Социальная деятельность и соц. Поведение


Социальная деятельность и соц. Поведение

Понятие социальной деятельности

Итак, социальную деятельность можно определить как целенаправленные действия, основанные на учете потребностей, интересов и действий других людей, а также существующих в обществе социальных норм.

Совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы, реакцию на его социальный статус, составляют поведение.

Определяющей основой социальной деятельности и социального поведения личности выступают объективные условия ее жизнедеятельности, которые порождают определенные потребности и интересы.

Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, к окружающей природе и вещей

Социальные процессы.

Социальный процесс - последовательная смена состояний общества или его отдельных систем

Можно осуществить классификацию социальных процессов по определенным критериям частности, по формам развития социальные процессы разделяют на следующие виды:

• направленные (предполагают определенную цель или тенденцию в своем движении)

• не направленные (носят случайный, хаотический характер)

• обратные (процессы, которые вызывают в системе определенные изменения)

• необратимые (отражают изменения, которые нельзя вернуть)

• восходящие (предусматривают развитие системы, если это развитие существенное, то его отождествляют с прогрессом)

• нисходящие (вызывают негативные дисфункциональные изменения в системе, состояние регресса)

• линейные (постепенные непрерывные восходящие или нисходящие изменения в системе)

• циклические (периодическое повторение определенных фаз развития системы)

• спиральные (представляют собой восходящий или нисходящий циклическое движение)

По степени общности различают:

• социетальных процессы (глубокие процессы экономических, демографических, экологических и других изменений);

• общие (функционирование таких социальных институтов, как системы управления, здравоохранения, образования);

• особые (адаптация, урбанизация)

По характеру изменений: эволюционные и революционные процессы

По направленности: прогрессивные и реакционные процессы

По содержанию:

• сотрудничество;

• соперничество;

• конкуренция;

• конфликт;

• приспособления

Социальный прогресс и регресс

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом .

Понятию прогресса противоположное понятие регресса Для регресса характерное движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к форм и структур.

Девиантное поведение и аномия.

Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от принятых в обществе ценностно-нормативных стандартов. Основной причиной девиаций является аномия.

аномия - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся шаткими и противоречивыми.

Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т п), порождает нарушения общест пильного порядке, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиацийій.

Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля.

Социальные нормы - это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом. Регулирование влияние норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достиженияя.

Социальный контроль - средство саморегуляции социальной системы, обеспечивает упорядоченную взаимодействие ее элементов путем нормативного (в том числе правового) регулирования Это совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения с целью их уничтожения или минимизации.

Социальный порядок - предельно общее понятие, выражающее идею организованности обществ, жизни, упорядоченности социального действия или социальной системы.

Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей.

Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает множество таких действий, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными сообществами, общественными ними институтами и организациями, государством и другими индивидами) Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих ее людей, групп, общества Пока эти действия не нарушают сус пильного порядке, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, его вроде нет Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, принятые в обществе, с оциальний контроль проявляется Один человек перебежала улицу перед движущимся, другая закурила в кинозале, третья совершившего кражу, четвертая опоздала на работу Во всех этих случаях может наступить реакция других людей: замечания, другие проявления недовольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, милиции, суда Эта реакция окружающих обусловлена ??нарушением соответствующих социальных норм правил, традиций Люди, которые отреагировали на приведенные ситуации, отражают установки общественного сознания (или общественного мнения), что поддерживает порядок, который охраняется нормами. Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказания, выносится судом, - все это санкции, наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроль.

Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперемент.

Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их стремления, мотивы деятельности, мысли. Он привлекает исследователей том, что считается почти универсальным методом.

Основная задача наблюдателя -последовательно и искренне придерживаться критериев и принципов научного наблюдения, не подменять их эмоциями. Различают следующие типы (виды) наблюдения: структурированное, неструктурированное, включенное, внешнее, полевое, лабораторное, систематическое, случайное.

Анализ документов-Социологическое исследование должно начинаться с изучения документов, что позволяет исследующему осуществлять предварительное знакомство с темой. Документом в социологии называют – специально созданный людьми, носитель информации для ее применения и передачи. В социологии имеют распространение 2 вида документов – статистические и текстовые. Достоинство статистических и текстовых отчетов, в том, что в них содержится уже готовый, систематизированный материал.

Социальный эксперимент - способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход событий. Важно запомнить, что в ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые оказывают объекта новые черты и качества.

