Политические партии Казахстана в досоветский период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические партии Казахстана в досоветский период



Партия «Кадеты»

Кадеты (конституционно-демократическая партия; с января 1906 г. имела второе название – «партия народной свободы») – крупная левая либерально-буржуазная политическая партия в России в 1905–1917 годах.

Программа: конституционно-парламентарная монархия, демократические свободы, принудительное отчуждение помещичьих земель за выкуп, законодательное решение «рабочего вопроса». Основателями и лидерами партий являлись П. Н. Милюков, А. И. Шингарев, В. Д. Набоков и др.

Печатные органы: газета «Речь», журнал «Вестник партии народной свободы». В 1-й и 2-й Государственных думах занимали главенствующее положение. Поддерживали политику правительства в 1-й мировой войне, инициаторы создания Прогрессивного блока. Преобладали в первом составе Временного правительства. После Октябрьской революции партия кадетов была запрещена.

Партия народной свободы представляла левый фланг российского либерализма. Кадетов еще уважительно называли «профессорской партией», имея в виду высокий образовательный и культурный уровень рядовых членов и созвездие имен в руководстве партии. Конституционные демократы предложили России проверенные конституционные решения и либеральные ценности, давно привившиеся в парламентских государствах. Однако эти ценности и идеалы оказались невостребованными, что явилось трагедией российского либерализма.

Политическое согласие и общность взглядов казахской элиты с кадетами закончились уже к 1917 г. Во многом это объяснялось позицией кадетов, входивших во Временное правительство России, и откладывавших скорейшее разрешение национального вопроса. Политические расхождения привели тогдашнего фактического политического лидера культурной элиты А. Букейханова к выходу из партии кадетов в мае 1917 г. В статье «Почему я вышел из партии кадетов» он писал о трех основных разногласиях с кадетами: по вопросу о национальной автономии, взаимоотношений государства и религии, о частной собственности на землю.
Дело в том, что кадетами признавалась культурная автономия, а не государственное самоопределение нации. А между тем главной целью лидеров казахской элиты было создание автономной казахской государственности в составе России. «Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия – народная власть, федерация – союз великих государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах», подчеркивалось в программе «Алаш».

Во-вторых, в отличие от кадетов, признававших за религией «первенство почета во всех актах государственной жизни», лидер казахских национал-демократов настаивал на отделении религии от государства: «Как видно из истории французского, русского и других народов, представители духовенства, получающие жалованье за счет государства, будут зависимы от правительства. По этой причине следует отделить религию от государства, если мы хотим, чтобы религиозные дела казах-киргизов развивались успешно...». В этой связи надо отметить, что все деятели партии «Алаш» по своим личным убеждениям в целом были неверующими, «но многие вопросы социально-экономического характера связывали с религией, что должно было, по их мнению, помочь привлечь массы на свою сторону».

В-третьих, кадеты считали необходимым введение частной собственности на землю, А. Букейханов полагал это преждевременным в условиях Казахстана, поскольку это привело бы к закреплению колониального положения казахов, вытесненных с лучших земель европейскими переселенцами, а также к распродаже бедными казахами своих земель и их люмпенизации, превращение их в батраков. «Все ранее отобранные у казахов переселенцами земли должны быть возвращены обратно, и туземцы должны быть с землею в первую очередь», – так ставился вопрос в будущей программе партии «Алаш», объединившей в 1917 году лучший цвет демократической казахской интеллигенции.

Партия «Алаш»

Партия «Алаш» (1917–20 г.г.) – казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии – Алихан Букейханов. Официальный орган партии – газета «Қазақ». Образована из группы членов партии кадетов – этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 года.
Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Проект программы партии «Алаш», опубликован- ный перед выборами в Учереди- тельное собрание России, ставил в качестве первоочеред-

 


ных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство автономий, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции.

После длительной подготовки в июле на первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А. Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции.

На втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским Учредительным собранием.

Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М. Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 года выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бірлік жуы», редактором которой был Мустафа Шокай.

Отвергая насилие, алашевцы выступали против диктатуры одного класса над другими, были несогласны с большевиками по вопросу о классово-репрессивной природе государства как орудия классового угнетения. В этом смысле алашевцы солидаризовались с социалистами-демократами России, считавшими, что в демократическом обществе возможна гармонизация интересов различных классов в рамках правового государства.

Алашевцы в своей программе выступали за наиболее передовую тогда президентскую форму правления и демократический характер выборов, обеспечивающий участие в выборах «всех без различия происхождения», а также неприкосновенность личности, свободу слова, печати и союзов

Как трезвые реалисты-прагматики алашевцы не увлекались голым поверхностным популизмом и национализмом и тем более экстремизмом. Этим объясняется их мужественная гражданская позиция, занятая ими вопреки господствовавшим в казахском обществе мнениям и настроениям и поверхностно оцененная некоторыми исследователями как «предательство» ими национальных интересов казахов. А. Букейханов, А. Байтурсынов и М. Дулатов опубликовали в августе 1916 года письмо-обращение «Гражданам Алаша», где они выступили с призывом не сопротивляться приказу российского правительства о призыве на военно-тыловые работы. «Отказаться от этого нельзя, власть нам этого не простит, она на законных основаниях применит репрессивные меры. В степь выйдут войска – народ лишится покоя, одинаково пострадают и люди, и скот, нарушатся основы уклада... Военное положение для народа равносильно катастрофе».

Партия «Алаш» предполагала устроение обществено-политической жизни в соответствии с европейскими демократическими политическими ценностями. В то же время доминировавшая в культурной элите западническая культурно-цивилизационная ориентация не означала разрыва с тюркским и исламским миром.

Партии «Алаш» не удалось осуществить национальную консолидацию в 1917–1919 г.г. Причины состояла в наличии ряда противодействовавших факторов.

Во-первых, Алаш объединяла в основном узкий слой интеллигенции. Казахское общество, 80–90 процентов которого составляли безграмотные шаруа, не сумело поддержать идеи справедливости, гуманизма и независимости. Непросвещенность масс, оторванность от центра политической борьбы и революционного движения стали препятствием на пути к заветной цели.

Во-вторых, долгое время у казахской интеллигенции отсутствовала четкая программа политической борьбы. Думается, и партия Алаш была создана слишком поздно. Время ее создания и принятия четкой программы политических действий за образование независимой казахской государственности произошло в середине и конце 1917 года, когда инициатива постепенно переходила к большевикам с их популизмом и железной дисциплиной.

В-третьих, существование представлений о родоплеменном генеалогическом родстве и влияние связанного с этим племенного сознания, распространенных в среде кочевого и полукочевого населения, составлявшего большинство казахов, тормозило формирование национального самосознания и национального единства. Воздействие племенного разделения отразилось и в документах Второго Всеказахского съезда: «В Джизакском уезде идут беспорядки: киргизы нападают друг на друга, отбирают скот... Киргизы Джизакского уезда из рода Аргын имеют сильное желание выделиться из автономного Туркестана и присоединиться к Казак- Киргизской автономии, если таковая будет объявлена».

В-четвертых, препятствовало региональное размежевание. Второй всеказахский съезд, проходивший 5–13 декабря 1917 г. в городе Оренбурге без обсуждения принял программу партии «Алаш» и избрал ЦК во главе с А. Букейхановым. Основным итогом стало решение о создании «Временного народного совета «Алаш-Орда» в составе 25 человек, 15 из которых было избрано на съезде, а 10 мест было зарезервировано за представителями некоренной национальности. Совету «Алаш-Орда» предписывалось «немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением».

