Теоретические основы исследования стресса как психологического явления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы исследования стресса как психологического явления



Реферат

Курсовая работа 48 с., 25 источников, 1 прил.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС, ЭУСТРЕСС, ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, ДИАГНОСТИКА, МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ.

Объект исследования – феномен стресса как психологического явления в современном обществе. Предмет исследования – влияние психологического стресса на здоровье человека.

Цель работы – проанализировать механизмы возникновения психологического стресса и последствия его влияния на здоровье человека.

Теоретико-методологическая основа исследования – концепции и теории зарубежных и отечественных ученых по психологии стресса, его диагностике и методам коррекции (Г. Селье, У. Кэннон, Л. Леви, Р. Лазарус, Р. Ланьер, Ю.В. Щербатых, В.Я. Апчел, Н.Е. Водопьянова, А.Б. Леонова и др.).

Теоретическая и практическая значимость: вклад в общую теорию понимания проблемы психологического стресса и его влияния на организм человека, возможность использования материалов работы в преподавании курса психологии в средне-специальных и высших учебных заведениях, практическое применение советов по способам профилактики и коррекции стрессовых ситуаций в повседневной жизни.


 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 4-5

1 Теоретические основы исследования стресса как психологического явления.. 6

1.1 Формирование научных подходов и концепций в истории изучения феномена стресса …….…………………………………………………………….….. 6-8

1.2 Понятие психологического стресса, его сущность, особенности........……………………………………………………………………… 9-11

2 Влияние психологического стресса на здоровье человека……………………… 12

2.1 Объективные и субъективные факторы возникновения стресса……….... 12-14

2.2 Общие закономерности развития стресса и формы его проявления….…. 15-17

2.3 Психосоматические заболевания как следствие негативного воздействия стресса на здоровье человека ………………………………………………………. 18-21

2.4 Феномен позитивного эффекта эустресса ……………………………….... 22-23

3 Диагностика и методы преодоления стресса ………………………………..…… 24

3.1 Психодиагностика стрессовых симптомов и состояний ……………….…24-25

3.2 Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков …………………………………………………………………………….... 26-27

3.3 Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса..28-31

Заключение…………………………………………………………………………... 32

Список использованных источников …………………………………………... 33-35

Приложение …………………………………………………………………….... 36-48


Введение

В современных социально-экономических и производственных условиях человек становится всё более уязвим потоку сверхсильных раздражителей, связанных с неблагоприятными экологическими, социальными, профессиональными и другими факторами его жизни и деятельности. Ответная реакция организма, выраженная психической возбудимостью и раздражительностью, сопровождается перенапряжением физических и психических функций. С каждым годом количество людей, страдающих от психических и нервных расстройств возрастает. Затяжные отрицательные эмоции и переживания, перерастая в стрессы, зачастую негативно сказываются на физическом здоровье человека, неизбежно приводя к развитию многочисленных психосоматических заболеваний. Справиться с последствиями стрессов очень сложно, однако снизить негативное воздействие стрессовых ситуаций на здоровье человека возможно, сохранив психическое равновесие с помощью различных методов профилактики стрессов.

Актуальность данной курсовой работы продиктована тем, что проблема воздействия стресса на организм человека в условиях современной жизни обладает не просто исключительным научным значением, но становится всё более популярным житейским понятием, которое объединяет широкий круг проявлений измененного психического состояния, возникающего под влиянием чрезвычайных внешних обстоятельств. Психологический стресс приобретает сегодня фактически масштабы эпидемии и представляет собой одну из основных социальных проблем современного общества.

Цель данной работы – проанализировать механизмы возникновения психологического стресса и последствия его влияния на здоровье человека. Достижение поставленной цели определило круг первостепенных задач работы:

1. Изучить научно-популярную и методическую литературу по теоретическим и практическим основам психологии и психодиагностики стресса, психологии здоровья.

2. Рассмотреть общие закономерности, факторы возникновения стресса и формы его проявления.

3. Проанализировать влияние психологического стресса на здоровье человека, описав возможные психосоматические заболевания как следствия его негативного воздействия.

4. Определить и представить эффективные способы диагностики и методы преодоления стресса.

5. Обобщить результаты работы и сделать выводы.

