Позиция 3: отражающее слушание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позиция 3: отражающее слушание



Принципы

 

- Если говорящий пытается выразить не совсем ясные для себя вещи и получает отражение (повтор) своих слов, причем слушатель никак не меняет структуру высказывания и не вводит в него "шум", то для говорящего становится яснее то, что он старался выразить.

 

Отражение обычно приобретает форму дословного повторения (почти слово в слово) или незначительной парафразы. В практике отражению подвергаются не любые, а по той или иной причине значимые высказывания, например, обладающие большой интенсивностью (см. выше).

Способ исполнения

 

- Важнейший момент поведения слушателя в этой позиции -не отяготить свои реакции повтора собственными перцептивными добавками.

 

Из каждого фрагмента монолога говорящего слушатель выбирает и повторяет то, что по его мнению является центральным ядром фрагмента, его цитирующим началом, будь то выраженное чувство или какая-либо идея. При этом можно изменить вспомогательные или несущественные слова, выступающие в высказывании, но все ключевые слова, несущие смысловую или эмоциональную нагрузку, должны быть повторены точно. Важнейшим моментом адекватного повтора (отражения) является отсутствие в нем перцептивных искажений, которые могут быть допущены слушателем. То, что следует повторить, должно быть выбрано на основе значимости этого содержания для говорящего, а не на основе собственных взглядов терапевта и его оценок важности того или иного фрагмента (в том числе и для психотерапии).

 

 

Комментарий

 

Использование этой позиции чрезвычайно широко распространено в психотерапевтической практике. Она выступает под разными названиями и является одной из характерных черт психологического консультирования в Соединенных Штатах. Широко известны два варианта позиции отражения: "активное слушание" и "недирективное консультирование". Одним из прекурсоров позиции был Карл Роджерс. Писал на эту тему также Юджин Джендлин, разработавший интересный вариант этой позиции, известный под названием "техника сосредоточения".

 

 

Позиция 4: сознательное слушание

Принципы

 

- Для коммуникации в этой позиции необходимо только сознание.

 

Эта позиция основывается на предположении, что при увеличении степени осознания поведения или расширение поля сознания автоматически приводят к гармонизации поведения, благодаря чему пациент начинает делать то, что он делал, более совершенно и эффективно. "Сознательность" поведения проявляется либо во временном расширении сознания, которое начинает охватывать большее множество идей и объектов, либо в его большей "интенсивности" (ясности) при восприятии ситуации и отдельных ее элементов.

 

Сознание расширяется, когда примет в себя более "широкое" (обширное) содержание, организованное более совершенным образом так, что его целостность (интегралъность) делает его более 'удобным" для восприятия и мышления. Иногда момент расширения сознания ощущается как нарастание отчетливости понимания, однако расширение сознания к пониманию не сводится: мы не столько начинаем понимать "почему это", сколько "это" начинаем воспринимать более полно, связно и отчетливо.

 

В рассматриваемой позиции сознание - это единственное, что необходимо для гармонизации (большей легкости, связанности и приятности) процесса коммуникации, в частности, и психотерапии вообще. Слушатель может способствовать расширению сознания, отмечая моменты бессвязности и противоречия в монологе говорящего, особенно те случаи, когда вербальный поток начинает противоречить органическим реакциям (т. е. степень телесной вовлеченности не соответствует содержанию высказываний). и сообщая об этом пациенту.

 

 

Способ исполнения

 

Простейший образ действия терапевта в этой позиции: в момент, когда речь говорящего становится бессвязной или в ней появляются противоречия, слушатель задает вопрос: "Что с вами сейчас происходит?" Слово "происходит" выбрано как намеренно неконкретное, а сам вопрос допускает неоднозначное толкование. Он может относиться как к вербальной продукции, так и к телесно-эмоциональным реакциям. В результате говорящий побуждается к более широкому охвату сознанием своих актуальных переживаний и действий.

