Олигополия: признаки, особенности. Кооперативное и некооперативное поведение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигополия: признаки, особенности. Кооперативное и некооперативное поведение.



Олигополия - это тип рынка, где осознающие собственную взаимозависимость фирмы тесно взаимодействуют друг с другом, принимая решения с учетом реакции конкурентов.

Олигополистический рынок может быть представлен как рынок стандартизированного продукта (чистая монополия, рынок металлов, сырой нефти), так и рынкам дифференцированного продукта (дифференцированная олигополия). Например, рынок автотранспортной и бытовой техники.

Отличительные признаки олигополии:

1.) Ограниченное кол-во фирм, поделивших между собой отраслевой рынок.

2.) Высокая степень концентрации рынка, которая отражает контроль значительных долей рыночного предложения со стороны отдельных фирм.

3.) Затрудненный доступ на отраслевой рынок из-за высоких отраслевых барьеров., которые являются следствием влияния не стратегических (эффект масштаба), вертикальная интеграция, патенты и лицензии и стратегических факторов (согласованное поведение фирм)

4.) Наличие стратегического поведения продавцов, которая является отличительной особенностью олигополистического рынка и выражает взаимодействие фирм в особом способе принятия рыночных решений

Если решение одной фирмы в отношении объема выпуска или цены на продукт неизбежно влечет за собой изменение рыночных условий, то это означает что любые ее действия будут вызывать ответную реакцию конкурентов. В условиях отсутствия взаимодействия между фирмами экономическое положение всех фирм будет улучшатся, по этому фирмы заинтересованы в координации своих действий. Целью такой координации является достижение равновесного состояния, наилучшего с точки зрения действующих на отраслевом рынке фирм. Результат координации поведения фирм максимизация отраслевой прибыли. Достижение такого результата позволило бы улучшить положение всех действующих на отраслевом рынке фирм следовательно наилучший выбор для фирмы действующей в условиях олигополистических взаимодействия – это координировать поведения в соответствии с решениями принимаемыми конкурентами.

Фирмы могут реализовать одну из двух стратегий координации деятельности, кооперативную и не кооперативную.

Кооперативная – это способ организаций олигополистического взаимодействия, при котором координация поведения продавцов осуществляется по средством достижения фирмами соглашения в отношении цены и объема отраслевого выпуска.

Не кооперативная – это способ реализации олигополистического взаимодействия, при котором координация осуществляется с использованием конкурентных способов, в рамках которой фирма производит независимую направленную на укрепление собственного положения стратегию.

Модели кооперативного поведения.

Сговор и лидерство.

Наиболее ярко выраженной формой реализации кооперативного поведения является картель.
Картель представляет собой соглашение об объеме отраслевого выпуска и цене товара.
Организационно картель может иметь разные формы:

Заключение соглашения о цене

установление производственных вод

Дополняемых контролем за всеми видами конкурентной активности

Создание сбытовой организации, которая скупая продукцию у отдельных производителей по договорной цене затем будет реализовывать эту продукцию с учетом координации

В случае картеля фирмы ограничивают объем рыночного предложения и продают продукт по более высокой цене. Картельная цена выше цены при совершенной конкуренции. Осуществляя картелем объемом выпуска меньше конкурентного что свидетельствует об экономической не эффективности картеля. Завышенная цена указывает на перераспределения потребительского излишка в пользу картеля, участники которого присваивают его в виде монопольной прибыли. Сокращение объема выпуска говорит о чистых потерях благосостояния, которые проявляются и принимают форму того количества продукта, который часть потребителя купить не сможет в следствии того что цена его завышена. Однако картель является неустойчивым образованием, успех деятельности картеля зависит от готовности его участником следовать достигнутым соглашениям, а так же их способности выявлять и эффективно присекать действия нарушителей.

Картель преследуется антимонопольном законодательством в России в плоть до заключения

 

 

37. Модель картеля

Наиболее ярко выраженной формой реализации кооперативного поведения является картель.
Картель представляет собой соглашение об объеме отраслевого выпуска и цене товара.
Организационно картель может иметь разные формы:

-Заключение соглашения о цене

- установление производственных вод

-Дополняемых контролем за всеми видами конкурентной активности

-Создание сбытовой организации, которая скупая продукцию у отдельных производителей по договорной цене затем будет реализовывать эту продукцию с учетом координации

В случае картеля фирмы ограничивают объем рыночного предложения и продают продукт по более высокой цене. Картельная цена выше цены при совершенной конкуренции. Осуществляя картелем объемом выпуска меньше конкурентного что свидетельствует об экономической не эффективности картеля. Завышенная цена указывает на перераспределения потребительского излишка в пользу картеля, участники которого присваивают его в виде монопольной прибыли. Сокращение объема выпуска говорит о чистых потерях благосостояния, которые проявляются и принимают форму того количества продукта, который часть потребителя купить не сможет в следствии того что цена его завышена. Однако картель является неустойчивым образованием, успех деятельности картеля зависит от готовности его участником следовать достигнутым соглашениям, а так же их способности выявлять и эффективно пресекать действия нарушителей.

