Расцвет киевской Руси при Владимире и Ярославе Мудром. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расцвет киевской Руси при Владимире и Ярославе Мудром.



Правление Владимира Святого (980 - 1015). В 980 г. на киевском престоле оказался сын великого киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, дочери древлянского князя Мала - Владимир. Отправляясь в 969 г. в поход против болгар, Святослав Игоревич оставил Владимира княжить в Новгороде. После смерти Святослава великим князем киевским стал его старший сын Ярополк. В 977 г. между сыновьями Святослава началась усобица, в результате которой погиб Олег Святославич Древлянский. Узнав о гибели своего брата - союзника, Владимир Святославич отправился за помощью к варягам, весной 978 г. вернулся с варяжской дружиной, изгнал ставленников Ярополка из своих владений и решил захватить киевский престол. Сил у него для этого не хватало, тогда он стал посулами и хитростью переманивать братьев на свою сторону. Таким образом, он очень быстро усилился среди братьев и пошел на Киев. Обманом Владимир Святославич заманил Ярополка в свой лагерь под Родней и вероломно убил. Так Владимир Святославич стал великим киевским князем. Важной заслугой Владимира стало объединение земель всех восточных славян в одном государстве. В 981 г. в союзе с германским императором Оттоном II он воевал с поляками и присоединил к Руси червенские города (Перемышль, Червень, Бележа, Звенигород, Радом и Галич), принадлежавшие раньше Чехии и в период усобицы на Руси перешедшие к Польше. Позже от имени г. Червен так стала называться Червонная (Красная) Русь. В 981 и 982 гг. он совершил два похода против вятичей и окончательно присоединил их к Руси. В 983 г. он разбил ятвагов (древнее литовское племя) и вышел к Балтийскому морю. В 984 г. он включил в состав Руси радимичей. В результате в правление Владимира территория Руси оформилась окончательно. В конце своего княжения он единолично распоряжался своей территорией. Своих сыновей он посадил наместниками в Новгороде, Древлянской земле, Ростове, Турове, Муроме, Полоцке, Владимире - Волынском. Сбор дани перешел к наместникам. Князья союзов племен и племенные князья перешли к нему на службу. Следующей заслугой Владимира является то, что он первый из киевских князей организовал надёжную оборону южных и юго-восточных границ Руси от кочевников. По рекам Десна, Сула, Стугна, Осётр по его приказу была сооружена целая цепь городов крепостей, увеличено количество дружин. Была также налажена служба дальней разведки, оповещения и связи. В правление Владимира Святославовича и по его инициативе произошло одно из самых важных для русской истории событий - в 988 г. Русь приняла христианство в византийском варианте - православие. Вначале Владимир был ревностным язычником. В Киеве на видных местах приказал расставить изображения языческих божеств, перед которыми совершались языческие обряды. Сам Владимир вёл жизнь далеко не христианскую: был склонен к пирам, разгулу. По свидетельству летописца, у Владимира было несколько сот жён. Но язычество с многобожием уже не отвечало потребностям складывающегося единого государства, и Владимир это ощущал. В 980 г., стремясь усилить свою власть и объединить государство, он попытался провести первую религиозную реформу. Владимир Святославич повелел собрать в Киеве идолов, изображавших шесть наиболее почитаемых божеств во главе с Перуном. Поклоняться этим божествам должны были во всём государстве. Но население по-прежнему поклонялось местным божествам. Реформа потерпела крах. Тем не менее, реформа 980 г. подготовила условия для принятия христианства. О колебаниях Владимира стало известно в соседних государствах. Соседи Руси были заинтересованы в том, чтобы Русь приняла их веру: сильного русского правителя выгодно было иметь своим единоверцем. Соседние государства исповедывали разные религии: западные страны - христианство западного толка - католицизм; волжские булгары - ислам; верхушка Хазарии - иудаизм. Христиане жили в Киеве, Новгороде, других русских городах издавна. Христианство приняла бабка Владимира княгиня Ольга, о которой сохранилась память как о мудрой правительнице. Высота христианского учения - единобожие, над язычеством была для киевского князя очевидной. И, в конце концов, к этому времени вся жизнь восточнославянского общества была ориентирована на Византию. И Владимир сделал выбор в сторону христианства восточного, византийского - православия. Принятие Русью новой религии было тесно связано с ее внешней политикой. В это время Византия обратилась к Руси с просьбой помочь подавить восстание в Малой Азии. Владимир Святославич потребовал заключения союза с Русью, закрепив его браком с сестрой императоров Василия II и Константина принцессой Анной. Братья приняли эти условия, но когда восстание было подавлено, обещание отказались выполнять. Тогда Владимир в 989 г. захватил богатый греческий город Корсунь в Крыму и пригрозил походом на Константинополь, если братья не выполнят условия договора. Братья согласились выполнить условия договора, но только в том случае, если Владимир примет их веру. Присланные из Константинополя священники окрестили Владимира с именем Василия и его дружину, после чего состоялся обряд его обручения с византийской принцессой Анной. Владимир отдал г. Корсунь и возвратился в Киев (См. дополнительный иллюстративный материал). Владимир крестил своих сыновей в источнике, который получил название "Крещатик". Затем в Днепре киевский князь крестил киевлян. Крестилась Русь непросто. "Огнём и мечом" крестились новгородцы, народ не раз поднимал восстания против новой религии. В основном, понадобилось 100 лет для того, чтобы новая религия укрепилась на Руси. Но ещё до ХIV в. на Руси сохранялось двоеверие: в церкви, на людях поклонялись Христу, а дома, тайком - старым привычным языческим богам. Принятие православия в качестве государственной религии является самой главной исторической заслугой Владимира перед Русью. У него были разные варианты в выборе для страны веры, но он гениально угадал, что потребностям государства, условиям проживания на Русской равнине, менталитету русского народа отвечает именно православие. Принятие христианства укрепило международное положение Киевской Руси. Новая идеология помогла укреплению государственности, законодательства, административной системы. Своеобразное соединение племенных языческих культов славян и христианской веры обусловило региональный отличия в культуре восточнославянских народов, способствовало формированию оригинальной праздничности, самобытных черт психологии, системы народных обычаев.

