Билет 16. Общественный строй в период сословно-представительной монархии в России (2 половина XVI В. – 1 половина XVII В. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 16. Общественный строй в период сословно-представительной монархии в России (2 половина XVI В. – 1 половина XVII В. ).



Главе государства по прежнему принадлежали дворцовые и чернотягловые земли и крестьяне. Дворцовые крестьяне – принадлежали царю и его семье и эксплуатировались как обычными феодалами (в виде барщины или оброка). Чернотягловые принадлежали ему так же, но как главе государства. Они платили подати и несли множество повинностей.

Верхушка знати – бояре, ещё больше стало придворным чином. Другая группа – дворяне (служилые люди). В 1565 г. Иван Грозный разделил все государственные земли на земские (обычные) и опричные (особые), конфискованные земли были розданы служилым землям. Эксплуатация крестьян продолжала расти.

Стирались различия между вотчинами и поместьями. С Вотчин, как и с поместий теперь нужно было поставлять определённое количество рекрутов. А поместья можно было завещать, передавать по наследству и оставлять в приданом, а так же переводить в вотчины.

Крестьяне становились ещё более бесправными. Феодалы следили за исполнением крестьянами государственных повинностей. Долги помещика могли быть оплачены крестьянским имуществом, а так же крестьянин мог быть поставлен на правеж. Если господин обвинял крестьянина в совершении тяжкого преступления, то его пытали, а дворян перед пытками расспрашивали и доказывали.

Духовенству по прежнему принадлежали огромные земли в стране (до трети), и было ограничено вложение вотчин *на помин души*, а так же покупать и принимать вотчины любым другим способом. Вотчины купленные или взятые под заклад отбирались и передавались государю. Церковь стремилась к самостоятельности и наращиванию своего влияния внутри страны (патриарх Филарет). Затем из церковной юрисдикции были изъяты дела против религии и церкви, а преступления (политические и разбойные) совершенные духовенством рассматривались светскими судами. Был создан Монастырский указ (для суда над духовенством и сбора с него податей). Были предприняты шаги по ликвидации *Белых Слобод*.

Городское население. Население городов продолжало увеличиваться. Городская знать ведала сбором тягла с посада и имела право участвовать в Земском Соборе. Крупнейшие купцы (гости) могли становиться думными дьяками и дворянами. Так же закон предусматривал дополнительную ответственность за оскорбление их чести. К XVII в. сложилось сословие *посадские люди* (гости, гостиная сотня, суконная сотня, черная сотня и слободы). Посадские люди освобождались от посадского тягла в связи с получением привилегий, но на них возлагалась организация торговли, составление списков купцов в городах и сбор пошлин с тяглового населения.

 

Билет 17. Государственный строй в период сословно-представительной монархии в России (2 половина XVI в. – 1 половина XVII в.).

В 1549 г. была учреждена *Избранная рада* (Ближняя Дума), состоящая из особо доверенных царем лиц, решавший с ним наиболее важные вопросы.

Власть царя опиралась на специальный опричный корпус, выполнявший функции личной охраны царя, политического сыска и карательного аппарата, борющийся против противников Ивана IV и с народными массами. Стали собираться сословно- представительные органы (Земские соборы).

Царь – глава государства, облаающий правами в области законодательства, управления и суда. Он правил вместе с Боярской Думой и Земским Собором, который с конца XVI в. утверждал царя на престоле.

Боярская Дума формально сохраняла свои полномочия, но сильно ослабевала в годы опричнины. При ней создавалось специальное делопроизводство, канцелярии с дьяками и подьячими. При подготовке дел образовывались специальные думные комиссии.

Земский Собор играл большую роль в этот период времени. В него входила Боярская Дума, высшее духовенство и выборные представители дворянства и городов. Земские соборы собирались не систематически, но довольно часто, а вопросы, рассматриваемые на нём подготавливались Боярской Думой и царём. Время работы собора была от нескольких часов до нескольких лет.

Система ПРИКАЗОВ – органов центрального отраслевого управления – продолжала развиваться и усложняться. Число приказов увеличилось, вырос их штат, более четко определилась компетенция. Появился Поместный приказ (ведавший поместным и вотчинным землевладением и раздававший земли дворянам). Был образован Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский приказы. Некоторым приказам так же было поручение управление отдельными местностями и сбором с них налогов. Часто приказы создавались по мере надобности, без точного определения их компетенций, что порождало волокиту. Существовали приказы для снабжения дворцом всем необходимом (Ловчий, Сокольничий, Постельничий). Все это создавало путаницу в подведомственности и подсудности.

Билет 18. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика.

Соборное уложение было первым печатным кодексом в России и состояло из 25 глав и 967 статей. В главе XI закреплено полное закрепощение крестьян. 2 главы посвящены поместному и вотчинному землевладениями. В главе XIX сказано о важных изменениях в положении посада. В других главах содержались нормы государственного права, судоустройства и судопроизводства, уголовного и гражданского права.

Источниками Соборного Уложения были предшествующие судебники, указные книги приказов, царские законы и боярские приговоры. Большое влияние на его содержание оказали челобитные дворян, а так же некоторые заимствования из законов Византии.

В статьях присутствовала определённая система, но казуальность полностью преодолена не было.

