Банковская срочная валютная сделка на условиях «опцион» и ее применение во внешнеэкономической деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банковская срочная валютная сделка на условиях «опцион» и ее применение во внешнеэкономической деятельности предприятия



Срочные валютные сделки - это валютные сделки, при которых стороны договариваются о поставке обусловленной суммы иностранной валюты через определенный срок после заключения сделки по курсу, зафиксированному в момент ее заключения.

Опцион — договор, по которому потенциальный покупатель или потенциальный продавец актива (товара, ценной бумаги) получает право, но не обязательство, совершить покупку или продажу по заранее оговорённой цене в определённый договором момент в будущем или на протяжении определённого отрезка времени. При этом продавец опциона несёт обязательство совершить ответную продажу или покупку актива в соответствии с условиями проданного опциона.

Опцион может быть на покупку или продажу базового актива.

Опцион колл — опцион на покупку. Предоставляет покупателю опциона право купить базовый актив по фиксированной цене.

Опцион пут — опцион на продажу. Предоставляет покупателю опциона право продать базовый актив по фиксированной цене.

Соответственно возможны четыре вида сделок с опционами:

  • купить Опцион колл
  • выписать (продать) Опцион колл
  • купить Опцион пут
  • выписать (продать) Опцион пут

Наиболее распространены опционы двух стилей — американский и европейский.

· Американский опцион может быть погашен в любой день срока до истечения срока опциона. То есть для такого опциона задается срок, во время которого покупатель может исполнить данный опцион.

· Европейский опцион может быть погашен только в одну указанную дату (дата истечения срока, дата исполнения, дата погашения)

Основной характеристикой опционов является то, что держателю опциона предоставлен выбор. У него есть право, а не обязательство совершить определенное действие.

Потенциал прибыльности отражен в размере премии, уплачиваемой за опцион. Премия должна быть достаточно высокой, чтобы убедить продавца опциона взять на себя убытки, и достаточно низкой, чтобы убедить покупателя в хороших шансах получить прибыль.
Размер премии зависит от следующих факторов:

1) Внутренняя ценность опциона – это прибыль, которая была бы получена при немедленном исполнении опциона. В случае европейских опционов, в принципе не допускающих исполнения до даты истечения, внутренняя ценность опциона рассчитывается через разницу форвардной цены базисного актива и цены исполнения опциона.
2)Срок опциона. Чем больше срок опциона, тем больше вероятность движения цены базисного актива в сторону, благоприятную для держателя опциона. Соответственно, выше и риск у продавца опциона. Следовательно, опционы с большими сроками предполагают уплату большей премии. Элемент цены опциона называется «цена времени». Чем короче сроки, тем ниже цена времени опциона. В день исполнения цена времени равна нулю.

3) Нестабильность. Нестабильность представляет собой степень возможного размера отклонения цены от среднего значения в течение данного периода времени. Чем не стабильнее цена базисного актива, тем выше вероятность исполнения опциона с прибылью. Следовательно, большая нестабильность отражается в большей премии.

4) Процентные издержки. При повышении процентных ставок увеличиваются и альтернативные издержки покупателя опциона, так как деньги, уплаченные за премию на опцион, иначе могли бы быть инвестированы в какой-либо иной, приносящий процентный доход актив. Следовательно, покупатель не будет готов заплатить столько же, сколько и раньше. Между тем, продавец опциона может заработать процент на полученной премии. Поэтому при повышении процентных ставок он может снизить размер премии и при этом получить такую же, как и раньше, чистую прибыль. Таким образом, повышение процентных ставок оказывает понижающее воздействие на размер премий по опционам.