В-пятых, серьезной неудачей деятелей «Алаш» явилась неспособность политически интегрировать интересы казахской нации. Сфера ее представительства не была широкой, не охватывала все группы казахской интеллигенции. Создалась ситуация, когда узкий слой интеллигенции и верхушечных казахских элементов мог только некоторое время опираться на народные массы: «То, что часть масс все же поддерживала движение, объяснялось моментом чисто национальным: лозунг автономии, независимости от ненавистных угнетателей не мог не захватить и не увлечь в борьбу часть масс». Недовольство усилилось отходом от заявленного в программе партии «Алаш» принципа взимания налогов по степени имущественного состояния: «богатый платит больше, бедный – меньше». Постановлением «Алаш-Орды» от 11–24 июня 1918 г. был объявлен немедленный сбор покибиточного сбора по 100 руб., независимо от достатка и богатства владельцев. «В связи с налогом имела место оппозиция в рядах Алаш-Орды, протестовавшая против покибиточной подати».

Федерация представлялась оптимальной формой правового регулирования взаимоотношений центра и национально-территориальных автономий. Самостоятельность в форме автономии не означало полной независимости. В этом требовании лидеры «Алаш» были реалистами, учитывая глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России. Детальное разграничение полномочий центра и автономий представлялось делом, регулируемым последующими договоренностями и законодательством. Лидер «Алаш-Орды» Алихан Букейханов в обращениях к предполагаемым союзникам заявлял, что среди алашистов «нет стремлений к сепаратизму. Мы едины с великой демократической Федеративной Россией», «Мы – западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток… Получить культуру мы сможем… через Россию, при посредстве русских».

Контрреволюционная буржуазно-националистическая организация в Казахстане в 1917–20 годах выражала классовые интересы баев, феодалов и формировавшейся казахской буржуазии. В своей программе «Алаш» проповедовала идеологию Панисламизма и Пантюркизма, выдвигала лозунг буржуазной автономии Казахстана и отстаивала путь медленного приспособления патриархально-феодальных порядков к условиям буржуазного общества. В борьбе против революционного движения трудящихся «Алаш» смыкалась с русской буржуазией и иностранными империалистами. На 2-м «общекиргизском» контрреволюционном съезде образовано автономное «правительство» Алаш-орды во главе с А. Букейхановым, которое приняло решение о создании вооруженных сил «Алаш» создала свои отделения в Уральской, Тургайской, Семипалатинской области, установила тесную связь с контрреволюционной «Кокандской автономией» с башкирскими националистами. В 1917-18 годах алашордынцам удалось повести за собой некоторую часть трудящихся казахов. Отряды алашордынцев входили в состав белогвардейских войск Дутова, Колчака, Анненкова и др. Коммунистическая партия успешно разрешила задачу политической изоляции «Алаш». В ходе Гражданской войны отряды алашордынцев были разбиты, а «правительство» Алаш-орды было ликвидировано в марте 1920 года Киргизским (Казахским) ревкомом.

^ Партия «Уш жуз»

«Уш жуз» – казахская социалистическая партия, партия радикально-пробольшевистски настроенных слоев населения.

Политические взгляды партии «Уш жуз», возникшей в конце 1917 г., характеризуются противопоставлением партии «Алаш», поскольку «Ушжузовцы» придерживалась политической платформы левых социалистов-революционеров (эсеров), эсеровской концепции объединения рабочих, крестьян, городской мелкой буржуазии в аморфный класс «людей труда». На практике ее активное политическое развитие шло в сторону консолидации с большевиками и к июню 1918 г. большинство «Уш жуз» приняло сторону большевиков. В газете «Революционная мысль» (Омск) 17 ноября 1917 года сообщалось: «Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии «Алаш», организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию «Уш-Жуз», цель партии – объединение тюрко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики».

