Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические занятия, семинарыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Правоохранительные органы
Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
Профили подготовки Государственно-правовой Гражданско-правовой Квалификация выпускника бакалавр
Форма обучения очная, заочная Автор: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, профессор кафедры теории права и правоохранительной деятельности, почетный работник Прокуратуры РФ, кандидат юридических наук А.П. Стуканов
Рецензенты: начальник управления прокуратуры Санкт-Петербурга, почетный работник Прокуратуры РФ, кандидат юридических наук Е. В. Сидоренко; Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, профессор кафедры теории права и правоохранительной деятельности, почетный работник Прокуратуры РФ, заслуженный юрист РФ В. И. Рохлин
Санкт-Петербург 1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целевое назначение изучения дисциплины состоит в усвоении студентами комплекса необходимых теоретических знаний о сущности правоохранительной деятельности и основных функциях правоохранительных органов. Основными задачами изучения дисциплины являются: - получение целостного представления о понятиях и признаках правоохранительной деятельности; - овладение исходными знаниями российского законодательства, регламентирующего структуру, функции, полномочия, решаемые задачи, организационные основы системы правоохранительных органов; - усвоение ключевого юридического понятийного аппарата, применительно к деятельности правоохранительных органов; - приобретение навыков практического применения базовых знаний.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Правоохранительные органы» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин (Б.3.В.8). Дисциплина базируется на положениях Конституции РФ и тесно связана с дисциплинами социально-гуманитарного блока. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных:
профессиональных (в нормотворческой деятельности):
профессиональных (в правоприменительной деятельности):
профессиональных (в правоохранительной деятельности):
профессиональных (в экспертно-консультационной деятельности):
4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа. (очная форма обучения)
(заочная форма обучения)
4.1. Содержание дисциплины
Тема 1. Основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы» Понятие правоохранительной деятельности, ее основные признаки, цели и задачи. Основные направления правоохранительной деятельности. Общая характеристика и институционально-правовые особенности правоохранительных органов Российской Федерации. Понятие и основные элементы правоохранительной системы Российской Федерации. Объект и предмет курса «Правоохранительные органы», его тематическая и проблемная организация. Место курса «Правоохранительные органы» в системе юридических дисциплин. Тема 2. Законодательство о правоохранительных органах Общая характеристика нормативно-правовых актов (НПА) о правоохранительных органах Российской Федерации. Классификация НПА по содержанию, юридическому значению, по объему и характеру действия. Классификация по содержанию: акты общего характера; о судебной власти, правосудии и статусе судей в РФ; о деятельности судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ; об органах федеральной исполнительной власти в сфере юстиции; о прокурорском надзоре и органах прокуратуры; об организации расследования преступлений; об органах внутренних дел; об органах обеспечения безопасности; о юридической помощи и ее организации. Классификация актов по юридическому значению: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты исполнительной и судебной власти.
Характеристика основных международных документов, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов. Тема 3. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации Закрепление разделения властей в Конституции РФ. Судебная власть в Российской Федерации: понятие и основные признаки. Соотношение судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти. Общая характеристика полномочий судебной власти. Правосудие: сущность и характерные черты. Пути осуществления правосудия в соответствии с законодательством РФ. Конституционные принципы осуществления правосудия. Суд как орган судебной власти. Тема 4. Судебная система и статус судей в Российской Федерации Общее понятие судебной системы. Современная структура судебной системы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды. Судебная реформа в России: исторический опыт, теория и практика. Понятие звена судебной системы: районные суды, суды среднего и высшего звена. Понятие судебной инстанции: общая характеристика первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. Судейский корпус: понятие и состав. Единство статуса судей, требования, предъявляемые к ним. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей. Органы судейского сообщества, порядок их организации и полномочия. Статус присяжных заседателей, их права и обязанности, порядок наделения их полномочиями. Государственная защита судей, присяжных заседателей. Тема 5. Конституционный Суд Российской Федерации Понятие конституционного контроля и его основные задачи. Конституционный Суд РФ – статус, компетенция, место в государственно-правовом механизме. Становление и развитие органов конституционного контроля в России. Цели конституционного правосудия. Двуединая функция Конституционного Суда РФ: защита Конституции и защита прав и свобод человека и гражданина. Особенности конституционного судопроизводства в Российской Федерации. Участники конституционного процесса. Порядок обращения в Конституционный Суд РФ с запросами и жалобами. Конституционный Суд РФ и международное право. Решения Конституционного Суда РФ: типология, содержание и форма, порядок принятия, юридическое значение. Тема 6. Деятельность судов общей юрисдикции Общая характеристика и признаки судов общей юрисдикции. Разграничение полномочий между судами общей юрисдикции. Верховный Суд РФ – высший судебный орган, его состав и структура, судебные и организационные полномочия. Суды среднего звена системы общих судов, их структура и компетенция. Районные суды как основное звено судебной системы судов общей юрисдикции. Полномочия районных судов и их роль в системе общих судов. Компетенция, порядок деятельности мировых судей и порядок их назначения.
