Твардовский- поет и лит. деятель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Твардовский- поет и лит. деятель



Твардовский- поет и лит. деятель

Алекса́ндр Три́фонович Твардо́вский (8 (21) июня 1910 — 18 декабря 1971) — русский советский писатель, поэт, журналист. Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954; 1958—1970)

Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1952—1956), кандидат в члены ЦК КПСС (1961—1966). В 15 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 году была опубликована его первая поэма «Путь к социализму». В 1935 году в Смоленске, в Западном областном государственном издательстве, вышла первая книга «Сборник стихов» (1930—1936).

В 1939—1940 годах в составе группы писателей Твардовский работал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». 30 ноября 1939 года в газете были опубликованы стихи Твардовского «Час настал». Одно из стихотворений поэта той поры посвящено полевой кухне:

Дельный — что и говорить —

Был старик тот самый,

Что придумал суп варить

На колёсах прямо!

Стихотворение «На привале» было напечатано в газете «На страже Родины» 11 декабря 1939 года. В статье «Как был написан „Василий Тёркин“» А. Твардовский сообщил, что образ главного героя был придуман в 1939 году для постоянной юмористической рубрики в газете «На страже Родины».

Сельские жители(1962)

Действие происходит в российской глубинке. Бабка Маланья получила письмо от сына-лётчика, Героя Советского Союза, в котором тот позвал её погостить в Москву. Сын посоветовал матери лететь на самолёте, поскольку это выйдет дешевле. Прочитав письмо, бабка узнала у жившего с ней внука Шурки, когда у него начнутся очередные каникулы, и вышла из избы. Мальчик с волнением слушал, как бабка Маланья разговаривала с соседками, рассказывала им про приглашение сына и спрашивала, как лучше поступить. Все соседи в один голос убеждали Маланью принять приглашение. После возвращения она стала диктовать внуку текст телеграммы для сына, чтобы потом отправить её в Москву. В ходе работы мальчик безуспешно пытался объяснить бабушке, что писать нужно кратко. В противном случае придётся заплатить много денег. Бабка Маланья не слушала внука, насмешливо называла его «грамотеем». В итоге телеграмма была написана так, как того хотела бабка, и отнесена на почту. По оценке Шурки, за неё предстоит отдать около двадцати двух рублей.

Пожилая женщина – типичный сельский житель, который боится всего нового. Городская жизнь пугает её. Поэтому она пригласила своего соседа с намерением спросить совета. Егор Лизунов работал школьным завхозом и несколько раз летал на самолёте. Бабка попросила его рассказать «всё по порядку». В качестве награды она налила мужчине домашнее пиво. В процессе разговора Егор выпил достаточное количество этого алкогольного напитка и потому захмелел. Сначала его рассказ воспринимался пожилой женщиной нормально, она даже попросила внука всё записать. Потом пьяный Егор своими советами начал пугать Маланью. Говорил он про конфеты, которые раздают всем пассажирам после взлёта. Рассказывал про то, как однажды своими глазами видел горящее крыло самолёта. Проводив Егора, женщина предложила Шурке ехать на поезде, на что внук резонно заметил, что это будет стоить дороже, да и времени уйдёт больше. Тогда Маланья решила вообще никуда не ехать и посадила внука писать дяде письмо под её диктовку. В нём она рассказала о том, что передумала лететь на самолёте, когда «посоветовалась со знающими людьми». В процессе написания письма Шурка добавил несколько строк от себя. Он попросил дядю написать Маланье письмо и объяснить, что летать на самолёте не так опасно, как говорил завхоз Егор. Шурке очень хотелось увидеть Москву своими глазами, а не довольствоваться сведениями из учебников по истории и географии. Поэтому он просил дядю переубедить пожилую женщину. Письмо было написано, подписано лично Маланьей и отправлено. Вот о чем рассказывает произведение (автором которого является Шукшин) «Сельские жители». Кратко пересказать описанную в рассказе историю несложно. Гораздо тяжелее передать талант автора, который простым и понятным всем читателям языком показал внутренний мир своих героев, их страхи и мечты.

Василий Шукшин – мастер русского слова. Из-под его пера выходили замечательные рассказы об обычных людях, живущих в сельской местности. Один из его рассказов – «Сельские жители». Краткое содержание даёт общее представление о творчестве Шукшина и его таланте.

