Тема 4. Виды и этапы медиации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Виды и этапы медиации



Приволжский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российская академия правосудия»

 

 

Факультет подготовки специалистов для судебной системы
(юридический факультет)

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

ОСНОВЫ МЕДИАЦИИ

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

 

 

по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция
(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

Нижний Новгород 2014


Автор:

Иванова Лидия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор (Немецкая школа коучинга и медиации) и медиатор (повышение квалификации в СПбГУ по программе «Альтернативные процедуры урегулирования конфликтов с участием посредников в суде»).

 

 

Рецензенты:

Терентьева Т.А., декан факультета переподготовки, повышения квалификации судей, государственных гражданскихслужащих судов и Судебного департамента Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор (Немецкая школа коучинга и медиации) и медиатор (повышение квалификации в СПбГУ по программе «Альтернативные процедуры урегулирования конфликтов с участием посредников в суде»).

Кондратьева Е.Е., кандидат юридических наук, декан факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор и медиатор.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

 

 

Одобрен кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ ФГБОУВПО РАП (протокол № 6 от 26 декабря 2013г.).

 

Утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 5 от 27 февраля 2014г.)

 

 

© Приволжский филиал ФГБОУ ВПО «РАП», 2014.

© Иванова Л.Н., 2014.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение............................................................................................................... 4

2. Объем дисциплины и виды учебной работы..................................................... 6

3. Тематический план дисциплины........................................................................ 7

4. Программа курса................................................................................................ 8

5. Планы аудиторных занятий............................................................................ 10

6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя....... 16

7. Литература...................................................................................................... 25

8. Вопросы для подготовки к зачету................................................................... 29

9. Приложение...................................................................................................... 30

Приложение 1. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ............................................................................................................................... 31

Приложение 2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров
с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 года № 194-ФЗ 39

Приложение 3. Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ......................... 42

Приложение 4. Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли о международной коммерческой согласительной процедуре............................... 47

Приложение 5. Европейский кодекс поведения медиаторов...................... 51

Приложение 6. Директива 2008/52/ ЕС Европейского парламента
и совета от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах............................................................................................. 53

Приложение 7. Отис Л., Райтер Э. Медиация, проводимая судьями: новое явление в трансформации правосудия. Медиация в стенах суда..................................... 59

Приложение 8. Отис Л. Медиация в стенах суда. Этика
в судебной медиации............................................................................................ 72

 


Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 – юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консульта­цион­ная; педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы в России на 2007-2011гг.» определяет задачи совершенствования судоустройства за счет внедрения внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, внедрения примирительных процедур. При этом предполагается широкое введение процедур медиации в качестве механизма реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.

С 1 января 2011 г. вступил в силу ФЗ № 193 от 27.07.11 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)». Приказом министерства образования и науки № 187 от 14.02.2011 утверждена программа подготовки медиаторов.

В процессе своей профессиональной деятельности работники судебной системы постоянно имеют дело с людьми в разнообразных ситуациях общения, наиболее сложными из которых являются конфликтные, острые споры, субъективно очень напряженные по динамике и по своим последствиям. Часто конфликтным является общение юриста не только с гражданами, но и со своими коллегами.

Рост конкуренции на российском рынке профессионального юридического образования и рынке труда диктует необходимость формировать у студентов навыки самоопределения в динамичных конфликтных ситуациях жизни и умения работать с людьми в ситуациях сотрудничества и противоборства.

Изучение учебной дисциплины «Основы медиации» позволяет студентам не только получить знания о применении и проведении медиации, но и приобрести навыки урегулирования конфликтов, которые они могут использовать для разрешения споров в своей жизни. По мнению специалистов, прохождение процедуры медиации обеспечивает не только примирение конфликтующих сторон и разрешение спора, но и позволяет конфликтующим сторонам приобрести умения бесконфликтного построения партнерских отношений, а также повышает уверенность сторон в себе, своих способностях отстаивать свои права и интересы в будущем.

Опыт участия в конфликтах не обеспечивает формирование профессиональных навыков конструктивного поведения в конфликтах. Для достижения этих целей необходима специальная подготовка будущих специалистов судебной системы. Показано, что для управления развитием взаимоотношений с людьми в условиях конфликта необходимы специальные компетентности, которые включают способности оценивать медиабельность конфликтов, учитывать психологические особенности личности конфликтующих сторон, применять техники сотрудничества и определять эффект управляемого воздействия на конфликт.