Военные суды в судебной системе Российской Федерации. Особенности военных судов, их задачи и полномочия. Служба судебных приставов и судебных приставов-исполнителей. Тема 7. Арбитражные суды в Российской Федерации Система арбитражных судов, ее место в судебной системе РФ. Общая характеристика задач и подведомственности арбитражных судов. Основные звенья и инстанции системы арбитражных судов. Особенности арбитражного судопроизводства, апелляционная инстанция. Третейские суды, особенности их статуса и деятельности. Обеспечение исполнения решений арбитражных судов. Служба судебных приставов и судебных приставов-исполнителей. Тема 8. Организация прокуратуры в Российской Федерации Принципы организации прокуратуры в Российской Федерации. Система органов прокуратуры: Генеральная прокуратура РФ, Управления Генеральной прокуратуры по федеральным округам, субъектов РФ, местная прокуратура. Специализированные прокуратуры: транспортная, природоохранительная и по надзору за исполнением законов в пенитенциарных учреждениях. Военная прокуратура и система ее органов. Место прокуратуры в системе органов государственной власти. Конституционный статус и основные направления деятельности прокуратуры РФ. Понятие конституционного надзора. Правоохранительная функция прокуратуры. Средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Тема 9. Органы, осуществляющие предварительное Понятие и основные задачи предварительного расследования. Соотношение предварительного расследования и судебного следствия. Дознание и предварительное следствие: общая характеристика, особенности и взаимодействие. Органы дознания. Виды дознания. Юридическое значение результатов дознания. Права и обязанности дознавателей. Органы предварительного следствия. Следственные аппараты, формируемые в прокуратуре, органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности и Федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Права и обязанности следователей. Юридическое значение результатов предварительного следствия. Тема 10. Органы внутренних дел Российской Федерации Органы внутренних дел, их задачи и структура. Виды правоохранительной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел. Правовая основа деятельности Министерства Внутренних Дел. Принципы деятельности органов внутренних дел. Организация милиции в Российской Федерации. Виды милиции, ее задачи, права и обязанности. Криминальная милиция: особенности организации и компетенция. Милиция общественной безопасности (местная милиция): правовой статус и полномочия. Иные структурные подразделения МВД РФ. Тема 11. Органы обеспечения безопасности Российской Федерации Правовое понятие безопасности и законодательная основа ее обеспечения в Российской Федерации. Направления деятельности по обеспечению безопасности РФ. Силы обеспечения безопасности РФ. Система органов обеспечения безопасности в РФ: ФСБ, ФСО, СВР. Совет Безопасности РФ: статус, структура, полномочия. Организационные основы Федеральной службы безопасности РФ. Основные задачи, функции и полномочия ФСБ РФ. Органы внешней разведки РФ, их статус, основы организации и функционирования. Иные органы, осуществляющие обеспечение безопасности РФ. Порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью органов обеспечения безопасности в РФ. Тема 12. Органы федеральной исполнительной власти Министерство юстиции Российской Федерации – структура и задачи. Полномочия органов юстиции. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности исполнительной власти, государственной регистрации нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, регистрации уставных документов общественных и религиозных организаций. Другие функции Министерства юстиции Российской Федерации. Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации: система органов и их компетенция. Судебные приставы, их классификация и полномочия, основы взаимодействия с судами. Федеральная служба исполнения наказаний РФ. Основные задачи и полномочия. Направления деятельности пенитенциарной системы Российской Федерации. Виды учреждений, исполняющих наказание в Российской Федерации. Тема 13. Оказание юридической помощи населению. Право на юридическую помощь как одно из основных конституционных прав человека и гражданина. Содержание юридической помощи и ее разновидности. Понятие нотариата в Российской Федерации и законодательство о нем. Организация нотариата, институционально-правовые особенности. Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. Взаимодействие нотариата и суда. Органы нотариального самоуправления. Основные правила нотариальных действий. Ответственность нотариусов. Контроль за деятельностью нотариусов. Адвокатура, ее понятие, принципы организации, виды оказываемой юридической помощи. Коллегии адвокатов и порядок их образования. Органы самоуправления коллегий адвокатов: порядок их организации, состав и функции. Основные права и обязанности адвокатов. Тема 14. Частные детективные и охранные службы Негосударственная детективная и охранная деятельность как социально-правовое явление. Правовые основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации. Классификация нормативно-правовых актов о частной детективной и охранной деятельности. Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности и их особенности в сравнении с оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации. Виды частных услуг по охране и сыску. Организационные формы осуществления частной детективной и охранной деятельности и правила их лицензирования. Права и обязанности частных детективов и охранников. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью. 4.2. Связи разделов с последующими дисциплинами. Дисциплина «Правоохранительные органы» базируется на положениях Конституции РФ и тесно связана с дисциплинами «Уголовно-процессуальное право», «Прокурорский надзор», и др. Изучение дисциплины обеспечивает установление и закрепление межпредметных связей с отраслевыми и специальными юридическими дисциплинами, а также дисциплинами социально-гуманитарного блока. Интернет-ресурсы base.garant.ru› Учебная литература Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. – М., 1998. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник / Под ред В.И. Швецова. – М.: Проспект, 2000. Лукичев Ю.А., Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор: учебно-методический комплекс. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учебник для студ. вузов/ ред. Г. Б. Мирзоев, В. Н. Григорьев. -М.: Юнити-Дана, 2010.-463 с.
Интернет-ресурсы base.garant.ru› Учебная литература Батова С.А., Боботов С.В., Ведерникова О.Н и др.Судебная система России: Учебное пособие. – М., 2000. Баглай М. В., д-р юрид. наук, проф., чл.-корр. РАН Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов/ М. В. Баглай. -8-е изд., изм. и доп.. -М.: НОРМА, 2009. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М., 2003. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. – М., 2003. Лукичев Ю.А., Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор: учебно-методический комплекс. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учебник для студ. вузов/ ред. Г. Б. Мирзоев, В. Н. Григорьев. -М.: Юнити-Дана, 2010.-463 с. Интернет-ресурсы base.garant.ru› Учебная литература Батова С.А., Боботов С.В., Ведерникова О.Н и др. Судебная система России: Учебное пособие. – М., 2000. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М., 2003. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.И. Швецова. – М., 2000. Цыганова Е.М. Проблемы правового регулирования организации и деятельности коммерческих третейских судов Российской Федерации. – Омск, 1996. Лукичев Ю.А., Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор: учебно-методический комплекс. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учебник для студ. вузов/ ред. Г. Б. Мирзоев, В. Н. Григорьев. -М.: Юнити-Дана, 2010.-463 с. Интернет-ресурсы base.garant.ru› Учебная литература Миньковский Г.М. Криминальная милиция (полиция): проблемы организации, функций, содержания и форм деятельности. – М., 1991. Лукичев Ю.А., Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор: учебно-методический комплекс. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учебник для студ. вузов/ ред. Г. Б. Мирзоев, В. Н. Григорьев. -М.: Юнити-Дана, 2010.-463 с. Образовательные технологии
В учебном процессе помимо проведения лекционных и семинарских занятий используются следующие активные и интерактивные формы проведения занятий: - Компьютерные симуляции - Проведение деловых и ролевых игр - Психологические тренинги - Разбор конкретных ситуаций - Мастер классы экспертов и специалистов 6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Общие методические рекомендации Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства преподавателя. Самостоятельная работа есть особо организованный вид учебной деятельности, проводимый с целью повышения эффективности подготовки студентов к последующим занятиям, формирования у них навыков самостоятельной отработки учебных заданий, а также овладения методикой организации своего самостоятельного труда в целом. Являясь необходимым элементом дидактической связи различных методов обучения между собой, самостоятельная работа студентов призвана обеспечить более глубокое, творческое усвоение понятийного аппарата дисциплины «Правоохранительные органы», содержания основных нормативно-правовых актов и литературы по данному учебному курсу. Организация самостоятельной работы студентов должна строиться по системе поэтапного освоения материала. Метод поэтапного изучения включает в себя предварительную подготовку, непосредственное изучение теоретического содержания источника, обобщение полученных знаний. Предварительная подготовка включает в себя уяснение цели изучения