Особенности порядка признания индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности порядка признания индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом



1. Заявление индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом (далее - заявление) может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Заявление подписывается индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

2. К заявлению кроме документов, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона, должны быть приложены документы о:

составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;

составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;

размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Указанные документы также прилагаются индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства к отзыву на заявление кредитора.

 

21.

22. Акты гражданского состояния: понятие, виды и их регистрация.

Актами гражданского состояния (от латинского actio - "действие, поступок") согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <1> признаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Акты гражданского состояния представляют собой юридические факты, поскольку закон связывает с ними возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей. Перечень обстоятельств, которые относятся к числу актов гражданского состояния, дается в п. 1 ст. 47 ГК и в п. 2 ст. 3 Закона об актах гражданского состояния. В них предусмотрены следующие виды актов гражданского состояния:
- рождение,
- заключение брака,
- расторжение брака,
- усыновление (удочерение),
- установление отцовства,
- перемена имени,
- смерть гражданина.
Каждое из указанных обстоятельств подлежит государственной регистрации, которая устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Регистрация осуществляется органом записи актов гражданского состояния (орган загс), который составляет соответствующую запись акта в книге установленного образца (книге регистрации рождений, книге регистрации браков и т.д.). На основании записи выдается свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, которое удостоверяет факт регистрации <1>.
При наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 69 Закона об актах гражданского состояния, и при отсутствии спора между заинтересованными лицами орган загса вносит исправления и изменения в записи актов гражданского состояния. Например, исправления и изменения в записи актов гражданского состояния вносятся на основании записи акта об усыновлении, об установлении отцовства, о перемене имени и т.д. При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда.
Исправления или изменения в запись акта гражданского состояния могут быть внесены на основании заключения органа загса. Это возможно, в частности, если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографическое ошибки. Например, в записи о рождении ребенка отчество матери было указано с ошибкой: вместо "Максимовна" было записано "Максумовна". Такая ошибка может быть исправлена на основании заключения самого органа загс.
В порядке, предусмотренном Законом об актах гражданского состояния (ст. ст. 74, 75), возможно восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния.
При изучении правового регулирования отношений, связанных с актами гражданского состояния, необходимо учитывать, что не все события и факты, которые влияют на правовое положение гражданина, подлежат специальной записи и регистрации. Например, признание гражданина недееспособным вследствие душевной болезни существенно влияет на его гражданское состояние, но специальная запись в органах загса об этом факте не предусмотрена. Записи делаются только о тех событиях и фактах, которые указаны в законе.

23. Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.

Длительное безвестное отсутствие гражданина, когда нет никаких сведений о месте его пребывания, создает неопределенность в реализации гражданских прав и обязанностей этого гражданина и других лиц, связанных с ним гражданскими правоотношениями. Например, возникают сложности у лиц, имеющих право получать от него алименты; его возможных наследников, иждивенцев, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца; лиц, в пользу которых отсутствующий был застрахован; кредиторов и т.п. В данном случае гражданское законодательство регулирует два правовых положения:
признание гражданина по суду безвестно отсутствующим;
объявление гражданина по суду умершим.
Гражданин может быть признан в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания (ч. 1 ст. 42 ГК РФ). При анализе этой нормы необходимо выделить следующие юридические факты:
безвестность отсутствия лица в постоянном месте жительства;
длительное (свыше года) неполучение сведений о месте пребывания отсутствующего;
невозможность устранить неизвестность его пребывания при помощи мер, принятых заинтересованными лицами и государственными органами;
наличие судебного решения по заявлению заинтересованных лиц.
Начальным моментом течения указанного срока считается день получения последних известий об отсутствующем. Если этот день установить невозможно, годичный срок исчисляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - с 1 января следующего года (ч. 2 ст. 42 ГК РФ).
Практическое значение и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим заключается в том, что:
его иждивенцам при наличии предусмотренных законом условий назначается пенсия;
супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, может расторгнуть с ним брак;
прекращается договор поручения;
прекращается действие доверенности, выданной им или ему;
решением суда устанавливается над имуществом безвестно отсутствующего опека. Для постоянного управления имуществом безвестно отсутствующего на основании решения суда орган опеки и попечительства назначает лицо, с которым заключает договор о доверительном управлении этим имуществом. Следует отметить, что орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом (п. 2 ст. 43 ГК РФ).
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет ранее вынесенное решение о признании его безвестно отсутствующим, а также отменяется опека над имуществом этого гражданина. Выплата пенсий иждивенцам прекращается, а ранее выплаченные пенсии взыскиваются с явившегося лишь при установлении его недобросовестности. Расторгнутый брак автоматически не восстанавливается, а может быть восстановлен органом ЗАГСа лишь по совместному заявлению супругов (ст. 26 СК РФ).

