Президент РФ в системе управления государством. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Президент РФ в системе управления государством.



В Конституции РФ 1993 года главам, посвященным трем ветвям власти предшествует глава 4 относящаяся к институту Президента России, тем самым подчеркивается особое место института Президента в осуществлении государственной власти. По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов государственной власти.

К функциям Президента как главы государства относятся:◊ представление государства внутри и вне страны – постоянный и официальный представитель; ◊ является гарантом Конституции, контролирует ее исполнение; ◊ определяет основные направления внешней и внутренней политики страны; ◊ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в России; ◊ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; ◊ принимает меры по охране суверенитета государства.

Правовой статус Президента России имеет некоторые особенности:

≈ не является главой исполнительной власти (как в США), выступая скорее гарантом разделения властей и координатора их отношений;

≈ имеет большое влияние на назначение премьер-министра и меньше зависим от соотношения политических сил в парламенте (чем президент Франции);

≈ не связан обязательствами ни с одной из партий и опирается на собственный аппарат (администрация Президента и Совет безопасности и др.), формируемый на профессиональной, а не на партийной основе и назначаемый самим Президентом.

Не являясь главой какой-либо ветви власти, Президент, тем не менее, благодаря своим исключительным полномочиям и характеру взаимоотношений с другими должностными лицами и органами государственной власти оказывает непосредственное влияние на их деятельность.

Согласно Конституции РФ Президенту предоставляются определенные льготы и гарантии. Он обладает неприкосновенностью (ст.91): никто не может применять в отношении Президента физического или психического насилия, он не может задерживаться, обыскиваться, арестовываться.

Президент не может быть привлечен к любому виду правовой ответственности пока он состоит в должности, да и после это проблематично в силу ФЗ. Президент, как высшее должностное лицо государства, в принципе ни перед кем не несет ответственности, над ним нет никого кроме народа его избравшего. Формой выражения полномочий Президента является издание им двух видов нормативных актов: указов и распоряжений.

Администрация Президента РФ - орган при Президенте РФ формируется Президентом РФ, во главе стоит руководитель Администрации.

В функции Администрации входит создание всех необходимых организационных, информационных, консультативно-правовых условий, без которых невозможны осуществление полномочий главы государства, связь Президента РФ с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Администрация подготавливает предложения Президенту по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в отношении средств массовой информации, а также по обеспечению российских граждан объективной информацией о внутренней и внешней политике государства. Администрация осуществляет совместно с федеральными органами исполнительной власти в. порядке, установленном законодательством, функции учредителя средств массовой информации. в состав Администрации вошли: - Руководитель Администрации Президента; - два заместителя Руководителя Администрации Президента - помощника Президента; - помощники Президента; - пресс-секретарь Президента; - руководитель протокола Президента; -полномочные представители Президента в федеральных округах; -советники Президента, полномочные представители Президента в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде; - старшие референты; - референты Президента и иные должностные лица Администрации. Ключевая роль в деле осуществления руководства и формирования данного органа, безусловно, принадлежит Президенту.

Он осуществляет общее руководство Администрацией. Вместе с тем определен круг должностных лиц Администрации, которые непосредственно подчинены главе государства.

У Администрации есть право запрашивать и получать необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций.

· 51 Законодательная власть в системе управления государством.

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное собрание является парламентом РФ. Федеральное собрание -представительный орган РФ. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное собрание состоит из двух палат -Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из представителей субъектов Федерации и их представляет, а Государственная Дума представляет население страны.81. Порядок формирования палат Федерального собрания

Согласно Конституции РФ (ст. 95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Конституции РФ указывается (ст. 96), что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

К ведению Совета Федерацииотносятся утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Согласно ст. 103 Конституции РФ, к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной думой принимаются федеральные законы РФ.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат.

Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности; осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.

Состав комитетов Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от числа депутатов Совета Федерации. Комитеты Совета Федерации образуются на срок полномочий палаты. Совет Федерации вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничивается определенным сроком.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и т.д.

В процессе реализации задач, изложенных в статье 2 настоящего Федерального закона, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Контрольные органы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, правоохранительные органы, контрольные органы субъектов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, Министерство финансов Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, налоговые органы и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты при проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции.

