Ламаизм после реформы Цзонхапы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ламаизм после реформы Цзонхапы.



ТИБЕТ, район Центр. Азии, в пределах Тибетского нагорья (к северу от Гималаев). Территория Тибета в административном отношении разделена между Тибетским автономным районом и соседними провинциями Китая. Тибетское государство было образовано в VII в., когда царь Сонгцэн Гампо объединил страну. Сами тибетцы называют свою страну «Бон». Как предполагает известный тибетский ученый, слово «бон» происходит от названия древней тибетской религии бон и означает «учение» или «обычай». Бон – этошаманизм. Тибетцы были убеждены, что весь мир заселен духами, доброжелательными или недоброжелательными по отношению к человеку. Поэтому были специальные люди – шены (в Сибири шаманы), заклинатели, которые проводили особые ритуалы и жертвоприношения для восстановления гармонии с природными силами.

Впервые буддизм проник в Тибет в 433 г. Был обращен царь Лхатхотхори, к-рый позднее был признан воплощением Бодхисаттвы щедрости Самантабхадры. При нем в Тибет были принесены санскритские буддийские тексты. Через пять поколений престол занял Сонгцэн гампо (617-698), названный первым царем Дхармы и воплощением Бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Он послал семерых знатных людей обучаться в Индию, чтобы перевести буддийские тексты, а позднее, дабы сделать их доступными для тибетцев, поручил составить тибетский алфавит и грамматику, удобные для перевода текстов с санскрита. При Сонгцэне Гампо буддийские сутры и трактаты поступали из Китая и Непала, также как и из Индии. По совету своих двух жен, непальской и китайской принцесс, он составил свод правил обязательного поведения (фактически конституцию), согласно буддийским этическим нормам, упрощенным для условий Тибета.

Второй великий царь Дхармы Тибета – Трисонг Дэцэн(795-797 гг.) – считался воплощение Бодхисаттвы мудрости Манджушри. Он решил сделать буддизм государственной религией и пригласил из Индии знаменитого проповедника и философа Шантаракшиту, настоятеля крупнейшего монастыря-университета Наланды. Сразу после прихода Шантаракшита столкнулся с большими трудностями. Шаманы бона считали, что буддизм представляет собой угрозу для их религии. Они призвали на помощь местных гневных демонов, творивших наводнения и землетрясения и бросавшихся в атаку на всех, кто проповедовал новую религию. Шантаракшита понял, что он сам не способен контролировать этих демонов, и предложил царю пригласить в Тибет знаменитого буддийского мастера и мага Падмасамбхаву. Пасмасамбхаву обладал глубоким знанием шаманских практик и, появившись в Тибете, подчинил всех демонов, препятствовавших распространению буддизма. Вместе с царем трисонгом и Шантаракшитой он приступил к постройке монастыря Самье, к-рый стал первым институтом изучения буддизма в Тибете. Царь пригласил переводчиков из Индии, Непала, Камира и даже из Китая для перевода буддийских текстов. Шантаракшита посвятил в монахи первых семерых тибетцев. Постепенно они стали помогать индийским мастерам в переводе.

В это время начала распространяться и тантрическая форма буддизма (ваджраяна). Монахи носили одежды шафранового цвета, а миряне-практики тантры – белого. Царь одинаково уважал оба направления и разрешал монахам и мирским йогинам не только стоять в своем присутствии, но и наступать на свои длинные, до земли, косы, что считалось признаком высочайшего расположения.

Три сына Трисонга также много сделали для распространения буддизма в Тибете. Старший из них, Муне, во время своего правления пытался даже в законодательном порядке уравнять бедных и богатых, введя своеобразный коммунизм, но эта попытка потерпела крах – он был убит в результате заговора. Царь ралпачена (817-836 гг.), считавшийся воплощением Бодхисаттвы могущества Ваджрапани, велел составить словарь буддийских понятий и свод правил перевода с санскрита, обязательных для всех переводчиков. Эти ранние переводчики, многие из к-рых были учениками Падмасамбхавы, подготовили тексты. Они стали называться ранними переводами и старыми тантрами и дали начало школе, позднее названной ньингма – буквально «древняя».

Однако следующий царь Лангдарма (836-841 гг.) начал гонения на буддизм. За 5 лет буддизм в Центральном Тибете был полностью истреблен, но Лангдарма был убит буддийским монахом, а Тибетская империя распалась. Так закончился ранний период распространения буддизма в Тибете.