5) Взаимосвязь между ценой исполнения и ценой-спот. Чем меньше разница между ценой исполнения опциона и ценой-спот базисного актива, тем выше вероятность (считая показатель нестабильности постоянным) повышения цены-спот до уровня выше цены исполнения, позволяющего держателю call-опциона исполнить его с прибылью. Следовательно, чем меньше такая разница, тем выше будет премия при любом заданном показателе нестабильности.
Сделки на условиях опциона содержат большой риск для банка, поэтому он устанавливает менее выгодный курс для клиента. Размер комиссии по опциону определяется с учетом курса валюты (объекта сделки) по срочной сделке на дату окончания опционного контракта.

В основном валютный опцион применяется для страхования валютного риска. Покрытие валютного риска может осуществляться в любой момент от даты заключения контракта до получения платежа, что дает возможность экспортерам и импорт ерам оперативно использовать срочные сделки. Например, экспортер, продав товар и обнаруживший в ожидании платежа опасность снижения курса валюты платежа, в целях страхования этого риска заключает срочную сделку на продажу этой валюты.


18. Банковская отчетность и анализ баланса банка

Банковская отчетность - это единая система количественных характеристик и показателей

Банковская отчетность - это единая система количествен­ных характеристик и показателей, отражающих финансовое и имущественное положение кредитной организации и резуль­таты ее деятельности на отчетную дату.

Основными задачами банковской отчетности являются:

1)формирование детальной, достоверной и содержатель­ной информации о деятельности кредитной организа­ции и об ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетно­сти - руководителям, учредителям, участникам орга­низации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и др.;

2)подробное, полное и достоверное отражение и анализ всех банковских операций для дальнейшего развития кредитной организации, принятия управленческих ре­шений и банковского надзора;

3)выявление внутрихозяйственных резервов для обеспе­чения финансовой устойчивости кредитной организа­ции, предотвращения отрицательных результатов ее де­ятельности.

Классифицировать формы отчетности можно следующим образом:

1. По видам:

-финансовые формы (отчет о прибылях и убытках, сведения о резервах на возможные потери, сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения);

-бухгалтерские (отчет о кассовых оборотах, отчет по картотеке по расчетным документам, не оплаченным в срок, обратную ведомость бухгалтерского учета);

-статистические формы (отдельные показатели, характеризующие деятельность кредитной организации, публикуемая отчетность кредитных организаций, информация по валютным операциям);

2.По значимости:

-ежедневные

-пятидневные

-декадные

-ежемесячные

-квартальные

-полугодовые

-девятимесячные

-годовые

3.Отчетность, составляемая на нерегулярной основе:

-по запросу Банка России

4.Отчетность по особенностям применяемых методов отражения:

-отчетность по национальным стандартам

-отчетность, составленная с учетом требований МСФО

Основными формами бухгалтерской отчетности считаются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении собственных средств, отчет о движении денежных средств.

Дополнительные формы включают оборотные ведомости филиалов, отчет о движении средств в иностранной валюте на транзитных валютных счетах резидентов, сведения об открытых корреспондентских счетах и остатках на них.

Баланс банка относится к основным формам бухгалтерского учета. Баланс банка составляется в соответствии с учетной политикой, в рамках которой подлежит обязательному утверждению руко­водителем кредитной организации:

-рабочий план счетов бухгалтерского учета кредитной организации;

-формы первичных учетных документов;

-порядок расчетов со своими филиалами (структурны­ми подразделениями);

-порядок проведения отдельных учетных операций;

-порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

-случаи изменения стоимости объектов основных средств;

-лимит стоимости предметов, принятых к учету в соста­ве основных средств;

-способы начисления амортизации;

-порядок отнесения на расходы стоимости материаль­ных запасов;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-порядок контроля за совершаемыми внутрибанковски­ми операциями;

-порядок и периодичность вывода на печать докумен­тов аналитического и синтетического учета.

Составление баланса в российских кредитных организациях базируется на основных принципах бухгалтерского учета:

1) Непрерывность деятельности - предположение, что кредитная организация не собирается прекращать свою деятельность в обозримом будущем.

2) Постоянство правил ведения бухгалтерского учета в кредитной органи­зации.