24.Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина умершим.

Гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основания предполагать гибель его от определенного несчастного случая, - в течение 6 месяцев. Законодатель выделил в особую норму категорию лиц, которые пропали без вести в связи с военными действиями: военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть в судебном порядке объявлен умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ).
Гражданин может быть объявлен умершим независимо от того, предшествовало ли этому признание его безвестно отсутствующим. В основе принятого решения суда об объявлении гражданина умершим лежит презумпция о его гибели, юридически закрепляемое судебным решением. Данное правовое положение гражданина связано с его правосубъектностью, реализация которой юридически приостановлена, но при явке этого гражданина правоспособность и дееспособность восстанавливаются в полном объеме, и поэтому объявление лица умершим нужно отграничивать от установления факта смерти. Например, во время Великой Отечественной войны некоторые военнослужащие считались без вести пропавшими, но впоследствии были обнаружены останки этих лиц, по которым определили их установочные данные.
Важное правовое значение для реализации правовых последствий имеет момент смерти гражданина. При установлении юридического факта физической смерти гражданина днем прекращения его правосубъектности считается день ее фактического наступления. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. В этом случае днем смерти гражданина считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
В тех случаях, когда гражданин, объявленный умершим, появляется в месте своего жительства или в месте нахождения своего имущества, отменяется акт объявления его умершим и к нему возвращаются все имущественные и личные неимущественные права.
Законодатель определил порядок возврата имущества лицу, объявленному решением суда умершим (п. 2 ст. 46 ГК РФ). Требования о возврате имущества могут быть заявлены независимо от срока явки гражданина, объявленного умершим, при этом ему возвращается лишь сохранившееся в наличии имущество. Однако в тех случаях, когда имущество объявленного умершим перешло к государству по праву наследования (ст. 552, 553 ГК РФ) и было реализовано, гражданину возвращается сумма, вырученная от реализации имущества. Аналогично регулирует норма возврат сохранившегося в натуре имущества, перешедшего к другим лицам по безвозмездным сделкам (например, наследники подарили его своим знакомым). В этом случае оно подлежит возврату, а если имущество уже реализовано, они обязаны возместить стоимость имущества (при условии, если они знали, что объявленный умершим на самом деле жив).
В случае, если имущество гражданина, объявленного умершим, перешло к другим лицам по возмездным сделкам, то оно собственнику не возвращается. При этом указанные лица будут обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых, а при невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

25.Юридические лица: понятие, признаки, классификация.

В ГК РФ нет дефиниции юридического лица (Далее – Ю.Л.), оно раскрывается через его признаки:

П.1. ст. 48 ГК РФ Юридическим лицом признается организация (I), которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество (II) и отвечает по своим обязательствам этим имуществом (III), может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (IV).

I. Признаком Ю.Л. является Организация. Этот признак раскрывается через организационное единство Ю.Л., его внутреннюю структуру, а именно через его органы.

Структура органов Ю.Л. отражается в его Учредительных документах, которые являются правовой основой деятельности Ю.Л. К таким документам относятся:
- Устав – утверждаемый учредителями;
-Учредительный договор – заключаемый учредителями.

Учредительный договор (далее - УД) рассматривается в двух значениях:
a. УД как договор о совместной деятельности участников по созданию ЮЛ. В таком значении договор не рассматривается как учредительный документ, т.к. регулирует деятельность учредителей до момента образования организации, после чего он прекращает свою деятельность
b. УД как договор о совместной деятельности участников регулирующий деятельность учредителей в процессе функционирования Ю.Л.. В током значении УД. будет рассматриваться в качестве Учредительного документа.

Здесь, на мой взгляд, необходимо раскрыть соотношения таких понятий как Учредитель и Участник.
Учредители – лица участвующие в образовании и деятельности Ю.Л. Они несут ответственность по долгам организации, которые возникли в связи с образованием Ю.Л., если иное не установлено Уставом
Участники – лица участвующие только в деятельности Ю.Л.

Сами органы Ю.Л. не являются субъектами гражданских правоотношений. Их деятельность рассматривается как деятельность Ю.Л. в целом, которое и будет выступать субъектом правоотношений.
Деятельность органов основана на принципах разумности и добросовестности (ст. 53 ГК РФ).