С начала XI в. началось его возрождение. Появились новые переводы текстов, к-рые стали называть новыми тантрами, а саму эпоху – периодом позднего распространения буддизма. Из Индии были приглашены многие известные мастера. Т.о., на основе различных учений и текстов возникли новые школы – кадам, сакья, каджу и др. В 1253 г. впервые правителем всего Тибета стал духовный иерарх школы сакья – монах Пакпа. Через 100 лет власть перешла к сторонникам школы каджу. В XV в. знаменитый ученый Цонгхкапа (1357-1419 гг.) основал еще одну школу – гелук – влияние к-рой постепенно возрастало. С середины XVII в. страной стали править Далай Ламы – духовные лидеры этой школы. Период правления Далай Лам длился вплоть до 1959 г., когда в Тибет вторглась китайская коммунистическая армия. В ответ на ее бесчинства вспыхнуло народное восстание в Лхасе – столице Тибета и в других местах. Оно было потоплено в крови. 14-й Далай Лама и многие известные учителя бежали в Индию, а в Тибете начались гонения на буддизм. В первые же годы китайской «культурной революции» они превратились в настоящий геноцид тибетского народа. Из 6 млн. тибетцев, проживавших в стране в середине века, около млн. погибли в тюрьмах и лагерях, более 100 тыс. бежали из страны. Из существовавших 6259 монастырей были разрушены практически все (кроме 13). Из 600 тыс. монахов и монахинь погибло около 110 тыс., а остальных под страхом смерти заставляли отказываться от обетов.

В эмиграции тибетцы возвели множество монастырей в местах своего проживания и древних местах буддизма, возобновили обучение, выпуск книг; стали процветать национальные ремесла. С конца 80-х гг. XX в. в Тибете открылось около 200 монастырей, однако власти строго регламентируют число монахов и контроируют образование. С конца 60-х гг. многие известные тибетские учителя перебрались жить в различные страны Запада, где у них появились новые приверженцы, прежде всего среди молодежи. Открылись новые учебные центры, храмы и даже приобретаются земли для монастырей. По скорости роста популярности на Западе тибетская разновидность буддизма вышла на первое место.

Буддизм проникал в Тибет из соседних стран в разных формах: махаяны, китайская школа медитации чань, тантрические традиции махасиддхов из Кашмира и Бенгалии, тайные учения внутренних тантр и др. В то время в Тибете можно было встретить проповедников манихейства из Ирана, несторианских христиан и даже суфиев (мистиков-мусульман) из Средней Азии. Итогом такого взаимодействия и стала традиция, к-рая называется «тибетским буддизмом».

В Тибете сохранены и активно практикуются все три главных направления буддизма – хинаяна, махаяна и ваджраяна, при этом подчеркивается первостепенное значение махаяны. Все тибетцы считают себя последователями махаяны, но трудно найти среди них того, кто не был бы посвящен в какие-то учения ваджраяны. Тибетцы также изучают и практикуют учения хинаяны, к-рые составляют основу пути. Разработаны подходы, позволяющие следовать всем трем направлениям одновременно.

Индийские мастера-пандиты, посещавшие Тибет, или тибетские переводчики-лоцавы, путешествовавшие в Индию, приносили в страну различные тексты, практики и тайные учения. Основывали (или продолжали в новых условиях) традиции передачи мистических учений. В течение нескольких поколений эти знания и практики передавались от учителя к ученику, а затем некоторые из них стали распространяться более широко. В дальнейшем, в XII-XIV вв., когда началось массовое строительство монастырей, близкие линии передачи объединились в монашеские ордена. Крупные монастыри превратились в учебные центры, в к-рых детально разрабатывались вероучение. Примерно так появились в Тибете крупные школы. Обычно говорят о четырех школах в тибетском буддизме: ньингма, сакья, каджу и гелук, но на самом деле их намного больше, и трудно определить их точное число.

Все школы можно разделить по времени возникновения, а точнее, начала формирования на две группы – ньингма, или «древнюю школу», и сарма, или «новые школы» (их насчитывается несколько). Эти школы не являются сектами. В буддизме, строго говоря, нет понятия ереси. Все течения и точки зрения, разделяющие некие общие положения, имеют право на существование. В учении всех тибетских школ общее составляет примерно 85%. Все школы считают себя последователями буддизма Махаяны, все считают философию срединности – Мадхьямаку – высшей, в различных ее интерпретациях, все включают учения сутр и тантр, все изучают почти один и тот же набор индийских трактатов с собственными комментариями. Общая структура практики одинакова. Школы имеют свое особое, тайное учение и практику, к-рые считаются наивысшими, а также разных собственных божеств созерцания – йидамов и охранителей учения – дхармапал. Различаются школы также в некоторых обрядах, ритуалах и второстепенных внешних особенностях (например, цвете шапок у монахов). Сами тибетцы чаще всего вообще не вдавались в подобные тонкости и относились с равным уважением к представителям всех школ. История Тибета не знает внутренних религиозных войн.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.005 с.)