Реклама как канал массовой комм-ии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реклама как канал массовой комм-ии



Термин реклама произошел от лат. слова «Рекламаре» – громко кричать, извещать.

Возникновение рекламы связано с потребностью об-ва в оперативной информации.

Во времена первобытной культуры от наличия оперативной информации и ее качества, доходчивости зависело выживание чел или целого племени так формировалась система факторов, которая в исследованиях получила наименование протореклама – это совокупность звуковых, изобразительных, предметных знаков и символов, имевших сигнальный и демонстрационный характер.

Общественная потребность в оперативной информации выходит на новый уровень вместе с образованием поселений городского типа, большую роль начинают играть городские глашатаи.

Качественно новая стадия развития рекламы связана со становлением массового пр-ва, обострением конкуренции и эпохой индустриализации.

Специфика современного этапа:

Заключается в необходимости стимулировать спрос, формировать новые потребности и ценностные ориентации.

 

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке.

 

Хар-ки рекламы:

· Является средством передачи информации (т.е. сама по себе уже комм-ия)

· Направлена не на конкретного чел, а на определенную часть населения, выделенную по тому или иному признаку (целевая аудитория)

· Передача информации на платной основе

· Распространяется через средства передачи информации (рекламоносители)

· Оказание влияния на целевую аудиторию

· Позволяет идентифицировать рекламодателя

 

Роль рекламы:

· Эк-ая роль

o Формировать спрос

o Стимулировать сбыт

o Торговый оборот

o Обеспечить успешную конкуренцию

· Соц-ая роль

o Реклама воздействует на сознание людей

o Способствует формированию потребительских предпочтений

o Определенных типов мышления

· Образовательная роль

o Осведомление покупателях о новинках и их применениях в жизни

· Психологическая роль

o Самооценка человека

o Формирует адекватное восприятие окружающей действительности

o Формирует жизненные установки

· Эстетическая роль

o Формирует эстетический вкус

o Может знакомить с новыми тенденциями в моде, искусстве

 

Классификация рекламы:

1) По цели

a. Коммерческая (должна проинформировать, убедить, напоминать)

b. Некоммерческая (политическая реклама, партии, соц. реклама (направлена на достижение благотворительных и иных общественно – полезных целей))

2) По территории влияния на аудиторию

a. Местная

b. Региональная

c. Национальная

d. Международная

3) По объекту рекламирования

a. Товарная

b. Нетоварная (услуги, создание имиджа, корпоративная реклама)

4) По хар-ру воздействия

a. Прямая (рассчитана на быстрое ответное действие со стороны покупателя)

b. Непрямая (имиджевая, т.е. закрепить название, внешний вид, торговую марку в сознании людей)

5) По интенсивности воздействия

a. Агрессивная (оказывает воздействие на психологическом уровне)

b. Неагрессивная (только информирует)

6) По соответствию рекламному законодательству

a. Законная

b. Незаконная

7) По средствам распространения

a. Наружная

b. Реклама в прессе

c. Печатная реклама

d. Телевизионная реклама

e. Радиореклама

f. Компьютерная реклама

 

 

Межгрупповая комм-ия

Понятия, функции межгрупповой комм-ии

Межгрупповая комм-ия – это такой тип комм-го взаимодействия, в процессе которого потоки информации циркулируют между двумя или большим кол-ом соц. групп и орг-ций, в целях координации и осуществления совместной деят-ти.

 

Ф-ии:

· Поддерживающая

· Экспрессивная (в группе удовлетворяется потребность чел в уважении, одобрении, принятии)

· Инструментальная (осуществление совместной деят-ти)

· Социализации (процесс включения чел в соц. среду, усвоение стереотипов поведения, соц. норм, обычаев…)

 

Классификации, особенности больших и малых групп

Классификация:

· реальные(компания друзей, рабочий коллектив)

· условные группы (выделяются по какому – либо критерию умозрительно)

¾ формальные (для выполнения формальной цели)

¾ неформальные (являются следствием личного стремления определенных людей к контактам)

ü большие группы (от нескольких десятков до нескольких сотен чел)

o невозможно или крайне затруднительно непосредственное взаимодействие всех членов группы

o установление контакта между членами группы осуществляется с помощью технических средств и СМК

o не всегда наблюдается чувство единства

o каждая группа имеет свою организационную структуру, отличается динамикой своего существования

ü малые группы (от 2 – 20 до 3 – 100 чел)

o прямой или косвенный контакт между всеми участниками группы

o участники имеют четкое представление друг о друге

o существует эмоциональное отношение, связывающее членов группы

o есть общие нормы и правила поведения

 

Неформальные малые группы

· контактность

· целостность

· стабильность состава

· устойчивое взаимодействие

· наличие внутренней структуры

· удовлетворение личных запросов через принадлежность к малой группе

Через принадлежность к неформальной малой группе люди получают позитивные переживания, эмоциональную поддержку, внимание. Общаются и реализуют свои способности. Удовлетворяют информационные потребности, приобретают некоторый статус, которого они лишены в иных сферах.