 

Противоречия в текущей речи обычно сигнализируют о том, что что-то в ней упущено (мы не рассматриваем случаи намеренного сокрытия, которых в общем не должно быть при глубоком контакте, и доверительных отношениях терапевта и пациента). Слушатель обращает внимание говорящего на противоречия, тот тщательно "просматривает" еще раз поле описываемой им ситуации, т. е. вводит в сферу ясного сознания все ее компоненты (расширение сознания) и; как правило, локализует элемент, который он упустил и отсутствие которого стало источником противоречия и бессвязности.

 

По мере накопления опыта выявления противоречий терапевт расширяет круг задаваемых вопросов, строя их таким образом, чтобы они точнее "ложились" на область противоречия и упущенных аспектов отношении: "Чего вы хотите добиться?", "Что вы ожидаете от этого?", "Что вы избегаете?" или "Почему (с какой целью) вы это сказали (сделали)?" Эти вопросы содержат большой заряд скрытых спекуляций и возможных интерпретаций и использовать их следует с большой осторожностью, т. к. они могут увести пациента в сторону от избранной им линии. Но их относительная точность и связанная с этим экономия времени, до некоторой степени оправдывает риск.

 

Другой образ действий терапевта в рассматриваемой позиции - это использование континуума сознания. Этот аспект подробно разработан Ф. Перлзом и другими последователями гештальт-терапии. Концепция континуума сознания дает хорошие результаты в процессе обучения психотерапевтов, но переход от "экспериментальной" ситуации ее использования к применению в реальной практике психологического консультирования далеко не всегда удается. Обычно она не соответствует ожиданиям наивного пациента, полагающего, что он будет говорить непосредственно о себе и своей ситуации.

 

Комментарий

 

Позиция сознательного слушания конечно ближе всего стоит к принципам гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия с ее блестящей техникой, вызывающей восхищение наблюдателей, преисполнена скрытыми интерпретациями и сильно отличается от того метода очного следования потоку переживаний пациента, который был разработан в ранних работах Ф. Перлза и некоторых его учеников.

 

Применение уже описанных нами позиций терапевтического слушания (в той же, приблизительно, последовательности) и составляет главный предмет обучения принципам гештальт-терапии. Ими можно пользоваться довольно долго без возникновения потребности в дополнительной интервенции.

 

В обычной ситуации психологического консультирования слушатель-терапевт решает две взаимосвязанные задачи: он должен решить, когда что-либо сказать и что сказать. Вопрос типа "Что с вами происходит?" или другой вопрос, сформулированный столь же неопределенно, снимает вторую задачу (о содержании вопроса) и позволяет сосредоточиться на тщательном наблюдении и выборе времени для вопросов. Это упражнение дает слушателю время и возможность повысить свою сензитивность к пациенту и отключиться от проекций на него собственных мотивов, ценностей и состояний.

 

 

Позиция 5: позиция ответственности

Принципы

 

- Тот, кто воспринимает свои интенции как источник действий, воспринимает себя как активный фактор своей жизни.

 

Каждый человек в каждый момент своей жизни может воспринимать себя (свои интенции, выбор) как источник или причину своих действий во внешних обстоятельствах (давление окружающих, "везение", свойства социальной среды и т. п.). Чем в большей мере человек считает свои интенции причиной действий, тем более он будет ощущать свое значение и участие в своей жизни: "Я сделал то-то и то-то", а не "со мной случилось то-то и то-то". Даже если результаты этих действий будут плачевными, человек, искренне считающий, что он сделал то, что собирался сделать, будет переживать превратности судьбы с большим терпением и большей дозой акцептации.

 

- Я не могу отменить закон всемирного тяготения, но вполне могу проверить свой парашют перед прыжком.

 

Если представить все "причины" какого-либо события в виде двух списков: причины, локализованные внутри меня и причины, лежащие вовне, то именно первый список заслуживает более пристального внимания. Хотя внутренних причин может быть немного и казаться они могут незначительными, но это единственное, что мы сами можем изменить. Внешние причины могут казаться подавляющими по своему значению, но они данность, которую мы в большинстве случаев изменить не можем. Я не могу отменить закон всемирного тяготения, но могу проверить парашют перед прыжком.