3) Осторожность в оценке активов, пассивов, доходов и расходов в целях недопущения переноса уже существующих рисков на последующие периоды.

4) Отражение доходов и расходов по методу начисления. Финансовые результаты операций (доходы и расходы) отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств (их эквивалентов). Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся.

5) Отражение доходов и расходов по кассовому методу – доходы и расходы относятся на счета их учета после фактического получения доходов и соответствующих документов.

6)своевременность отражения операций – операции отражаются в бухгалтерском учете в день поступления соответствующих документов

7)раздельная оценка активов и пассивов – счета активов и пассивов оцениваются в отдельности и отражаются в развернутом виде

8)преемственность входящего баланса – остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

9)приоритет содержания перед формой – операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с юридической формой

10)открытость, которая предполагает, что отчетность должна быть досто­верной, понятной пользователю и недвусмысленной.

Существуют определенные требования к организации бух­галтерского учета в банках:

-необходимо составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации;

-активы и пассивы учитываются по их первоначальной стоимости на момент приобретения или возникновения;

-ценности и документы, учтенные на балансовых сче­тах, на внебалансовых счетах не отражаются;

-все совершаемые банковские операции в иностранной валюте должны отражаться в ежедневном едином бух­галтерском балансе только в рублях;

-в активе и пассиве баланса, где это требуется, выделя­ются счета по срокам операции;

-все совершенные за рабочий день операции отражают­ся в ежедневном балансе кредитной организации (ее фи­лиала);

-первичные балансы (кредитной организации без фили­алов, каждого филиала) составляются в рублях и ко­пейках, сводные (консолидированные) - в тысячах рублей.

Методы анализа баланса

1. Метод группировки, который позволяет путем систематизации статей баланса разобраться в его сущности. В ходе анализа применяется группировка статей баланса на пассивные и активные, собственные и привлеченные ресурсы, краткосрочные и долгосрочные, по степени ликвидности, по уровню доходности, по субъектам сделки, по уровню затрат.

2. Метод сравнения позволяет определить причины и степень воздействия изменения отдельных статей на ликвидность и прибыльность банка, выявить резервы повышения рентабельности; может быть осуществлен за период деятельности одного банка или же в сравнении с другими банками.

3. Метод коэффициентов позволяет выявить количественную взаимосвязь между отдельными статьями и разделами, соотношения статей актива и пассива (по срокам, по объему и т.д.), коэффициенты ликвидности, достаточности капитала, рентабельности.

Бухгалтерский баланс коммерческого банка - основной документ, использу­емый для оценки его финансового состояния.
Баланс банка должен представлять информацию о следующих активах и обязательствах.
Активы:

-денежные средства и остатки на счетах в Центральном банке;

-обязательные резервы на счетах в Банке России;

-торговые ценные бумаги;

-казначейские и прочие векселя, принимаемые для переучета в Центральном банке;

-размещения средств в других банках, ссуды и авансы им;

-прочие размещения на денежном рынке;

-ссуды и авансы клиентам;

-инвестиционные ценные бумаги;

-инвестиции в дочерние и ассоциированные компании;

-требования по получению процентов,

-основные средства;

-прочие активы
Пассивы - обязательства: депозиты других банков; другие депозиты денежного рынка; средства клиентов; ценные бумаги, выпущенные банком; обязательства по уплате процентов; прочие обязательства.

Пассивы - капитал: уставный капитал; эмиссионный доход; фонд переоценки основных средств; прибыль (убыток) прошлых лет и отчетного года, другие фонды.