 

Ролевое поведение в группах

Роль – это образец поведения в определенной ситуации, своеобразный шаблон, она нормативно одобрена, относительно устойчива, воспроизводима индивидом в зависимости от соц. статуса или позиции в об-ве. Понятие было введено Линтоном, Миддом.

Исполнение той или иной соц. роли накладывает отпечаток на чел, особенной в профессиональном отношении.

В целом упорядоченность повседневной жизни в значительной мере обусловлена тем, что каждый исполняет то одну, то другую роль редко задумываясь об этом. Только в необычных обстоятельствах роль начинает осознаваться во всей полноте.

 

Ролевые ожидания:

Ролевые ожидания – это определенные предписания, ожидания и представления о том, как другой чел будет реагировать на то, что мы делаем в той или иной роли.

Ролевое поведение – это поведение индивидов в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Необходимыми условиями ролевого поведения являются ясность и приемлемость роли. Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь ее деят- ти с другими людьми. Приемлемость роли состоит в том что чел готов ее выполнять осознанно поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приносить ему определенное удовлетворение.

 

Комм-ия в орг-циях

Комм-ия в орг-ции – это информационное взаимодействие, в которое люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций.

Комм-ия в орг-циях осуществляется:

· сверху вниз (нисходящая)

· снизу вверх восходящая)

· по горизонтали (горизонтальная)

Слухи – искажение информации, но по этому каналу информация передается гораздо быстрее, чем по всем официальным каналам. 80-90% слухов точно в отношении информации о самой орг-ции. Уровень точности значительно снижается, если речь идет о личной эмоционально окрашенной информации.

Наиболее правильна такая система комм-ии, где все сотрудники участвуют в организационных комм-ях. Имеются 2стороние каналы обменом информацией.

 

Руководитель:

Должен учитывать:

· Настроенность как своей, так и противоположной стороны

· Взаимные ожидания

· Уметь сопереживать

Чем выше ранг руководителя, тем больше информации проходит через него. Однако руководитель должен обеспечить прохождение информации в те звенья комм-ой цепи, которые нуждаются в ней.

 

Стили управления:

Либеральный стиль: руководитель использует преимущественно неформальную многоканальную систему комм-ии, поощряет расширение связей по всем направлениям. Неформальные сети способствуют осуществлению оптимальной связи и максимально точной передаче информации.

Консервативный (авторитарный) стиль: поощряет хорошо структурированную цепь команд, ограничивается число связей, комм-ия осуществляется преимущественно сверху вниз. Много информации искажается, теряется в каналах прямой и обратной связи. Неформальная сеть комм-ии препятствует работе основной сети.

 

 

Комм-ая политика:

Комм-ая политика – это система принципов по отношению к взаимодействию, обмену информацией с внешними орг-ми или системами. Ее придерживается какой – либо субъект комм-ии (руководитель или подчиненный).

Комм-ая политика руководителя укрепляет принцип коммуникативности в орг-ции. (контроль, мотивация, пердача информации, эмоции)

 

Офис в системе комм-ии:

· Офис эволюционировал. 200-300 лет назад существовали «конторы писаря». Основное средство передачи информации было гусиное перо.

· Конец 19в появляются механизированные офисы. Изобретение пишущей машинки. Появляется почта, телеграф, телефон.

· Первая половина 20в электрофицированный офис. Используются аппараты, работающие на электроэнергии. Диктофоны, устройства вводы\вывода информации.

· Середина 20в появляется ЭВМ.

· Электронный офис, интеллектуальный, умный офис. Электронная техника перемещается с периферии управления в центр. Осуществляется интенсивная комм-ия, перерабатывается информация, принимаются решения.

· Автоматизированные офисы. Все движется к упрощению. Внедряются системы диалога с техникой.

 

 

Комм-ая личность

1) Понятие человек, индивид, личность. Социологические концепции личности.

Человек, индивид, личность:

Человек – представитель рода человеческого, он отличается от всех живых существ сознанием, мышлением, языком, социальностью…

Индивид – отдельная человеческая особь, взятая из своей физической и социальной неповторимости.

