Основы психологии и педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы психологии и педагогики.



Основы психологии и педагогики.

Структура объема и обработки информации. Ощущение и восприятие.

Ощущение: Процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств их модальности: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные. Расположение: экстероцептивные – внешние, итероцептивные – внутренние, проприоцептивные – суставно-мышечные. Закономерности ощущения: чувствительность –способность давать ощущение вообще, адаптация – приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего раздражителя, полное ощущение исчезает, негативное ощущение притупляется, позитивная обострение чувствительности, синестезия – возникновение ощущения от сигнала другой модальности, синергия –одновременные ощущения от воздействия объекта, контрастность – изменение ощущения под воздействием фона, сенсибилизация – повышение чувствительности органов чувств под влиянием упражнения.

Восприятие: 1. Субъективное психическое отражение предметов и явлений объективной действительности. 2.отражает предмет как целое в совокупности всех его свойств, поэтому восприятие определяется, как целостный образ предмета. Восприятие полимодально- простые: зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные, обонятельные, сложные: восприятие времени, пространства движения, собственного тела. Свойства восприятия: - целостность – объединение частей в целостный образ, константность –различение объекта при его изменении, содержательность – дополнение образа по смыслу, избирательность – выделение отдельных частей как основных, апперацепция – зависимость восприятия от опыта (знаний и умений).

Понятие о внимании. Функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности. Характеристика: -произвольное и непроизвольное, -устойчивость, сосредоточение, переключаемость, распределение, объем. Функции внимания:

· активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

· способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,

· обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

· определяет точность и детализацию восприятия,

· определяет прочность, и избирательность памяти,

· определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

· является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.

· выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.

· для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

· в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

· о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.

· внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Основные виды внимания:

· природное и социально обусловленное внимание,

· непосредственное и опосредствованное внимание,

· непроизвольное и произвольное внимание,

· чувственное и интеллектуальное внимание. Исходным моментом для развития внимания, как способности сосредоточения и направления своей психической деятельности, являются безусловные ориентировочные рефлексы, характерные для человека уже в самом раннем детстве. Ребенок двухнедельного возраста отчетливо реагирует на громкие звуки, яркие по своей окраске предметы, несколько позже — на движущиеся предметы.

Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Механизмы развития и тренировки памяти.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. При более широком понимании к памяти относят и процессы забывания. Если бы мы не забывали ненужную нам информацию, хотя бы помнили все подряд ценники разложенных на полках многочисленных товаров во всех магазинах, в которые мы заходили, то скоро серьезно затруднились бы в быстром вспоминании того, что нам нужно. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Свойства памяти: 1. Объем памяти – количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. 2. Скорость – время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации. 3.Прочность – длительность сохранения информации. 4. Точность – правильность и полнота воспроизведения информации. 5. Готовность – умение своевременно вспомнить требуемое. Функции памяти:1. Узнавание -воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом 2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации. 3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. 4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени. Развитие: Повторение заученного. Руководитель должен периодически освежать в памяти все запомненное (перечитывать, продумывать, перелистывать и т. д.) Целенаправленные упражнения. Путем специальных упражнений можно развить все виды памяти. Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить виденное, надо развивать наблюдательность. Наблюдательность способствует улучшению непроизвольного запоминания.

Понятие о речи и языке.

Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура языка оправдывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от задачи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может ободрить человека и уязвить, унизить и возвысить. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Мысль существует в слове и выражается в слове. Язык включает слова с их значениями и синтаксис. Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из этих социально отработанных звуков и графических знаков строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества. В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими. Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым.

Общение и коммуникация.

Общение и коммуникация – нетождественные понятия. Общение шире; под коммуникацией понимается лишь обмен информацией.
Структура общения по Г. М. Андреевой:
- коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,
- интерактивная составляющая – взаимодействие людей,
- социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга.
Функции общения (по Борису Федоровичу Ломову):
- информационно-коммуникативную (передача информации),
- регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и организация совместной деятельности),
- аффективно-коммуникативная (передача эмоций).
Структура коммуникации по Гарольду Ласуэллу:
- коммуникатор,
- содержание,
- канал коммуникации,
- адресат,
- результат коммуникации.
Виды коммуникации:
а) вербальная,
б) невербальная:
- кинетика (мимика, пантомимика),
- паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),
- проксемика (организация пространства и времени в общении),
- визуальное общение (контакт глаз). Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.
Часто невербальное общение помогает получить информацию:
- о признаках принадлежности человека к социальным группам,
- о физическом и психологическом состоянии человека,
- об эмоциональном отношении человека к чему-либо,
- о возможных вариантах поведения человека.

Коммуникации в организации.

Коммуникация - обмен информацией между людьми. Трудно переоценить роль эффективных коммуникаций в управлении организацией. Внутренние коммуникации. - информационные обмены между элементами организации. Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации). Вертикальные коммуникации их помощью информация передается с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей. Таким образом, работникам организации сообщают о новых стратегических и тактических целях, изменении приоритетов, конкретных заданиях на определенный период, изменении правил, инструкций, стандартов деятельности и т. п. Горизонтальные коммуникации. Так как организация состоит из нескольких (иногда множества) подразделений, нуждающихся в согласованном выполнении своих задач, это вызывает у них необходимость обмениваться между собой информацией. Таким образом, в дополнение к вертикальным организации нуждаются и в горизонтальных коммуникациях. • Коммуникации между руководителем и подчиненным. По­этому, хотя коммуникации типа руководитель—подчиненный формально являются одной из разновидностей вертикальных коммуникаций, их в силу особой значимости принято рассмат­ривать отдельно.

