Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Виды и этапы медиацииСтр 1 из 7Следующая ⇒
Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Факультет подготовки специалистов для судебной системы
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
ОСНОВЫ МЕДИАЦИИ
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения
по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция
Нижний Новгород 2014 Автор: Иванова Лидия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор (Немецкая школа коучинга и медиации) и медиатор (повышение квалификации в СПбГУ по программе «Альтернативные процедуры урегулирования конфликтов с участием посредников в суде»).
Рецензенты: Терентьева Т.А., декан факультета переподготовки, повышения квалификации судей, государственных гражданскихслужащих судов и Судебного департамента Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор (Немецкая школа коучинга и медиации) и медиатор (повышение квалификации в СПбГУ по программе «Альтернативные процедуры урегулирования конфликтов с участием посредников в суде»). Кондратьева Е.Е., кандидат юридических наук, декан факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор и медиатор.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Одобрен кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ ФГБОУВПО РАП (протокол № 6 от 26 декабря 2013г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 5 от 27 февраля 2014г.)
© Приволжский филиал ФГБОУ ВПО «РАП», 2014. © Иванова Л.Н., 2014. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение............................................................................................................... 4 2. Объем дисциплины и виды учебной работы..................................................... 6 3. Тематический план дисциплины........................................................................ 7 4. Программа курса................................................................................................ 8 5. Планы аудиторных занятий............................................................................ 10 6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя....... 16 7. Литература...................................................................................................... 25 8. Вопросы для подготовки к зачету................................................................... 29 9. Приложение...................................................................................................... 30 Приложение 1. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ............................................................................................................................... 31 Приложение 2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Приложение 3. Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ......................... 42 Приложение 4. Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли о международной коммерческой согласительной процедуре............................... 47 Приложение 5. Европейский кодекс поведения медиаторов...................... 51 Приложение 6. Директива 2008/52/ ЕС Европейского парламента Приложение 7. Отис Л., Райтер Э. Медиация, проводимая судьями: новое явление в трансформации правосудия. Медиация в стенах суда..................................... 59 Приложение 8. Отис Л. Медиация в стенах суда. Этика
Введение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 – юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений). Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы в России на 2007-2011гг.» определяет задачи совершенствования судоустройства за счет внедрения внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, внедрения примирительных процедур. При этом предполагается широкое введение процедур медиации в качестве механизма реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон. С 1 января 2011 г. вступил в силу ФЗ № 193 от 27.07.11 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)». Приказом министерства образования и науки № 187 от 14.02.2011 утверждена программа подготовки медиаторов. В процессе своей профессиональной деятельности работники судебной системы постоянно имеют дело с людьми в разнообразных ситуациях общения, наиболее сложными из которых являются конфликтные, острые споры, субъективно очень напряженные по динамике и по своим последствиям. Часто конфликтным является общение юриста не только с гражданами, но и со своими коллегами. Рост конкуренции на российском рынке профессионального юридического образования и рынке труда диктует необходимость формировать у студентов навыки самоопределения в динамичных конфликтных ситуациях жизни и умения работать с людьми в ситуациях сотрудничества и противоборства. Изучение учебной дисциплины «Основы медиации» позволяет студентам не только получить знания о применении и проведении медиации, но и приобрести навыки урегулирования конфликтов, которые они могут использовать для разрешения споров в своей жизни. По мнению специалистов, прохождение процедуры медиации обеспечивает не только примирение конфликтующих сторон и разрешение спора, но и позволяет конфликтующим сторонам приобрести умения бесконфликтного построения партнерских отношений, а также повышает уверенность сторон в себе, своих способностях отстаивать свои права и интересы в будущем. Опыт участия в конфликтах не обеспечивает формирование профессиональных навыков конструктивного поведения в конфликтах. Для достижения этих целей необходима специальная подготовка будущих специалистов судебной системы. Показано, что для управления развитием взаимоотношений с людьми в условиях конфликта необходимы специальные компетентности, которые включают способности оценивать медиабельность конфликтов, учитывать психологические особенности личности конфликтующих сторон, применять техники сотрудничества и определять эффект управляемого воздействия на конфликт. Целью дисциплины «Основы медиации» является формирование навыков сотрудничества с людьми в конфликтных ситуациях. Задачами дисциплины «Основы медиации» являются следующие: 1) формирование у студентов готовности устанавливать отношения сотрудничества в конфликтах;
2) формирование эффективных приемов разрешения споров (конфликтов); 3) формирование в студенческом сообществе конструктивных взаимоотношений друг с другом и профессорско-преподавательским составом.
