Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Развитие теории и практики тренинга в России
Несмотря на то, что в развитии конкретных тренинговых методов российские психологи-практики шли по стопам своих зарубежных коллег, нельзя не заметить: групповая психологическая работа имеет в России собственные глубокие традиции. Можно, пожалуй, утверждать, что элементы методов, получивших впоследствии название тренинговых, активно использовались в нашей стране еще в 20-30-е годы. Речь идет, прежде всего, о своеобразном «психотехническом буме» первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Были созданы первые деловые игры, ставшие гораздо позже составными элементами многих тренингов. В начале 80-х годах социально-психологический тренинг получил широкое распространение в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л.А. Петровской в 1982 году. Социально-психологический тренинг использовался для психологического обеспечения профессиональной деятельности руководителей, педагогов и психологов, а также в работе с детьми, родителями и людьми, испытывающими трудности в общении. Опыт его использования отражен в работах Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Х. Миккина, В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящевой, Г.А. Ковалева, Т.С. Яценко, Е.В. Сидоренко, А.П. Ситникова, С.И. Макшанова и др. Л.А. Петровская предложила под единым термином «социально-психологический тренинг» обозначить практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. Общей целью социально-психологического тренинга является повышение компетентности в общении, что достигается решением следующих задач [42]: 1. Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения; 2. Приобретение умений и навыков общения; 3. Коррекция, формирование и развитие установок, обеспечивающих успешность общения; 4. Развитие способности к адекватной оценке себя, других людей; 5. Развитие системы отношений личности [25]. Обращает на себя внимание, что социально-психологический тренинг обнаруживает тенденцию к распространению в различных профессиональных группах как в традиционных для него направлениях, так и принципиально новых для нашей культуры. Разрабатываются и проводятся программы социально-психологического тренинга для медицинских работников, работников средств массовой коммуникации, коммерческих агентов, безработных.
Лекция 1.3. Особенности групповой работы Вопрос. Групповые эффекты Изучению проблем малой группы посвящено большое число работ. Малая группа является предметом пристального внимания, как в зарубежной, так и в отечественной науке [57]. Механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния, называются групповыми эффектами. Групповые эффекты являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Существует два базовых групповых эффекта (Приложение 1.3.1., стр. 292): - реакция человека на присутствие других людей; - чувство принадлежности к группе. Влияние присутствия других людей на психику и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Фл. Олпорт, В.М. Бехтерев в 20-х годах ХХ века. Именно открытие того факта, что человек психологически откликается на присутствие (реальное или воображаемое) другого человека легло в основу создания науки социальной психологии. Люди не индифферентны по отношению друг к другу. Самыми разнообразными сторонами своей психики они реагируют на окружающих. Человек – существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов (Приложение 1.3.2., стр. 293).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.003 с.) |