· 52 Исполнительная власть в системе управления государством.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Правительство РФ - высший орган исполнительной власти Согласно Конституции (ст. 110), исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Положение Правительства как высшего органа федеральной исполнительной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и в Законе о Правительстве РФ.

Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 13), Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Функциональное единство системы органов исполнительной власти в Российской Федерации основывается на взаимодействии двух уровней органов исполнительной власти (федеральных и субъектов Федерации).

Так как исполнительная власть субъектов Федерации входит в состав системы исполнительной власти Российской Федерации полномочиями по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ), то полномочия собственного ведения (ст. 73 Конституции РФ) субъектом РФ осуществляются исключительно органами исполнительной власти субъекта Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Возглавляет Правительство РФ его Председатель, который определяет направления деятельности Правительства и организует его работу. Заместители Председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации политики Правительства, координируют работу министерств и иных органов исполнительной власти.

Федеральные министры принимают участие в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений и распоряжений; участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства; обладают полномочиями в качестве руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, имеют наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом РФ или в судебном порядке.

Системы органов исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов входят в единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. Принцип единства исполнительной власти в РФ не исключает разнообразия в устройстве органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Это разнообразие обусловлено не только историческими, национальными, культурными и иными традициями, но и, прежде всего, конституционно-правовыми различиями в положении таких субъектов.
Наиболее типичными моделями, характеризующими организацию исполнительной власти в республиках - субъектах Федерации являются:

Система органов исполнительной власти возглавляется Президентом, который одновременно является главой исполнительной власти и председателем Правительства (Республика Бурятия и Республика Тува). Правительство формируется Президентом, который руководит его деятельностью.

Организация исполнительной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах менее разнообразна, чем в республиках. Исполнительная власть в этих субъектах реализуется администрацией (Правительством), руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее Глава (губернатор, глава администрации, мэр). Глава администрации - это высшее выборное административное должностное лицо, осуществляющее функции и полномочия главы исполнительной власти в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

 

· 53 Судебная власть в системе управления государством.

Глава 7 (ст. ст. 118-128) Конституции РФ. Понятие и роль судебной власти, иерархия и система судебных органов. Осуществление судебной деятельности, судебный процесс, законность, самостоятельность судов, независимость судей и заседателей, презумпция невиновности.

 

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Носителями судебной власти в РФ являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Согласно Конституции РФ (ст. 119), судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Согласно Конституции (ст. 120), судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Принцип подчинения судей только Конституции и закону неразрывно связан с предусмотренным Конституцией РФ (ст. 120) положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи.

В Конституции РФ (ст. 122) указывается, что судьи неприкосновенны. Согласно Конституции, разбирательство дел во всех судах является открытым, заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три «ветви»: 1) конституционное правосудие; 2) общее правосудие; 3) арбитражное правосудие.

Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют Высший арбитражный суд РФ и соответствующие арбитражные суды. Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

· 54. Понятие, предмет, основные принципы гражданского права. Система и источники гражданского права.

Гр. право – это система правовых норм, регулирующих на начало юр.равенства, имущества самостоятельности сторон, имущественных и личных неимущественных отношениях.

Предмет гр. пава – это общественные отношения, регулируемые нормами гр. права, кот.делятся на:

1)Имущественные, возникают м/у субъектами гр. правоотношений, по поводу материальных благ:

а). отношения статики, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности).

б). отношения динамики, они связаны с переходом материальных благ от одного лица к др. (обязательные права).

2) личные неимущественные отношения, это общественные отношения, которые возникают по поводу нематериальных благ, в них проявляются индивидуальные особенности субъектов гр. права:

а). связанные с имуществом, на их основании возникают имущественные правоотношения (право авторства),

б) личные неимущественные отношения, не связанные с имуществом (защита чести, достоинства, деловой репутации)

Корпоративные отношения - это система отношений, складывающихся между участниками объединения (акционерами) и обособленным от акционеров аппаратом управления (менеджментом), а также между менеджментом и другими заинтересованными лицами такого объединения (работниками, партнерами, государственными органами) и являющихся результатом компромисса интересов объединения, его участников и менеджмента.