Предположение А. Букейханова о «западнической» ориентации на оппозиционные российские партии подтвердилось в факте присоединения радикальных элементов казахской интеллигенции к ведущей революционной партии – партии большевиков. С другой стороны, частичное подтверждение его тезиса об ориентации на мусульманские татарские партии проявилось в эклектичности воззрений «Уш жуз». Эта эклектичность проявлялась в сочетании требования тюрко-татарской федерации и популистских лозунгов, близких большевистскому «Вся земля – крестьянам!», включения «справедливых требований шариата в закон казахского суда», хотя согласно программе партии «Алаш», часть гражданских дел и так предполагалось отнести в компетенцию духовных судей-казиев.

Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш жұз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905–1907 года. Печатным органом была газета «Үш жұз». Партия «Үш жұз» была политическим объединением мелкобуржуазных демократов, членами «которой было часть мелких чиновников, кустарей, учителей, фельдшеров, учащихся. По мере поляризации политических сил в Казахстане «Уш жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии «Алаш», выступила против создания «Алаш-Орды». Во время гражданской войны в марте 1919 года был расстрелен, как советский деятель К. Тогусов, также были арестованы и казнены другие лидеры «Уш-Жуз». Лишившись лидера, партия прекратила свое существование.

^ Партия «Шура-и-Ислями»

«Шура-и-Ислями» (март, 1917г. – январь, 1918г.) (в переводе с арабского «совет Ислама» или «Исламский совет») – организация исламизма и тюркизма, политическая организация Туркестана, основанная 17 марта 1917 г. в Ташкента. В «Шура-и-Ислями» вошли представители национальной буржуазии и интеллигенции, феодалов и мусульманского духовенства. Возглавлял ее лидер джадидизма М. К. Абдурашидзанов.

Идеология «Шура-и-Ислями» базировалась на трех тесно взаимосвязях между собой элементах. Этнические консолидации тюрко-мусульманских народов в силах достижения ими национальной самоопределения деструктивного влияния (русской революции) установило на общую этническую и религиозную идентичность тюрко-мусульманских народностей.

Газета «Шура-и-Ислями», а затем замешавшая ее газета «Кешаш» (Совет) выступали в качестве каналов пропаганды и информирования настроя о деятельности и текущих мероприятий партий.

С 16 по 23 апреля 1917 г. состоялся краевой съезд партии «Шура-и-Ислями» где присутствовали делегаты, от 42 местных отделений. Съезд, выражая интересы местных зажиточных слоев населения выступил за национальную – религиозную автономию Туркестана. В составе буржуазной России высказался в поддержку Туркестанского комитета временного права и наметил проведение некоторых реформ в области просвещения и быта. Съезд высказался за создания «краевого совета Туркестанских мусульман»

Со временем своего возникновения «Шура-и-Ислями» стремилась к возможно более тесному союзу с политическими партиями национально-демократического характера, в том числе, и которые, выступали за отделение религий от государства. Например, на третьем мусульманском съезде, состоявшийся 2 ноября 1917 г. и принявшим решения о непризнание советской власти, представители «Шура-и-Ислями» приняли участия наравне с делегатами от «Алаш», меньшевистских и эсеровских партий.

В «Шура-и-Ислями» постоянно шла борьба за руководство между джадимами и улемистами (Высшее духовенство), в июле 1917 г. улемисты вышли из «Шура-и-Ислями» и организовали свою организацию «Шура-и-Улема».

После установления советской власти в городе Ташкенте лидеры «Шуры-и-Ислами» переехали в город Коканд, где провели 4-й чрезвычайный краевой мусульманский съезд. На съезде было провозглашено создание Кокандской автономии. Однако в начале 1918г. Кокандская автономия была свернута военным путем.

В то же время СНК Туркестана и местные советы за антисоветскую деятельность распустили партию «Шура-и-Ислями». В подполье руководителей «Шура-и-Ислями» в союзе с Российскими белогвардейцами, улемистами продолжали борьбу с советскими властями.

Исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шуро-и-Ислами» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «чистого ислама» «Шуро-и-Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С. Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.016 с.)