Материнское сердце(1969)

 

С чего можно начать анализ? «Материнское сердце» Шукшин начал с невеселой истории из жизни простого деревенского парня. Звали его Витькой Борзенковым. К характеристике образа этого героя и стоит приступить, излагая краткое содержание и художественный анализ. Материнское сердце Шукшин назвал мудрым, не преминув отметить, что всяческую логику оно не признает. Что имел в виду автор, можно понять, прочитав рассказ. Витька собирался жениться, а потому ему нужны были срочно деньги. Затем, чтобы раздобыть средства на свадьбу, он поехал в город продавать сало. В рассказе этот герой играет не главную роль. Значимым является образ матери Витьки. Однако раскрывается характер этой женщины именно благодаря истории, которая случилась с ее сыном. Витя Борзенков – типичный сельский житель. Он беззлобен, не особенно целеустремлен, любит выпить. В состоянии опьянения он теряет порой над собой контроль, что может привести к печальным последствиям. Нечто подобное произошло с ним во время поездки. Такова характеристика главного героя рассказа, без которой невозможно сделать общий художественный анализ. «Материнское сердце» Шукшин, однако, посвятил не злоключениям Борзенкова, а беспредельной любви, которую испытывала к нему мать. Он распродал сало, но по наивности своей стал жертвой мошенниц, которые напоили, а затем и обобрали его до нитки. Стоит сказать, что когда на базаре к нему подошла незнакомая девушка, он с ней весьма охотно разговорился. Затем не менее охотно Витька принял предложение скоротать время за бутылкой крепленого вина. Действия эти характеризуют героя как человека чрезвычайно легкомысленного. Ведь он даже не вспомнил, что дома его ожидает невеста, ради которой и осуществлялась эта поездка в город. Неприятное пробуждение Когда на следующий день Витька очнулся где-то далеко от дома Риты (так звали новую знакомую), у него жутко гудела голова. Денег не было. Но в потайном кармане он все же нашел червонец. То, что произошло далее, и послужило раскрытию простого женского характера, которому посвятил Шукшин «Материнское сердце». Анализ произведения следует продолжить характеристикой матери Витьки. После того как Борзенков осознал случившееся, он разозлился на всех: на Риту, на город и на весь свет. А потому потратил на выпивку последний червонец, после чего затеял драку, в которой пострадали несколько человек. Среди них был даже сотрудник милиции. Витьку отправили в КПЗ, а мать его прибыла в город, как только узнала о беде, в которой оказался ее любимый сын. Далее изложено характеристика главной героини и анализ рассказа Шукшина. Витькина мать рано осталась вдовой, родила пятерых детей, но выжили только трое. В произведении типичный образ русской деревенской женщины изобразил Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого – это, прежде всего, характеристика героини – повествует о стремлении матери вызволить сына из тюрьмы несмотря ни на что. Ее не интересует очевидная вина Витьки. Она не думает о людях, которые оказались в больнице по его вине. Она руководствуется лишь тем, что подсказывает ей ее любовь. И в этом заключается главная идея, которую ввел в рассказ Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого следует делать, основываясь на специфическом общении женщины с сотрудниками правоохранительных органов, – это рассказ о необыкновенной активности, силе, упорстве. В милиции Когда она явилась в отделение, там как раз обсуждали недавнее происшествие. Каким изобразил Шукшин материнское сердце? Анализ произведения позволяет сделать вывод, что понятие это хотя и абстрактное, но применимо к необыкновенной силе, которой может обладать лишь женщина. К тому же только та, чей ребенок оказался в беде. Не играет роли, сколько лет этому ребенку, преступник он или порядочный человек. Делая анализ рассказа Шукшина «Материнское сердце», следует обратить внимание на сцену в милиции. Мать Витьки вошла, тут же упала на колени и запричитала громко.

Милиционеры – люди, несклонные к жалости. Но даже они разжалобились и посоветовали женщине наведаться к прокурору. Какой идее посвятил Василий Шукшин «Материнское сердце»? Анализ рассказа говорит о том, что это произведение о тяжелой женской судьбе, которую помочь пережить может лишь безграничная любовь к детям и слепая надежда на человеческое участие и понимание. Прокурор проявил твердость и не проникся трогательной историей о доброте Витьки, который «тверезым и мухи не обидит». Но мать и на этот раз не сдалась, и лишь сделала вывод, что этот человек «обиделся за своего». Добившись разрешения на свидание с сыном, она отправилась снова в милицию. По дороге мать Витьки думала о том, как отправится в краевые организации. Она всю жизнь надеялась на помощь и понимание людей. Ей верить больше было не на что. Она вытирала слезы и молча плакала, но не замедляла шага. Мать Витьки Борзенкова всю жизнь только тем и занималась, что пыталась справиться со своим героем. В ее душе неистребимо жила вера в добрых людей, которые помогут. Она ни разу не подумала о том, что ее сын совершил преступление, что существует закон, на который нельзя закрыть глаза. А когда увидела его похудевшим, осунувшегося, вдруг в мире перестали существовать и милиция, и безжалостный прокурор. Мать поняла, насколько страшная беда приключилась с сыном, и знала теперь точно, что только она сможет его спасти. Увидев его беспомощность, она принялась все описывать в радужных красках. И милиционеры, и прокурор якобы посоветовали ей отправиться в краевые органы. Мать рассказывала и сама в это верила, что выпустить Витьку они вовсе не против, да только прав не имеют. Но там, в областном центре, есть люди, от которых все зависит. Они то Витю не оставят в беде. На прощание мать посоветовала сыну помолиться, приговаривая: «Будем со всех сторон заходить». А затем вышла из камеры и пошла, опять ничего перед собой не видя из-за слез. Она должна была спешить, и теперь точно знала, что если понадобится, пройдет все инстанции, но вызволит сына. Она отправится в краевые организации даже пешком, если нужно, но Витя ее выйдет на свободу. Таково краткое содержание рассказа, который создал В. М. Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого изложен был в этой статье, посвящен всепоглощающей материнской любви.

