Туризм в реализации третьего дополнительного урока физкультуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туризм в реализации третьего дополнительного урока физкультуры



Туризм в реализации третьего дополнительного урока физкультуры

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050720 Физическая культура

Допущен к защите Исполнитель: студент очного отделения

«__»___________2013 г. 572 группы

Зав. кафедрой________ Савинов Антон Владимирович

Научный руководитель:

Буркова Любовь Геннадьевна

Рецензент:

Нормоконтролер:

Буркова Любовь Геннадьевна

 

 

Шадринск

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава I. Дополнительный урок в системе физического воспитания школьников …………………………….…………………………………………..7

1.1.Цель, задачи и проблемы физического воспитания в школе на современном этапе………………………………………………………………………………….7

1.2. Особенности организации уроков по физической культуре при трехчасовой учебной нагрузке…………………………………………………………………..13

Глава II.Туризм как форма реализации дополнительного урока физической культуры ………………………………………………………….23

2.1. Значение туризма в системе физического воспитания детей школьного возраста……………………………………………………………………………23

2.2. Формы туризма в реализации третьего дополнительного урока физкультуры в школе…………………………………………………………….27

Заключение ………………………………………………………………………41

Список использованных источников ………………………………………...44

Приложение ……………………………………………………………………...47

 

Введение

Ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся, прогрессирующее в последние годы, привело к необходимости разработки и обоснования инновационных технологий физической подготовки подрастающего поколения и механизмов их внедрения в практику образовательных учреждений. В целом в России не менее 60 процентов обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Для модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса следующих мер:

- модернизация физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях;

- сохранение обязательной формы физкультурного образования - для обучающихся в объеме не менее 3 часов с учетом одного дополнительного часа в неделю в соответствии с Федеральным государственным образовательнымстандартом;

- существенное увеличение объема спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время путем дополнения блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательного режима не менее 8 часов в неделю.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» для достижения нового, современного качества общего образования среди первоочередных мероприятий отмечается необходимость оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления их здоровья, в том числе за счет использования эффективных методов обучения, повышения объема и качества занятий физической культурой. Отмечается также необходимость дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов многообразием вариативных образовательных программ. Особое внимание в настоящее время удаляется программному обеспечению физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, его вариативному компоненту, учитывающему как индивидуальные потребности и интересы детей, так и региональные особенности среды обитания.

Многие авторы рассматривали положительное влияние туризма на организм человека и разнообразие его форм позволяющие использовать его как средство физического воспитания (В.И. Курилова 1988, И.В. Решетников 2002, Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук 2001 и др.). Туризм как средство гармоничного развития школьника рассматривали А.А. Остапец 1985, Ю.М. Кокоров 1980, В.И. Симаков1984. Изучали формы туристской деятельности и давали им характеристику Н. К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко 1989, В.И. Курилова.

И лишь немногие авторы за последние годы рассматривали туризм как форму проведения школьного урока вообще и третьего дополнительного урока в частности.

Отсюда возникает проблема между необходимостью использовать туризм как средство реализации третьего дополнительного урока и недостаточной разработанностью этого вопроса в методической литературе.

 

Из актуальности выше сказанного была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Туризм в реализации третьего дополнительного урока физкультуры».

Объект исследования: третий дополнительный урок физической культуры.

Предмет исследования: возможности туризма в реализации третьего дополнительного урока физической культуры.

Цель исследования: изучив передовой педагогический опыт, рассмотреть возможности туризма в реализации третьего дополнительного урока физической культуры.

Задачи исследования:

1. Определить цель, задачи и проблемы физического воспитания в школе на современном этапе.

2. Раскрыть особенности организации уроков по физической культуре при трехчасовой учебной нагрузке.

3. Выявить значение туризма в системе физического воспитания детей школьного возраста.

4. Рассмотреть формы туризма в рамках третьего дополнительного урока физкультуры в школе.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

- образовательные программы и методические материалы по реализации третьего дополнительного урока физической культуры (Э.Н. Абрамов,Ю.Г. Бокарев, Л.З. Штода, А.П. Поварницын, А.П. Комаров и др.);

- исследования в области педагогики детского туризма (В.И. Курилова, Л.А. Вяткин, Н.К. Коробейников, Остапец А.А. и др.);

- методические разработки форм проведения уроков с использованием средств туризма (О.С. Макарова, О.С. Чунаев и др.).