Для управления риском ликвидности бан­ковской деятельности кредитной организации необходимо осуществлять по­стоянный анализ соответствия наступающих сроков платежей по активам и пас­сивам.
Второй по значимости формой финансовой отчетности является отчет о при­былях и убытках.
Статьи доходов и расходов в отчете должны показываться развер­нуто (отдельно доходы и расходы) с тем, чтобы пользователи информации о дея­тельности банка могли правильно оценить эффективность отдельных видов банковской деятельности.
Доходы и расходы кредитных организаций в зависимости от их характера, условия получения (уплаты) и видов операций подразделяются на:
-доходы и расходы от банковских операций и других сделок;
-операционные доходы и расходы;
-прочие доходы и расходы.
Доходы и расходы от банковских операций и других сделок включают:
1.Процентные расходы по операциям по привлечению денежных средств физических и юридических лиц, за пользование денежными средствами на банковских счетах клиентов

2.Процентные расходы по выпущенным долговым обязательствам.

3.Процентные доходы от операций по размещению денежных средств, включая денежные средства на банковских счетах (в том числе корреспондентских счетах), открытых в других кредитных организациях.

4.Процентные доходы по приобретенным долговым обязательствам (включая векселя третьих лиц), начисленные в период до их выплаты эмитентом (векселедателем) либо до выбытия (реализации) долгового обязательства.

5.Доходы (в том числе в форме комиссионного вознаграждения) от открытия и ведения банковских счетов (в том числе корреспондентских счетов) и от расчетно-кассового обслуживания клиентов (в том числе других кредитных организаций) начисляются в соответствии с условиями договоров банковского счета (о корреспондентских отношениях), договоров на расчетно-кассовое обслуживание и других договоров.

6.Доходы и расходы от операций купли-продажи иностранной валюты за рубли в наличной и безналичной формах (в том числе по срочным сделкам) определяются как разница между курсом сделки и официальным курсом на дату совершения операции (сделки).

7.Доходы и расходы от конверсионных операций (купля-продажа иностранной валюты за другую иностранную валюту) в наличной и безналичной форме (в том числе по срочным сделкам) определяются как разница между рублевыми эквивалентами соответствующих иностранных валют по их официальному курсу на дату совершения операции (сделки).

Кредитные организации самостоятельно признают доходы и расходы операционными либо прочими исходя из их характера, условия получения (уплаты) и видов операций.
К операционным доходам и расходам относятся:
-доходы и расходы от операций с ценными бумагами (кроме процентных доходов и расходов по долговым обязательствам и переоценки ценных бумаг);
-доходы от участия в уставных капиталах других организаций;
-доходы и расходы, связанные с предоставлением за плату активов во временное пользование (временное владение и пользование);

-доходы и расходы от выбытия (реализации) имущества;
-доходы и расходы, связанные с формированием и восстановлением резервов на возможные потери;
-доходы и расходы от переоценки средств в иностранной валюте, драгоценных металлов, ценных бумаг;
-доходы и расходы от операций, связанных с заключением и исполнением расчетных срочных сделок;
-доходы и расходы от иных операций и сделок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитной организации, носящие общеорганизационный характер, а также другие расходы, связанные с осуществлением кредитной организацией своей обычной деятельности.
К прочим доходам и расходам относятся доходы и расходы, не связанные с банковской деятельностью, либо возникшие вследствие нарушения условий, связанных с осуществлением кредитной организацией своей деятельности (несоблюдение требований законодательства Российской Федерации, договорной и трудовой дисциплины, обычаев делового оборота и тому подобное), а также расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности: штрафы, пени, неустойки, доходы от безвозмездно полученного имущества; поступления и платежи в возмещение причиненных убытков; доходы и расходы прошлых лет, выявленные в текущем году; от списания активов и обязательств, в том числе невостребованной кредиторской и невзысканной дебиторской задолженностей; от оприходования излишков и списания недостач; расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и тому подобное); другие доходы и расходы, носящие разовый, случайный характер.

Третьей формой финансовой отчетности является отчет об изменениях капитала (собственных средств акционеров). При составлении данной формы отчетности наиболее существенным явля­ется то, что практически все доходы и расходы за период должны включаться в показатель чистой прибыли или убытка, и только лишь некоторые из них (такие, например, как суммы прироста или снижения статей капитала от переоценки и определенные виды курсовых разниц) относятся непосредственно на счет капитала и влияют на его величину.
Построение данного отчета должно осуществляться на основе специальных учетных данных по операциям, свя­занным с движением денежных средств и их эквивалентов на банковских счетах.