Личность – целостная структура социально значимых качеств, приобретенных индивидом в совместной с другими деят-ти и общении. Это субъект (активное начало, сам принимает решения) и объект (пассивное начало) социальных взаимодействий и связей. Чел личностью становится, а не рождается. Всякая личность является индивидом.

 

Социологические концепции личности:

Ла ла ла

 

2) Личность в системе комм-ии: языковая и комм-ая личность

Языковая личность

Наиболее разработана теория языковой личности у Юрия Караулова, который под языковой личностью подразумевал личность, способную создавать и воспринимать речевые тексты.

3 уровня языковой личности:

* вербально - семантический - это собственно-языковая характеристика. Включает в себя запас слов и словосочетаний- словарный запас.

* когнитивный - познавательный. Он связан с интеллектуальным потенциалом личности, её познавательной деятельностью.

* прагматический - раскрывает цели и задачи коммуникации. Интересы, мотивы, коммуникативные установки,

 

Коммуникативная личность

Понятие коммуникативной личности шире языковой личности. Проявляя себя в общении, личность выступает как личность коммуникативная. Данное понятие включает в себя вербальный, не вербальный код коммуникации, использование искусственных и смешанных кодов.

Параметры коммуникативной личности

· Мотивационный.

Определяется коммуникативными потребностями. Это мощный стимул для коммуникативной деятельности личности.

Коммуникативная потребность- нужда во взаимодействии, обмен информации с кем-либо. Чем настоятельнее коммуникативная потребность тем устойчивее коммуникативная установка.

Коммуникативная установка- состояние предрасположенности человека к осуществлению какой-либо коммуникации.

· Когнитивный

Формируется в процессе приобретения познавательного опыта у индивида.

Функциональный. Характеризует коммуникативную компетентность, т.е. на сколько успешно человек достигает поставленной цели в процессе социальной коммуникации

 

3) Хар-ка комм-ой личности

Для эффективного взаимодействия с членами общества, коммуникативная личность должна обладать рядом индивидуальных характеристик:

1) Коммуникабельность – способность легко устанавливать легко устанавливать и поддерживать контакты

2) Харизма- исключительная одарённость, личное обаяние, притягательность. Обусловлено не только внешними данными но и внутренними характеристиками. Героизм, мудрость, целеустремлённость, понимание цели, склонность к лидерству.

3) Коммуникативный стиль – это привычные, устойчивые способы поведения, присущие человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействий с людьми.

4) Коммуникативная компетентность. Актуализируется с учётом конкретных соц условий коммуникации. Является составляющим компонентом соц статуса и оценивается целым рядом факторов: знания об окружающем мире, соц ценностями, способностью адекватно воспринимать информации. Она включает в себя возможность прогнозировать ситуацию, коммуникативное исполнительское мастерство(умение найти адекватную тему общения структуру и умение реализовать коммуникативный замысел) умение контактировать с людьми разного возраста, пола, статуса, способность разбираться в себе, в своём партнёре. Умение снимать излишнее напряжение, преодолевать коммуникативные барьеры. Знание норм и правил общения, развитую речь, понимание невербального языка.

Сверх коммуникативная личность - наделен всеми коммуникативными качествами

 

Межкультурная комм-ия

1. Культура. Элементы и признаки культуры

Культура- характерный образ мыслей и действий, способ духовного освоения действительности. На основе выявления ценностей, воплощаемых в образцах деятельности, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации.

Элементы культуры:

· язык

язык влияет на носителей.

· фольклор

отражает типичные черты

· знание и убеждения

знания могут быть как и практическими, так и теоретическими. Пройдя через критическое вопрошание, знания становятся убеждениями.

Ценности – это определяющий элемент культуры.

 

Признаки культуры:

· Самодостаточность культуры

Не зависит от отдельных индивидов

· Целостность

В каждой культуре одни эл-ты уравновешены другими

· Внешние и внутренние проявления культуры

Внешние феномены открыты, доступны наблюдению. Внутренние – не наблюдаем извне.

· Явления, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе

· Св-ва людей, не регулирующиеся биологическими инстинктами

· Сознание и менталитет

Надинстинктивное поведение чел становится возможным благодаря сознанию. Любой культурный элемент связан с сознаниями, навыками, ценностями, традициями…, т.е. с менталитетом (mentalis – умственный, духовный) – своеобразие видения личностью окружающего мира и специфика реагирования личностью на этот мир. Определено географическими, политическими, экономическими условиями историческом аспекте.

· Деятельность и образцы поведения.

Представители разных народов по разному действуют в аналогичных ситуациях

 

2. понятие межкультурной коммуникации. Актуальность проблем межкультурной коммуникации

Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. При взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступаю в сложные отношения. Помимо понятия межкультурная комм-ия встречается понятие кросскультурная комм-ия.