Работа выполнена на основе методов анализа методической литературы и систематизации теоретико-методического материала, а также анализа опыта работы педагогов по физической культуре.

Выпускная квалификационная работа состоит: из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающих 30 источников и 1 приложения. Текст изложен на 43 страницах.

Физкультуры в школе

Походы, путешествия, экскурсии, школьный туристский лагерь, слеты соревнования, кружки, выставки, секции, школьные туристские вечера, музеи - вот перечень форм массовой туристской работы в школе. Возможно ли все это проводить в одной школе в течении одного года? Да, возможно, так как каждая форма дополняет другие.

Как добиться массовости в туристской работе? В первую очередь надо создать туристский актив, ученический и учительский. Такой актив можно создать путем организации походов и практических занятий с туристскими организаторами классов и туристских прогулок учителей. Можно готовить его и через туристические кружки и секции. Кружки могут быть для младших и старших школьников по пешему, лыжному, водному, велосипедному и горному туризму. В кружках можно готовить разрядников, инструкторов, младших инструкторов по туризму, помощников руководителей походов.[11]

Организация туристских кружков, походов, путешествий не возможно без хорошо налаженной пропаганды туризма. В каждой школе необходимо оформить туристский уголок, где ребята могут увидеть фотомонтажи с рассказом о проведенных в школе походах, получить советы по организации экскурсий и путешествий, узнать об очередных туристских мероприятиях. Убедительным средством пропаганды туризма служат туристские кинофильмы и диафильмы, встречи с бывалыми туристами, с ребятами-туристами из других школ.

Важнейшее средство активизации туристской и всей общественной жизни школы - школьный самодеятельный лагерь. При умелом педагогическом руководстве он должен подготовить актив, способный решать важнейшие дела ученического коллектива. Школами организуются туристские, спортивные лагеря, лагеря труда и отдыха. В зависимости от назначения они выдвигают на первый план туризм, спорт или общественно полезный труд, но задачи их одни и те же: укрепление здоровья учащихся, их физическое развитие, воспитание трудовых навыков и нравственных качеств. Каждый час в жизни лагеря должен быть заполнен: общественно полезным трудом, спортивными играми, тренировками, соревнованиями, купанием, прогулками, экскурсиями, походами, краеведческой работой, самодеятельностью, встречами с интересными людьми, с соседними и местными школьниками.

Для лучшей организации работы лагеря целесообразно закрепить каждый участок ее за определенным педагогом-воспитателем. В совете лагеря из числа ребят есть ответственные за эти участки, но педагог должен направлять их инициативу, помогать советом, поддержкой. От инициативы педагога и особенно начальника лагеря многое зависит в его жизни, поэтому направлять туда следует опытных учителей имеющих организаторские способности.

Лагерь привлекает ребят своей самодеятельностью, тем, что они чувствуют себя в нем хозяевами. Это должен понимать начальник лагеря. Все свои дела, идеи он должен проводить через органы самоуправления.

Еще при организации лагеря все ученики разбиваются на группы. На собрании каждой группы избирается командир и распределяются обязанности среди ребят. Командиры групп входят в состав совета лагеря, куда также избираются председатель, завхозы по питанию и имуществу, казначеи, физорг, культорганизатор. Членами совета являются и педагоги-воспитатели.[13]

Структура лагерного самоуправления, права и обязанности членов лагеря, должностных лиц, виды поощрений и взысканий определяются уставом, проект которого составляется начальником лагеря совместно с воспитателями. Затем этот проект обсуждается на собраниях групп, на заседании совета лагеря. Групповые собрания и члены совета вносят свои предложения, дополнения, изменения. Утверждается устав по статьям на общем собрании членов лагеря, являющимся высшим органом лагерного самоуправления.

Слет-соревнование служит стимулом в познании азбуки путешествий, в совершенствовании туристских навыков.