Уложение так же закрепляло преимущество землевладельческой знати.

Законодательство, принимаемое после Соборного уложения обобщалось в новоуказных статьях.

 

Билет 19. Причины возникновения абсолютной монархии в России.

1) Установление абсолютизма внутри страны было вызвано внешнеполитическими причинами: борьба за экономическую независимость страны и выход к морю. Сыграла роль здесь политика царей, направленная на усиление своей власти. Царь теперь мог обходиться без земских соборов.

2) Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы со своих вотчин, сбора подати с покоренных народов и от таможенных сборов, а так же налоги с монополий (водки, пива и меда).

3) Ослабление экономической и политической роли бояр, вызвало ослабление Боярской Думы, которая была заменена Ближней Думой, которая состояла из приближенных к царю лиц.

4) Интенсивное подчинение церкви государству.

5) Поддержание посадом царской власти, по причине ликвидации белых слобод.

6) Сенат сыграл большую роль в укреплении абсолютизма. Он сосредоточил в своих руках управление центральными и местными учреждениями, решая множество вопросов в внешней и внутренней политике.

 

Билет 20. Государственный и общественный строй в России в 1-й четверти XVIII в. Реформы Петра I.

Общественный строй.

В этот период происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян.

Крупнейшим землевладельцем земли был царь. Землей могли обладать лишь дворяне (и торговцы, если их крестьяне трудились на мануфактурах). Духовенство владело лишь небольшой частью земли.

Со временем дворяне Указом о единонаследии добились окончательного слияния вотчины и поместья, превратив последних в наследственную собственность дворян (но только одному из сыновей, но затем 1731 и это было отменено). Дворянство было закреплено как неподатное сословие (другие группы населения платили подушную подать). Для продвижения по службе теперь была важно не знатность происхождения, а служебная годность.

1722 г. был принят Табель о Рангах, который укреплял правовое положение дворян. Он приводил перечень чинов военных, гражданских и придворных. Всего их было 14. Службу нужно было начинать с низших чинов. 8 класс – давал наследственное дворянство, а с 15 по 9 – только личное дворянство. Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне. Указами Петра I дворяне должны были начинать службу с солдатского звания. За не обучение детей дворян налагались штрафы. Служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. Помещики свободно распоряжались имуществом своих крестьян и могли судить их, а так же завещать, дарить и продавать.

Духовенство делилось на черное (монахи) и белое (священники). Оно освобождалось от повинностей и налогов в пользу государства. Белое духовенство несло повинности и платило налоги в пользу черного. Церковная администрация состояла только из черного духовенства. Ликвидировались тарханные грамоты на торговые промыслы священников. Священники взамен службы должны были платить денежный взнос. В духовенство принимали только младших детей дворян (по достижению ими 40 лет); и податное население с уплатой за них подушного оклада.

КРЕСТЬЯНЕ составляли самую значительную часть населения. Они делились на: 1) помещичьих (несших повинности (барщину, оброк) не только в пользу помещика, но и в пользу государства), 2) государственных (несших оброк в пользу государства; их нельзя было продать или отдать частному владельцу, но могли раздать дворянам), 3) экономических (несшие оброк в пользу государства и находившиеся под управлением коллегии экономии), 4) посессионных (принадлежали купцам и работали на мануфактурах) и 5) дворцовых (принадлежали императорской фамилии). Иногда барщина на помещика могла достигать 5-6 дней в неделю. Крестьяне должны были поставлять ежегодно по 1 рекруту с каждых 20 дворов. Границы между холопами и крепостными крестьянами окончательно стирались. Из-за ведения войн крестьяне облагались тяжелыми налогами и работали на строительстве городов и верфей.

Указом 1721 г. запрещалась продажа крестьян (врознь) и без земли.

ГОРОД. Посадское население избирало свои органы самоуправления – магистраты. Все население делилось на знатных (богатые купцы и знатные профессии); 2) регулярных (столяры, ремесленники, портные); 3) подлых (чернорабочие, которые не могли участвовать в местном самоуправлении).

Государственный строй.

Во главе государства стоял монарх, которому принадлежала вся полнота законодательной, судебной и исполнительной власти. Так же он являлся верховным главнокомандующим, а с подчинением церкви государства, монарх стал ещё и главой церкви.

В 1711 г. был учреждён Сенат. Он состоял из 9 членов, назначаемых царём. Решение в Сенате принимались сначала единогласно, а с 1714 г. большинством голосов. Сенат ведал учетом дворян, прохождение ими службы и назначение на государственные должности, расследовал служебные преступления и злоупотребления.

При Сенате существовали ФИСКАЛЫ, которые должны были тайно следить и доносить на все должностные правонарушения. Выявлять и преследовать казнокрадство и взяточничество.

В Сенате председательствовал генерал-прокурор, который мог доносить на неправильные действия Сената царю и был главой прокуроров при коллегиях и судах. Он был *Оком Государевым* и *Стряпчим в делах государственных*. В 1722 г. Сенат получил право ежегодно посылать в губернии ревизора.

В период с 1718 по 1720 приказы были заменены на коллегии. Их компетенция была более строго очерчена и закреплена в законодательстве, дела рассматривались и решались коллегиально и так было во всех коллегиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 5256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.013 с.)