Межкультурная комм-ия – это адекватное взаимопонимание двух участников комм-го акта, принадлежащих к разным национальным культурам.

 

3. особенности вербальной коммуникации у разных народов.

Каждый конкретный акт комм-ии определяется культурными различиями собеседника, в зависимости от их специфики межкультурной комм-ии принято различать: коллективистский и индивидуалистский виды культур.

Коллективистские культуры:

Главной ценностью является отождествление себя с коллективом. Около 70% всего мира живет в этой культуре (Россия, Япония, Китай, Латиноамериканские, Африканские страны…). Представители могут употреблять местоимение «мы» высказывая личное мнение. Они часто забывают свои личные интересы ради успешного межличностного взаимодействия. Человек в таких культурах оценивает свои способности устанавливать контакт с другими людьми.

Индивидуалистические культуры:

Акцент делается на личность, главная ценность – индивидуализм (Германия, Австралия, Нидерланды, Канада, США, Великобритания). Каждый чел имеет свои принципы и убеждения, все поступки чел направлены на себя, преобладает осознание своего Я. Предпочтение отдается соревнованию и конкуренции.

 

Закономерно, что тот и другой тип культуры порождает свой тип общения. Представители коллективистских культур стараются избегать прямых взаимодействий, делают акцент на невербальных средствах комм-ии. Индивидуалистские культуры предпочитают прямые формы общения, открытые способы решения конфликтов. Преимущественно используются вербальные средства.

 

Стили вербальной комм-ии:

¾ Прямой вербальный стиль

Выражает истинные намерения говорящего. Характерен для индивидуалистской культуры США.

Наиболее яркая черта американского стиля – использование четких однозначных слов типа абсолютно, определенно, конкретно. Английский язык склонен подчеркивать личностность разговора, он нацелен на неформальность и симметричное распределение власти.

¾ Непрямой вербальный стиль

Характеризует речевые сообщения, которые камуфлируют, скрывают истинные желания, цели, потребности говорящего. Характерен для коллективистских культур юго-восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам. Народы этих культур хорошо умеют подстраиваться под собеседника, в случае несогласия с вашей позицией промолчат либо скажут «да», при этом сделают все по – своему. Используются неясные, двойственные значения слов и выражений. Используются выражения может быть, кое- что, вероятно…

¾ Искусный вычурности

Предполагает использование богатого экспрессивного языка в общении. Язык Арабских стран.

Если араб прямо и точно выскажет, что он имеет в виду без ожидания сверх убежденности, другие арабы могут подумать, что он имеет обратное. Арабы часто ошибаются, полагая, что иностранцы думают совсем не то, что они говорят, даже если их язык прост и понятен. Для арабов простое «нет» может означать туманно выражаемое согласие или поощрение. С другой стороны прямое согласие может означать отказ или просто одержимость. Основа обычного разговора между египтянами это протест. Если чел в Египте приглашают зайти в гости на чашку чая, он должен вежливо отклонить предложение с десяток раз, прежде чем дать согласие.

 

4. невербальная коммуникация в разных культурах

Кинесика (наука о движениях, жестах, мимике).

Тактильное взаимодействие. Люди из коллективистских культур испытывают потребность в тактильном взаимодействии больше, чем представители индивидуалистических культур, склонных к сдержанности в проявлении чувств.

Чувства времени в разных культурах. Холл выделил 2 типа культур, различающиеся восприятием времени и его организации:

· монохромные

Делать одно дело в одно время. Составляют расписания, разделяют личное и деловое время.

США, центральная и северная Европа

· полихромные

Делание многих вещей в одно и то же время. Взаимоотношение между людьми важнее планов и графиков.

Южная Европа, Латинская Америка, ближний Восток.

 

Своеобразным критерием отношением ко времени в разных культурах может служит величина допустимого

опоздания. Холл выделил 5 временных интервалов при опоздании на встречу:

· время невнятного бормотания

Вы что –то бормочите вместо объяснений по поводу своей задержки

· время небрежного извинения

Вы должны слегка извиниться за опоздание

· время легкой обиды

Умеренно грубое опоздание, за него следует извиняться

· опоздание средней грубости

· оскорбительное опоздание

 

Для людей из монохромных культур стадия невнятного бормотания наступает при 5- минутном опоздании. Если они опоздали на 10 – 15 минут – они небрежно извиняться.

Для полихромных культур обычной является ситуация опоздания на 40 – 60 минут и отсутствия намека на извинение.

 

5. процесс аккультурации. Культурный шок.

Процесс аккультурации:

Аккультурация – это процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой. Культура донора.