материала, оценка широты информационной базы анализируемого вопроса, выяснение его научной и практической актуальности. Изучение теоретического содержания заключается в выделении и уяснении ключевых понятий и положений, выявлении их взаимосвязи и систематизации. Обобщение полученных знаний подразумевает широкое осмысление теоретических положений через определение их места в общей структуре изучаемой дисциплины и их значимости для практической деятельности. Методические рекомендации по работе с источниками права Самостоятельная работа призвана, прежде всего, сформировать у студентов навыки работы с нормативно-правовыми актами. При анализе нормативно-правовых актов студенты должны научиться правильно фиксировать основные реквизиты документа (полное официальное название, когда и каким государственным органом был принят, кем и когда подписан, где опубликован), порядок вступления в силу и сферу действия. В процессе изучения правовых источников по дисциплине «Правоохранительные органы» необходимо, чтобы студенты могли правильно определить причины и исторические условия принятия данного документа. Важно уяснить главное, сущностное – почему, с какой целью государством был разработан и принят настоящий правовой акт, чем обусловлено его появление именно в это время, каков его социальный смысл. При этом каждый нормативно-правовой акт должен быть рассмотрен не изолированно, а в рамках его системной связи с другими нормами права. Следует обратить особое внимание при самостоятельном изучении источников на новую для студента терминологию, без знания которой он не сможет усвоить содержание документа, а в дальнейшем и ключевых положений изучаемой дисциплины в целом. В этих целях, как показывает опыт, незаменимую помощь оказывают всевозможные юридические справочные издания, прежде всего, энциклопедического характера. Методические рекомендации по работе с учебной и научной литературой Самостоятельная работа предполагает тщательное освоение студентами учебной и научной литературы по изучаемым темам дисциплины «Правоохранительные органы». При самостоятельном изучении основной рекомендованной литературы студентам необходимо обратить главное внимание на узловые Работа с дополнительной литературой предполагает умение студентов выделять в ней необходимый аспект изучаемой темы (то, что в данном труде относится непосредственно к изучаемой теме). Это важно в связи с тем, что к дополнительной литературе может быть отнесен широкий спектр текстов (учебных, научных, художественных, публицистических и т.д.), в которых исследуемый вопрос рассматривается либо частично, либо с какой-то одной точки зрения, порой нетрадиционной. В своей совокупности изучение таких подходов существенно обогащает научный кругозор студентов. В данном контексте следует учесть, что дополнительную литературу целесообразно прорабатывать, во-первых, на базе уже освоенной основной литературы, и, во-вторых, изучать комплексно, всесторонне, не абсолютизируя чью-либо субъективную точку зрения. Обязательный элемент самостоятельной работы студентов с правовыми источниками и литературой – ведение необходимых записей. Основными общепринятыми формами записей являются конспект, выписки, тезисы, аннотации, резюме, план. Конспект – это краткое письменное изложение содержания правового источника, статьи, доклада, лекции, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснование. Выписки – это краткие записи в форме цитат (дословное воспроизведение отрывков источника, произведения, статьи, содержащих существенные положения, мысли автора), либо лаконичное, близкое к тексту изложение основного содержания. Тезисы – это сжатое изложение ключевых идей прочитанного источника или произведения. Аннотации, резюме – это соответственно предельно краткое обобщающее изложение содержания текста, критическая оценка прочитанного документа или произведения. В целях структурирования содержания изучаемой работы целесообразно составлять ее план, который должен раскрывать логику построения текста, а также способствовать лучшей ориентации студента в содержании произведения. Самостоятельная работа студентов будет эффективной и полезной в том случае, если она будет построена исходя из понимания студентами необходимости обеспечения максимально широкого охвата информационно-правовых источников, что вполне достижимо при научной организации учебного труда.
6.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: 1. Базовый набор требований преподавателя во время проведения аудиторных занятий в соответствии с учебной программой дисциплины:
1. Выступление с докладом max 5 баллов 2. Посещаемость занятий max 5 баллов
2. Выполнение самостоятельной работы студентами в соответствии с учебной программой дисциплины 1. Написание рефератов max 5 баллов
Примерные вопросы для подготовки к итоговому контролю (экзамену)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.11 с.) |