Объект исследования данной курсовой работы – феномен стресса как психологического явления в современном обществе. Предмет исследования – влияние психологического стресса на здоровье человека. Теоретико-методологическая основа исследования включает концепции и теории зарубежных и отечественных ученых, посвященные проблеме психологии стресса, его диагностике и методам коррекции (Г. Селье, У. Кэннон, Л. Леви, Р. Лазарус, Р. Ланьер, Ю.В. Щербатых, В.Я. Апчел, Н.Е. Водопьянова, А.Б. Леонова и др.).

Таким образом, данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе мы раскрываем понятие и сущность психологического стресса, а также рассматриваем научные подходы и концепции в истории изучения феномена стресса. Вторая глава посвящена влиянию психологического стресса на здоровье человека. Более подробно мы останавливаемся на описании возможных психосоматических заболеваний. В третьей главе речь идёт о способах диагностики стрессовых симптомов и состояний, методах их профилактики и коррекции. Приложение содержит эффективные на наш взгляд методики психодиагностики стресса.

Теоретическая и практическая значимость: вклад в общую теорию понимания проблемы психологического стресса и его влияния на организм человека, возможность использования материалов работы в преподавании курса психологии в средне-специальных и высших учебных заведениях, практическое применение советов по способам профилактики и коррекции стрессовых ситуаций в повседневной жизни.

Влияние психологического стресса на здоровье человека

Диагностика и методы преодоления стресса

Заключение

В соответствии с целью нашего исследования – анализа механизмов возникновения психологического стресса и последствий его влияния на здоровье человека, были выполнены все поставленные нами задачи.

На основе проделанной работы приходим к следующим выводам:

1. Стресс – это состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

2. В круг факторов возникновения психологического стресса входят как физические, так и психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость и носящие сугубо субъективный характер проявления.

3. Между поведенческими, интеллектуальными, эмоциональными и физиологическими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.

4. Выделяют две формы стресса: положительная – эустресс, и отрицательная –дистресс.

5. Большое количество стрессовых ситуаций отражается на физическом здоровье человека, вызывая различные психосоматические заболевания.

6. Необходимо различать психосоматозы, вызванные психическими факторами и другие заболевания, на динамику которых психические и поведенческие факторы лишь оказывают воздействие, но не являются пер­вопричиной их возникновения.

7. Эффективное управление стрессом основывается на знании признаков стрессовых состояний, саморефлексии стрессовых изменений и наблюдательности за проявлениями стресса у других людей, т.к. стресс-реакции имеют индивидуальный характер и зависят от личностных и нейротипологических особенностей.

 

 


Приложение

Каждый ответ: а — 0 очков; 6 — 1 очко; в — 2 очка.

Интерпретация

17-20 очков. Вы достаточно счастливый человек, что прямо не ве­рится, что такое возможно! Радуетесь жизни, не обращаете вни­мания на неприятности и житейские невзгоды. Человек вы жиз­нерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему про­исходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредят?

13-16 очков. Наверное, вы «оптимально» счастливый человек, и ра­дости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хлад­нокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не пани­куете, сталкиваясь с трудностями, трезво и оцениваете. Окружа­ющим с вами удобно. Вам можно позавидовать!

8-12 очков. Счастье и несчастье для вас выражаются известной фор­мулой «50/50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоиче­ски, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.

0-7 очков. Вы привыкли смотреть на все сквозь черные очки, счита­ете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных лю­дей. Добавьте ярких красок и положительных эмоций в свою жизнь. Она дана вам на время, проведите ее так, чтобы вам можно было позавидовать! Это зависит только от вас.

Реферат

Курсовая работа 48 с., 25 источников, 1 прил.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС, ЭУСТРЕСС, ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, ДИАГНОСТИКА, МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ.

Объект исследования – феномен стресса как психологического явления в современном обществе. Предмет исследования – влияние психологического стресса на здоровье человека.

Цель работы – проанализировать механизмы возникновения психологического стресса и последствия его влияния на здоровье человека.

Теоретико-методологическая основа исследования – концепции и теории зарубежных и отечественных ученых по психологии стресса, его диагностике и методам коррекции (Г. Селье, У. Кэннон, Л. Леви, Р. Лазарус, Р. Ланьер, Ю.В. Щербатых, В.Я. Апчел, Н.Е. Водопьянова, А.Б. Леонова и др.).