 

 

19.Кредитоспособность заемщиков кредитов и методика ее определения

Кредитоспособность заемщика - способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по долговым обязательствам (основному долгу и процентов).

Кредитоспособность заемщика в отличие от платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.

Уровень кредитоспособности заемщика является составляющим элементом кредитногориска ссудной операции, который относится к группе индивидуальных рисков банка. Риск ссудной операции складывается их риска заемщика и риска продукта. Факторами степени риска заемщика являются эффективность деятельности клиента, достаточность его капитала, репутация, профессионализм менеджера, ликвидность баланса, непрерывность кругооборота фондов и т.д.

Банковская практика выделяют следующие критерии кредитоспособности клиента:

-характер клиента – это репутация клиента как юридического лица (длительность работы в данной сфере, кредитная история, соответствие экономических показателей среднегодовым) и репутация менеджеров (профессионализм, моральные качества, финансовое и семейное положение, взаимоотношение руководимых ими структур с банком), степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие этой цели кредитной политике банка;

-способность заимствовать средства – наличие у клиента права подать заявку на кредит, подписать кредитный договор или вести переговоры,;

-способность зарабатывать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности);

-капитал – значимый критерий кредитоспособности клиента, при этом важны два критерия: достаточность капитала, которая анализируется на основе сложившихся требований к минимальному уровню капитала и коэффициентов финансового левереджа, а также степень вложения собственного капитала в кредитную операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком;

-обеспечение кредита – стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре;

-условия, в которых совершается кредитная операция – относятся текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы;

-контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка и органов надзора).

Рассмотренные критерии кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки. К числу таких способов относятся:

1)оценка делового риска

2)оценка менеджмента

3)оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов

4)анализ денежного потока

5)сбор информации о клиенте

6)наблюдение за работой клиента путем выхода на место

Несмотря на единство критериев и способов оценки, существует специфика анализа кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов. Эта специфика заключается в комбинации применяемых способов оценки, а также в их содержании, которые мы сейчас рассмотрим:

1.Кредитоспособность крупных и средних предприятий.

Оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий базируется на фактических данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве методов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализа денежных потоков, делового риска и менеджмента.

В банковской практике для оценки кредитоспособности заемщика используются различные финансовые коэффициенты. Их выбор определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка. Все используемые коэффициенты делятся на 5 групп:

I – коэффициенты ликвидности:

1)коэффициент текущей ликвидности показывает способен ли заемщик рассчитаться по своим долговым обязательствам, он рассчитывается как соотношение текущих активов (средств, которыми клиент располагает в различной форме – денежные средства, прочие активы) и текущих пассивов (т.е. обязательства ближайших сроков погашения – ссуды, долг поставщикам, по векселям, бюджету, рабочим). Значение коэффициента не должно быть меньше 1

2)коэффициент быстрой (оперативной) ликвидности – соотношение ликвидных активов (денежные средства, дебиторская задолженность, а также часть быстро реализуемых запасов) к текущим пассивам. С помощью данного коэффициента можно прогнозировать способность заемщика быстро высвобождать из оборота средства в денежной форме для погашения далга банка в срок.

II – коэффициенты эффективности или оборачиваемости:

1)Оборачиваемость запасов:

А)длительность оборота в днях, которая рассчитывается как отношение средних остатков запасов в периоде на однодневную выручку от реализации;

Б)количество оборотов в периоде, которое рассчитывается как отношение выручки от реализации за период на средние остатки запасов в периоде;

2)оборачиваемость дебиторской задолженности в днях, она рассчитывается как отношение средних остатков задолженности в периоде на однодневную выручку от реализации;

3)оборачиваемость основного капитала, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации на среднюю остаточную стоимость основных фондов в периоде;

4)оборачиваемость активов, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации на средний размер активов в периоде.

