Государственый аппарат: понятие, структура, функции. Принципы организации и деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственый аппарат: понятие, структура, функции. Принципы организации и деятельности.



Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.

Признаки:

1) Госаппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.

2) Первичными структурными элементами госаппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Госорганы связаны между собой на началах субординации и координации.

3) Для обеспечения государственно-властных велений госаппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство.

4) При помощи госаппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение госаппарата.

Структура госаппарата может быть представлена следующими основными видами органов:

1) органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;

2) органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

3) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

 

Государственный аппарат Российской Федерации - это система органов государственной власти, которые обеспечивают выполнение функций Российского государства. Он сформирован в соответствии с принципом разделения властей.

Федеральный уровень государственных органов:

1. Федеральное Собрание (Парламент) Российской Федерации - осуществляет законодательную власть, является выборным, представительным коллегиальным органом общей компетенции. Состоит из Совета Федерации (178 представителей законодательного и исполнительного органов субъектов РФ) и Государственной Думы (450 депутатов, избранных по мажоритарной и пропорциональной системам).

2. Правительство Российской Федерации (назначаемый коллегиальный орган общей компетенции), федеральные министерства и ведомства - федеральные службы, агентства и надзоры (назначаемые единоначальные органы специальной компетенции). Ими представлена исполнительная власть Российской Федерации.

3. Судебная власть представлена системой федеральных судов, в которую входят конституционные суды (Конституционный Суд Российской Федерации), суды общей юрисдикции (Верховный Суд Российской Федерации, областные, районные, городские, военные суды) и арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные суды арбитражных округов, апелляционные арбитражные суды и арбитражные суды, действующие на территории субъектов Российской Федерации). Это назначаемые органы специальной компетенции.

4. Президент Российской Федерации (единоличный выборный орган) и органы при Президенте (назначаемые) составляют самостоятельную систему государственных федеральных органов.

5. Прокуратура Российской Федерации - система федеральных надзорных единоначальных органов специальной компетенции.

Функции:

Законодательная власть – право государства издавать законы. В зависимости от формы государства законотворчеством занимается парламент – законодательный орган государства. Он может быть двухпалатный и однопалатный. Например, в России Парламент двухпалатный – Федеральное Собрание состоит из Думы и Совета Федерации.

Исполнительная власть – государственные органы, которые исполняют законы и распоряжения законодательной власти. Государственные органы исполнительной власти делятся на два уровня: высший государственный уровень (президент и правительство) и низший уровень (исполнительные органы на местах: администрация и главы республик, краев, городов).

Судебная власть – осуществление правосудия органами государственной власти. Судебная система необходима государству для обеспечения выполнения законов, наказания за преступление законов и предупреждение преступлений.

 

Принципы организации и деятельности государственного аппарата это ключевые идеи и положения, лежащие в основе построения и функционирования государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

-Приоритет прав и свобод человека и гражданина

-Демократизм, выражается в широком участии граждан в формировании деятельности госорганов.

-Разделение властей (на законодательную, исполнительную, судебную), создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов

-Законности, обязательность соблюдения всеми органами государства, гос. служащими, гражданами конституции законов и подзаконных актов.

-Гласности, информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует прозрачность процесса функционирования чиновников.

-Федерализма, учета интересов регионов

-Профессионализма, использование наиболее квалифицированных работников в деятельности госаппарата и др.

 

8. Государственный суверенитет. Понятие, сущность, виды, теоретические подходы.

Государственный суверенитет — это важнейшее неотъемлемое свойство государства, выражающее верховенство, независимость, полноту, исключительность и единство государственной власти данной страны. Суверените́т — независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Сущность:

Он означает верховенство и независимость власти. Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела.

Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией.

Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями. Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

Виды:

1) Государственный суверенитет - это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права.

2) Национальный суверенитет - право каждой нации на самоопределение. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями.

3) Народный суверенитет - заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства.

Теоретические подходы:

1. Классическая теория разделения суверенитета между федерацией и штатами. (А. Гамильтон, Д. Джей, Д. Медисон, А. Токквиль и Г. Вайц). Суверенитет рассматривался ими в рамках и в связи с обоснованием теории федерализма, который они воспринимали через призму концепции Ш. Монтескье о разделении властей и трактовали его как своеобразную форму разделения государственного суверенитета. При этом под федерацией понималась такая государственная форма, при которой одна часть функций государственной жизни выполняется сообща, а другая – отдельными подразделениями и где «суверенитет не принадлежит ни коллективному государству, ни государствам соединившимся, а тому и другим каждому в его сфере». Исходя из этого положения, и Федерации и ее субъектам принадлежат определенные доли государственного суверенитета, которые реализуются ими самостоятельно и независимо друг от друга. Таким образом, в пределах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько верховных суверенных властей. Но в этом сторонники данной концепции не видели ничего невероятного, поскольку допускалось двоякое разграничение суверенитетов (территориальное и по предметам ведения). Если суверенитеты не были разграничены территориально, они разграничивались по предметам ведения. В результате и федеральные власти, и власти отдельных штатов действовали на одной и той же территории, но каждая осуществляла свои полномочия и в сфере своего ведения была одинаково суверенна. То есть предполагалось следующее: безразлично, как именно будут разграничены суверенные власти, невозможно только их совмещение. Это и есть суть теории делимости суверенитета.

2. Сепаративная (сепаратистская) теория (Д. Кэлхун и М. Фон Зейдель). Данная теория признавала неделимость суверенитета и принадлежность его одной стороне федеративных отношений – субъекту Федерации, за которым как минимум признавались право вето, нуллификация и сецессия. В ее обоснование была положена договорная концепция происхождения государства. Авторы этой теории утверждали, что суверенитет Федерации производен от государственного суверенитета создавших ее государств, т. е. федерация наделяется временным суверенитетом (на период ее существования). Но это положение не является обоснованным в силу того, что нельзя смешивать процесс создания государства с взаимоотношениями этого государства с его частями (субъектами Федерации) после его создания. Здесь следует иметь в виду, что «как только создана федерация в качестве единого социального организма, единого государства, она становится в силу этого и первичным субъектом международного права, и носителем суверенитета. Каков бы ни был статус ее создателей до этого, после этого они становятся частями единого социального организма, и их статус в рамках федерации определяется уже правом Федерации».

3. В противовес сепаративной возникла унитарная (централистская) теория суверенитета, признающая суверенитет только за Федерацией. Ее создание было продиктовано тем, что в большинстве государств «теоретический» спор, кому принадлежит суверенитет в федерации, был разрешен силой оружия. Стало общепризнанным положение, что право сецессии несовместимо с принципом государства, поскольку «ни одно государство не может включить в свою конституцию пункт о собственной ликвидации» (А. Линкольн).

4. Теория «участия» (Борель и Лефюр), утверждавшие, что Федерация – это «государство, в котором известное участие в образовании суверенной воли предоставляется штатам, отличающимся благодаря этому от коммун и самоуправляющихся провинций унитарного государства». Таким образом, суверенная власть принадлежит федеральным органам, а субъекты «как бы участвуют в образовании общей воли».

5. Дуалистическая (синтетическая) теория (К. Уэр, А. С. Ященко, П. В. Волков). К. Уэр полагал, что сущность федерализма проявляется в том, что «союзная и региональная власть каждая в своей сфере являются координированными и независимыми друг то друга». Соответственно, у Федерации двойной источник суверенитета, но он не принадлежит ни той, ни другой власти, а принадлежит им совместно. Однако не по частям, как в классической теории, поскольку «суверенитет, как верховенство и юридическая полнота власти по самому своему понятию не может быть делим», а совместно, так как их совместное действие и «приводит к жизненному синтезу… составляющему то, что называется суверенитетом».

6. Теория ограниченного суверенитета (М. Ветошкин, С. Я. Ошеров, Н. П. Фарберов, М. А. Биндер, М. Т. Байхманов) исходит из признания параллельного существования государственных суверенитетов Федерации и ее субъектов. При этом подчеркивается ограниченность государственного суверенитета республик государственным суверенитетом Федерации. Данная теория имеет свои корни в советской доктрине сочетания суверенитета СССР и суверенитета союзных республик в составе СССР, основанной на концепции «Союза суверенных республик, сохраняющих свою независимость», выдвинутой В. И. Лениным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.019 с.)