Целью дисциплины «Основы медиации» является формирование навыков сотрудничества с людьми в конфликтных ситуациях.

Задачами дисциплины «Основы медиации» являются следующие:

1) формирование у студентов готовности устанавливать отношения сотрудничества в конфликтах;

2) формирование эффективных приемов разрешения споров (конфликтов);

3) формирование в студенческом сообществе конструктивных взаимоотношений друг с другом и профессорско-преподавательским составом.

 

Дисциплина «Основы медиации» предназначена для студентов 2 курса. Она занимает важное место в системе профессиональной подготовки будущего специалиста судебной системы, поскольку позволяет обеспечить формирование их профессиональных компетенций, необходимых для работы с людьми в конфликтных ситуациях. В целом, позволяет повысить качество юридического образования с учетом современных требований к подготовке будущего специалиста судебной системы, формировать конкурентно способного, профессионально надежного выпускника.

Дисциплина тесно связана с такими науками как: гражданское и гражданско-процессуальное право, политология, психология, конфликтология, педагогика, философия, менеджмент и др. Медиация как практическая деятельность тесно связана с практикой юридического консультирования, практикой урегулирования и разрешения правовых споров (конфликтов), а также практикой профессионально психологического и конфликтологического тренинга.

Требования к освоению содержания дисциплины

Студенты в результате изучения дисциплины должны иметь представление:

- о роли процедуры медиации и иных альтернативных процедур разрешения споров в реализации принципов доступности правосудия;

- специфике медиативного подхода к разрешению споров (конфликтов);

- о медиабельности конфликтов, инициировании и подготовке процедуры медиации;

- о специфике процедуры медиации в разрешении гражданских, семейных и трудовых споров;

- о средствах профессионально значимого саморазвития личности медиатора;

знать:

- федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и др. нормативно-правовые акты, определяющие применение и проведение процедуры медиации;

- соглашения сторон, регулирующие процедуру медиации;

- виды и этапы процедуры медиации, динамику поведения участников медиативной сессии;

уметь:

- составить письменные соглашения: «Соглашение о применении процедуры медиации», «Соглашение о проведении процедуры медиации», «Медиативное соглашение»;

- наблюдать, распознавать и учитывать в процедуре медиации невербальные сигналы поведения ее участников, стратегии поведения конфликтах;

- достигать состояния «присутствия, естественности и сознательности, открытости, симпатии и уважения», значимые для достижения результатов медиации;

- применять техники медиации для урегулирования конфликтов в личной и профессиональной жизни.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

в экспертно-консультационной деятельности:

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы – общая трудоемкость 2 з.е. – 72 ч.
Всего аудиторных занятий, из них:  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС  
Форма итогового контроля Зачет

 

 


3. Тематический план дисциплины

№ п\п   Темы дисциплины Всего часов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа и НИРС
Лекции Сем.
  Введение в курс. Основы правового регулирования медиации в России     Групповая дискуссия  
  Личность как субъект спора (конфликта)     тренинг  
  Подготовка медиации     тренинг  
  Виды и этапы медиации     деловая игра  
  Профессиональная подготовленность медиатора        
  Всего по дисциплине        
  Зачет        
             

Программа курса

Тема 1. Введение в курс. Основы правового регулирования медиации в России

Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ.

Понятие медиации. Принципы медиации: добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность медиатора.

Сравнительная характеристика медиации и традиционного правосудия.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 194-ФЗ.

Приказ министерства образования и науки № 187 от 14.02.2011 «Об утверждении программы подготовки медиаторов».

Международные правовые акты по вопросам согласительных процедур и доступности правосудия.

Медиация без передачи спора на рассмотрение суда.

Медиация после передачи спора на рассмотрение суда.

Медиатор непрофессиональный и медиатор на профессиональной основе.

Медиация как комплексная междисциплинарная область знания и практики. Медиация и юриспруденция, психология, конфликтология, менеджмент и др. области научного знания.

Медиация в европейских странах, США и Канаде. Перспективы развития медиации в России.

Тема 2. Личность как субъект спора (конфликта)

Конфиденциальность в медиации. Пределы конфиденциальности.