Туристский совет школы выбирает место и время проведения слета, виды соревнований, распорядок дня, награждение победителей. Приказом по школе о проведении слета-соревнования директор назначает его начальника, руководителей походных групп, утверждает положение и состав судейских бригад. Положение должно быть согласовано с туристским организатором городской администрации. Разрешение на проведение слета-соревнования дает отдел народного образования. Слет-соревнование лучше всего проводить в два дня.

В субботу после уроков группы, каждая своим маршрутом, отправляются к месту соревнования, а прибыв туда, устанавливают палатки, готовят ужин, вечером у костра проводят смотр самодеятельности. Воскресенье посвящается основным соревнованиям, чаще всего туристским эстафетам, отдельно для учащихся V-VII и VIII-XI классов.

Этапы эстафеты могут быть такие: преодоление завала, бег, хождение по буму, форсирование водной преграды, установка палатки, разведение костра с кипячением воды, укладка рюкзака.

Интересно проходят соревнования по ориентированию. Для V-VII классов можно рекомендовать хождение по азимуту (3-4 азимута с небольшим расстоянием до определенного места), для старшеклассников – поиск контрольных пунктов (участники получают карту с нанесенными на ней КП, ориентируют ее на местности, определяют направление движения и идут к КП), реже проводятся соревнования по маркированной трассе.[12]

Проводятся также соревнования на лучшее содержание бивака и соревнования санитарных постов.

В заключении слета на линейке подводятся его итоги и награждаются победители.

В школе окончательные итоги туристско-краеведческой работы проводятся на туристских вечерах. К ним готовится фотовыставка о проведенных походах, путешествиях, слете-соревновании, о работе лагеря, секции, кружков.

Большую помощь в подготовке туристского актива могут оказать и пионерские лагеря, где ребята за годы пребывания в них получают знания и навыки в области туризма.

С целью увеличения двигательной активности, а также реализации более тесной связи школьника с природой в общеобразовательную программу вводят раздел по туризму и спортивному ориентированию. Содержание двигательной активности в нём составляют: ходьба, бег, прыжки, подвижные игры, ходьба на лыжах, преодоление препятствий, эстафеты, занятия по общефизической подготовке.

Туризм является наиболее комплексным видом воспитания всестороннего развития человека. Он учит коллективизму, дисциплинированности, инициативности, трудолюбию, взаимопомощи. Это активный отдых на лоне природы, отдых от будничности, от повседневности, возврат к тому, что незаслуженно утрачено людьми в скоростной гонке, прогресса.[19]

Туристское направление в системе физического воспитания позволит не только укрепить здоровье детей, воспитать любовь к своему краю, гордость за то место, где мы живём, но и сформировать жизненно необходимые навыки и умения выживания не только в обычных, но и в экстремальных ситуациях.

Вариативная часть программы по физическому воспитанию, как говорилось выше, рассчитана на 34 учебных часа.

В Курганской области в 2005 году группой авторов (Э.Н. Абрамов, В.А. Калугин и др.) были разработаны образовательные программы и методические материалы для реализации третьего дополнительного урока физической культуры.

Материал программы «Туризм и спортивное ориентирование» для каждого класса даётся в четырех разделах: общая теоретическая подготовка, специальная туристская подготовка, общая всесторонняя физическая подготовка, закаливание организма.

В разделе «Общая теоретическая подготовка» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, гигиенических требованиях, избранном виде туризма, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях, а также раскрываются туристско-краеведческие возможности своего района и ближайшего региона. Ознакомление с основными положениями «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экскурсий и путешествий с учащимися образовательных школ» от 17 июля 1992 года обязательно.

В разделе «Специальная туристская подготовка» даются основы теоретических и практических знаний и умений в избранном виде туризма.

На этих занятиях школьники изучают рельеф местности, знакомятся с правилами безопасности и оказанием первой медицинской помощи. Учащиеся изучают способы ориентирования по местным предметам, по туристской маркировке, по карте с помощью компаса и без него, определяют расстояние шагами, глазомером, время и стороны горизонта по небесным светилам.

