Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Крестьянский вопрос в политике царизма в первой половине 19 века
Одной из кардинальных проблем российской действительности была проблема крепостного права. Во время любых попыток реформирования в стране неизбежно ставили вопрос о ее разрешении. Начало царствования Александра I ознаменовалось некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. 20 февраля 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах», дававший возможность помещикам отпускать принадлежавших им крестьян на волю с наделением их землей. Условия освобождения определялись взаимным договором крестьян с помещиком. При этом крестьянин должен был внести выкуп, определенный помещиком. Фактически в стране могла создаваться новая социальная группа вольных хлебопашцев, владевших землей по праву частной собственности. Указ также имел важное идеологическое значение: впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. Его издание было первой попыткой правительства отойти от жесткого курса на сохранение крепостного права и признание возможности капиталистического развития в сельском хозяйстве. Александр I возлагал на изданный указ большие надежды. Но результаты оказались слабые: в период его царствования состоялась 161 сделка и было освобождено 47 153 душ крестьян. А всего за время действия указа (т. е. до 1861 г.) вольными хлебопашцами стали 111 829 крестьян, что составило примерно 2 % от общего числа всех крепостных в России. Затем довольно долгое время крестьянский вопрос практически не обсуждался. И только начиная с 1816 г. вновь начинает рассматриваться эта проблема. Помещики Эстляндской губернии (Эстония) обратились к императору с просьбой отменить на их землях крепостное право. Такая просьба была продиктована особенностями развития сельского хозяйства в Прибалтике, в которой широко развивались товарно-денежные отношения, а крепостное право тормозило этот процесс как из-за низкой производительности труда крепостных, так и из-за отсутствия свободной рабочей силы. В мае 1816 г. Александр I подписал положение об эстляндских крестьянах, согласно которому они становились лично свободными, но вся земля сохранялась в собственности помещиков. Поэтому из крепостных они превращались в арендаторов, что радикально не улучшало их положения. Однако сам факт освобождения крестьян имел большое значение и демонстрировал определенные изменения царского правительства по решению этого вопроса. Аналогичные реформы были осуществлены и в других прибалтийских губерниях: в Курляндии (август 1817 г.) и в Лифляндии (март 1819 г.).
В это же время Александр I дал поручение сразу нескольким сановникам разработать проекты отмены крепостного права в России. Все подготовленные проекты освобождения крестьян так и остались неосуществленными. Освобождение крестьян произошло только в прибалтийских губерниях. Великие реформы 1860-1870 Ликвидация военных поселений(1857) Отмена крепостного права(1861) Финансовая реформа(1863) Реформа высшего образования(1863) Земская реформа и Судебная реформы(1864) Реформа городского самоуправления(1870) Реформа среднего образования(1871) Военная реформа(1874) Данные преобразования решили ряд давно наболевших социально-экономических проблем, расчистили дорогу для развития капитализма в России, однако доведены до конца не были. К концу царствования Александра II под влиянием консерваторов некоторые реформы (судебная, земская) были ограничены. Контрреформы, развёрнутые его преемником Александром III, затронули также положения крестьянской реформы и реформы городского самоуправления. Крестьянская реформа Основными причинами реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. 3 ноября1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек,26 июля министром иностранных дел С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Проект 1 (1857 год) – уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа. Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода (12 лет). Проект 2 Главного комитета по крестьянскому делу (1858 год)–смягчение крепостной зависимости, но не ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения.
Программа 3 (1858 год) – предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте при активном участии Панина были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. 19 февраля (3 марта) 1861 года император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом; помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброки не имели права отказа от неё в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, до осуществления этого они именовались временно обязанными крестьянами. Земская реформа 1 января 1864 года — Земства – всесословные органы местного самоуправления, учреждённые на уездном и губернском уровне. На местах (в губерниях и уездах) созданы выборные органы для управления этими отдельными территориями – земские собрания и управы (в городах – городские собрания), которые возглавлял председатель. Новые органы занимались только местными хозяйственными вопросами. Созданы были земства в 33 губерниях из 54, то есть не по всей территории государства, и не могли решать важных государственных вопросов, принимать законы и т. п. Функции земств (что должны делать): 1) развитие образования и просвещения; 2) развитие здравоохранения; 3) строительство дорог; 4) обеспечение продовольствием; 5) развитие местной торговли и промышленности; 6) благотворительность («прекращение нищеты»); 7) вопросы благоустройства. Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Сфера их ответственности была всеобъемлющей. Они несли ответственность за имущества, капиталы и денежные сборы земств, устройство и содержание зданий, путей сообщения, построение церквей, охрану хлебных посевов и тд. Городская реформа 1870 года Она была непосредственным продолжением земской реформы.16 июня 1870г. Император издал «Городовое положение», в результате которого в 509 из 1130 существующих в то время в городах вводилось выборное самоуправление - городские думы. Она избиралась на 4 года. Городская дума являлась распорядительным органом. Она избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу. Городская управа состояла из городского головы, который также избирался на 4 года, и нескольких членов. Городская реформа 1870 г. создавала городское самоуправление: городскую думу и управу, решавшие коммунальные вопросы (борьба с пожарами, контроль за санитарным состоянием, проблемы больниц, школ, приютов и др.) В думу избирались, как правило, самые зажиточные горожане, во главе думы и управы стоял городской голова.