Дисциплина «Основы медиации» предназначена для студентов 2 курса. Она занимает важное место в системе профессиональной подготовки будущего специалиста судебной системы, поскольку позволяет обеспечить формирование их профессиональных компетенций, необходимых для работы с людьми в конфликтных ситуациях. В целом, позволяет повысить качество юридического образования с учетом современных требований к подготовке будущего специалиста судебной системы, формировать конкурентно способного, профессионально надежного выпускника. Дисциплина тесно связана с такими науками как: гражданское и гражданско-процессуальное право, политология, психология, конфликтология, педагогика, философия, менеджмент и др. Медиация как практическая деятельность тесно связана с практикой юридического консультирования, практикой урегулирования и разрешения правовых споров (конфликтов), а также практикой профессионально психологического и конфликтологического тренинга. Требования к освоению содержания дисциплины Студенты в результате изучения дисциплины должны иметь представление: - о роли процедуры медиации и иных альтернативных процедур разрешения споров в реализации принципов доступности правосудия; - специфике медиативного подхода к разрешению споров (конфликтов); - о медиабельности конфликтов, инициировании и подготовке процедуры медиации; - о специфике процедуры медиации в разрешении гражданских, семейных и трудовых споров; - о средствах профессионально значимого саморазвития личности медиатора; знать: - федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и др. нормативно-правовые акты, определяющие применение и проведение процедуры медиации; - соглашения сторон, регулирующие процедуру медиации; - виды и этапы процедуры медиации, динамику поведения участников медиативной сессии; уметь: - составить письменные соглашения: «Соглашение о применении процедуры медиации», «Соглашение о проведении процедуры медиации», «Медиативное соглашение»; - наблюдать, распознавать и учитывать в процедуре медиации невербальные сигналы поведения ее участников, стратегии поведения конфликтах;
- достигать состояния «присутствия, естественности и сознательности, открытости, симпатии и уважения», значимые для достижения результатов медиации; - применять техники медиации для урегулирования конфликтов в личной и профессиональной жизни. В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в правоприменительной деятельности: - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); - способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); - способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); в экспертно-консультационной деятельности: - способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); в педагогической деятельности: - способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. Тематический план дисциплины
Программа курса Тема 1. Введение в курс. Основы правового регулирования медиации в России Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ.