Теоретическая и практическая значимость: вклад в общую теорию понимания проблемы психологического стресса и его влияния на организм человека, возможность использования материалов работы в преподавании курса психологии в средне-специальных и высших учебных заведениях, практическое применение советов по способам профилактики и коррекции стрессовых ситуаций в повседневной жизни.


 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 4-5

1 Теоретические основы исследования стресса как психологического явления.. 6

1.1 Формирование научных подходов и концепций в истории изучения феномена стресса …….…………………………………………………………….….. 6-8

1.2 Понятие психологического стресса, его сущность, особенности........……………………………………………………………………… 9-11

2 Влияние психологического стресса на здоровье человека……………………… 12

2.1 Объективные и субъективные факторы возникновения стресса……….... 12-14

2.2 Общие закономерности развития стресса и формы его проявления….…. 15-17

2.3 Психосоматические заболевания как следствие негативного воздействия стресса на здоровье человека ………………………………………………………. 18-21

2.4 Феномен позитивного эффекта эустресса ……………………………….... 22-23

3 Диагностика и методы преодоления стресса ………………………………..…… 24

3.1 Психодиагностика стрессовых симптомов и состояний ……………….…24-25

3.2 Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков …………………………………………………………………………….... 26-27

3.3 Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса..28-31

Заключение…………………………………………………………………………... 32

Список использованных источников …………………………………………... 33-35

Приложение …………………………………………………………………….... 36-48


Введение

В современных социально-экономических и производственных условиях человек становится всё более уязвим потоку сверхсильных раздражителей, связанных с неблагоприятными экологическими, социальными, профессиональными и другими факторами его жизни и деятельности. Ответная реакция организма, выраженная психической возбудимостью и раздражительностью, сопровождается перенапряжением физических и психических функций. С каждым годом количество людей, страдающих от психических и нервных расстройств возрастает. Затяжные отрицательные эмоции и переживания, перерастая в стрессы, зачастую негативно сказываются на физическом здоровье человека, неизбежно приводя к развитию многочисленных психосоматических заболеваний. Справиться с последствиями стрессов очень сложно, однако снизить негативное воздействие стрессовых ситуаций на здоровье человека возможно, сохранив психическое равновесие с помощью различных методов профилактики стрессов.

Актуальность данной курсовой работы продиктована тем, что проблема воздействия стресса на организм человека в условиях современной жизни обладает не просто исключительным научным значением, но становится всё более популярным житейским понятием, которое объединяет широкий круг проявлений измененного психического состояния, возникающего под влиянием чрезвычайных внешних обстоятельств. Психологический стресс приобретает сегодня фактически масштабы эпидемии и представляет собой одну из основных социальных проблем современного общества.

Цель данной работы – проанализировать механизмы возникновения психологического стресса и последствия его влияния на здоровье человека. Достижение поставленной цели определило круг первостепенных задач работы:

1. Изучить научно-популярную и методическую литературу по теоретическим и практическим основам психологии и психодиагностики стресса, психологии здоровья.

2. Рассмотреть общие закономерности, факторы возникновения стресса и формы его проявления.

3. Проанализировать влияние психологического стресса на здоровье человека, описав возможные психосоматические заболевания как следствия его негативного воздействия.

4. Определить и представить эффективные способы диагностики и методы преодоления стресса.

5. Обобщить результаты работы и сделать выводы.

Объект исследования данной курсовой работы – феномен стресса как психологического явления в современном обществе. Предмет исследования – влияние психологического стресса на здоровье человека. Теоретико-методологическая основа исследования включает концепции и теории зарубежных и отечественных ученых, посвященные проблеме психологии стресса, его диагностике и методам коррекции (Г. Селье, У. Кэннон, Л. Леви, Р. Лазарус, Р. Ланьер, Ю.В. Щербатых, В.Я. Апчел, Н.Е. Водопьянова, А.Б. Леонова и др.).

Таким образом, данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе мы раскрываем понятие и сущность психологического стресса, а также рассматриваем научные подходы и концепции в истории изучения феномена стресса. Вторая глава посвящена влиянию психологического стресса на здоровье человека. Более подробно мы останавливаемся на описании возможных психосоматических заболеваний. В третьей главе речь идёт о способах диагностики стрессовых симптомов и состояний, методах их профилактики и коррекции. Приложение содержит эффективные на наш взгляд методики психодиагностики стресса.