Картель преследуется антимонопольном законодательством в России в плоть до заключения

Если на отраслевом рынке действуют две фирмы А и Б то рыночное равновесие будет устанавливаться исходя из положения линии Дотраслевое и кривой отраслевых предельных издержек производства, которое определяется путем горизонтального суммирования предельных издержек фирм МСа+Мсб. Если фирмы будут действовать в условиях чистой конкуренции, то отрасль окажется в условиях чистой конкуренции в положении равновесия при цене Рк и объеме выпуска Qk. При такой цене фирма А будет действовать на принципе безубыточности осуществляя выпуск в объеме Qa конкурентная, а фирма Б осуществляя выпуск qбk будет получать небольшую прибыль = площади темноокрашенного прямоугольника. Фирмы могут улучшить свое положение если сократят совокупный выпуск до объема максимизирующего отраслевую прибыль т.е. для которого выполняется равенство МЯ=МСа+МСб. Qkr и соответствующей ему цене Ркр отраслевая прибыль будет максимальной. Однако такой исход возможен только в том случае если фирмы достигнут соглашения о поддержании отраслевого выпуска в объему Qkr следовательно главная задача состоит в распределении производственных квот между фирмами таким образом, что бы их суммарный объем выпуска = Qkr. Такие квоты определяются на основе пересечения горизонтальной линии полученной в свою очередь из пересечения МЯ=МСа+МСб. С кривой предельных издержек каждой фирмы. В результате производственная квота фирмы А составит qakr а фирмы Б qбkr. Продавая продукт по единой цене Ркр обе фирмы улучшат свое положение. Фирма А будет получать экономическую прибыль, а фирма Б увеличит свою прибыль, о чем свидетельствует повышение площади светлоокрашенного прямоугольника над площадью темноокрашенного. Деятельность картеля имеет те же отрицательные последствия, которыми сопровождается абсолютная монополия. В случае достижения картельного соглашения фирмы ограничат объем рыночного предложения до Qkr будут продавать товар по цене Ркр.

Экономические последствия картелизации рынка. Совершенно очевидно, что картельная цена Ркр превышает цену совершенной конкуренции, осуществляемый объем выпуска Qkr меньше конкурентного Qk Часть потребительского излишка, которую присваивает картель в виде монопольной прибыли, соответствует площади светлоокрашенного прямоугольника, сокращение объема выпуска о чистых потерях благосостояния, величина которых соответствует темноокрашенному треугольнику.

 

Модель ценового лидерства.

модель ценового лидерства имеет место в том случае, когда отраслевом рынке действует фирма, обладающая стратегическими преимуществами перед своими конкурентами. Доминирующее положение на рынке позволяет фирме лидеру с одной стороны получать более полную инфу о рынке, а с другой обеспечивать устойчивость цены за счет контроля. Механизм модели, что фирма лидер устанавливает рыночную цену на свой продукт с учетом сложившихся параметров рынка и преследуемых целей, в то время как остальные фирмы отрасли (последователи) в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером принимая ео цену как заданную. Устойчивость моделей ценового лидерства обеспечивается не только благодаря санкциям, который может применить лидер в отношении нарушителей, другие участники получают пользу перекладывая бремя исследования рынка и и выработки оптимальной цены на фирму лидера. Такая стратегия способствует максимизации отраслевой прибыли, а значит увеличивает прибыль каждой фирмы, кроме того последователи понимают, что в случае нарушения ценовой дисциплины хуже всем будет. Это рынок доминирующей фирмы, с сохранением конкурентного окружения. Конкурентная стратегия заключается в том, что он должен ориентировать на получение долгосрочной прибыли как в отношении цены так и доли рынка. Стратегия фирм занимающий подчиненное положение напротив состоит в том, что бы избегая прямого противостояния лидеру использовать меры чаще всего инновационного характера на который лидер отреагировать не сможет, даже в случае если лидер не способен навязать свою цену он остается проводником ценовой политики и тогда говорят о параметрическом ценовом лидерстве.

 

  1. Модель блокирующего ценообразования

Модель блокирующего ценообразования — это модель, препятствующая проникновению в отрасль новых фирм снижением рыночной цены. Это позволяет сохранить в отрасли сложившееся устойчивое равновесие и наиболее благоприятные условия для получения прибыли. Таким образом, стремясь к закреплению своей рыночной власти, олигополистически взаимодействующие фирмы могут координировать свою деятельность с целью противодействия проникновению на рынок новых фирм.
Пусть при кооперативной стратегии фирмы отрасли могли бы получить экономическую прибыль (рис. 7.4), производя объем продукции Q по цене Р. Но получение в этом случае экономической прибыли стало бы причиной проникновения в отрасль новых фирм. В результате прибыль фирм уменьшится, а некоторые из них могут быть вытеснены из отрасли. Поэтому, зная уровень отраслевого спроса и издержек, оценив минимально возможные средние издержки претендентов на вход в отрасль, действующие фирмы устанавливают рыночную цену Р на уровне минимальных долгосрочных средних издержек LATC. Это лишает фирмы экономической прибыли, но и делает невозможным проникновение в отрасль «чужаков».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.014 с.)