Понятие медиации. Принципы медиации: добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность медиатора. Сравнительная характеристика медиации и традиционного правосудия. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 194-ФЗ. Приказ министерства образования и науки № 187 от 14.02.2011 «Об утверждении программы подготовки медиаторов». Международные правовые акты по вопросам согласительных процедур и доступности правосудия. Медиация без передачи спора на рассмотрение суда. Медиация после передачи спора на рассмотрение суда. Медиатор непрофессиональный и медиатор на профессиональной основе. Медиация как комплексная междисциплинарная область знания и практики. Медиация и юриспруденция, психология, конфликтология, менеджмент и др. области научного знания. Медиация в европейских странах, США и Канаде. Перспективы развития медиации в России. Тема 2. Личность как субъект спора (конфликта) Конфиденциальность в медиации. Пределы конфиденциальности. Личность в конфликте. Межличностные и внутриличностные конфликты. Ведущие конфликты в развитии личности. Динамика конфликта. Лестница эскалации конфликта. Оценка медиабельности спора. Позиции и интересы участников спора. Защитные механизмы личности: понятие, виды и роль в регуляции поведения в конфликтах. Понятие индивидуальной картины мира. Фильтры восприятия информации. Неэффективные убеждения личности и привычки мышления. Тренинг диагностики личности в общении. Самодиагностика психологических защит личности, стратегий поведения в конфликте. Тема 3. Подготовка медиации Понятие, характеристика и этапы инициирования медиации. Работа инициатора медиации с потенциальным участником медиации. Специальная подготовка инициатора медиации. Подготовка к проведению медиативной сессии. Подготовка сторон к переговорам. Самоопределение в конфликтной ситуации. Оценка медиабельности спора. Заключение соглашения о применении процедуры медиации. Соглашение о проведении процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации Тренинг умения слушать. Активное слушание. Тренинг эмоциональной саморегуляции. Задание для проведения занятия в интерактивной форме 1. Заполните таблицу, используя ФЗ № 193 от 27.07.10.
2. Заполните таблицу, используя ФЗ № 194 от 27.07.10 «О внесении изменений в отдельные нормативно-правовые акты РФ».
Доклады и сообщения 1. Восстановление доверия к судебной власти (в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы») и альтернативные способы урегулирования споров. 2. Роль медиативных навыков в профессиональной деятельности юриста.
Литература Основная *[1]Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ. *Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 194-ФЗ. *Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ (принят 23 июля 1980). *Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли о международной коммерческой согласительной процедуре (Принят резолюцией 57/18 Генеральной Ассамблеи от 19 ноября 2002г.). Владимирова М.О. Комментарий к ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (постат.) / М.О. Владимирова, В.А. Хохлов. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011 (электронный ресурс http://znanium.com). * Шамликашвили Ц.А. Что восстанавливает восстановительное правосудие? Два взгляда на проблему преступления и наказания// Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 23–41. Дополнительная Аллахвердова О.В. Этапы развития медиации // Третейский суд.– 2007.– № 3. * Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.– Гл. 3-4. Мета Г. Медиация – искусство разрешать конфликты / Г. Мета, Г. Похмелкина. – М., 2003. * Отис Л. Медиация, проводимая судьями: новое явление в трансформации правосудия / Л. Отис, Э. Райтер // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2011.– № 1.– С. 21–38 (см. приложение к УМК). Козырев Г.И. Конфликтология: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Гл.4–6. (электронный ресурс http://znanium.com). Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. (электронный ресурс http://znanium.com). Шамликашвили Ц. Медиация – искусство разрешать конфликты. Антология.– М., 2004. * Шимац С. Юридическое сообщество перед вызовом времени // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 54–68. Тема 2. Личность как субъект спора (конфликта) План занятия (4 часа) 1. Ведущие конфликты в развитии личности (теория личности Э. Эриксона). 2. Динамика конфликта. Лестница эскалации конфликта. Медиабельность конфликта. 3. Позиции и интересы сторон в споре. 4. Феномен сопротивления медиации. Защитные механизмы личности (понятие, виды), их значение в процедуре примирения. Доклады и сообщения 1. Эмоциональные состояния в конфликтах. 2. Методы изучения личности в конфликтологии и психологии. 3. Перспективы медиации по уголовным делам. Восстановительное правосудие и ювенальная юстиция. Литература Основная * Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.– Гл. 5, 6. Земедлина Е.А. Конфликтология: Учеб. пособие.– М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013.– Тема 2-5 (электронный ресурс http://znanium.com). * Иванова Л.Н. Основыпсихологии для сотрудников правоохранительных органов. – Н. Новгород, 2009.– С. 103-157. Сорокина Е. Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е. Г. Сорокина, М. В. Вдовина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 (электронный ресурс http://znanium.com).