Судебная реформа наиболее последовательная и демократичная из всех, эта реформа в 1870-х годах стала подвергаться «исправлениям» и ограничениям. 1. Созданы новые судебные органы, в том числе разделявшиеся по сложности рассматриваемых дел (преступлений): мировые и городские суды, окружной суд, судебная палата для рассмотрения аппеляций; высшие органы – Сенат и министерство юстиции. 2. Изменена система судопроизводства (как ведется суд): бессословность суда; публичность и гласность суда; состязательность прокурора (обвинителя) и адвоката 8 (защитника) в суде; создание суда присяжных (12 человек присяжных заседателей); независимость и несменяемость судей. 3. Изменена система предварительного (до суда) следствия: появились судебные следователи. То есть полиция ловит преступников, а следователь расследует преступление (выясняет кто что сделал) – ведет дело. Были созданы два вида судов: общие и мировые. Мировые суды разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб которых не превышали 500руб. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суда рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела. Судебные палаты рассматривали аппеляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения всех судов, поданные на кассацию. Данная реформа, по общему признанию была самой демократичной и самой последовательной из всех реформ, когда-либо проведенных в России. Военная реформа Александра II Заменила рекрутские наборы всеобщей воинской обязанностью. Все мужское население, достигшее 21 года, подлежало призыву на военную службу. Сроки ставились в зависимость от образования: от 6 месяцев до 6–7 лет. Улучшилась подготовка офицеров, про Военная реформа (1861 – 1874гг.) – проводилась постепенно при активном участии военного министра Д.А. Милютина. Наиболее важные изменения: 1. Вся территория государства была разделена на 15 военных округов во главе с командующими, подчиненными военному министру (для удобства управления армией и распределения военных сил). 2. Развитие сети военных учебных (средних и высших) заведений для подготовки командного состава армии: юнкерские училища, военные гимназии, академии. 3. Перевооружение армии: активное строительство парового флота, а с 1872 г. – броненосцы; стальные орудия, новая винтовка – «трехлинейка», с которой сражались и в 1941г. 4. а) Первоначально сокращение срока рекрутской повинности (военной обязанности податных сословий) с 25л. до 16л. б) Январь 1874г. – отмена рекрутской повинности и введение всеобщей воинской обязанности для всего мужского населения с 20 л. вне зависимости от сословий (призывников определяли по жребию). в) установление сроков действительной службы в зависимости от образования: – без образования 6 лет (в пехоте), 7 лет (на флоте); – с начальным образованием 4 г.; – со средним образованием 1,5 г.; – с высшим образованием 0,5 г. (6 мес).; – обязательное обучение грамоте всех неграмотных (рядовых) солдат. ведено перевооружение армии.
Реформа образования 18 июня 1863 года император Александр II именным указом утвердил новый Общий устав императорских российских университетов. В тот же день были открыты все факультеты Санкт-Петербургского университета и проведена реорганизация Министерства народного просвещения, закрепленная «Учреждением Министерства народного просвещения». Наиболее известное положение Университетского устава 1863 года — введение выборности ректоров и профессоров университетов. По Уставу 1863 года главная роль в управлении университетом принадлежала Университетскому Совету, т.е. собранию всех ординарных и экстраординарных профессоров университета. Университетский Совет имел достаточно широкие полномочия, и, в частности, избирал ректора (для «ближайшего управления Университетом») и проректора. Чтобы привлечь новых профессоров на открывающиеся и пустующие кафедры одних мер по подготовке молодых людей к преподавательской деятельности было, естественно, недостаточно. Важнейшей причиной дефицита кадров были низкие оклады, что заставляло многих преподавателей искать дополнительных заработков на стороне. Понимание этого у царского правительства было, поэтому Александр II в тот же день, когда он утвердил новый Устав, утверждает и «Штаты императорских российских университетов». Согласно этому документу годовое содержание преподавателей было увеличено в два и более раза по сравнению с дореформенным. Устав 1863 года оживил научную и учебную жизнь университетов, но не решил всех проблем. Сфера образования и науки не допускает быстрых изменений.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.013 с.) |