Теоретическая и практическая значимость: вклад в общую теорию понимания проблемы психологического стресса и его влияния на организм человека, возможность использования материалов работы в преподавании курса психологии в средне-специальных и высших учебных заведениях, практическое применение советов по способам профилактики и коррекции стрессовых ситуаций в повседневной жизни.

Теоретические основы исследования стресса как психологического явления

1.1 Формирование научных подходов и концепций в истории изучения феномена стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом ис­следований различных отраслей науки: биологии, медицины, психо­логии, социологии. Сложность и многообразие форм стресса опре­деляет также и многообразие подходов к изучению этого состояния.

Впервые термин "стресс" появился в научном употреблении применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Р. Гук ввёл его для характеристики объектов (например, мостов), которые испытывают нагрузку, сопротивляясь ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие "стресс" в современной физиологии, психологии, медицине включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на такие сложные системы, как биологические, психологические, социально-психологические и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с этим стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров), что позволяет говорить об общем адаптационном синдроме (ОАС) [10].

Слово «стресс» (напряжение) встречалось и ещё ранее – в 1303г. в стихотворении поэта Р. Маннинга "Handlying Synne": "И эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе" [1, c.3 – 4]. История же научных исследований феномена стресса связывают с именем канадского учёного Ганса Селье. В 1936 г. в английском журнале «Nature» было напечатано отправленное им в редакцию письмо, называвшееся «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами»[8, c.16]. Именно с этого момента началось научное изучение стресса как ОАС, хотя в более ранних трудах упоминание о проблеме стресса с психологической точки зрения находим в работах В. Вундта (1880) и У. Джемса (1905) [1, c.3]. Следует, однако, отметить, понятие стресса как такового в этом письме не упоминалось, поскольку оно появилось несколько позже, заимствованное из теории «гомеостазиса» У. Кэннона. Спустя полвека оно прочно вошло в обиходную речь и стало символом ХХ в. Широкое распространение концепции стресса обязано возросшей во второй половине ХХ в. актуальности проблемы защиты человека от неблагоприятных факторов среды [8, c.16].

Безусловно, предложенная Г. Селье концепция была революцион­ной для науки середины XX века. В то время биологи и врачи выражали мнение о том, что реакция живого организма на факторы среды имеет определённо лишь специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы находить и фиксировать непосредственно отличия реакций на различные воздействия окружающего мира. Г. Селье, напротив, решил найти общие закономерности биологических ре­акций, в результате чего выявил единый, неспецифический ком­понент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Феномен неспецифической реакции организма в ответ на повреждающие действия он назвал адаптационным син­дромом, или стрессом.

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функцио­нальных и морфологических изменений, развертывающихся как еди­ный процесс, включающий три стадии: 1) стадию тревоги; 2) стадию резистентности (адаптации); 3) стадию истощения. Г. Селье выделял две формы данного синдрома: стресс полезный — эустресси вредо­носный — дистресс [22, c. 12 – 13]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что на­ходит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи. Так, по мнению В.В. Суворовой, стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов». Близко по смыслу определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» [22, с. 13 – 14].

Взгляды Г. Селье на проблему психофизиологической стрессовой реакции ещё в 1914г. предвосхитил У. Кэннон, осветив в своих работах физиологические аспекты стресса и описав один из специфических – нейроэндокринный процесс. Феномен был назван реакцией "битвы-бегства". Центральным органом, участвующим в этой реакции, является мозговой слой надпочечников. Такая реакция рассматривается У. Кэнноном как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к действию в ответ на воспринимаемую угрозу. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее. А.А. Виру (1980) указывает на то, что в отдельных работах отечественных ученых (Сперанского А.Д., Насонова Д.Н., Александрова М.Я., Цанка А.) четко прослеживаются верные направления в раскрытии механизмов неспецифической адаптации [1, c.4].

Разработка проблемы стресса (эмоционального, психического, спортивного, производственного, космического, военного и др.) с позиций современной науки нашла свое отражение в работах, посвященных биохимическим (Виру А.А., 1981; Панин Л.Е., 1983; Робу А.И., 1989), физиологическим (Меерсон Ф.З., 1988; Федотов В.М., 1991), клиническим (Горизонтов П.Д., 1976; Короленко Ц.П., 1978), психофизиологическим и психологическим (Китаев-Смык Л.А., 1983; Космолинский Ф.П., 1976) аспектам его проявлений. Многие зарубежные авторы также рассматривают актуальность данной проблемы, имеющей огромное социальное и общественное значение с позиций теорий и методов различных научных дисциплин (Krohne H.W., 1982; Van Loon G. et aL, 1985) [1, c.3].

