Понятие, значение и цели бюджета по российскому законодательству. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, значение и цели бюджета по российскому законодательству.



Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами.

В юридической и экономической литературе видовые характеристики бюджета разнообразны.

Бюджет - это: «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд»,«основной централизованный фонд денежных средств», «совокупность денежных (экономических) отношений», «основной финансовый план», «важнейший финансовый регулятор», «расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов», «способ финансового обеспечения функций государства».

Бюджет в Российской Федерации есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и его структур. В бюджетах концентрируются основные доходы и расходы государства и других его общественно - территориальных образований.

Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный и муниципальный кредит, расходы) в их статике и динамике, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное расходование. Бюджет как основная финансово-правовая и отправная для бюджетной деятельности категория по своей сущности многоаспектен, что находит свое отражение как в законодательстве, так и в научных формулировках.

В любом государстве бюджет - это наиболее точная форма выражения существа государственной власти. Процесс его планирования и исполнения наглядно демонстрирует ее характер. Политические силы, представленные в Правительстве РФ, Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, имеют возможность существенно и ежегодно влиять на общую социально-экономическую политику посредством принятия того или иного варианта закона о бюджете.

От формирования реалистичного закона о бюджете зависит общая социальная и экономическая ситуация в России.

Современное развитие России как правового государства предполагает создание четкой системы законодательства. Несовершенство бюджетного законодательства отрицательно сказывается на финансовой обеспеченности Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований, в итоге приводя к невыполнению государством стоящих перед ним задач и функций.

Умело организованный бюджетный процесс является одним из условий эффективной реализации бюджетно-правовой политики государства в целом, субъектов Федерации и муниципальных образований.

Очевидно, что успех экономического развития нашей страны в большой степени зависит от того, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Анализ исторического развития и формирования бюджета как правовой категории свидетельствует о том, что бюджет является действенным механизмом финансовой политики государства.

Развитие экономики России затрагивает различные стороны бюджета как важнейшего финансового источника и инструментароста экономики страны, и делает актуальными поиски путей усиления его воздействия на повышение эффективности отечественного производства в целом.

Цель бюджета – определить, насколько, а самое главное - почему отклонилось фактическое развитие событий от планового и что предпринимать дальше для достижения цели предприятия. А значит, для того чтобы понимать и интерпретировать цифры фактического бюджета, нужно понимать и уметь обосновывать основную цель предприятия.

Утверждается, что существуют всего 4 финансовые цели предприятия:

  • Максимальная рентабельность;
  • Максимальная доля рынка;
  • Максимальная валовая прибыль;
  • Максимальная стоимость компании.

Попытки сформулировать иную, отличную от перечисленных, финансовую цель безуспешны: любые другие цели являются всего лишь компиляцией этих четырех. Причина – каждая цель соответствует определенным, объективно существующим рыночным условиям в сочетании с внутренними преимуществами предприятия и субъективным, но от того не менее жестким выбором руководителя.

 

Бюджетное право РФ: понятие, принципы, источники.

Бюджетное право - основная подотрасль, структурный элемент финансового права, совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства государства, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов федерации, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право в РФ регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию. Отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования - также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации.

Предмет бюджетного права составляют общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:

  • формировании доходов бюджетов;
  • расходах бюджетов;
  • осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;
  • проведении бюджетного контроля;
  • применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Источник бюджетного права - это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права. Система источников бюджетного права в РФ закреплена в положениях ст. ст. 2—4 БК РФ. Бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ (ст. 2 БК РФ).

Основным источником бюджетного права в РФ является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Важнейшими источниками бюджетного права являются Налоговый кодекс Российской Федерации, а также правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс на своем уровне. Помимо этого, в систему источников бюджетного права входят законы и подзаконные акты, регламентирующие процесс распределения доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также деятельность отдельных органов и организаций.