III – коэффициенты финансового левереджа - характеризует степень обеспеченности заемщика собственным капиталом. Смысл этих коэффициентов в том, что оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привлеченных ресурсов;

IV – коэффициенты прибыльности:

1)коэффициенты нормы прибыли, которые рассчитываются тремя способами:

А)отношение валовой прибыли до уплаты процентов и налогов и выручки от реализации

Б)отношение чистой операционной прибыли (прибыль после уплаты %, до уплаты налогов) на выручку от реализации

В)отношение чистой прибыли после уплаты процентов и налогов на выручку от реализации

2)коэффициенты рентабельности, которая рассчитывается следующим образом:

А)как отношение прибыли до уплаты процентов и налогов на активы или собственный капитал

Б)как отношение прибыли после уплаты процентов, но до оплаты налогов на активы или СК

В)как отношение чистой прибыли и активов или СК

3)коэффициенты нормы прибыли на акцию, которые рассчитываются как отношение дивидендов по простым акциям на среднее количество простых акций.

V – коэффициенты обслуживания долга показывают, какая часть прибыли поглощается процентными и фиксированными платежами

Анализ денежного потока – способ оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, в основе которого лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента в отчетном периоде. Он заключается в сопоставлении оттока и притока у заемщика за период, обычно соответствующий сроку испрашиваемой ссуды. При выдачи ссуды на год анализ денежного потока проводят в годовом разрезе, на срок до 90 дней – в квартальном.

Элементами притока («+») средств за период являются:

1)прибыль, полученная в данном периоде;

2)амортизация, начисленная за период;

3)высвобождение средств: из запасов, дебиторской задолженности; основных фондов; прочих активов;

4)увеличение кредиторской задолженности;

5)рост прочих пассивов;

6)увеличение акционерного капитала;

7)выдача новых ссуд

В качестве элементов оттока («-») средств выделяют:

1)уплату: налогов, процентов, дивидендов, штрафов и пеней;

2)дополнительные вложения средств: в запасы, дебиторскую задолженность, прочие активы, основные фонды

3)сокращение кредиторской задолженности;

4)уменьшение прочих активов;

5)отток акционерного капитала;

6)погашение ссуд

Разница между оттоком и притоком средств характеризует величину общего денежного потока.

Модель анализа денежного потока построена на группировке элементов притока и оттока средств по сферам управления предприятием. Этим сферам в модели анализа денежного потока могут соответствовать следующие блоки:

1.Управление прибылью предприятия

2.Управление запасами и расчетами

3.Управление финансовыми обязательствами

4.Управление налогами и инвестициями

5.Управление соотношением собственного капитала и кредитов

Для анализа денежного потока берут данные как минимум за три истекших года. Если клиент имел устойчивое превышение притока над оттоком средств, то это свидетельствует о его кредитоспособности и наоборот если отток превышает приток средств, то это говорит о некредитоспособности клиента. На основе соотношения величины общего денежного притока и размера долговых обязательств клиента (коэффициента денежного потока) определяют его класс кредитоспособности. Нормативные уровни этого соотношения: класс 1 – 0,75; класс 2 – 0,30; класс 3 – 0,25; класс 4 – 0,2; класс 5 – 0,2; класс 6 – 0,15.

Деловой риск является способом оценка кредитоспособности заемщика. Деловой риск – это риск, связанный с тем, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. В то же время факторы делового риска зависят от того, к какой стадии кругооборота фондов относится объект кредитования. Эти факторы можно сгруппировать по стадиям кругооборота фондов:

-стадия I – создание запасов (число поставщиков и их надежность, мощность и качество складских помещений, экономические факторы, факторы валютного риска, опасность ввода ограничений на вывоз и ввоз импорта сырья, доступность цен);

-стадия II – производство (наличие и квалификация рабочей силы, возраст и мощность оборудования, загруженность оборудования, состояние производственных мощностей);

-стадия III – сбыт (число покупателей и их платежеспособность, принадлежность заемщика к базовой отрасли по характеру кредитуемой готовой продукции, степень конкуренции, факторы валютного риска, возможность ввода ограничений на вывоз из страны и ввоз в другую страну продукции).