Роман М. Шолохова Тихий Дон

«Тихий Дон» - роман-эпопея, величайший и многогранный труд Шолохова. Работа над этим произведением продолжалась на протяжении пятнадцати лет. Это, конечно же, наложило свой отпечаток и на проблематику романа, и на его сюжет, и на действующих лиц.

 

Надо сказать, что проблематика романа очень сложна и обширна. Ведь это не просто роман, а роман-эпопея. Значит, он затрагивает очень важные общечеловеческие проблемы, связанные с народом, на фоне колоссальных исторических событий.

 

В своем романе Шолохов рисует жизнь русского донского казачества. Издавна эти люди считали себя особенным сословием. Они жили изолированно от «мужиков», безземельных крестьян. Это чувство превосходства над «мужиком» постоянно поддерживалось и высшими чинами. Казаки сами не понимали, что крестьяне для них – не враги. Просто офицеры боялись объединения казаков с мужиками, боялись этой потенциальной силы, сметающей все на своем пути.

 

В романе Шолохов освещает проблемы, связанные с войной и революцией начала 20 века. Писатель понимает всю противоречивость этих событий. Больше того, он показывает бессмысленность и жестокость войны. В своем произведении Шолохов рисует события в их преломлении к судьбам целого ряда героев.

 

Посмотрим, как война и революция отразилась на судьбе одной семьи, семьи Мелеховых. Сначала, до войны, это была дружная, крепкая семья. Все в ней почитали отца, хозяина дома. Но вот, во время революции, убивают Петро, умирает Дарья и Наталья, погибает Прокофий Пантелеич. До мирного времени дожили только Григорий, его маленький сын и сестра героя – Дуняшка. Большая семья погибла, все разрушила война. И это только один пример, а таких семей было сотни и тысячи. Ни одну из них не помиловала война.

 

Противоречия смутного времени сказываются и на судьбах отдельных героев, таких, как Григорий Мелехов. Он не знает, к кому прислониться, кого послушаться. Даже в финале романа Мелехов остается на перепутье, совершенно один, никому не нужный. Таким образом, Шолохов показывает нам проблему личности и общества, проблему связи отдельного человека и исторических событий в стране.

 

«Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

 

В произведении раскрывается проблема женской любви, женской верности и страсти. Она рассматривается на примере отношений Григория и Аксиньи, Григория и Натальи, Дуняшки и Мишки Кошевого. Это примеры верности и преданности казачек. Но есть в романе и другое. Дарья, жена старшего брата Григория, обманывала мужа и при его жизни, и не чтит его память после смерти Петро. За свое поведение эта героиня наказывается – она кончает с собой, узнав, что заболела «дурной болезнью». Предполагая, как будут относиться к ней окружающие, героиня топится в Волге.

 

«Тихий Дон» поднимает и проблему социального расслоения общества, проблему богатых и бедных, сильных и слабых. Мне кажется, что именно из-за человеческих амбиций, ради права называться сильным и начинаются все войны, в которых гибнут тысячи невинных людей. В романе изображена борьба богатых и знатных с простыми людьми, рабочими и крестьянами.

 

Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на человеческую долю. А этих испытаний и страданий всегда немало. Но особенно их много во времена великих потрясений, великих исторических событий. Мы все стремимся к счастью, часто ищем его не там, где нужно. А иногда не замечаем счастье под своим собственным носом. Вот, например, Григорий Мелехов. Он мог сбежать с Аксиньей, когда она предложила ему это в первый раз. Эти герои могли бы быть счастливы вдвоем. Но Григорий не захотел бросать хутор, не захотел строить счастливую жизнь на чужой стороне. Уже женившись на Наталье, герой продолжал гулять с Аксиньей, не давая покоя ни ей, ни Наталье. Можно сказать, что он сам счастливо не жил и другим не давал. Вскоре Григорий бросает жену и уходит к Аксинье. На протяжении всего романа Мелехов будет метаться от одной женщины к другой, так и не сделав выбор, не найдя своего счастья.

