета или о его лиричности, жизнерадостности и этими же определениями характеризуем музыкальное произве­дение. Можно проводить параллели также и между со­ставными частями драматического представления и му­зыкального произведения. Любая роль, любое сцениче­ское действие могут рассматриваться с музыкально-рит­мической стороны, так как содержат в себе движение, ритм. Станиславский говорил о том, что не только темпо-ритм музыки, но и все ее составные элементы могут под­сказать характер сценического действия. При слушании музыки у Станиславского рождались конкретные действенные образы... «рисует ли музыка чувства, образы природы, содержание ее всегда воздей­ствует на эмоциональную сферу зрителя и вызывает у од­ного расплывчатые, а у другого — более рельефные ощу­щения». Спектакли Станиславского, в которых было мало или вообще не было музыки, можно тоже назвать музыкаль­ными. В них было установлено ансамблевое звучание, точный ритм, динамические оттенки, паузы. В своей режиссерской работе Станиславский заим­ствовал многие понятия из области музыки: «музыкаль­ная речь», «музыкальное движение», «музыка чувства», «кантилена голоса». Если систематически внимательно слушать музыку, можно научиться различать в ней рассмотренные выше выразительные средства. Тогда постепенно выработается способность оценивать оттенки применения всех элемен­тов, их смысл и характер. Это приведет к более глубо­кому постижению содержания музыки и более точному включению ее в спектакль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.022 с.)