В зависимости от порядка приобретения статуса органы подразделяются на избираемые и назначаемые.

В зависимости от функций:
1 Органы управления
- общее собрание участников – высший орган;
- наблюдательный совет – образуется в случаях установленных законом или уставом.

2 Исполнительные органы
– коллегиальные – совокупность должностных лиц Ю.Л. (дирекции);
- единоличные – в виде одного лица действующего от имени организации самостоятельно и без доверенности (генеральный директор).

II. Признаком Ю.Л. является его имущественная обособленность, т.е. отличность имущества организации от имущества иных третьих лиц.

Обособленность выражается в определении того права, на котором Ю.Л. обладает своим имуществом:
- Право собственности (ст. 209 ГК РФ);
- Право хозяйственного ведения (ст. 294-300 ГК РФ)
- Право оперативного управления (ст. 294-300 ГК РФ)

Состав имущества Ю.Л. составляет уставный капитал, а так же произведенное или приобретенное имущества в процессе деятельности организации. Уставный капитал (далее УК) – минимальный размер имущества, необходимый для удовлетворения требований кредиторов. Он формируется из вкладов участников в размере, определяемом законом или договором. Таким вкладом могут служить: Вещи, включая деньги и ценные бумаги и другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Не материальные блага не могут выступать в качестве вклада, но таковым м.б. право пользования им (ноу – хау).

В процессе деятельности организации УК может увеличиваться, если полностью внесена первоначальная стоимость или уменьшаться. Если в процессе деятельности Ю.Л. размер УК, больше чем чистых активов, то он подлежит уменьшению. Так же он подлежит уменьшению, если в течение второго и последующих лет общество не полностью оплатила УК, оно должно объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера.

УК должен быть оплачен в течение первого года деятельности. При этом на момент образования Ю.Л. должна быть выплачена половина его размера. Исключения составляют Унитарные предприятия, которые обязаны полностью выплатить размер УК в течение 38 мес. с момента образования Ю.Л.

Организация подлежит ликвидации:
- Если размер УК меньше минимально установленного размера для определенной формы Ю.Л.
- Если организация не заявила об уменьшении УК при его не полной оплате по истечении года с момента образования.

Финансовое состояние организации определяется на основании баланса, который состоит из активов, пассивов и чистых активов, т.е. разница между активами и пассивами.

III. Имущественная ответственность – способность Ю.Л. отвечать по долгам всем имуществом в виде активов.

Исключения составляют Учреждения, которые отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами

Ответственность может быть полной и субсидиарной.

По общему правилу учредители (участники) не отвечают по долгам Ю.Л., т.е. полная ответственность. Субсидиарная наступает тогда когда на ряду с Ю.Л. по его долгам отвечают и участники (учредители) своим имуществом, в случаях:

a. Прямо установленных законом, для определенных форм Ю.Л. (Общество с дополнительной ответственностью, Производственный кооператив, Учреждения, Казенные предприятия, Унитарные предприятия).

b. В не зависимости от формы, если решением участников вызвано банкротство Ю.Л. (п. 3 ст. 56).

c. В случаях установленных законом по долгам, связанных с образованием Ю.Л. (хозяйственные общества).

IV. Способность выступать от своего имени.

Имя – средство индивидуализации Ю.Л., которое выражается в его наименовании:
- Простое – где указывается организационно правовая форма (далее – ОПФ);
- Фирменное – ОПФ + обозначения. Такое наименование является исключительным правом Ю.Л. со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Наименование Унитарных предприятий и некоммерческих организаций должно содержать указание на вид деятельности.

Место нахождение Ю.Л., является еще одним необходимым средством его индивидуализации. Обычно такой юридический адрес определяется по месту его регистрации.

Как верно подчеркнул Е.А. Суханов, что даже наличие всех четырех перечисленных признаков не ведет к автоматическому признанию организации юридическим лицом — субъектом гражданского права. Для этого необходима ее государственная регистрация в этом качестве, т. е. официальное признание ее юридической личности государством (публичной властью).

Виды юридического лица

В зависимости от характера деятельности Ю.Л. делятся на КОММЕРЧЕСКИЕ и НЕКОММЕРЧЕСКИЕ.

Коммерческие основной целью своей деятельности имеют систематическое получение прибыли (п.1 ст. 50 ГК РФ). К таковым относятся следующие Ю.Л. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечень коммерческих организаций, предусмотренный в ГК РФ закрыт, следовательно, создание коммерческой организации иной правовой формы, чем предусмотрено п. 1 ст. 50 не допускается.

