Государственная поддержка инновационной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная поддержка инновационной деятельности.



Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

-совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

-участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

-организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

-создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.

Система финансирования инновационной деятельности в РФ. «Развитие инновационной деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования.» (Коноплев С.П., 2007, 69)Исходными принципами, на основе и с учетом котоҏых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:

-четкая целевая ориентация системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;

-логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;

-множественность источников финансирования; широта и комплексность системы, т.е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;

-адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

«В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою сᴨецифику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.» (Коноплев С.П., 2007, 70)

Эта система призвана обесᴨечивать решение следующих важнейших задач:

-создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях хозяйственного комплекса страны, обесᴨечение ее структурно-технологической ᴨерестройки;

-сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;

-создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:

-бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;

-средства сᴨециальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуют ИП, выделяемые предприятиями, региональными органами управления;

-собственные средства предприятий;

-финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);

-кредитные ресурсы сᴨециально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

-конверсионные кредиты для научно-технических и производственных предприятий оборонного комплекса;

-иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

-средства национальных и зарубежных научных фондов;

-частные накопления физических лиц.

Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление котоҏых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики. «Однако, следует отметить и общеизвестные проблемы с финансированием российской науки в целом. Дело в том, что в бюджете России отсутствует строка ”Финансирование инновационной деятельности”. Да и определение самого термина ”инновационная деятельность” страдает неточностью. Это создает существенные трудности, например при проверках Счетной палаты РФ. Всем хорошо известно, что за ”нецелевое использование бюджетных средств” наказывают весьма строго. И совсем не риторический вопрос, до какой стадии фундаментальные исследования, особенно если они прямо связаны с практическим использованием, можно финансировать из средств Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).» (Козлов В.В., 2004, - № 10)

Из-за высоких рисков инновационной деятельности научным коллективам и инновационным компаниям обычные коммерческие кредиты, как правило, недоступны. Зачастую единственным видом их активов является интеллектуальная собственность в форме патентов и ноу-хау. В связи с этим для финансирования приходится искать другие источники, среди котоҏыҳ можно выделить различные некоммерческие фонды и гранты, коммерческие венчурные фонды, средства частных инвесторов, в том числе иностранных, и промышленных компаний. Немалый вклад вносят различные государственные фонды, создаваемые под определенные целевые программы. Первые в стране объекты инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы) стали появляться в начале 90-х годов в инновационно- активных субъектах Федерации как ”точки роста” при долевом финансировании за счет федеральных, региональных, собственных средств и средств зарубежных фондов. Организационно этот процесс поддерживался и поддерживается государственной Межведомственной программой активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере. РАН активно участвует в этой работе. За прошлый год в шести федеральных округах на конкурсной основе созданы шесть центров трансфера технологий - ЦТТ (три - на базе РАН, два - на базе университетов и один - при Государственном научном центре). Важными субъектами финансирования являются Государственный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд фундаментальных исследований, Международный научно-технический центр, Фонд СRDF, ТАСIS и др. Эта группа, на долю которой приходится значительная часть финансирования, аккумулирует гигантский массив научно-технической информации и оказывает большое влияние на тенденции развития российской науки. Правда, объем финансирования, выделяемый такими фондами в расчете на одну заявленную тему, обычно невелик. Да и требования, предъявляемые к проектам с точки зрения потенциала их коммерциализации, также минимальны. Кроме того, большинство фондов не заявляет своих прав на интеллектуальную собственность, полученную в результате реализации финансируемого проекта. Обращение к данному источнику средств удобно на начальной стадии процесса коммерциализации, так как позволяет провести необходимый минимум исследований (например, изготовить ᴨервый прототип инновационного продукта), не обременяя авторов излишними обязательствами. Для современной России весьма важно изучение и использование зарубежного опыта в этой области, в ᴨервую очередь таких программ, как Link (Великобритания), SBIR и STTR (США), IRAP (Канада) и др.

