Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Стили руководства группой
Относительно стиля руководства группой выделяют два основных аспекта (Приложение 4.1.5., стр. 346): Ä доминирование ведущего; Ä жесткое или мягкое структурирование процесса. При оценке первого аспекта возможно использование классификации стилей управления малой группой: авторитарный, демократический, попустительский. Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер, директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссий, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнение норм – он использует главным образом технику отражения и кларификации [14]. Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность: 1. когда задача группы жестко структурирована; 2. когда члены группы испытывают сильный стресс; 3. когда динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут точно и полно осознать, что происходит [64]. Структурирование процесса профессионально-ориентированного тренинга характеризуется большей жесткостью, в отличие от психотерапевтических групп, где предпочтительным является мягко структурированный процесс. Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности, ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем, опытный ведущий находит возможность постепенного «ослабления вожжей» и передачи функций управления самой группе. Самым нежелательным стилем в проведении профессионально-ориентированных тренинговых программ является попустительский стиль. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского толка ведущие могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе.
Следует отметить, что в то же время нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Кроме того, опытный ведущий должен уметь варьировать стиль руководства в зависимости от целей каждого этапа тренинга и конкретных ситуаций, возникающих в ходе работы группы. Ведущий психологического тренинга также должен быть готов к кризисам в работе группы и сохранять терпение, исключить раздражительность, демонстрировать модель партнерского общения. Известный специалист в области психокоррекционных групп К. Рудестам отмечает о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления, что руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, стилю руководства. Эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений [64]. В конечном итоге не важно, парадигмы какого психологического направления или какой психологической школы придерживается ведущий тренинга. Именно ведущий как профессионал и как личность определяет успешность своей работы. Ему нужно точно представлять, что он делает, какой результат ожидает и, что будет делать с этим результатом. ц. ля качеств работы и рефлексии ее итогов, находится в границах 3 - 4 жет провести ведущий в течение меедущих и их
Лекция 4.2. Этические аспекты деятельности ведущего психологический тренинг
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.003 с.) |