Анализ делового риска в момент выдачи ссуды существенно дополняет оценку кредитоспособности клиента с помощью финансовых коэффициентов. Оценка делового риска коммерческим банком может проводиться по системе скорринга, когда каждый фактор делового риска оценивается в баллах.

Класс кредитоспособности клиента определяется на базе основных (выбираются банком и должны быть неизменны относительно длительное время) и дополнительных показателей (могут пересматриваться в зависимости от сложившейся ситуации). Класс кредитоспособности по уровню основных показателей можно определять по бальной шкале, которая определяется путем сопоставления фактического значения с нормативом, а также рейтинг показателя (определяют для каждой группы заемщиком в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности их баланса, положение на рынке).

Для определения класса большое значение имеет факторный анализ коэффициентов кредитоспособности, анализ баланса.

2.Кредитоспособность предприятий малого бизнеса.

Система оценки банком кредитоспособности мелких заемщиков складывается из следующих элементов:

1)оценки делового риска

2)наблюдение за работой клиента

3)собеседований банкира с владельцем предприятия

4)оценка личного финансового положения владельца (форма личного финансового отчета содержит сведения об активах и пассивах физического лица)

5)анализа финансового положения предприятия на основе первичных документов

3.Оценка кредитоспособности физических лиц

Основана на соотношении испрашиваемой ссуды и его личного дохода, общей оценки финансового положения заемщика и стоимости его имущества, состава семьи, характеристиках, изучении кредитной истории.

Можно выделить три основных метода оценки кредитоспособности физического лица:

1.Скорринговая оценка – заключается в определении системы критериев и соответствующих им показателей способности заемщика вернуть банку основной долг и проценты, оценки этих показателей в баллах в пределах установленной банком максимальной границы оценки, общей бальной оценки кредитоспособности.

2.Изучение кредитной истории (банк использует сведения, содержащиеся в заявлении на выдачу ссуды, а также количество и размер неплатежей, их длительность, способ погашения просроченной задолженности)

3.Оценка на основе финансовых показателей платежеспособности – в российских банках рассчитывают платежеспособность индивидуального заемщика на базе данных о среднемесячном доходе за предшествовавшие шесть месяцев, которые определяются по справке о заработной плате или по налоговой деклорации. Платежеспособность устанавливается как:

P=Дч*К*t, где

Р – платежеспособность на период

Д – среднемесячный чистый доход

t – срок кредитования, указывается в количествах месяца

К –коэффициент в зависимости от величины чистого дохода

Расчет платежеспособности заемщика и поручителей предпенсионного возраста осуществляется в 2 этапа: до наступления пенсионного возраста и с момента наступления пенсионного возраста до окончания действия кредитного договора исходя из минимальной суммы пенсии по региону. Предоставленное обеспечение влияет на величину кредита, т.к. заемщик обеспечивает возврат кредита не только полученным доходом, но и предоставляемым залогом.

В зарубежной практике и в других коммерческих банках методика определения платежеспособности заемщиков, основанные на исчислении рейтинга и используются следующие принципы:

-оценочные показатели (критерии) – характеризуют заемщика с разных сторон (критерии разрабатываются банком самостоятельно)

-в пределах каждого оценочного показателя производится группировка заемщиков и по каждой группе разрабатывается оценочная шкала в баллах

-разрабатывается шкала, в которой общая сумма баллов, набранных заемщиком по всем критериям связывается с решением о выдачи кредита. Наиболее важные критерии это: возраст, профессия, семейное положение, обеспеченность жильем и предлагаемое обеспечение кредитом, кредитная история, проведенное интервью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.105.46 (0.132 с.)