Личность в конфликте. Межличностные и внутриличностные конфликты. Ведущие конфликты в развитии личности.

Динамика конфликта. Лестница эскалации конфликта. Оценка медиабельности спора.

Позиции и интересы участников спора.

Защитные механизмы личности: понятие, виды и роль в регуляции поведения в конфликтах.

Понятие индивидуальной картины мира. Фильтры восприятия информации. Неэффективные убеждения личности и привычки мышления.

Тренинг диагностики личности в общении. Самодиагностика психологических защит личности, стратегий поведения в конфликте.

Тема 3. Подготовка медиации

Понятие, характеристика и этапы инициирования медиации. Работа инициатора медиации с потенциальным участником медиации. Специальная подготовка инициатора медиации.

Подготовка к проведению медиативной сессии. Подготовка сторон к переговорам. Самоопределение в конфликтной ситуации. Оценка медиабельности спора.

Заключение соглашения о применении процедуры медиации.

Соглашение о проведении процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации

Тренинг умения слушать. Активное слушание. Тренинг эмоциональной саморегуляции.

Задание для проведения занятия в интерактивной форме

1. Заполните таблицу, используя ФЗ № 193 от 27.07.10.

Параметры сравнения Медиация без передачи спора на рассмотрение суда Медиация после передачи спора на рассмотрение суда
1. Выбор медиатора 2. Продолжительность процедуры 3. И т.д.    

 

2. Заполните таблицу, используя ФЗ № 194 от 27.07.10 «О внесении изменений в отдельные нормативно-правовые акты РФ».

ГК ГПК АПК ФЗ «О третейских судах» ФЗ «О рекламе»
Ст. 202 п. …. Ст. Ст. Ст. Ст.

Доклады и сообщения

1. Восстановление доверия к судебной власти (в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы») и альтернативные способы урегулирования споров.

2. Роль медиативных навыков в профессиональной деятельности юриста.

 

Литература

Основная

*[1]Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ.

*Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 194-ФЗ.

*Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ (принят 23 июля 1980).

*Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли о международной коммерческой согласительной процедуре (Принят резо­лю­цией 57/18 Генеральной Ассамблеи от 19 ноября 2002г.).

Владимирова М.О. Комментарий к ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (постат.) / М.О. Владимирова, В.А. Хохлов. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011 (электронный ресурс http://znanium.com).

* Шамликашвили Ц.А. Что восстанавливает восстановительное правосудие? Два взгляда на проблему преступления и наказания// Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 23–41.

Дополнительная

Аллахвердова О.В. Этапы развития медиации // Третейский суд.– 2007.– № 3.

* Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.– Гл. 3-4.

Мета Г. Медиация – искусство разрешать конфликты / Г. Мета, Г. Похмелкина. – М., 2003.

* Отис Л. Медиация, проводимая судьями: новое явление в трансформации правосудия / Л. Отис, Э. Райтер // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2011.– № 1.– С. 21–38 (см. приложение к УМК).

Козырев Г.И. Конфликтология: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Гл.4–6. (электронный ресурс http://znanium.com).

Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. (электронный ресурс http://znanium.com).

Шамликашвили Ц. Медиация – искусство разрешать конфликты. Антология.– М., 2004.

* Шимац С. Юридическое сообщество перед вызовом времени // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 54–68.

Тема 2. Личность как субъект спора (конфликта)

План занятия (4 часа)

1. Ведущие конфликты в развитии личности (теория личности Э. Эриксона).

2. Динамика конфликта. Лестница эскалации конфликта. Медиабельность конфликта.

3. Позиции и интересы сторон в споре.

4. Феномен сопротивления медиации. Защитные механизмы личности (понятие, виды), их значение в процедуре примирения.

Доклады и сообщения

1. Эмоциональные состояния в конфликтах.

2. Методы изучения личности в конфликтологии и психологии.

3. Перспективы медиации по уголовным делам. Восстановительное правосудие и ювенальная юстиция.

Литература

Основная

* Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.– Гл. 5, 6.

Земедлина Е.А. Конфликтология: Учеб. пособие.– М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013.– Тема 2-5 (электронный ресурс http://znanium.com).

* Иванова Л.Н. Основыпсихологии для сотрудников правоохранительных органов. – Н. Новгород, 2009.– С. 103-157.