Дополнительная Изард К.Э. Психология эмоций.– СПб., 2003. * Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. – Н. Новгород, 2009.– С. 103-157. * Цур М. Медиация катастроф. АРС как адекватный метод восстановления после катастрофы // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 4.– С. 30–39. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.– С. 308-333. Тема 3. Подготовка медиации План занятия (2 часа) 1. Понятие и этапы инициирования медиации. Роль инициатора медиации. 2. Приглашение к медиации. Подготовка письма и рекомендации сторонам. 3. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации. Доклады и сообщения 1. Опыт инициирования медиации за рубежом. 2. Прямые переговоры и переговоры с участием посредника: сравнительная характеристика. Задание для проведения занятия в интерактивной форме 1. Подготовьте письменное предложение стороне провести переговоры (медиацию) для разрешения спора. 2. Изучите образцы документов: «Соглашение о применении процедуры медиации», «Соглашение о проведении процедуры медиации». Используя образцы, составьте свой текст соглашений по одному из споров.
Литература 1. Основная *Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ. * Иванова Л.Н. Подготовка медиации: психологический контекст проблемы / Л.Н. Иванова, Т.А. Терентьева // Судебный вестник Нижегородской области.– 2012.– № 1(27). – С. 24-25. Махтельд Пель Приглашение к медиации. – М., 2009. Толчеев Н.К. Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции: Практическое пособие / Н.К. Толчеев, Б.А. Горохов, А.Ф. Ефимов; Под ред. Н.К. Толчеева.– М.: Норма: ИНФРА-М, 2011 (электронный ресурс http://znanium.com). 2. Дополнительная Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб., 2006.– Гл. 22, 23. Фишер Р. Путь к согласию. Или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри.– М., 1992. Доклады и сообщения 1. Приемы установления доверительных отношений в ситуации вынужденного общения. 2. Метод ведения переговоров на основе интересов (по работам Фишера, Юри) Задание для проведения занятия в интерактивной форме Изучите образцы «Медиативного соглашения». Используя образцы, составьте текст медиативного соглашения по одному из споров (семейный, трудовой, гражданско-правовой). Литература *Директива 2008/52/ ЕС Европейского парламента и совета от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах. Земедлина Е.А. Конфликтология: Учеб. пособие.– М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013.– Тема 6-8 (электронный ресурс http://znanium.com). Сорокина Е. Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е. Г. Сорокина, М. В. Вдовина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 (электронный ресурс http://znanium.com). Фишер Р. Путь к согласию. Или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри.– М., 1992. Дополнительная * Бартуссек В. Эмоциональная грамматика. Значение и воздействие языка тела в процессе медиации // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 4.– С. 52–59. Иванова Е.Н. Коммуникация в курсе обучения конфликтолов-посредников.– СПб., 2006. * Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. – Н. Новгород, 2009.– С. 58-77. Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов.– М., 2007.– Гл. 3.2. Техника ведения переговоров нотариусами: Практ. пособие / Отв. ред. Р. Вальтц.– М., 2005 // СПС «КонсультантПлюс». Доклады и сообщения 1. Профессионально важные качества личности медиатора и судьи (сравнительный анализ). 2. Кодекс профессиональной этики медиатора, нужен ли он? Литература Основная * Европейский кодекс поведения медиаторов (см. приложение к УМК). * Программа подготовки медиаторов (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 187). * Кодекс судейской этики (Утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012г.). *Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения госслужащих».– № 885.– 12 августа 2002г. * Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.– С. 274-281. * Иванова Л.Н. Профессиональный медиатор: требования к личности и квалификации специалиста / Л.Н. Иванова, Т.А. Терентьева // Судебный вестник Нижегородской области.– 2010.– № 3(21). – С. 31-34. * Отис Л. Медиация в стенах суда. Этика в судебной медиации // Медиация и право.– 2011.– № 3 (21).– С. 48–59. Дополнительная Козырев Г.И. Конфликтология: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Гл.4–6. (электронный ресурс http://znanium.com). Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. (электронный ресурс http://znanium.com). * Робертс Д. Принципы работы лидера. Искусство быть отличным лидером / Д. Робертс, Л. Джекобсон, П. Райдер-Лахи // Правовые и организационные основы деятельности администраторов и работников аппарата суда: Курс лекций. – М.: РАП, 2008 – С. 415-426. * Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. – Н. Новгород, 2009.– С. 27-35. * Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста. – М., 2007. * Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе. Развитие и реализация новых возможностей. – СПб., 2006.