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды. С одной стороны перечень некоммерческих организаций не является закрытым, но с другой стороны законодатель предусмотрел их появления только в формах предусмотренных законом (п.3. ст.50). В итоге остается четко определенный законом круг юридических лиц, которые могут создаваться на территории РФ.

Некоммерческие организации создаются для достижения определенной цели. Эту цель, а именно вид деятельности необходимо указывать в её наименовании. Такое Ю.Л. вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. направленную на систематическое получение прибыли) только если это: 1. не противоречит их поставленным целям, 2. соответствует этим целям по своему характеру (п.3. ст.50).
В зависимости от прав учредителей (участников) на имущество Ю.Л.

1. Обязательственное право требования – когда собственником имущества является само Ю.Л., а участники по отношению к нему имеют лишь право требования. К таким Ю.Л. относятся все коммерческие организации, за исключением (унитарных предприятий – несобственников), а из числа некоммерческих – потребительские кооперативы (п.2 ст. 48 ГК РФ) и некоммерческие партнерства.
2. Ко второй группе относятся Ю.Л. несобственники. Право собственности или иное (ограниченное) вещное право на имущество Ю.Л. сохраняется за учредителями (участниками). К таким Ю.Л. относятся унитарные предприятия и учреждения.
3. К третьей группе относятся также как и к первой Ю.Л. собственники, но его учредители (участники) не имеют на такое имущество ни обязательственных, ни иных вещных прав. К такой группе относятся некоммерческие организации (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств).

Такая классификация наиболее четко проявляется при ликвидации Ю.Л. или выходе из него участника (учредителя). Например, при выходе участника в первом случае он вправе потребовать передачи той части имущества, которая причитается на его долю, во втором собственник получает весь остаток имущества. А в третьем случае участник (учредитель) не получает ничего.

Представленные здесь виды Ю.Л. являются основными для российской правовой системы.

26.Средства индивидуализации юридического лица.

Индивидуализация юридического лица согласно ст. 54 ГК осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в его учредительных документах не установлено иное.

Конкретный адрес лица указывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа.

По месту нахождения лица происходит исполнение обязательств, предъявление исков, применение к нему актов местных органов власти и решение многих других вопросов.

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (унитарные предприятия, инвестиционные фонды и т. п.) должны включать в свое название указание на характер деятельности.

Фирменное наименование — собственно название коммерческой организации. Право на фирму является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться вместе с ней.

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию: товары, работы, услуги. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

Согласно Закону РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.) производственная марка (маркировка) товара — это словесный (описательный) способ индивидуализации товара. Она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя:

· фирменное наименование изготовителя и его адрес;

· название товара;

· ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар;

· перечень его основных потребительских свойств;

· другие обязательные данные.

Производственная марка применяется юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.

Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей.

Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки товарный знак не содержит информации о виде, качестве, свойствах самого товара, (если она и присутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной).

Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг, могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку.

Свойства некоторых товаров определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся, например, хохломская роспись, дымковская игрушка. Организации, изготавливающие такую продукцию, имеют право зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара.

Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности. В отличие от товарного знака право использования места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам.

27. Органы юридического лица: функции и виды.

Приобретенеие и отчасти осуществление гражданских прав и обязанностей - прерогатива органа юр. лица.

Орган юридического лица - лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющие интересы юр. лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочений (доверенности).

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление), так и несколько (директор и дирекция, правление и председатель правления). Органы могут быть единоличными и коллегиальными.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

*** Варинат 2.

Правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы (п. 1 ст. 53 ГК), формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права. Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права (в отличие от представителей, которые тоже могут выступать от имени юридического лица по его поручению, и от полных товарищей, предпринимательская деятельность которых признается деятельностью соответствующего товарищества в целом). Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т. п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание). Коллегиальные органы обязательно создаются в корпоративных юридических лицах, построенных на началах членства (товариществах и обществах, кооперативах, общественных организациях, ассоциациях и союзах). Высшим органом здесь всегда является общее собрание их участников. Они, впрочем, могут создаваться и в фондах (попечительские советы), и в учреждениях (например, в научных и образовательных), не относящихся к корпоративным организациям. Это, однако, не касается собраний «трудовых коллективов» юридических лиц, поскольку наемные работники (рабочие и служащие) в этом своем качестве не участвуют в формировании имущества (уставного или иного капитала) юридического лица и потому не вправе влиять на формирование его воли (по крайней мере, без прямого на то согласия учредителей или участников).