Сравнение графика государственной поддержки начальных этапов коммерциализации результатов научных исследований в развитых странах свидетельствует о том, что модели процессов ᴨередачи технологий из академического сектора в промышленность варьируют от страны к стране и разрабатываются с учетом культурной, политической и финансовой ситуации в каждой из них (график 1).Общее, что объединяет все схемы, - стремление правительств этих стран создать наиболее эффективные механизмы освоения новых знаний, оказать максимальную поддержку службам ᴨередачи технологий на уровне конкретных научно-исследовательских институтов. Венчурные фонды занимаются финансированием разработок на коммерческой основе, т.е. в целях получения прибыли от вложения своих средств. Они осваивают ограниченное количество разработок, часто сᴨециализируются в определенной области науки и техники. По некоторым оценкам, коммерческий результат дает всего лишь один венчурный проект из десяти; прибыль от него должна с лихвой окупить все сделанные затраты. Кооᴨерация разработчиков с этими фондами предусматривает полную или частичную ᴨередачу прав на результаты исследований финансирующей стороне, которая в дальнейшем может ᴨерепродать их другому стратегическому инвестору. Ряд венчурных фондов создан и функционирует на основе российского капитала, в большинстве случаев при финансово-промышленных группах. Промышленные компании финансируют научные разработки обычно за счет собственных средств в целях внедрения их в производство и выхода на рынок с инновационными продуктами. Не всякая даже достаточно крупная компания в России может позволить себе капиталовложения такого рода.

За последние годы созданы: Инвестиционный фонд РФ, Российская венчурная компания, государственные корпорации «Банк развития и внешне-экономической деятельности (Внешэкономбанк)» и «Фонд содействия реформированию ЖКХ»; объединенные корпорации в авиастроении и судостроении; «Росатом», «Роснанотех», «Ростехнологии». Их первоочередная задача – создание эффективной и справедливой системы отбора и коммерческой поддержки высокотехнологичных проектов, реализация которых способна дать и прибыль, и системный эффект диверсификации для всей экономики. Государственная корпорация «Российская корпорация нано-технологий» организована для поддержки развития области нано-индустрии, создания инфраструктуры развития данной сферы и, в первую очередь, для финансирования нано-технологичных проектов. Денежные средства ГК «Роснанотех» направляются на финансирование проектов:

-по внедрению нано-технологий или производству продукции в сфере нано-индустрии;

-по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам в сфере нано-технологий;

-по подготовке специалистов в сфере нано-технологий, в том числе путем выделения денежных средств.

Приоритет отдается проектам, завершающимся внедрением разработок нано-технологий в производство или расширением производства продукции нано-индустрии, то есть предполагающим их дальнейшую коммерциализацию (а не проектам, ограниченным только выполнением НИР или ОКР). В то же время по состоянию на 1 апреля 2008 г. только 12% заявок, полученных ГК «Роснанотех», предполагают создание инновационного производства, а более 70% поданных заявок составляют предложения по финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, для финансирования которых государство выделило средства по другим направлениям. По данным ГК «Роснанотех», в корпорацию поступило 330 заявок на финансирование из 44 городов. В частности, 35% – из Москвы, 14% – из Санкт-Петербурга, 11% – из Королева, 7% – из Новосибирска, 3% – из Воронежа. Что касается распределения по отраслям, то 21% проектов – из области электроники, 12% – медицины, 12% – энергетики, 5% относятся к машиностроению и транспорту, 5% – к сельскому хозяйству, 2% – к строительству. Инвестиционный фонд РФ создан в целях создания и развития инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение, создания и развития элементов российской инновационной системы, обеспечения реализации институциональных преобразований. Предоставление государственной поддержки Инвестиционного фонда РФ осуществляется в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (включая финансирование разработки проектной документации, работ по подготовке территории для строительства), субсидий, бюджетных ассигнований в уставные капиталы открытых акционерных обществ, государственных гарантий, софинансирование региональных инвестиционных фондов. Однако в настоящее время Инвестиционный фонд РФ предоставляет средства только на условиях софинансирования и рассматривает проекты с объемом финансирования не менее 5 млрд. руб., продолжительность которых не превышает 5 лет. В 2008 г. были внесены изменения в положение об Инвестиционном фонде РФ, расширившие перечень видов поддержки. В частности, появилось направление по финансированию Инвестиционным фондом РФ региональных проектов, в том числе инновационных, общий объем финансирования которых составляет не менее 500 млн. руб. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) осуществляют поддержку инициативных фундаментальных исследований, направленную на получение нового научного знания, которое в дальнейшем может быть в значительной степени преобразовано в инновационный продукт, необходимый для прогресса экономики. Особенности подхода заключаются в том, что РФФИ и РГНФ поддерживают лучшие инициативные творческие коллективы ученых, а не организации, причем финансирование осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе (субвенции в форме грантов). Работа данных организаций построена на принципах конкурсного отбора и адресности финансирования. За 13-летний период существования РФФИ эксперты фонда проанализировали более 190 тысяч заявок, из которых было поддержано более 77 тысяч проектов из 74 субъектов РФ. В конкурсах приняло участие более 200 тысяч ученых, из которых около половины были поддержаны фондом как участники проектов-победителей. Ежегодно РФФИ поддерживает более 10 тысяч проектов, выполняемых примерно в тысяче организаций, участниками которых являются более 50 тысяч человек. Ежегодно фонд расходует на поддержку проектов 97% общего объема выделяемого финансирования, на оплату экспертизы и содержание аппарата – 3%. За 11 конкурсов в 1994 – 2005 гг. в РГНФ поступили и прошли экспертизу 53 123 научных проекта и получили поддержку 21 460 научных проектов разных типов. Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 728-р предписано направлять ежегодно Российскому фонду фундаментальных исследований средства в размере 6% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 875 «О финансировании Российского гуманитарного научного фонда» предписано «направлять ежегодно, начиная с 1996 года, Российскому гуманитарному научному фонду средства в размере 1% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки». Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере (Фонд Бортника) создан в целях оказания прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоёмкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности. Фонд осуществляет свою деятельность путем реализации ряда программ:

-поддержка инновационных проектов студентов и молодых ученых (программа «УМНИК»);

-поддержка малых инновационных компаний, находящихся на начальной стадии развития (программа «СТАРТ»);

- содействие процессу коммерциализации результатов научной деятельности, осуществляемое в основном за счет средств федерального бюджета инновационными предприятиями (программа «ТЕМП»), в том числе на основе партнерства университетов и малых инновационных предприятий (программа «ПУСК»);

- программа активного участия в создании особых экономических зон технико-внедренческого типа и технопарков посредством финансирования инновационных проектов их резидентов. Российский фонд технологического развития (РФТР) предполагает финансовую поддержку научных организаций и инновационных предприятий на всех стадиях цепи «прикладные НИОКР – опытный образец (макет) – выпуск опытной партии продукции».

Объектами поддержки здесь являются проекты НИОКР, реализуемые научными организациями (включая государственные научные центры) и инновационно активными предприятиями Российской Федерации в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и критических технологий Российской Федерации. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) нацелена на поддержку (на период до 2010 г.) следующих отраслей: авиастроение и ракетно-космический комплекс; судостроение; электронная промышленность; атомная промышленность, в том числе атомная энергетика; транспортное, специальное и энергетическое машиностроение; металлургия (производство специальных сталей); деревообрабатывающая промышленность; оборонно-промышленный комплекс. Внешэкономбанк предоставляет кредиты, займы, гарантии и поручительства, а также осуществляет финансирование на возвратной основе в целях реализации инвестиционных проектов (в том числе инновационных проектов), соответствующих основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка, установленным Меморандумом, а также следующим критериям: срок окупаемости проекта – более 5 лет; общая стоимость проекта – более 2 млрд. руб. Минимальный размер предоставляемых Внешэкономбанком кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе в целях реализации инвестиционного проекта устанавливается в размере 1 млрд. руб. или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд. руб. Особые перспективы с точки зрения приоритетов инновационного развития имеет деятельность Российской венчурной компаниии (ОАО «РВК»), на которую возложены две основные функции: конкурсный отбор лучших венчурных управляющих компаний и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Уставный капитал ОАО «РВК» составляет 15 млрд. руб. К настоящему моменту с участием ОАО«РВК» сформировано лишь 2 фонда, в 2008 г. профинансировано еще 10 фондов. Планируется, что в совокупности эти фонды обеспечат венчурным капиталом до 200 новых инновационных компаний и станут косвенным катализатором создания еще порядка 1000 компаний. Следующим этапом развития венчурного инвестирования и деятельности ОАО «РВК» должно стать расширение форм поддержки инноваций. С одной стороны, это поддержка венчурных проектов на более ранних фазах, финансирование проектов на стадии «Start up». С другой стороны, это создание нескольких венчурных фондов «фазы роста», которые смогут инвестировать в компании, находящиеся на средних стадиях развития. Особые экономические зоны являются также сравнительно новым механизмом государственной поддержки инвестиционной и, в том числе, инновационной деятельности. Создание в Российской Федерации особых экономических зон направлено на развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. На территории особой экономической зоны действует особый режим предпринимательской деятельности в части предоставляемых их резидентам следующих льгот: таможенных (внешнеторговых); налоговых; финансовых; административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.). В настоящее время могут создаваться особые экономические зоны трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные. В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на настоящий момент создано четыре технико-внедренческих зоны (г. Санкт-Петербург – в области информационных технологий, г. Москва, г. Зеленоград – в области микроэлектроники, Московская область – г. Дубна – в области ядерных технологий, Томская область – в области новых материалов). Кроме вышеперечисленных федеральных институтов развития существуют также механизмы государственной поддержки, позволяющие за счет частичного финансирования из федерального бюджета обеспечить регионы следующими основными институтами развития для малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Бизнес-инкубаторы – специализированные структуры, которые предоставляют отобранным по конкурсу начинающим малым предприятиям (стаж работы не более 1 года) на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги на срок 3 года с последующим освобождением арендованных площадей для других начинающих компаний. В Удмуртской Республике для