К особой группе объектов гражданских прав относятся нематериальные блага, под которыми понимаются не имеющие экономического содержания и не отделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные действующим законодательством. Характерная особенность этой группы объектов состоит в том, что они: 1) не имеют материального (имущественного) содержания; 2) неотделимы от личности их носителя; 3) обладают свойством индивидуализации самой личности обладателя этих прав.

Основные принципы гражданского права: равенство всех форм собственности; охрана общественных интересов при осуществлении гражданских прав; зашита интересов личности, учет интересов и законных прав другой стороны.

Источники гражданского права. В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью. Гражданский Кодекс РФ имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящие в предмет гражданского права: например Закон РФ «О страховании», Патентный Закон и др. Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ. Гражданско-правовые нормы могут содержаться также и в нормативных актах министерств и ведомств и иных федеральных органах исполнительной власти. Источником гражданского права РФ также являются нормы международного права, международные договора РФ. Как источник гражданского права международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. Также источником гражданского права является обычай. Этот источник является дополнительным источником.

 

55. Гражданское правоотношение: понятие, содержание и виды.

 

Гражданское правоотношение-это складывающиеся на основе гр.правовых норм, связь между субъектами гражданских правоотношений, обязанности осуществляются и через их права и исполнение которых обеспечивается гос-м. особенности гр. правоотношений: 1)равенство сторон и их независимость друг от друга. 2)самостоятельность определяется содержание правоотношений его участника. 3)имущественный характер правовых гарантий и мер ответственности за нарушение гр.пр. и не исполнение обязанностей.

Субъекты гражданских правоотношений -это лицо, обладающее субъективными правами и несущие юридические обязанности, в связи с участием конкретных гр. правоотношений.(физ. и юр.лица РФ; субъ. РФ; муниципальные образования). Объект гр. правоотношения -это материальное или не материальное благо, по поводу которые возникли гр. правоотношения, а также права и обязанности его участника. (вещи, деньги, ц.б., иное имущество в том числе имущественные права, работы и услуги, информация, результат интеллектуальной деятельности, нематериальные блага).

Субъективное право-это предусмотренное правовыми нормами мера возможного поведения управомоченного лица.(1)возможность собственного поведения - использование собственником своего имущества; 2)право требовать определенного поведения от др. лица- устранять, применять, пользоваться вещью; 3)право на защиту- любой способ устранять препятствие).

Обязанность- это установленная правовыми нормами мер должностного поведения.лица.

3 элемента: 1. не препятствовать законным действиям правомочного лица. 2. обязанность соблюдать закон. 3. обязанность претерпевать меры ответственности, кот. применяет правомочное лицо.

Юридические факты – события (относят обстоятельства протекающие в не зависимо от воли человека – стих.бедствия, смерть человека) и действия (это волевые акты, которые совершаются людьми, н-р- заключение договора, принятие наследства и т.д. они бывают: правомерные, т.е. соответствуют нормам законодательства и неправомерные, т.е. противоречат нормам закона).

Виды гр.правоотношений: 1. по структуре отношения м/у субъектами.: в относительных правоотношениях управомоченные лица противостоят в качестве должностного строго определенного лица.- гр.пр. договор. В абсолютных управомоч. лицу противостоит неопределенное число обяз. лиц–право собственности, авторские права.

2. по объекту: имущественные, они возникают, устанавливаются в результате урегулирования норм гр.законодательства имущественно-стоимостных отношений. Личные неимущественные, возникают в результате урегулирования личных неимущественных отношений-защита чести, репутации.

3. по способу удовлетворения интересов управомоченного лица: вещные, интересы у правомочного лица удовлетворяются за счет полезных свойств определенной вещи, путем непосредственно взаимных с ней действий- право собственности; обязательные, интересы у правомочного лица м./б. удовлетворены только определенными действиями обязанного лица, но предоставляющего ему материальных благ, т.е. юр. Интерес управомоченного лица удовлетворяющего по средствам совершения обяз. лицом действий в его пользу (возможное причинение вреда).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.046 с.)