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы») и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы)1. К числу первых относятся прежде всего общие собрания и иные коллегиальные органы, волю которых как волю юридического лица должны затем осуществлять соответствующие исполнительные органы.

Вместе с тем исполнительные (волеизъявляющие) органы одновременно всегда являются и волеобразующими. Их деятельность не ограничивается только строгим исполнением воли, сформированной иными органами юридического лица, Более того, в унитарных предприятиях, а также во многих видах учреждений единоличный руководитель (директор) одновременно является единственным волеобразующим и волеизъявляющим (исполнительным) органом. Поэтому закон требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами (п. 3 ст. 53 ГК). При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества. Поскольку, однако, речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами.

Кроме того, правомочия исполнительных (волеизъявляющих) органов на выступление от имени юридического лица могут дополнительно ограничиваться законом или учредительными документами организации (т. е. волей ее учредителей), например необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок от соответствующего коллегиального органа или учредителя (собственника). Если такие ограничения установлены в нормативном порядке, их несоблюдение влечет недействительность соответствующих сделок с третьими лицами (ст. 168 ГК), ибо последние должны были знать о требованиях закона. Например, унитарное предприятие не вправе распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника-учредителя (п. 2 ст. 295 ГК).

 

28.Представительства и филиалы юридического лица.

Филиалы и представительства - это территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юридического лица (отделы, цеха и т. п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юридического лица.
Представительства и филиалы выполняют различные функции. Представительства выступают в гражданском обороте от имени создавшего их юридического лица, т. е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Предмет деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и выполняют основные функции (все или часть) юридического лица (п. 1 и 2 ст. 55 ГК). Так, представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Впрочем, и представительства, и филиалы могут создаваться некоммерческими организациями, что соответствующим образом определит характер деятельности филиала.
Представительства и филиалы не могут иметь прав юридического лица и, следовательно, выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании доверенности. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов, поскольку в них должны быть поименованы все филиалы и представительства. Сами же эти обособленные подразделения действуют на основе утверждаемых юридическим лицом положений (как правило, общего вида).

 

29. Возникновение юридического лица: способы и порядок создания

озникновение юридических лиц. Порядок образования, учредительные документы, государственная регистрация.
На сегодняшний день российскому законодательству известно два способа образования Ю.Л.:

1) явочно-нормативный – который не требует предварительного разрешения на создания от публичной власти. Учредители в таком случае обращаются в регистрирующий орган с заявлением о регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается в случаях установленных в законе (ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Далее ФЗ № - 129). Причем за необоснованный отказ или иное нарушение порядка государственной регистрации должностные лица регистрирующих органов несут ответственность (ст. 24 ФЗ № 129). Этот способ является основным при создании Ю.Л.
2) разрешительный – когда одним из условий создания Ю.Л., является необходимость получения согласия публичной власти. Как правило, этот способ является исключением из общего правила и необходим он для того, что бы избежать доминирующего (монопольного) положения на рынке. Например, так создаются коммерческие банки.

Ст. 52 ГК РФ содержит перечень документов, которые могут являться учредительными. К таким документам относятся: устав, учредительный договор, или положение об организации. Для каждой конкретной организационно правовой формы в ГК РФ есть специальные нормы, регламентирующие этот вопрос. Например: для АО учредительным документом является устав, утвержденный учредителями (п.3 ст. 98 ГК РФ; п.1 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" Далее ФЗ № 208), для ООО учредительными документами являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав (п.1 ст. 89 ГК РФ; п.1 ст.11 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" Далее ФЗ № 14).

Как уже было сказано в ответе на вопрос №25, необходимо четко отличать Учредительный договор как договор о создании (в таком статусе он не является учредительным документом) и договор, регулирующий деятельность Ю.Л., т.е. в качестве учредительного документа.

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует только на основании устава, утвержденного этим учредителем (п.1. ст. 52 ГК РФ).

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (п.2. ст. 52 ГК РФ).

Юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК РФ). Таким образом, государство подстраховывается в законности создания Ю.Л., а так же контролирует его деятельность, не вмешиваясь при этом в его внутреннюю «политику» (н-р с помощью налоговых органов; путем выдачи лицензий и др.)

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) (ст. 2 ФЗ - № 129). Таким органам, начиная с 1 июля 2002 года, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (п. 1 постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.077 с.)