Как вывод приведём выражение Ю.Г. Чиркова (1988) о том, что стресс противоречив, неуловим и туманен и с трудом укладывается в узкие рамки определений и мерок. Сила его – в широте охвата жизненных проявлений, слабость же – в неопределенности, расплывчатости его границ. И несмотря на наличие накопленного поистине огромного систематизированного биохимического, физиологического, психофизиологического, клинического и экспериментального материала по проблеме стресса, некоторые её аспекты разработаны всё ещё недостаточно, а другие только намечены для решения.

1.2 Понятие психологического стресса, его сущность, особенности

Популяризация понятия "стресс" в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психофизиологического и физиологического подходов к его изучению.

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было при­своено наименование психологический стресс. В содержание этого термина включают и первичные эмоциональные психические реакции и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции при стрессе, и физиологические механизмы, лежащие в их основе [1, c.5]. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже психологический стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию [4, с.64].

Помимо термина «психологический стресс» в литературе также встречаются термины «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают в него разные смыслы, поэтому создание общей концепции психоэмоционального стресса затруднено. Отмечают, что возникновение данного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже преобладание эмоций в комплексной реакции.

Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р. Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой различают физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психологический (эмоциональный) стресс, при котором человек на основе индивидуальных знаний и опыта оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую [1, c.5].

В.Л. Марищук (1995) установил, что наименование стресса (эмоциональный, боевой, учебный, авиационный, спортивный и др.) определяется содержанием стресс-фактора. Так, эмоциогенное воздействие вызывает эмоциональный стресс, спортивные нагрузки – спортивный стресс, факторы полета – авиационный стресс и т.д. Но стрессом, как он утверждает, можно называть лишь состояние, характеризующееся значимым выбросом стероидных гормонов. Поэтому любой стресс является физиологическим, поскольку сопровождается физиологическими реакциями и всегда эмоциональным, т.е. сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями.

Согласно Л. Леви, эмоциональный стресс можно рассматривать как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, в котором сдвиги физиологического гомеостаза являются самыми низкими в условиях полного безразличия. Приятные и неприятные эмоциональные состояния сопровождаются изменениями в уровнях физиологического гомеостаза [1, c.5].

В исследованиях вопросов эмоционального стресса сначала Л. Леви, а затем Г. Селье все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, обозначают как дистресс, а связанные с положительными эмоциональными реакциями – как эустресс.

В отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, психологический стресс, обладает рядом специфических особенностей:

1. Может вызываться не только реально действующими (физическое, химическое или биологическое воздействие на организм), но и вероятностными событиями, возникновения которых субъект боится (социальное воздействие или собственные мысли).

2. Важное значение имеет оценка степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации.

3. Высокое влияние личностных качеств субъекта.

4. Характер эмоциональных переживаний проявляется вторичными эмоциональными реакциями в сочетании с когнитивным компонентом – беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д.

5. Временные границы предмета стресса не конкретны, не ограничены настоящим или ближайшим будущим, а могут касаться прошлого, далекого будущего или неопределенного времени [22, c. 25 – 26].

Из-за неоднозначности трактовки понятия "стресс" многие ученые и сегодня предпочитают другие термины – "психическая напряженность", "операционная и эмоциональная напряженность", "эмоциональное напряжение", "нервно-психическое напряжение", "психоэмоциональное напряжение". Однако общим для всех является одно – реакция организма на воздействие определенной силы.

Такимобразом, мы отмечаем, что в последние годы наблюдается условность полного разделения физиологического стресса и стресса психологического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Что же касается терминов "психологический стресс" и "эмоциональный стресс", то они часто используются как равнозначные, поскольку почти все ученые признают, что основной причиной психологического стресса является эмоциональное возбуждение.

Итак, в этой главе мы подробно рассмотрели историю возникновения термина «стресс» и развитие научных подходов и концепций, посвящённых исследованию данного феномена жизни современного человека. Опираясь на мнения авторитетных учёных, мы описали сущность психологического стресса и выявили его специфические особенности, с целью облегчения задачи его обнаружения на фоне стресса биологического.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.103.229 (0.068 с.)