Выделяют следующие виды эксперимента: экономический, правовой, педагогический, социально-психологический и т д.

Причины дезорганизации социальных общностей.

Социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности.

Социальные группы

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Анализируя это определение, можно выделить два условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой:

1 наличие взаимодействия между ее членами;

2 появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

основные черты групп:

1 определенный способ взаимодействия между их членами. Наблюдаются разные способы взаимодействия внутри групп, включая такие, как братство, клуб, организации женщин и т.д.

2членство, чувство принадлежности к данной группе.

3идентичность с точки зрения посторонних. Групповая идентичность значительно более устойчива, чем можно предположить. Если мы встречаем человека и узнаем, что он является членом религиозной группы (например, евреев-христиан), мы обычно предполагаем, что группа оказывает на него влияние и считаем, что его поступки совершаются под давлением других членов группы.

Рассмотрим такие виды социальных групп, как первичные и вторичные:

Первичные группы. Состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.. Они образуются на основе появления более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми или же вследствие распада какой-либо вторичной социальной группы.

Вторичная группа. Образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Примером вторичной группы может служить промышленной предприятия. Во вторичной группе четко определены роли, ее члены нередко очень мало знают друг о друге.

Рассмотрим роль социальной группы в развитии общества и формировании личности:

1 Социализация. Группа является основным фактором, способствующим выживанию человека в обществе

2 Инструментальная роль группы. Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку (профессиональные группы).

3 Экспрессивный аспект в формировании группы. Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов группы к социальному одобрению, уважению и доверию

4 Поддерживающая роль группы. Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств. воздействием эмоций других членов группы.

Диады. Состоят из двух человек (например, влюбленных). Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбывает из группы, требует более тесного, упорядоченного и позитивного взаимодействия между ее членами.

Триады. Группы из трех человек, в которой обычно складываются сложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего.

Более крупные группы. Более продуктивны, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений.

Рассмотрим специфические факторы, которые присущи функционированию группы:

1 Групповая динамика - взаимодействие членов социальной группы между собой. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство; формирование группового мнения; сплоченность группы; групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены.

2 Коммуникации в группе. Выявил что схемы коммуникаций при выполнении группового задания в значительной степени влияют на результаты действий группы.

Типы статусов

1) генеральный(всеобщий, основной)– ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными правами и обязанностями.

2) предписанные (аскриптивные)– статусы, унаследованные от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения.

3) приобретенные (достигнутые) статусы, приобретаемые индивидом в обществе, благодаря его собственным усилиям, например, профессор, врач, актер, студент, милиционер, карманный вор и т.п.

Статусы могут быть формализованные(например, директор завода) инеформализованные(лидер компании близких друзей), что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов выполняется та или иная функция.

Явный статус это статусная позиция, активизированная в определенном социальном контексте, наиболее важная для действий и взаимодействий именно в данной области.

Скрытые статусы – все другие позиции, которые занимает субъект, но которые в данный момент не активизированы.

Престиж– это иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, общественным мнением.

Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.

Социальная роль – достаточно полная (но не всеохватывающая) поведенческая характеристика

Типы ролей (по Дж. Морено)

1)«психосоматические» роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями, а проигрывание ролей объективно носить бессознательный характер;

2)«психодраматические» роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

3)«социальные» роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (матери, рабочего, христианина).

Роль уже статуса. Статус это набор ролей. Ролевой набор– (Р. Мертон) совокупность ролей, вытекающих из данного статуса. Ролевой набор включает формальные и неформальные роли. Многообразие ролей порождает внутренние конфликты личности, т. е. ролевые конфликты или ролевую напряженность.

4. Западная социология ХХ ст.

На протяжении ХХв. зарубежная социология претерпевает существенные изменения и сейчас представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий, методов исследования. Эволюция главных школ и направлений социологии осуществлялось одновременно на трех уровнях: теоретическом, прикладном, эмпирическом.

Зарождение и активное развитие эмпирической социологии приходится на начало ХХв. и связано с деятельностью представителей чигагской школы, которая занимала доминирующее положение в американской социологии в период с 1915 по 1935 гг. Чикагская школа (Парк, Берджесс, Томас, Смолл и др.) оказала значительное влияние на формирование мировой эмпирической социологии. Отличительными чертами чикагской школы являлись органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, широта теоретической ориентации, сочетание различных подходов и методов, среди которых не было однозначно доминирующих.