Принципы бюджетного права — это теоретически обоснован­ные и нормативно закрепленные основополагающие начала (идеи, требования) сущности бюджетного права, составляющие его глав­ное содержание, определяющие общую направленность правового регулирования бюджетной деятельности государства и муници­пальных образований и направляющие бюджетную деятельность на достижение стоящих перед ней целей и задач. •

Классифицировать принципы бюджетного права можно: 1) по источнику нормативного закрепления — установленные Конституцией РФ; установленные бюджетным законодатель­ством РФ; 2) по сферам действия — т. е. распространяющиеся на все институты бюджетного права (общие принципы); отдель­ные институты бюджетного права (институциональные).

В первой классификационной группе принципов бюджетно­го права к числу исходно-правовых начал, установленных Кон­ституцией РФ, относятся: федерализм; равноправие субъектов РФ в сфере бюджетной деятельности (ст. 5); реализация совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в установлении общих принципов бюджетной деятельности мест­ного самоуправления (п. «н» ч. 1 ст. 72); самостоятельность бюджетной деятельности органов местного самоуправления (ст. 12, 130—132); распределение функций в области бюджетной деятельности на основе разделения законодательной (предста­вительной) и исполнительной властей (например, ч. 1 ст. 105, п. «б» ч 1 ст. 114); участие граждан РФ в бюджетной деятельности государства и местного самоуправления (ч. 1 ст. 32); глас­ность (например, ч. 3 ст. 15); плановость (п. «з» ст. 71, п. «а» ч. 1 ст. 114, ст. 132); законность (например, ст. 1, 2, 15, 57).

Конституционные нормы, закрепляющие принципы бюд­жетного права, являются нормами прямого действия. Это озна­чает право участников бюджетной деятельности на непосред­ственное применение данных норм без внесения соответствую­щих дополнений в бюджетное законодательство.

Остальные принципы бюджетного права находят свое выра­жение в бюджетном законодательстве РФ или выводятся из его содержания.

Во второй классификационной группе принципов бюджет­ного права к числу общих («сквозных») принципов относятся: ежегодность (цикличность, периодичность) возникновения бюджетных отношений (ст. 242 БК РФ); неразрывность (в боль­шинстве случаев) бюджетных прав и обязанностей субъектов бюджетного права (ст. 7—9 БК РФ); координация бюджетной политики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований; реализация совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в установлении общих принципов бюджетной деятельности муниципальных образований (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); выражение в правовой форме бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (ст. 11 БК РФ); единство груп­пировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов на основе бюджетной классификации (гл. 4 БК РФ; Федеральный закон «О бюджетной классификации Россий­ской Федерации»); неотвратимость ответственности за наруше­ние бюджетного законодательства РФ (часть четвертая БК РФ). В зависимости от сферы действия принципы бюджетного права можно подразделить по институтам бюджетного права, в которых эти принципы действуют, на:

а) принципы бюджетной системы РФ. Статья 28 БК РФ к ним относит: единство бюджетной системы РФ; разграничение До­ходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; са­мостоятельность бюджетов; полноту отражения доходов и рас­ходов бюджетов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (со­вокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств;

б) принципы межбюджетных отношений. Пункт 2 ст. 129 БК РФ к ним относит: распределение и закрепление расходов бюд­жетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; раз­граничение (закрепление) на постоянной основе и распределе­ние по временным нормативам регулирующих доходов псиуров-ням бюджетной системы РФ; равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных обра­зований; выравнивание уровней минимальной бюджетной обес­печенности субъектов РФ, муниципальных образований; равен­ство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ. В рассматриваемой группе федераль­ным законодателем особо выделены принципы межбюджетных отношений субъектов РФ и муниципальных образований, кото­рые закреплены в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;

в) принципы бюджетного процесса. К ним относятся: последо­вательность вступления в бюджетную деятельность органов ис­полнительной и представительной власти (например, ст. 184, 192 БК РФ); казначейское исполнение бюджетов (ст. 215 БК РФ); ежегодность бюджета (ст. 242 БК РФ); публичность и гласность (например, ст. 279 БК РФ); единство кассы (ст. 216 БК РФ); формирование расходов бюджетов всех уровней бюд­жетной системы РФ на основе единой методологии, нормати­вов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых за­трат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Пра­вительством РФ (ст. 6, 65 БК РФ); иммунитет бюджетов (ст. 239 БК РФ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.009 с.)