Сорокина Е. Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е. Г. Сорокина, М. В. Вдовина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 (электронный ресурс http://znanium.com).

 

Дополнительная

Изард К.Э. Психология эмоций.– СПб., 2003.

* Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. – Н. Новгород, 2009.– С. 103-157.

* Цур М. Медиация катастроф. АРС как адекватный метод восстановления после катастрофы // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 4.– С. 30–39.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.– С. 308-333.

Тема 3. Подготовка медиации

План занятия (2 часа)

1. Понятие и этапы инициирования медиации. Роль инициатора медиации.

2. Приглашение к медиации. Подготовка письма и рекомендации сторонам.

3. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации.

Доклады и сообщения

1. Опыт инициирования медиации за рубежом.

2. Прямые переговоры и переговоры с участием посредника: сравнительная характеристика.

Задание для проведения занятия в интерактивной форме

1. Подготовьте письменное предложение стороне провести переговоры (медиацию) для разрешения спора.

2. Изучите образцы документов: «Соглашение о применении процедуры медиации», «Соглашение о проведении процедуры медиации». Используя образцы, составьте свой текст соглашений по одному из споров.

 

Литература

1. Основная

*Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ.

* Иванова Л.Н. Подготовка медиации: психологический контекст проблемы / Л.Н. Иванова, Т.А. Терентьева // Судебный вестник Нижегородской области.– 2012.– № 1(27). – С. 24-25.

Махтельд Пель Приглашение к медиации. – М., 2009.

Толчеев Н.К. Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции: Практическое пособие / Н.К. Толчеев, Б.А. Горохов, А.Ф. Ефимов; Под ред. Н.К. Толчеева.– М.: Норма: ИНФРА-М, 2011 (электронный ресурс http://znanium.com).

2. Дополнительная

Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб., 2006.– Гл. 22, 23.

Фишер Р. Путь к согласию. Или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри.– М., 1992.

Доклады и сообщения

1. Приемы установления доверительных отношений в ситуации вынужденного общения.

2. Метод ведения переговоров на основе интересов (по работам Фишера, Юри)

Задание для проведения занятия в интерактивной форме

Изучите образцы «Медиативного соглашения». Используя образцы, составьте текст медиативного соглашения по одному из споров (семейный, трудовой, гражданско-правовой).

Литература

*Директива 2008/52/ ЕС Европейского парламента и совета от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах.

Земедлина Е.А. Конфликтология: Учеб. пособие.– М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013.– Тема 6-8 (электронный ресурс http://znanium.com).

Сорокина Е. Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е. Г. Сорокина, М. В. Вдовина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 (электронный ресурс http://znanium.com).

Фишер Р. Путь к согласию. Или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри.– М., 1992.

Дополнительная

* Бартуссек В. Эмоциональная грамматика. Значение и воздействие языка тела в процессе медиации // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 4.– С. 52–59.

Иванова Е.Н. Коммуникация в курсе обучения конфликтолов-посредников.– СПб., 2006.

* Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. – Н. Новгород, 2009.– С. 58-77.

Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов.– М., 2007.– Гл. 3.2.

Техника ведения переговоров нотариусами: Практ. пособие / Отв. ред. Р. Вальтц.– М., 2005 // СПС «КонсультантПлюс».

Доклады и сообщения

1. Профессионально важные качества личности медиатора и судьи (сравнительный анализ).

2. Кодекс профессиональной этики медиатора, нужен ли он?

Литература

Основная

* Европейский кодекс поведения медиаторов (см. приложение к УМК).

* Программа подготовки медиаторов (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 187).

* Кодекс судейской этики (Утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012г.).

*Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения госслужащих».– № 885.– 12 августа 2002г.

* Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.– С. 274-281.

* Иванова Л.Н. Профессиональный медиатор: требования к личности и квалификации специалиста / Л.Н. Иванова, Т.А. Терентьева // Судебный вестник Нижегородской области.– 2010.– № 3(21). – С. 31-34.

* Отис Л. Медиация в стенах суда. Этика в судебной медиации // Медиация и право.– 2011.– № 3 (21).– С. 48–59.

Дополнительная

Козырев Г.И. Конфликтология: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Гл.4–6. (электронный ресурс http://znanium.com).

Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. (электронный ресурс http://znanium.com).

* Робертс Д. Принципы работы лидера. Искусство быть отличным лидером / Д. Робертс, Л. Джекобсон, П. Райдер-Лахи // Правовые и организационные основы деятельности администраторов и работников аппарата суда: Курс лекций. – М.: РАП, 2008 – С. 415-426.

* Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. – Н. Новгород, 2009.– С. 27-35.

* Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста. – М., 2007.

* Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе. Развитие и реализация новых возможностей. – СПб., 2006.

 


6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации
самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

По теме 2

По теме 4

Задание. Проанализируйте возможность реализации т.н. Гарвардских правил ведения переговоров при проведении процедуры медиации. С какими трудностями сталкивается медиатор при их реализации? Обратите внимание на то, что переговоры – одно из эффективных средств разреше­ния кон­фликта. Метод принципиальных переговоров – реше­ние про­блемы, исходя из сути дела. Он позволяет, как считают его авторы Фишер и Юри, «достичь того, что вам по­лагается по праву и остаться при этом в рамках прили­чий»1.

Правила переговоров в конфликтах

1. Отделите человека от проблемы – обсуждайте про­блемы, а не друг друга. В условиях конфликта возникает тен­денция переносить недовольство позицией оппонента на лич­ность этого оппонента. Будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми. Чтобы разрешать конфликт, необяза­тельно изменять личность оппонента. Более того, лучше постараться понять его переживания и образ мыслей.

2. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях. Пози­ции более или менее открыто формулируются конфликтую­щими сторонами, тогда как каждая из них даже свои собст­венные интересы не всегда ясно осознает, не говоря уже об интересах другой стороны. Конфликт обычно разгорается во­круг позиций, но подлинными движущими силами его явля­ются интересы. Как правило, согласовать интересы конфлик­тующих сторон удается лучше, чем согласовать их позиции. У человека интересов гораздо больше, чем те, ко­торые выража­ются в занятой им позиции.

3. Ищите взаимовыгодные варианты. Нередко люди опа­са­ются предлагать оппоненту в процессе переговоров какие-то недостаточно продуманные или кажущиеся не слишком для них выгодными варианты, боясь, что это ослабит их позиции: оппонент может сходу ухватиться за то, что пред­ложено, и добиться преимущества. Чтобы избежать этого, следует отде­лять предложение вариантов от принятия окончательного ре­шения. Предлагая оппоненту разнооб­разные варианты, вы можете выяснить его предпочтения и учесть его интересы.

4. Настаивайте на использовании объективных критериев. Вариант, в котором учтены интересы оппонента, может не устроить его. Чтобы выйти из такого положения, необхо­димо иметь объективные критерии оценки предлагаемых решений. Эти критерии должны признаваться обеими кон­фликтующими сторонами. Они не должны зависеть от же­ланий одной из сто­рон, а быть справедливыми и практич­ными. Пример крите­риев: традиция, экспертная оценка, профессиональная норма, научный расчет и т. п.

По теме 5

Задание. Изучите интервью М. Сукэ, касающееся законодательства Франции по урегулированию семейно-правовых споров с участием медиатора. Поразмышляйте о перспективах семейной медиации в нашей стране.

– Часто ли во Франции медиация используется в области семейного пра­ва, и насколько она эффективна? Име­ются ли статистические данные, отра­жающие эффективность этого метода [3]?

– Семейная медиация предписана законом во Франции уже в течение не­скольких лет. Сегодня она все чаще ис­пользуется, главным образом, в случаях раздельного проживания родителей и де­тей – и при разводах. Приблизительно в половине случаев медиация назначает­ся по решению судьи по семейным делам (и после получения согласия со стороны участников спора), а в другой половине случаев – выбирается участниками спора по собственной инициативе, либо по со­вету специалиста.

Приведу некоторые законодатель­ные акты, на которые опирается медиа­ция в области семейного права:

Литература

Нормативные правовые акты

*[4]Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ.

*Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 194-ФЗ.

*Программа подготовки медиаторов (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 187)».

Справка Президиума Верховного суда «О практике применения ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 06.06.2012.

Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р).

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг. (принята 01.06.2012).

План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг.» (утв. 15.10.2012г.)

*Согласительный регламент Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ, принятый резолюцией 35/52 Генеральной Ассамблеи 4 декабря 1980 года.