Для улучшения функционального состояния организма детей, сохранению у них устойчивого уровня работоспособности необходимо раз в месяц проводить практическое занятие на природе. В этот день учащиеся выходят в пеший или лыжный поход, отрабатывают навыки туристской техники избранного вида туризма, проводят туристские эстафеты, соревнования по ориентированию, занимаются краеведческой и природоохранной деятельностью.[22]

Со старшеклассниками ведётся инструкторская подготовка по туризму для оказания помощи в проведении школьных туристических слетов, соревнований по туризму и ориентированию. При хорошо организованной туристской работе в школе возможна организация школьного туристского клуба с агитбригадой и органами самоуправления. С помощью туристского актива проводится итоговая туристско-краеведческая конференция.

Раздел «Общая всесторонняя физическая подготовка» является основой специальной подготовки. В процессе общей физической подготовки важно всесторонне развивать основные физические качества. Если одно из них отстает в развитии, следует дополнительно применять средства, благотворно воздействующие на это качество. Физическая подготовка должна быть непрерывной и круглогодичной.

Составной обязательной частью программы является четвертый раздел – «Закаливание организма». Закаливание достигается путем длительного, постоянного и систематического приспособления организма к необычным условиям. Процесс закаливания должен быть постепенным, без перерывов.

Успеваемость по предмету «Физическая культура» раздела «Туризм» определяется уровнем отношения к своему совершенствованию, знанием основ туризма, прочностью освоения двигательных и специальных навыков в избранном виде туризма, умением преодолевать простейшую полосу препятствий.

Практически перед каждым педагогом школы стоит задача сплочения коллектива. Поход, на наш взгляд, лучшее решение. Путешествие с детьми, будь то однодневный или многодневный поход, - благородное и нужное, но вместе с тем очень ответственное дело. Туризм - уникальное средство развития личности ребенка, позволяющее в комплексе решать воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.[30]

Одной из разновидностей туристических мероприятий является урок- поход. В его организации и проведении участвуют школьники, члены педагогического коллектива, выпускники школы различных лет.

Урок – поход. Уже давно вошли в практику предметные экскурсии и комплексные уроки. Одной из радикально новых форм, пока еще очень мало применяемых, является урок - поход, то есть учебный день на туристской тропе.

Высокая педагогическая ценность такого учебного дня на природе объясняется тем, что здесь процесс познания идет через радость ребенка, через удовольствие активного, самостоятельного освоения им предметов и явлений, а не опосредованно через рассказ учителя. К.Д. Ушинскому принадлежит мысль о том, что день, приведенный ребенком на природе, «среди рощ и полей», стоит многих недель, проведенных им на учебной скамье. Только здесь, вне стен школы, есть то, чего так не хватает «учебной скамье» - живое восприятие реального мира и личный практический опыт освоение его. А ведь только на основе такого соединения живого созерцание с практикой может затеплиться в сознании собственное глубокое и прочное абстрактная мысль.

Проведение учебного дня на местности требует основательной продуманности деталей. Надо решить несколько принципиальных вопросов:

- с кем будет проводиться урок поход (сколько какие именно классы будут участвовать в нем);

- какие учебные предметы и какие именно темы войдут в расписание учебного дня;

- кто из учителей будет проводить такие уроки и кто будет помогать им в этом предприятии;

- где будет проводиться урок – поход;

- сроки проведения.

В отношении даты проведения надо учесть еще одно обстоятельство: успешное проведение учебного дня на природе в значительной мере зависит от погодных условий, а их предугадать заранее не возможно. Планировать проведение урока - похода надо на благоприятный в погодном отношении период.[28]

Наиболее сложный вопрос при проектировании урока - похода - вопрос о том, где его проводить. Тут не обойтись без помощи краеведов, туристов, охотников - знатоков края.

Требования к полигону для проведения мероприятия:

- полигон должен возможно более полно удовлетворять учебным задачам урока;

- должен быть вполне комфортным, обеспечивать емкое, компактное прохождение маршрутов занятий;

- должен быть красивым в природном отношении.

Урок - поход отличается тем, что проходит в постоянном движении, поэтому должны быть выработаны графические схемы каждого урока. В дополнение к схеме маршрута надо составить план - график, в котором в краткой форме по обозначенным на схеме точкам учитель наметит, что он будет объяснять учащимся на каждой рабочей точке.