Влияние чикагской школы на развитие эмпирической социологии сказывалось на протяжении 30-40-х гг., после этого инициатива перешла к Гарвардскому и Колумбийскому университетам. В настоящее время идеи чигагской школы актуальны для так называемой инвайроментальной социологии.

Новый этап в осмыслении эмпирической реальности связан с работами П.Сорокина, который в 1930г. возглавил социологический факультет Гарвардского университета, и его ученика. Р.Мертона, содиректора Бюро прикладных исследований Колумбийского университета. Ведущие положение Колумбийского университета в 40-50-е гг. определялось развитием в эмпирической социологии ее академической ветви. Главная задача социального познания в академическом направлении усматривалась в открытии и формулировании универсальных закономерностей поведения человека в социальных организациях.

В 50-е гг. в эмпирической социологии оформилась тенденция к созданию математической социологии. Основы этой отрасли науки были заложены соратником Мертона Полом Лазарсфельдом (1901-1976).

В Гарвардском университете активно разрабатывалась индустриальная социология и доктрина «человеческих отношений». Значительный вклад в развитие индустриальной социологии и социологии управления внесли «хоторнские эксперименты», которые проводились с 1927 по 1932 год. Обобщение обширного эмпирического материала привело Элтона Мэйо к созданию социальной философии менеджмента – новой отрасли технико-организационных и социальных аспектов управления общественным производством.

Одним из наиболее важных и сложных направлений современной социологической мысли является структурно-функциональных анализ. Основоположником этого направления является американский социолог-теоретик Толкот Парсонс (1902-1979). Основной целью его изысканий была попытка охватить все аспекты социального мира, а также согласовать понимания общественной жизни с достижениями естественных наук. Идеи Парсонса доминировали в англоязычной социальной теории с конца второй мировой войны до середины 60-х гг. и в настоящее время они высоко оцениваются социологами. Основные усилия Парсонса были направлены на создание общей теории действия, которая согласовывалась бы с терминологическим аппаратом и представлениями других ученых и наук о поведении сложных систем.

Продолжателем теории функционализма Парсонса стал его ученик Роберт Мертон (р. 1910 г.). Предмет рассмотрения большинства его работ – социальная структура и ее влияние на социальное действие. Мертон считает, что взгляды Парсонса слишком абстрактны, недетализированны, а потому неприменимы в исследовании социальной реальности. Своей основной задачей Р. Мертон видит создание «теории среднего уровня» – своеобразного мостика между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами. Критикуя функциональный анализ, Р. Мертон вносит в него поправки, не изменяя вместе с тем сущности функционализма, став родоначальником структурно-функционального анализа; кроме того, он автор теории «аномии» – разложения системы моральных ценностей.

В 30-е годы ХХ века в социологии возникает новая отрасль знания – социометрия или микросоциология – теоретическое и прикладное направление, изучающее социопсихологические взаимоотношения личностей в малых группах. Ее возникновение связано с использованием специфических психологических приемов изучения группового поведения людей и относится к деятельности ученика З.Фрейда, психиатра и социолога Джекоба Морено (1892-1974). В качестве базисных понятий новой отрасли Морено определял «социус» – товарищ; «метрум» – измерение; «драма» – действие. Через раскрытие социально-психических механизмов и психических структур сообществ социометрия получила возможность установить социальный контроль над поведением личностей и социальных групп. Создание социометрии было одним из наиболее значимых достижений социологии как науки за весь период ее существования. Внедрение количественных методов и современной компьютерной техники в социологию позволило осуществлять исследования с большой точностью. Следствие этого стал рост интереса и возможностей социальных исследований в изучении разнообразных проблем человеческого существования.

Существенный вклад в эволюцию современной западной социологии внес основоположник символического интеракционизма Дж.Мид (1863-1931), американский философ и социолог, профессор Чикагского университета. Важнейшим моментом его социологического творчества было признание примата социального над индивидуальным. Мид отрицал изначальную данность людям разума и сознания, подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества – результат социальных взаимодействий. Большую роль в таких взаимодействиях играет «символическое окружение», анализу которого ученый предавал особое значение. Именно символическое окружение оказывает решающее влияние на формирование сознания личности и человеческого «Я». Также существенное значение для развития социологии имела разработанная Мидом ролевая концепция личности. Анализ «ролей» человека дает достаточное основание для суждения не только о поведении человека, но и о его личности.