 

Установка, которую люди занимают в отношении ответственности, т. е. готовности к активному участию в (формировании своей судьбы и исследованию в первую очередь "внутренних причин", явным образом проявляется в языке: выбор подлежащего и дополнения (субъекта и объекта действия), активных или пассивных грамматических форм и т. д. В рассматриваемой позиции мы обращаем внимание и реагируем на "Язык активности".

 

- Кто локализует инпут в пределах собственных действий, тот говорит ответственно.

 

Фундаментальное понятие для этой позиции - инпут (трудно переводимый термин, употребляемый во многих областях техники, главным образом в теории цифровых машин; означает вход системы переработки информации, ввод самой информации, вклад, участие, подводимую мощность в электротехнике и т. п. Прим. переводчика) или участие. Инпут может представлять собой непосредственное действие или воздержание от действия, которое было возможным. Более тонкими проявлениями могут быть перцепции, приписывание событиям важности или определенных значений и т. п. Речь и, возможно, образ мыслей пациента тем более ответственен, чем в большей мере он склонен в своих высказываниях помещать инпут в сфере своих действий или перцепции, т. е. считать эти сферы исходной точкой развития тех или иных событий.

 

 

Способ исполнения

 

- Мы просим пациента описывать события так, чтобы становился ясным его личный вклад в их развитие.

 

Данную позицию легче использовать, если предварительно познакомить его с понятиями инпута, ответственности и активности, но и общение с "непосвященным" пациентом не представляет особых трудностей. Мы просим или рекомендуем пациенту описывать происшедшие и происходящие события таким образом, чтобы в каждом случае становилось ясным, каков был в них его инпут - его вклад в сами события или в то, что именно эти, события он выбрал в качестве темы разговора.

 

Два главных оборота, используемые терапевтом в этой позиции: "Не могли бы вы еще раз сказать то, что вы только что сказали, но с большей ответственностью?" и "Расскажите, пожалуйста, еще раз об этом событии, уделяя больше внимания вашему вкладу в его развитие (инпут)".

 

Приведенный ниже пример беседы поможет прояснить суть дела:

 

Пациент: На работе у меня создалась невыносимая обстановка и в конце концов я был уволен (вышвырнут с работы).

Терапевт: Не могли бы вы сказать это еще раз, выявив ваше участие в происшедшем?

Пациент: Шеф объявил мне, что я должен вести финансовую отчетность по еще одному проекту помимо того, который я уже обслуживал, поэтому я ему сказал, что не хочу этого делать и он меня уволил.

Терапевт: Не могли бы вы сосредоточиться на этом "поэтому" и определить свой вклад в происшедшем?"

 

ВНИМАНИЕ: это тонкий и важный момент - слово "поэтому" предполагает непосредственную причинно-следственную связь, что источником действия "я ему сказала, что не хочу этого делать" было новое служебное поручение. В действительности же источником его была оценка пациентом этого поручения.

 

Пациент: Ну, мне не хотелось брать на себя дополнительные обязанности, поэтому я так сказал.

 

ВНИМАНИЕ: теперь пациент позволяет предположить, что причиной действий было его желание или нежелание. На практике мы можем приостановить свою интервенцию в любой момент, но с точки зрения "чистой" позиции ответственности мы должны и дальше зондировать слово "поэтому" до тех пор, пока не дойдем до утверждения, что в данной ситуации пациент решил уйти с этой работы, причем уйти таким образом, чтобы иметь возможность говорить, что его уволили (вышвырнули с работы).

 

 

Комментарий

 

- Терапевт должен познать активность и инпут в своей собственной жизни, если хочет эффективно применять эти понятия в отношении других.

 

Слушателю-терапевту следует немало потрудиться, чтобы развить в себе способность чувствовать действительную свою активность и личное участие (инпут) в собственной жизни, если он хочет научиться использовать эти понятия в отношении других; не сможет понять ситуацию, увидеть личное участие пациента тот, кто принимает его версию о том, что он стал жертвой обстоятельств.

 

Надо сказать, что применение этой позиции в психотерапевтическом процессе учит и самого терапевта аналитически относиться к событиям своей жизни. По этой причине позиция ответственности относится к наиболее охотно мною используемым.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.036 с.)