6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации По теме 2 По теме 4 Задание. Проанализируйте возможность реализации т.н. Гарвардских правил ведения переговоров при проведении процедуры медиации. С какими трудностями сталкивается медиатор при их реализации? Обратите внимание на то, что переговоры – одно из эффективных средств разрешения конфликта. Метод принципиальных переговоров – решение проблемы, исходя из сути дела. Он позволяет, как считают его авторы Фишер и Юри, «достичь того, что вам полагается по праву и остаться при этом в рамках приличий»1. Правила переговоров в конфликтах 1. Отделите человека от проблемы – обсуждайте проблемы, а не друг друга. В условиях конфликта возникает тенденция переносить недовольство позицией оппонента на личность этого оппонента. Будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми. Чтобы разрешать конфликт, необязательно изменять личность оппонента. Более того, лучше постараться понять его переживания и образ мыслей. 2. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях. Позиции более или менее открыто формулируются конфликтующими сторонами, тогда как каждая из них даже свои собственные интересы не всегда ясно осознает, не говоря уже об интересах другой стороны. Конфликт обычно разгорается вокруг позиций, но подлинными движущими силами его являются интересы. Как правило, согласовать интересы конфликтующих сторон удается лучше, чем согласовать их позиции. У человека интересов гораздо больше, чем те, которые выражаются в занятой им позиции. 3. Ищите взаимовыгодные варианты. Нередко люди опасаются предлагать оппоненту в процессе переговоров какие-то недостаточно продуманные или кажущиеся не слишком для них выгодными варианты, боясь, что это ослабит их позиции: оппонент может сходу ухватиться за то, что предложено, и добиться преимущества. Чтобы избежать этого, следует отделять предложение вариантов от принятия окончательного решения. Предлагая оппоненту разнообразные варианты, вы можете выяснить его предпочтения и учесть его интересы. 4. Настаивайте на использовании объективных критериев. Вариант, в котором учтены интересы оппонента, может не устроить его. Чтобы выйти из такого положения, необходимо иметь объективные критерии оценки предлагаемых решений. Эти критерии должны признаваться обеими конфликтующими сторонами. Они не должны зависеть от желаний одной из сторон, а быть справедливыми и практичными. Пример критериев: традиция, экспертная оценка, профессиональная норма, научный расчет и т. п. По теме 5 Задание. Изучите интервью М. Сукэ, касающееся законодательства Франции по урегулированию семейно-правовых споров с участием медиатора. Поразмышляйте о перспективах семейной медиации в нашей стране. – Часто ли во Франции медиация используется в области семейного права, и насколько она эффективна? Имеются ли статистические данные, отражающие эффективность этого метода [3]? – Семейная медиация предписана законом во Франции уже в течение нескольких лет. Сегодня она все чаще используется, главным образом, в случаях раздельного проживания родителей и детей – и при разводах. Приблизительно в половине случаев медиация назначается по решению судьи по семейным делам (и после получения согласия со стороны участников спора), а в другой половине случаев – выбирается участниками спора по собственной инициативе, либо по совету специалиста. Приведу некоторые законодательные акты, на которые опирается медиация в области семейного права: Литература Нормативные правовые акты *[4]Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ. *Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 194-ФЗ. *Программа подготовки медиаторов (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 187)». Справка Президиума Верховного суда «О практике применения ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 06.06.2012. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р). Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг. (принята 01.06.2012). План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг.» (утв. 15.10.2012г.) *Согласительный регламент Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ, принятый резолюцией 35/52 Генеральной Ассамблеи 4 декабря 1980 года. Рекомендация № R (98) 1 Комитета министров СЕ государствам-членам СЕ относительно семейных споров (одобрена Комитетом Министров 21 января 1998). Рекомендация № R (99) 19 Комитета министров СЕ государствам-членам СЕ, посвященная медиации в уголовных делах (принята 15 сентября 1999). Рекомендация № R (2001) 9 Комитета министров СЕ государствам-членам СЕ об альтернативах судебному разбирательству между административными органами и частными сторонами (принята 5 сентября 2001г.). Рекомендация № Rес (2002) 10 Комитета министров СЕ о медиации в гражданских делах (принята 18 сентября 2002г.). *Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли *Европейский кодекс поведения для медиаторов от 2 июня 2004 г. (European Code of Conduct for Mediators) Заключение консультативного совета судей Совета Европы «О справедливом судебном разбирательстве в разумные сроки и роли судьи в судебных процессах с учетом альтернативных способов разрешения споров от 24.11.2004г. *Директива 2008/52/ ЕС ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах. Директива, регулирующая процедуру альтернативного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей. Directive of the European Parliament and of the Council on alternative dispute resolution for consumer disputes and amending Regulation (EC) No 2006/2004 and Directive 2009/22/EC (Directive on consumer ADR) (принята 12 марта 2013 года Европейским Парламентом) // Интернет-сайт http://www.internationaladr.com. Основная Владимирова М.О. Комментарий к ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (постат.) / М.О. Владимирова, В.А. Хохлов. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011 (электронный ресурс http://znanium.com). * Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003. Земедлина Е.А. Конфликтология: Учеб. пособие.– М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013 (электронный ресурс http://znanium.com). Лисицын В.В. Медиация – универсальный способ урегулирования коммерческих споров в России: Научный очерк: история и современность.– М., 2009. * Новосельцев В.И. Конфликтология: Учебное пособие / В.И. Новосельцев, В.М. Мельников. – Воронеж, 2004. Пель М. Приглашение к медиации: Практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение спора посредством медиации.– М., 2009. * Петухов Н.А. Судебная реформа и развитие судебной власти в России / Н.А. Петухов, А.С. Мамыкин // Правовые и организационные основы деятельности администраторов и работников аппарата суда: Курс лекций. – М.: РАП, 2008 – С. 46-63. Ракитина Л.Н. Медиация (посредничество). Как урегулировать спор, не обращаясь в суд / Л.Н.Ракитина, О.А.Львова.– М.: Эксмо-Пресс, 2008. Сорокина Е. Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е. Г. Сорокина, М. В. Вдовина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 (электронный ресурс http://znanium.com). Толчеев Н.К. Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции: Практическое пособие / Н.К. Толчеев, Б.А. Горохов, А.Ф. Ефимов; Под ред. Н.К. Толчеева.– М.: Норма: ИНФРА-М, 2011 (электронный ресурс http://znanium.com). * Шимац С. Юридическое сообщество перед вызовом времени // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 54–68. Дополнительная Антонян Ю.М. Страдание и его роль в культуре: Монография. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. (электронный ресурс http://znanium.com). Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры с участием посредника.– СПб, 2007. Аллахвердова О.В. Этапы развития медиации // Третейский суд.– 2007.– № 3. Большова А.К. Альтернативные способы разрешения споров с участием посредников» // СПС «Гарант». Ватцке Э. «Вполне возможно, эта история не имеет к вам никакого отношения». Истории, метафоры, крылатые выражения и афоризмы в медиации.– М., 2009. * Иванова Л.Н. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях.– Н. Новгород, 2008.– С. 8-63, 89-119. * Иванова Л.Н. Основыпсихологии для сотрудников правоохранительных органов. – Н. Новгород, 2009.– С. 78–195.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.174 с.) |