Детищем техногенной цивилизации явилась социологическая концепция технократизма. Основные постулаты данного подхода: признается особая роль технократического стиля мышления; приоритетность роли технических и научно-технических факторов в целом; рассмотрение научно-технической этилы как группы, от которой зависит не только научно-технический, но социальный прогресс. Для данной парадигмы характерен рационалистический подход к миру, стремление найти законы, управляющие той или иной сферой, ее активное преобразование в соответствии с определенными требованиями. Технократизм в социологии ориентирован на рациональный способ решения социальных проблем, возникающих в индустриальном обществе. Проблемы, представляющие широкий общественный интерес, рассматривались как технические вопросы, находящиеся в компетенции экспертов.

Эволюция технократической концепции связано с «информационными» концепциями Масуды, Тоффлера и др. Теории индустриального общества опирались на крупномасштабные сдвиги, происходившие в современном обществе. Такие изменения характеризовались как начало новых ступеней в развитии цивилизаций – становлении «информационной эры». Главная отличительная черта нового общества – баланс между материальными и духовными ценностями, между техническим и гуманитарным знанием, приоритет экологической этики. В информационных концепциях наука и техника уже не рассматривается как непосредственный источник всей изменений, хотя они по прежнему обладают огромной преобразующей силой.

В целом западную социологию характеризуют следующие особенности:

·историческая связь с древнегреческой и древнеримской культурой;

·научные (мировоззренческие, понятийно-категориальные, методологические и пр.) основания и в связи с этим достаточно резкое размежевание с многообразными оккультными науками об обществе;- традиционная, более или менее явно выраженная связь с естествознанием;

·достаточно устойчивая проблематика. В числе основных проблем, на которые направлена социологическая мысль в Западной Европе и США, традиционно остаются: общество с точки зрения социальных закономерностей, личность и ее связь с обществом, культурой; социальные институты (государство, собственность); социальные общности (семья, община и т.д.);

·достаточно четкая система научных понятий и категорий, а также система адекватных методов исследования социальной жизни;

·нацеленность на практические нужды общества, нередко граничащая с прагматизмом и утилитаризмом;

·плюрализм, научно-демократический характер. Определенное место в социологии занимает русская социологическая школа, испытавшая по ряду направлений западное влияние и вместе с тем сохранившая не только самостоятельность, но и своеобразие.

Г. Ратценхофер (1842-1904) - австрийский военный деятель, философ, социолог. В своих работах «Сущность и цель политики» (1893), «Социологическое познание» (1898), «Социология» (1907) рассматривает социологию как особую философскую науку (макросоциологию), выступающую в роли основы всех социальных наук и практической политики. Социология призвана выявить и описать фундаментальные общественные законы.

У Г. Ратценхофера преодоление социальных конфликтов достижимо на основе «приведения во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов». Последнее рассматривается им как базовый закон социологии. При этом основными явлениями и процессами социальной жизни являются: размножение и сохранение индивидов, изменение индивидуальных и социальных типов, расовая дифференциация, абсолютная враждебность рас и борьба за существование, господство и подчинение и т.д. Многие тезисы Г. Ратценхофера легли в основу возникшей позднее геополитики (общественно-историческая значимость насилия, история общества как борьба рас, война как форма развития общества и т.д.).

У. Самнер (1840-1910) − американский социолог. Основные принципы социологии У. Самнера: неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, всесилие и универсальность естественного отбора и борьба за существование. Отсюда вытекает, что нарастание имущественного неравенства не является препятствием социальному прогрессу, а, наоборот, представляет собой предпосылку и условие общественного прогресса. Первичным фактором во взаимодействии людей являются нравы и народные обычаи, которые складываются путем борьбы людей между собой и с окружающей природой. Основополагающими мотивами действий людей являются голод, сексуальная страсть, честолюбие и страх.

С точки зрения У. Самнера, общество − это конгломерат конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель своей жизни (поддержание жизни). Им был разработан понятийный аппарат («Народные обычаи», 1906) для анализа содержания и взаимоотношений между социальными группами («мы-группы» и «они-группы»). На основе понятия «этноцентризм» У. Самнер показывает, что «мы-группа» функционирует на основе отношений согласия, тогда как в отношении к «они-группе» проявляется враждебность. Стихийная природа всех социальных процессов делает невозможным регулирование людьми собственной жизни в обществе.

Типы общества и культуры

Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества.

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Социальная деятельность и соц. Поведение









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь