Общенаучные и частные методы в познании государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общенаучные и частные методы в познании государства и права



Предмет теория государства и права изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе исторического познания.

Методом - совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

Учение о методах, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания действительности принято называть методологией.

Методология не только изучает и применяет научные методы, но и сама разрабатывает их для более глубокого исследования существующих и вновь возникающих государственно-правовых процессов.

Методы исследования одновременно объективны и субъективны. Методология не является неизменной.

 

1)Общефилософские методы есть основа, на которой развивается ТГП. Существуют различные политико-правовые подходы к изучению государства и права, различные научные школы, доктрины, которые ИСХОДЯТ именно из философских, мировоззренческих основ.

К подобным методам относятся:

· метафизика (исследование Аристотеля о недоступных для органов чувств начала всего существующего в мире);

· диалектика (наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и его мышления, изучение действительности во взаимосвязи явлений);

· материализм (философское учение о материальности мира, его независимости от общественного сознания).

 

2)Общенаучные методы — те которые используются во всех общественных науках (или в большинстве из них). Выделяют:

· исторический метод (изучение хронологии развития),

· логический (метод использования приемов АНАЛИЗА *например, выделения из нормы права гипотезы, диспозиции и санкции*, СИНТЕЗА * например, объединение признаков государства*, ИНДУКЦИИ * например, изучая частную модель республиканского государства можно выделить общие черты республики*, ДЕДУКЦИИ * например, на основе общих признаков демократии возможно определить политический режим конкретного государства);

· системный метод (изучение всех явлений как систем, которые имеют свои составляющие и взаимодействуют с другими явлениями -системами);

· функциональный метод (выявление в явлениях их функций, значений и форм их действия, рассмотрение всех явлений не в статике, а в ДИНАМИКЕ). Существуют и иные общие методы.

 

3)Частнонаучные методы предполагают использование достижений каких-то иных, специальных наук.

К ним относят:

· метод конкретно-социологических исследований (анализ документов, устные -письменные опросы населения, изучение материалов судебной практики и пр.);

· метод социально-правового эксперимента (способ проверки гипотез или проектов какого-то решения;

· математический метод (способ изучения количественных данных какого-то явления);

· синергетический метод (взаимодействие различных систем и процессов, например, таких, где влияние государства будет ограничено * мсу, гр.общество и пр).

 

 

Тема2.

Первобытное общество: организация власть и социальные нормы

Общие причины и закономерности возникновения государства и права

Определение и признаки государства

ОТличие норм права от социальных норм первобытнообщинного строя. Пути формирования правовых норм.

Плюрализм взглядов на происхождение государства и права. Анализ основных теорий происхождения государства и права.

 

Первобытное общество: организация власть и социальные нормы

Власть

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т. е.общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми лидерами. Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей.

Семейные общины объединялись в более крупные образования – в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др.

Особенностью первобытных общин был:

· кочевой образ жизни и

· строго фиксированная система половозрастного разделения труда, т.е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению общины.

 

Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению неполноценных людей.

На первом этапе первобытного общества власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти.

В первобытной общине существовали следующие институты власти:
а) лидер (предводитель, вождь);
б) совет старейшин;
в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные

вопросы жизни.

 

Для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

1)верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;

2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;
3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;
4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины

назначалась кровная месть.


Главные черты власти в первобытном обществе – это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов.

Нормы

Выводы о нормативной системе этапа присваивающей экономики.

1. Эта система была направлена на господство общего над личным, индивидуальным, на сплочение общины, рода, племени, поскольку вне коллектива человек не смог бы в то время выжить.

2.Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения.

3.Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных требований.

4. Преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты (табу), и лишь потом появились дозволения и позитивные обязывания.

5. Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.008 с.)