Неформальные коммуникации. Как уже отмечалось выше, в любой организации наряду с формальной структурой существу­ет и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях и соответственно кроме информации, передаваемой по официальным, формальным ка­налам (формальные коммуникации), циркулирует и неофици­альная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.

20. Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования. Кодекс РБ об образовании как главный законодательный документ в области образования.

В начале 1990-х гг. новые политические и социально-эконо­мические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования.
1. Государственная политика в сфере образования основывается на принципах: 1.1. приоритета образования;

1.2. приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

1.3. гарантии конституционного права каждого на образование;

1.4. обеспечения равного доступа к получению образования;

1.5. обязательности общего базового образования;

1.6. интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;

1.7. экологической направленности образования;

1.8. поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;

1.9. государственно-общественного характера управления образованием;

1.10. светского характера образования.

21. Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:

2.1. обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования, в том числе права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;

2.2. обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

2.3. создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;

2.4. создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;

2.5. обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;

2.6. осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

2.7. осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;

2.8. обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;

2.9. обеспечение равенства белорусского и русского языков;

2.10. обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.

 

3. В учреждениях образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

 

4. Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

 

5. Организационной основой осуществления государственной политики в сфере образования являются программа развития системы образования, программы развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых, утверждаемые Правительством Республики Беларусь на пятилетний период.

21. Структура национальной системы образования и характеристика его уровней. Анализ состояния современной системы образования РБ.

22.Национальная система образования включает:

· участников образовательного процесса;

· образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

· учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. уровни:

  • дошкольное образование;
  • общее базовое образование;
  • общее среднее образование;
  • профессионально-техническое образование;
  • среднее специальное образование;
  • высшее образование;
  • послевузовское образование.

· В настоящее время усиливается направленность системы образования на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры, обеспечение условий для непрерывного образования. На уровне дошкольного воспитания обеспечивается развитие детей и подготовка их для обучения в школе. На уровне общего среднего образования реализация потребностей учащихся и их родителей возможна за счет:- усиления содержания основного и дополнительного образования; создание специализированных школ и классов, гимназий, лицеев;- включения в содержание обучения новых дисциплин (экология, экономика- применения новых форм и технологий обучения и воспитания. В системе профессионально-технического и среднего образования юноши и девушки получают профессии и специальности соответствующего уровня.

22. Направления совершенствования системы высшего образования в РБ.

Высшее образование – уровень основного образования, достигаемый на основе общего среднего образования, или профессионально-технического образования с общим средним образованием, или среднего специального образования в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, и завершающийся итоговой аттестацией, по результатам которой присваиваются соответствующая квалификация, а также степень магистра в случаях, предусмотренных законом.
1. Структурно-организационные изменения направлены на совершенствование структуры высшего образования, что предполагает:
а) поэтапный переход к двуступенчатой системе проф. подготовки специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру.
б) диверсификацию типов ВУЗов: высший колледж, институт, академия, университет. 2. Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением нового содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях. 3.Создание ресурсного обеспечения. Включает следующие виды.

Педагоги рассматривают данное понятие с позиции развития творческих качеств личности учащихся, и считают, что творчеству следует обучать с раннего детства, вовлекая детей в творческую деятельность. Психологами рассматриваются психологические механизмы протекания творчества, как такового. Они считают, что творческий потенциал имеется у каждого человека, его нужно развивать.

Развитие творческого потенциала человека происходит поэтапно. Вначале определяется уровень творческого развития личности посредством психологических методов диагностики. Следующим, ведущим этапом работы является мотивация, без которой развитие творческих задатков невозможно. Под мотивацией подразумевается готовность человека к осуществлению творческой деятельности, скорость, с которой он включается в данный процесс, эффективность выполнения творческих заданий, стремление к личностному совершенствованию в творческом процессе. Немаловажной ступенью в развитии творческого потенциала человека является организация процесса творческой деятельности. С этой целью создаются определенные условия, которые будут способствовать развитию и реализации творческих способностей личности. Следующий этап развития творческих задатков человека – контроль качества выполнения проекта. При этом основное внимание должно акцентироваться на качестве процесса организации творческой деятельности, и создания благоприятных условий для ее осуществления. На завершающем этапе выявляется соответствие результатов, полученных в процессе творческой деятельности, запланированным. Помимо этого, проводится анализ ошибок прошлого, затруднений, возникших в процессе решения творческих задач и внесение корректив.

Объективное творчество - оригинальные, новые общественно значимые продукты (новые теории, научные открытия, произведения искусства).
Вы видите, что характеристика этого понятия включает в себя новые теории, научные открытия, создание произведений искусств.
Субъективное творчество – новые для данной личности способы познавательной деятельности, открытие новых смыслов прежней деятельности.
Сегодня в психолого-педагогической литературе мы встречаемся с понятием «креативность», которое тесно связано с понятием творчество.

Основы психологии и педагогики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.03 с.)