Рекомендация № R (98) 1 Комитета министров СЕ государствам-членам СЕ относительно семейных споров (одобрена Комитетом Министров 21 января 1998).

Рекомендация № R (99) 19 Комитета министров СЕ государствам-членам СЕ, посвященная медиации в уголовных делах (принята 15 сентября 1999).

Рекомендация № R (2001) 9 Комитета министров СЕ государствам-членам СЕ об альтернативах судебному разбирательству между административными органами и частными сторонами (принята 5 сентября 2001г.).

Рекомендация № Rес (2002) 10 Комитета министров СЕ о медиации в гражданских делах (принята 18 сентября 2002г.).

*Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли
о международной коммерческой согласительной процедуре (UNCITRAL «ON INTERNATIONAL COMMERCIAL CONCILIATION») (При­нят ре­зо­лю­цией 57/18 Генеральной Ассамблеи от 19 ноября 2002г.).

*Европейский кодекс поведения для медиаторов от 2 июня 2004 г. (European Code of Conduct for Mediators)

Заключение консультативного совета судей Совета Европы «О справедливом судебном разбирательстве в разумные сроки и роли судьи в судебных процессах с учетом альтернативных способов разрешения споров от 24.11.2004г.

*Директива 2008/52/ ЕС ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах.

Директива, регулирующая процедуру альтернативного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей. Directive of the European Parliament and of the Council on alternative dispute resolution for consumer disputes and amending Regulation (EC) No 2006/2004 and Directive 2009/22/EC (Directive on consumer ADR) (принята 12 марта 2013 года Европейским Парламентом) // Интернет-сайт http://www.internationaladr.com.

Основная

Владимирова М.О. Комментарий к ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (постат.) / М.О. Владимирова, В.А. Хохлов. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011 (электронный ресурс http://znanium.com).

* Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.

Земедлина Е.А. Конфликтология: Учеб. пособие.– М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013 (электронный ресурс http://znanium.com).

Лисицын В.В. Медиация – универсальный способ урегулирования коммерческих спо­ров в России: Научный очерк: история и современность.– М., 2009.

* Новосельцев В.И. Конфликтология: Учебное пособие / В.И. Новосельцев, В.М. Ме­ль­ников. – Воронеж, 2004.

Пель М. Приглашение к медиации: Практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение спора посредством медиации.– М., 2009.

* Петухов Н.А. Судебная реформа и развитие судебной власти в России / Н.А. Петухов, А.С. Мамыкин // Правовые и организационные основы деятельности администраторов и работников аппарата суда: Курс лекций. – М.: РАП, 2008 – С. 46-63.

Ракитина Л.Н. Медиация (посредничество). Как урегулировать спор, не обращаясь в суд / Л.Н.Ракитина, О.А.Львова.– М.: Эксмо-Пресс, 2008.

Сорокина Е. Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е. Г. Сорокина, М. В. Вдовина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 (электронный ресурс http://znanium.com).

Толчеев Н.К. Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции: Практическое пособие / Н.К. Толчеев, Б.А. Горохов, А.Ф. Ефимов; Под ред. Н.К. Толчеева.– М.: Норма: ИНФРА-М, 2011 (электронный ресурс http://znanium.com).

* Шимац С. Юридическое сообщество перед вызовом времени // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 54–68.

Дополнительная

Антонян Ю.М. Страдание и его роль в культуре: Монография. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. (электронный ресурс http://znanium.com).

Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры с участием посредника.– СПб, 2007.

Аллахвердова О.В. Этапы развития медиации // Третейский суд.– 2007.– № 3.

Большова А.К. Альтернативные способы разрешения споров с участием посредников» // СПС «Гарант».

Ватцке Э. «Вполне возможно, эта история не имеет к вам никакого отношения». Истории, метафоры, крылатые выражения и афоризмы в медиации.– М., 2009.

* Иванова Л.Н. Психо­логи­чес­кая подготовка сотрудников ОВД к действиям в эк­с­­тре­мальных условиях.– Н. Нов­го­род, 2008.– С. 8-63, 89-119.

* Иванова Л.Н. Основыпсихологии для сотрудников правоохранительных органов. – Н. Новгород, 2009.– С. 78–195.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.174 с.)