Урок - поход может безболезненно продолжаться 60 минут и более. Не каких звонков, оповещающих о начале и окончании урока, делать не следует. Поэтому должно быть заранее строго установлено расписание уроков перемен, у каждого учителя должны быть сверенные часы, и он сам должен следить за соблюдением режима занятия. В день проведения урока - похода действует принцип кабинетной системы. Каждый учитель должен находиться в какой - то начальной точке своего «предметного кабинета» - маршрута, встречать здесь класс, по окончании урока провожать его в какую - то точку окончания (которая может совпадать с начальной точкой).

Маршруты уроков не должны быть очень длинными, чтобы не расходовать много учебного времени на переходы между объектами наблюдений. Желательно, чтобы маршруты уроков выстраивались в цепочку друг за другом или замыкались на одну общую точку - центр.

Возможны три схемы предметно - пространственного планирования урока - похода: линейная, кольцевая, радиальная.

Линейная схема. Самый простой случай – два урока и два класса. Они либо начинают день последовательно – сначала один класс, а на час позже другой, либо идут одновременно, но начинают с противоположных концов линии, а в середине пути, на стыке двух уроков – маршрутов меняются местами.

Кольцевая схема. Это такой вариант, когда маршруты начинаются и кончаются в одном пункте или на двух соседних пунктах (полукольцо, подковообразный маршрут). Уроки могут идти и по ходу часовой стрелки, и одновременно против её хода (если это позволяет логика изложения учебного материала).

Радиальная схема. Это наиболее удобный с организационной точки зрения вариант пространственно – предметной схемы. Суть его в том, что где-то в удобном месте выбирается точка, куда приходят все классы. Здесь центр, от которого в разных направлениях расходятся радиусами («лепестками») маршруты уроков по учебным предметам. Все они начинаются и заканчиваются в центре. Количество уроков должно равняться количеству классов.[28]

Возможно сочетание перечисленных трех форм предметно - пространственного планирования лесного учебного дня. Все зависит от конкретной обстановки.

Преподаватели Ульяновского государственного педагогического университета О.С. Макарова и А.А. Чунаев разработали спортивно-игровой проект «Олимпийская гармония».

Проект четвертой четверти направлен на обращение учащихся к природе через занятия спортом. Детский спорт в соединении с животворящим воздействием природы рассматривается в проекте как исток олимпийского идеала. Еще в древние времена природа поражала первобытного человека своей стихийной красотой. И люди стали торжественно поклонятся всему прекрасному, грозному и неведомому, плодородной земле, бескрайнему морю, живительному дождю, небесному огню и небесным светилам. В своем почитании природы, стремлении воспринять ее силу и преодолеть хаос греки создали в своих мифах необыкновенную божественную гармонию. Ее воплощают девять юных муз, прекрасных покровительниц человеческих талантов, дочерей верховного олимпийца Зевса. Унаследованные от греков и воспетые поэтами музы и теперь воодушевляют стремление людей к гармонии, а стихийные силы природы остаются особым источником творчества, здоровья и совершенства, особенно важным для ребенка с его естественной тягой к природе в игре, спорте, учении.[6]

Проект «Олимпийская гармония» продвигает детский спорт к защите и сбережению природы. И в этом учащиеся получают ясные духовные стимулы, особую энергию при реализации своих физических способностей, ощущения здоровья, поучительные душевные переживания и возможности посильной творческой инициативы. А что это, если не проявление гармонии в развитии личности ребенка? Поэтому в проекте развивается олимпийская идея гармонии спорта, человека и природы, реализуется принцип «Спорт в защите природы».

Этот принцип предметно развернут и технологизирован в детском туризме. Он осуществляется в поступках самого ребенка, с напряжением физических и душевных сил, личностно, и в этом заключена педагогическая достоверность восхождения в детском спорте к олимпийской гармонии. Гармоническое соединение душевных и физических сил ребенка в детском творчестве раскрывает «язык природы» для увлекательной, результативной спортивной и туристской подготовки учащихся. Основным игровым приемом организации проекта «Олимпийская гармония» являются постановка, разработка и проведение экологической олимпиады. В экологическую олимпиаду включаются туристские, экологические и творческие задания. В проекте физические способности ребенка раскрываются в соединении с красотой и животворящей силой природы. Гармония души, тела и здоровья ребенка проявляются в отношении к ней. Туризм и путешествия становятся способом понимания, сбережения природы и соединения с ней. И одновременно это понимание всего спорта, его движения по миру, впечатлений, укрепляющих занятий и ободряющих принципов. Олимпийская гармония предстает в важном аспекте сближения спорта и природы, позволяющем реализовать лучшие физические и моральные качества школьников.