Формы аккультурации:

Решаются 2 проблемы:

· сохранить свою культурную идентичность

· включиться в чужую культур

и в зависимости от комбинации решения этих проблем выделяются разные формы, такие как:

¾ Ассимиляция (,уподобление)

вариант аккультурации, при котором чел полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.

¾ Сепарация (отделение)

Отрицание чужой культуры при сохранении и идентификации со своей.

¾ Маргинализация

Потеря идентичности собственной культуры, отсутствие идентификации с культурой большинства.

¾ Интеграция

Идентификация как со своей, так и с чужой новой культурой.

 

Результаты аккультурации:

Важным результатом является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Существует ряд факторов, который влияет на процессы адаптации:

¾ Возраст (мелким легче)

¾ Пол (жен легче)

¾ Образование и жизненный опыт

Адаптацию обычно рассматривают в 3х аспектах:

· Психологическом

Достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры

· Социокультурном

Заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и об-ве

· Экономическом

Наличие работы, удовлетворенность ее, благосостояние, достижение профессиональное

 

Культурный шок:

При контакте с чужой культурой происходит знакомство с новыми ценностями. Не редко контакт с иной культурой ведет к разнообразным проблемам и конфликтам, связанным с ее непониманием. Опыт новой культуры является неприятным, шоковым. Он может привести к негативной оценки собственной культуры, он м.б. неожиданным.

 

Сер 20 в антрополог Оберг.

Культурный шок – это шок от нового; состояние, испытываемое чел при контакте с чужеродной культурой.

 

Механизмы развития культурного шока:

1) Медовый месяц

2) Непривычная окр. среда и культура оказывают свое негативное воздействие. Все большее значение приобретают психологические факторы, вызванные непониманием местных жителей.

3) Критический этап. Культурный шок достигает максимума.

4) Появление оптимистического настроя, чел уверен в себе, удовлетворен своим положением в об-ве. Приспосабливается, интегрируется в новое об-во.

5) Полная адаптация к новой культуре. Индивид и окр. среда полностью соответствуют друг другу.

 

 

Гендерные различия в социо - коммуникативных процессах

1) Понятие гендер. История гендерных исследований

К настоящему времени проведено много исследований посвященных различиям между муж и жен, при этом когда говорят о биологических различиях, ученые используют термин «пол», когда же говорят о психосоциальной и социо – культурной роли муж и жен, то употребляют термин «гендер».

Гендер понятие более широкое, обозначающее социо – культурный пол. Быть в об-ве муж и жен, значит следовать определенным социо – культурными ожиданиям.

Исследователи признают комплексный характер пола. Он состоит из компонентов связанных между собой:

· Пол, как биологическая категория (набор гормонов, сочетание генов)

· Пол, как социальная категория (предназначение от рождения, принятие роли)

 

История гендерных исследований:

Родоначальницей современного феминизма стала франц. Симона Де Говуар (книга «Второй пол»)

19- 20 вв. стали для жен временем установления социального и политического равенства.

В сер 20 в наблюдается всплеск интереса к гендеру в лингвистике. В социологии появляется социальная феминология – наука о положении и функциональных ролях женщины в об-ве.

 

2) Социальные и психологические особенности муж и жен

Социальные особенности:

На сегодня признается, что многие различия между полами в таких сферах как распределение ролей, особенности поведения, статус имеют в сущности культурные, а не биологические основания.

Гендерная поляризация (это организация соц. жизни вокруг различий между муж и жен) приводит к тому, что минимальные различия в биологии становятся максимально присутствующими в соц. жизни.

Совсем необязательно рассматривать биологию и культуру в качестве соперников, поведение, обусловленное нашей биологической наследственностью, усиливается культурой, т.е. биология и культура взаимодействуют.

Психологические особенности:

 

3) Муж и жен типы комм-ий

муж Жен
Менее гибкий, менее ориентированный на собеседника Менее авторитарен, более демократичен
Более динамичен Более тактичны, вежливы и менее самоуверенны
Распространенный жанр беседа, информация (говорят четко, конкретно) Ориентированы на собеседника
Не ориентируются на собеседника Чаще используют обратную связь (Н: слово «да»)
Стиль общения подкрепляет их авторитет в об-ве Более гибкие во время разговора (легче переключаются с одного на другое)
Более склонны к авторитарности (берут на себя роль лидера) Характерна вежливость, сдержанность
Более уверенно смотрят в глаза, реже улыбаются Речь эмоциональна (различные частицы, восклицания, суффиксы…)
Характерна «психологическая глухота» Лучше разбирается в невербалике
Плохо описывают психофизиологические состояния  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.105 (0.167 с.)