поддержки малого бизнеса в 2007 г. создано ГУ «Республиканский бизнес-инкубатор» в г. Ижевске, а также открыт его филиал в г. Глазове. Кроме того, поддержку малым инновационным предприятиям осуществляет Бизнес-инкубатор ГОУВПО «Ижевский государственный технический университет». Однако в настоящее время среди резидентов Республиканского бизнес-инкубатора не много предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Это обусловлено тем, что в Удмуртии на настоящий момент не отлажен механизм коммерциализации инновационных проектов, поэтому при большом количестве проектов они либо имеют поддержку предприятий крупного и среднего бизнеса и не попадают под правила поддержки бизнес-инкубатора, либо выдвигаются научными учреждениями, которые в соответствии с действующим законодательством не имеют права коммерциализовать проекты созданием малых инновационных предприятий; проекты инноваторов-физических лиц, как правило, не готовы к коммерциализации в связи с отсутствием у авторов необходимых навыков организации бизнеса, а в республике – квалифицированных инновационных менеджеров. Кроме того, в связи с тем что Республиканский бизнес-инкубатор начал свою деятельность сравнительно недавно, о его деятельности бизнес- сообщество недостаточно информировано. Следует также отметить, что предлагаемые Республиканским бизнес-инкубатором в настоящее время условия, по прежнему, являются жесткими для малых инновационных предприятий, так как коммерциализация инновационных проектов связана с большими рисками и требует существенных финансовых затрат и определенного времени для налаживания каналов сбыта. Региональные венчурные фонды создаются в целях финансирования малых предприятий в научно-технической сфере. Формирование венчурных фондов для малых компаний обеспечивается из трех источников: - средства региональных бюджетов – до 25%; - средства федерального бюджета – до 25% (в объеме, равном расходам региональных бюджетов); - средства частных инвесторов – не менее 50%. В Удмуртской Республике на настоящий момент не создан венчурный фонд, что обусловлено как недостаточным финансированием программы по развитию инновационной деятельности из республиканского бюджета, так и невысоким интересом частного капитала к финансированию инновационной деятельности. Из-за отсутствия методик оценки эффективности инноваций, маркетинговой проработки востребованности рынком инновационных продуктов и технологий, а также постоянно действующей группы экспертов по оценке инновационных проектов вложения в них остаются высокорискованными для частного капитала. Гарантийные фонды создаются в целях расширения объема кредитования малых и средних компаний. Реализация гарантийно-залоговых механизмов осуществляется за счет выделения субъектам Российской Федерации субвенции из федерального бюджета для предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства на оплату стоимости договоров гарантии (поручительства) по банковским кредитам (договорам лизинга) в случае отсутствия у них достаточного собственного обеспечения. Фонды прямых инвестиций, сформированные в конце 2007 г., работают с быстро растущими компаниями среднего бизнеса, насчитывающими до 250 работников, и финансируются путем выкупа дополнительной эмиссии акций. Размер каждого фонда составит не менее 280 млн. руб. Промышленные парки создают условия для эффективной работы ряда небольших и средних производств. Основной услугой, оказываемой промышленными парками, являются предоставление в аренду или для выкупа земельных участков и помещений, а также обеспечение необходимой транс- портной, логистической и телекоммуникационной инфраструктуры. Технопарки создаются в соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной Правительством Российской Федерации. Предусмотрено создание с 2006 по 2010 г. технопарков в сфере высоких технологий в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, Республике Татарстан и г. Санкт-Петербурге (пилотные регионы). Вновь появилось такое понятие, как Наукограды Российской Федерации, – это центры, в которых сконцентрирован один из главных научных потенциалов страны, где ведется разработка проектов, позволяющих производить конкурентоспособную наукоемкую продукцию, реализовывать инновационные проекты. В различных регионах Российской Федерации при поддержке Минобрнауки РФ и Минэкономразвития РФ, как правило, в составе крупных вузовских комплексов и государственных научных организаций создаются центры трансфера технологий, технопарки, другие инновационные структуры. За счет них обеспечивается территориальная концентрация финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики. Всего за последние годы в стране созданы 55 технопарков, 66 инновационно-технологических центров (ИТЦ), 80 бизнес-инкубаторов, 86 центров трансфера технологий (ЦТТ), 10 национальных информационно- аналитических центров (НИАЦ), а также инновационно-промышленные комплексы, инновационно-технологические кластеры и др. [1]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.013 с.)