Педагогическая структура проекта включает в себя четыре блока: предметно-деятельностный, спортивно-образовательный, коммуникативно-творческий и кондиционно-оздоровительный.[24]

Предметно-деятельностный блок. Смысловая ориентация проекта. Воспитание спортивно-экологической культуры детей, предполагающее гармонизацию отношений ребенка с природой, соединение физической культуры ребенка с природной средой, использование природных условий для гармоничного физического, умственного и нравственного развития детей. Воспитание у детей причастности к развитию и охране всего живого, сохранению живой природы в соответствии с олимпийской идеей. Разработка доступных учащимся форм соединения туризма, спорта, искусства, путешествий и экологии, связанных эмоционально и морально с личными детскими наблюдениями, переживаниями и впечатлениями. Проведение с детьми эко-олимпиады. Основные средства. Программа эко-олимпиады. Ознакомление с олимпийскими идеалами гармонии природы и человека. Изучение экологических явлений в олимпийском движении с разработкой заданий эко-олимпиады. Спортивная и туристская подготовка детей с обращением к творческим традициям олимпизма и нравственным поступкам применительно к взаимоотношениям в классе. Детская литература по туризму, спорту, путешествиям, экологии и правилам здорового образа жизни.

Спортивно-образовательный блок. Смысловая ориентация проекта. Изучение с детьми примеров олимпийской гармонии в отношении с природой в спортивной и туристской подготовке. Обучение элементарным основам туризма, использованию природных факторов в развитии физических способностей. Приобщение к детской приключенческой, туристской, экологической, энциклопедической литературе, развитие навыков самостоятельной работы с ней. Приучение школьников к соблюдению правил экологического поведения в местах занятия спортом, туризмом, использованию наблюдений за состоянием природы, накоплению впечатлений для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве. Основные средства. Упражнения и задания по физической и специальной подготовке туриста. Игровые формы учебного сотрудничества детей, например «Игротека туриста», экологические и эстетические конкурсы. Привлечение рационального природопользования в туристской подготовке и разработке программы эко-олимпиады. Просмотр видеозаписей школьных туристских походов, телепередач о кругосветных путешествиях.

Коммуникативно-творческий блок. Смысловая ориентация проекта. Разработка детского туризма и спорта как сферы гармонизации отношений детей и природы, экологического воспитания и партнерства. Выявление с детьми многообразных форм совместных спортивных творческих занятий на природе. Формирование у детей «экологического чувства» туриста, культуры природопользования в спорте. Включение физической культуры в художественно-эстетическую деятельность на природе. Обучение детей привлечению искусства, отражающего природу, в туристские и спортивные занятия на природе. Основные средства. Туристские задания, направленные на выражение своих способностей в олимпийском творчестве, общении и моральной поддержке всех участников эко-олимпиады. Игровые творческие задания и конкурсы: эко-театр, эко-кулинария. Творческая самодеятельность детей по разработке содержания и условий туристского похода и конкурсов.

Кондиционно-оздоровительный блок. Смысловая ориентация проекта. Обучение детей туризму как способу общения с природой для сохранения здоровья, развития жизненно важных двигательных качеств и закаливания. Освоение правил использования природных факторов в соответствии с индивидуальными особенностями организма. Приучение детей к ответственности и самоконтролю здоровья и физического состояния при подготовке и проведении туристского похода. Обучение безопасности маршрутов, гигиеническим основам туризма, здоровому питанию и отдыху. Основные средства. Задания для развития физических качеств, осанки и походки туриста, по контролю за самочувствием при подготовке похода и обеспечению безопасности путешествий. Ознакомление с олимпийскими традициями гармонии развития тела и духа. Составление и обновление индивидуальных программ физической подготовки.[15]

В приложении к ВКР мы предлагаем разработки двух уроков физической культуры, решающие цели и задачи этого проекта.

Обобщая выше сказанное, мы сделали следующие выводы:

1. Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе и воспитании подрастающего поколения.

