Английский ученый П. Шеррингтон предложил систематизацию ощущений, в которой выделил 3 класса 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Английский ученый П. Шеррингтон предложил систематизацию ощущений, в которой выделил 3 класса



Классы ощущений
Интерроцептивный (внутренний органический) Экстерроцептивный Пропреоцептивный
Сигнализируют о том, что происходит в организме (боль, жажда, холод) Возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенных на поверхности тела. Расположены в мышцах и сухожилиях. С их помощью головной мозг получает информацию о движении и расположении частей тела.
Дистантные Контактные    
Зрительные (85 %) Осязательные, вкусовые, обонятельные    

Внимания

Виды внимания Качества и свойства внимания

Непроизвольное Устойчивость

Произвольное Переключение

Послепроизвольное Распределение

Объем внимания

 

Для формирования внимания учащегося:

1) Необходимо вызвать интерес у учащегося к этому предмету (мотивация). Увлеченность предметом связана с активностью учащегося (элементы творчества). Проблемные вопросы, проблемные задачи.

2) Необходимо четкая организация учебного процесса.

3) Речь преподавателя. Речью можно увлечь или разочаровать.

4) Изложение должно быть четким и логически построенным.

5) Огромное значение имеет наглядность: схемы, таблицы и т. д.

6) Разнообразие приемов обучения. Слишком большое разнообразие также вредно, как и монотонность.

7) Зрительная опора в любом виде. Длительная слуховая сосредоточенность утомляет.

8) Лекцию необходимо предварять планом.

9) Резюме лекции.

 

 

Восприятие

Особенности Виды

Предметность Зрительное(85—90 %)

Целостность и структурность Слуховое (9 %)

Константность Моторное: вкусовое, обонятельное, осязательное (1 %)

Категорильность

Осмысленность (осознанность)

 

Восприятие лекции

Целесообразно группировать материал вокруг не более 5 основных проблем

Учитывать дискретный характер восприятия (воспринимаются не отдельноые кускиЮ а цельные блоки со смысловыми связями; перекодирование речевого материала, укрупнение частей между которыми устанавливается смысловые связи, образуя более сложные смысловые куски)

Апперцепция (влияние прошлого опыта) – эта особенность определяется уровнем владения родным языком, предметом о котором идет речь. От этого зависит прогнозирование (например, можно продолжить мысль другого человека).

Зависимость восприятия лекции от прошлого опыта человека, которая дает возможность построить несколько прогноз. Иными словами что-то предвосхитить.

Для лучшего восприятия высказывания необходимо использовать избыточную информацию (до 70 %)

При удержании в памяти воспринимаемой информации отдается предпочтение началу и концу высказывания («эффект края»)

 

 

Память

 

Виды памяти: Основные законы памяти

1. По характеру психической активности, Закон ассоциации

преобладающей в деятельности человека: Закон связи памяти с мышлением

a. Двигательная Закон связи памяти с речью

b. Эмоциональная Закон связи памяти с воображением

c. Образная Закон связи памяти с мотивацией (потребностями)

d. Словесно-логическая Закон связи памяти с эмоцией

2. По цели деятельности: Закон связи памяти с эмоцией

a. Непроизвольная

b. Произвольная

3. По продолжительности закрепления и сохранения

материала в связи с его ролью и местом деятельности

a. Долговременная

b. Кратковременная

c. Оперативная (некоторые не отделяют от кратковременной)

 

Условия и приемы, способствующие осмысленному и прочному запоминаню
Условия и приемы, способствующие осмысленному и прочному запоминанию:

1) Положительная мотивация. Интерес

2) Доступность материала

3) Установка на запоминание

4) Концентрация внимания, которое можно достичь с помощью анализа, объяснения, сравнения, сходства и различий между предметами, явлениями, событиями. Таким образом, мы включаем новый материал, подлежащий запоминанию, в уже усвоенный

5) Осмысленное запоминание. Основано на понимании внутренних логических связей для понимания материала. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.

6) Создание эмоционально-окрашенных образов (воображение, фантазия). Это тесно связано с интеллектом и ассоциацией.

7) Важны ассоциации. Создание ассоциограмм

8) Повторение материала. Важнейшие условия овладения навыками, знаниями и умениями. Благодаря повторению достигается прочность запоминания и воспроизведение материала. Повторение должно быть активным и разнообразным. Например, придумать примеры, составить схему, таблицу, наглядное пособие. Повторение должно быть вслух или мысленно про себя. Запоминание: концентрированное (повторять подряд 10 раз), распределенное (с промежутками во времени). Повторять нужно через 30-40 секунд, через 2 часа, через 2 дня, через неделю, через 3-5 недель, через 6 месяцев.

9) Метод группировки, классификации. Этот метод основан на подразделение предметов и явлений или понятий на ряд категорий. Напр., сначала составляются пары хорошо сочетаемых слов (глаза-очки, члкуи-носки). Составлять небольшие фразы со словами. Можно составлять нелогичные пары слов (словарь-ноготь, Солнце-палец)

10) Преобразование абстрактного понятия в конкретное. Например, скорость-самолет, бедность-нищета

11) Метод цицерона (метод мест). Нужно представить определенное место и заполнить его понятиями, которые нужно запомнить, присвоив им номера. Нужно ответить на вопросы что, где и когда положено то или иное понятие. Материал подлежащий заучиванию следует структурировать в схемах, таблицах. Продуктивное запоминание зависит от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается быстрее, лучше. Логически связанный текст запоминается лучше, чем разрозненные предложения. Учить иностранные слова нужно в количестве не более 10-15 слов. Постепенно по 5.

12) Метод вопросов. Кто, что, кого, кому, когда, где?

 

 

Мышление

 

Виды мышления (общепризнанные) Индивидуальные особенности мышления

Наглядно-действенное Гибкость ума

Наглядно-образное и практическое Самостоятельность

Отвлеченное (теоретическое) мышление Инертность мышления

Быстрота мышления

Критичность мышления

Глубина ума

Широта мысли

Стадии мыслительного творческого процесса:

1) Возникновение темы — на этой стадии возникает чувство необходимости начать работы, чувство напряженности, которое мобилизует творческие силы.

2) Восприятие темы

3) Анализ ситуации

4) Осознание (осмысление) проблемы — происходит кристаллизация проблемы, подлежащая решение.

5) Мучительная работа над решением проблемы. Представляет собой «причудливую» смесь осознаваемых и неосознаваемых усилий (продолжаете делать усилия, когда не заняты этой проблемой, то есть проблема не отпускает).

6) Возникновение идеи решения (инсайд).

7) Исполнительная стадия — по сути, техническая стадия, не требующая особых усилий.

 

 

Воображение

 

Виды воображения Так же выделяется

Произвольное воображение Воссоздающее воображение

Непроизвольное воображение Творческое воображение

 

 

Воображение Рубинштейн

 

Конкретное воображение Абстрактное воображение

Типы мотивы студентов

Мотив достижений Познавательный мотив

Познавательные интересы, который выходит за рамки тех знаний, которые он данный момент получает, активен во всех сферах жизни ВУЗ и ориентирован на разностороннюю профессиональную подготовку.

Типы студентов

Четкая ориентация на узкую специальность. Познавательная деятельность выходит за пределы учебных программ и изучает свою специальность не «вширь», а «вглубь».

Познавательная активность только на усвоение знаний, навыков и умений. Только в рамках учебной программы. Минимальный уровень творчества.

Классификация студентов по психологическим особенностям

По темпераменту По акцентуации По направленности или ориентации личности

на внешний и внутренний мир

 

 

Темпераменты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.004 с.)