Правление Ярослава Мудрого (1019 - 1054). Расцвет государства Русь связан с именем ещё одного выдающегося правителя Древней Руси - Ярослава Владимировича, позднее названному Мудрым. В 1015 г. Владимир Святой умер. На киевском престоле оказался сын Владимира - Святополк, но влиятельная дружина Владимира на престоле хотела видеть других сыновей Владимира - Бориса Ростовского и Глеба Муромского. Святополк приказал убить своих братьев - Бориса и Глеба. Против Святополка выступил его брат Ярослав, княживший в это время в Новгороде. В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле, а в 1036 г. в его руках соединилась вся Русская земля. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшего расцвета. Как и другие русские князья, он вел много войн, чтобы защитить свое государство и продемонстрировать растущую мощь Руси. Так, в 1036 г. он ушел с дружиной в Новгород, и там к нему пришло известие, что Киев осаждают большие силы печенегов. Ярослав во главе большого войска из своей дружины, новгородцев и наемных варягов спешно отправился к Киеву и нанес печенегам сильнейшее поражение. Побросав все свои обозы и кибитки, они в страхе бежали. После этого сражения печенеги исчезают из русской истории, но вместо них появляются новые кочевники - половцы. В ответ на вторжение финнов он послал своих воинов на племя емль, жившее на юге современной Финляндии, а также присоединил к своим владениям области по течению Северной Двины. В отместку за набеги литовцев и ятвагов на русские земли, он совершил против них несколько походов. Ярослав Мудрый утвердил свою власть в восточной части Чудской земли, на западном берегу псковского озера в честь своего небесного покровителя основал опорный пункт Руси - крепость Юрьев. В 1043 г. при Ярославе Мудром Русь совершила последний военный поход против Византии. Ссора с византийцами разгорелась из-за того, что в Константинополе в драке был убит русский купец. Разгневанный Ярослав спешно собрал войско и отправил сына Владимира в военный поход против Византии. Поход был неудачным, император Константин Мономах разбил русской войско, а попавших в плен русских воинов приказал ослепить. Русь больше с Византией войн не вела. Отношения между двумя государствами становились всё более дружественными. Ярослав Мудрый приложил немало сил к тому, чтобы Киев стал одним из красивейших городов Европы. В Киеве при Ярославе было около 400 церквей и 8 рынков. У него было пристрастие к строительству монастырей, церквей, палат. В 1037 г. под Киевом, на том самом месте, где он разбил печенегов, Ярослав выстроил Софийский собор в подражание Софии Константинопольской. Собор сооружался византийскими мастерами из камня, был украшен невиданными до этого на Руси фресками, византийскими иконами. Киевская София поражала воображение современников. Софийские соборы при Ярославе были построены также в Полоцке и Новгороде. Так с постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество. При Ярославе Мудром окончательно складывается организация Русской православной церкви в русских землях. В 1031 г. в Киеве появился митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Доказательством авторитета Ярослава и его силы является то, что в 1051 г. Ярослав без ведома константинопольского патриарха сам назначил киевского митрополита - русского по происхождению - Илариона. Иларион был выдающимся церковным деятелем, талантливым писателем. Сам Ярослав был высокообразованным человеком. Книги он мог читать сутками. Повсюду он разыскивал книги на славянском языке и привозил их на Русь. У себя при дворце посадил переводчиков, заставил их переводить книги Священного писания с греческого языка и рассылать по монастырям. По его примеру в среде знати стало распространяться просвещение. Ярослав заботился о просвещении народа. При нём появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Именно в монастырях стала развиваться литература, в частности регулярное летописание, в Киево-Печерском монастыре была собрана первая русская библиотека. Вместе с принятием христианства из Византии были перенесены все церковные порядки и законы. Свод византийских церковных законов перешёл к нам под названием "Кормчей книги". При Ярославе Мудром был составлен свод древнерусского права -"Русская Правда" - это юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. В византийских источниках содержится упоминание о законе русском времён первых киевских князей. Учёные предполагают, что в те времена существовал свод юридических норм и правил, но в устной форме. "Русская Правда" - первый сборник русских законов в письменном виде. Ярославу принадлежат первые 17 статей. Они получили название "Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава". Законы Ярослава касались споров между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Кровная месть ограничивалась лишь кругом ближайших родственников. Это позволяет считать, что обычаи первобытного строя существовали уже как пережитки. Затем законы Ярослава были расширены и дополнены его сыновьями. При Ярославе Русь вышла на международную арену и была принята в семью европейских монархов. Сам Ярослав в 1019 г. вторым браком женился на шведской принцессе Ингигерд и имел от нее семь сыновей и троих дочерей. Дочь Елизавету он выдал замуж за норвежского короля Харальда, Анну - за французского короля Генриха I, Анастасию - за венгерского короля Эндре I. Внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Один его сын женился на дочери польского короля, другой - Всеволод - на дочери византийского императора Константина Мономаха. Немаловажной заслугой Ярослава стало также и то, что во многом благодаря его усилиям, началось бытие (существование) такого уникального явления в мировой культуре, как русская культура.

 

 

Вопрос 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.007 с.)