2. Походы, путешествия, экскурсии, школьный туристский лагерь, слеты - соревнования, кружки, выставки, секции, школьные туристские вечера, музеи - вот перечень форм массовой туристской работы в школе. Возможно ли все это проводить в одной школе в течении одного года? Да, возможно, так как каждая форма дополняет другие.

3. С целью увеличения двигательной активности, а также реализации более тесной связи школьника с природой в общеобразовательную программу предлагается раздел по туризму и спортивному ориентированию. Содержание двигательной активности в нём составляют: ходьба, бег, прыжки, подвижные игры, ходьба на лыжах, преодоление препятствий, эстафеты, занятия по общефизической подготовке. Успеваемость по предмету «Физическая культура» раздела «Туризм» определяется уровнем отношения к своему совершенствованию, знанием основ туризма, прочностью освоения двигательных и специальных навыков в избранном виде туризма, умением преодолевать простейшую полосу препятствий.

 

4.Уже давно вошли в практику предметные экскурсии и комплексные уроки. Одной из радикально новых форм, пока еще очень мало применяемых, является урок - поход, то есть учебный день на туристской тропе.

5.Преподаватели Ульяновского государственного педагогического университета О.С. Макарова и А.А. Чунаев разработали спортивно-игровой проект «Олимпийская гармония». Проект четвертой четверти направлен на обращение учащихся к природе через занятия спортом. В данном проекте реализуется принцип «Спорт в защите природы».

Этот принцип предметно развернут и технологизирован в детском туризме. Он осуществляется в поступках самого ребенка, с напряжением физических и душевных сил, личностно, и в этом заключена педагогическая достоверность восхождения в детском спорте.

В приложении к работе представлены разработки двух уроков, направленных на реализацию этого проекта.

 

Заключение

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности.

Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. В процессе таких учебных занятий изучается учебная дисциплина «Физическая культура» - структурная единица системы образования. Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

Необходимость введения 3-го часа урока физкультуры продиктовано снижением двигательной активности обучающихся.

Содержание программы третьего дополнительного урока физической культуры должно быть основано на принципе вариативности и преемственности между содержанием федерального и регионального компонента физической культуры в части разделов программ, отдельных дидактических единиц (тем занятий). Третий дополнительный урок физической культуры может быть продолжением двух уроков физической культуры федерального компонента базисного учебного плана.

При организации проведения обязательных уроков физической культуры в объёме не менее трёх часов в неделю на всех ступенях общего образования могут быть использованы следующие формы планирования уроков физической культуры:

- планирование четырёх уроков физической культуры в неделю: во 2-й и 3-й четвертях учебного года, т.е. когда появляются условия для проведения занятий на спортивных пришкольных площадках или лесопарковых зонах (лыжная подготовка), при этом в 1-й и 4-й четвертях планируется проведение двух уроков в неделю;

- включениев сетку расписания в течение всего учебного года одного академического урока (45 мин.) и одного сдвоенного (90 мин.), который ставится в расписание последним;

- включение всех трёх уроков в сетку расписания, при этом в средней (полной) школе допускается объединение классов с последующим их разделением на группу юношей и девушек.

При планировании занятий по физической культуре в образовательных учреждениях необходимо составлять вариативную часть программы в зависимости от материально-технической базы школы, специализации учителей физкультуры, потребностей учащихся в физической активности, уровня их двигательной и специальной подготовленности.

С целью увеличения двигательной активности, а также реализаций более тесной связи школьника с природой в общеобразовательную программу предлагается раздел по туризму и спортивному ориентированию. Содержание двигательной активности в нём составляют: ходьба, бег, прыжки, подвижные игры, ходьба на лыжах, преодоление препятствий, эстафеты, занятия по общефизической подготовке.

Одной из разновидностей туристических мероприятий является урок поход. В его организации и проведении участвуют школьники, члены педагогического коллектива, выпускники школы различных лет.

Урок - поход отличается тем, что проходит в постоянном движении, поэтому должны быть выработаны графические схемы каждого урока. В дополнение к схеме маршрута надо составить план график, в котором в краткой форме по обозначенным на схеме точкам учитель наметит, что он будет объяснять учащимся на каждой рабочей точке.

Возможны три схемы предметно - прос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.056 с.)