 

В своем романе Шолохов показывает такие глобальные проблемы, как крушение старого мира и рождение нового. Кроме того, писатель рисует и другие общечеловеческие проблемы, раскрывает их на конкретных судьбах своих героев.

 

Многие герои Шолохова типизированы. Например, Ильинична - это не просто мать, хозяйка семьи Мелехов. В ее образе воплотились все лучшие черты русской матери-казачки. Именно на примере Ильиничны раскрывается в романе проблема материнской любви и трагедия матери, потерявшей всю свою семью.

 

«Тихий Дон» - одно из величайших произведений русской литературы. Его проблематика сочетает в себе злободневные и вечные общечеловеческие проблемы. Решать их выпало на долю героев Шолохова, которые жили и любили в трудные и смутные для России времена.

Идейно-тематическое содержание. В Представлении Инсти­тута мировой литературы им. А.М. Горького на выдвижение Шоло­хова кандидатом на соискание премии им. И.В. Сталина по худо­жественной литературе за роман «Тихий Дон» (1940 г.) дана одна из первых характеристик этой книги. «В своем произведении Шолохов мастерски нарисовал широкую картину жизни казачества времен империалистической войны и первых лет Великой Социалистической революции. Прекрасный мастер художественного слова, он сумел дать художественное выра­жение этой эпохи и в ее частных проявлениях, и в событиях всемир­но-исторического значения. М. Шолохов показал и жизнь отдельной казацкой семьи, и участие казачества в империалистической войне, классовое расслоение в казацкой среде и рост революционных на­строений среди трудовой, бедняцкой части казачества. Шолохов впервые во всех подробностях излагает историю граж­данской войны на Дону, историю Подтелковского революционного движения, верхне-донского восстания и других исторических собы­тий от начала Октябрьской революции до разгрома белогвардей­ских армий и распада их на отдельные банды. Перед глазами чи­тателя в эпопее М. Шолохова проходит обширная галерея исторических участников этих событий от Подтелкова и Кривошлыкова до деятелей белого Дона, царских генералов и продувных политиков. С замечательной художественной силой и глубиной подлинного реалиста Шолохов показал на истории одной семьи Мелеховых ис­торию всей страны. Несмотря на драматизм самого сюжета «Тихого Дона» и мно­гие трагические сцены, — роман дышит великим оптимизмом и верой в жизнь. Со страниц этого романа веет силой, размахом и талантом русского народа, с его щедрым творчеством, с его силой, с его песнями, пословицами, с его крепкими жизненными повад­ками. «Тихий Дон» представляет выдающееся явление и по своему языку, богатому местными речениями, и вместе с тем, полному кра­сок и выразительности русского литературного языка. «Тихий Дон» будит любовь к родине, любовь к великому русскому народу и веру в него. «Тихий Дон» может быть поставлен по своим художествен­ным достоинствам в ряд с произведениями классиков русской ли­тературы — Л.Н. Толстым, А.М. Горьким, как продолжение их тра­диций». Шолохов обладал «гуманизмом непривычного масштаба». Это, в первую очередь, выражалось в его неприятии любого насилия. В «Тихом Доне» с горечью и болью рассказывает он об исторических обстоятельствах, в которых люди вынуждены убивать друг друга. Первая мировая война дана в изображении Шолохова как на­родное бедствие. Человек не может привыкнуть к смерти. Война разлагает души людей, убивает в них человеческое. «Я, Петро, уморился душой, — говорит брату Григорий Мелехов, — будто под мельничными жер­новами побывал, перемяли они меня и выплюнули». Даже весть о свержении самодержавия не вызвала в казачестве радости, тревога и ожидание наполнили их сердца. Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий Гражданской войны на Дону. Оно отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков. В романе показана об­реченность восстания. Мелехов, один из предводителей восстания, говорит: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли». Не оправдывая зверств белых на Дону, Шолохов не скрывает и жестокости красных. По мнению автора, в Гражданской войне не может быть правых. Завершает Григорий свои жизненные искания возвращением в родной хутор. Бросив оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что любил и от чего долго был оторван. Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Автор исхо­дил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Итак, тема романа — это не только сложный путь казачества в революцию, противоборство между красными и белыми, это еще и нравственный выбор героев, попытки соединить кровное и соци­альное. Шолохов в письме к Горькому говорил: «… от исторической правды отходить мне не хочется». В удивительной правдивости изо­бражения событий и героев и заключен необыкновенный успех ро­мана Шолохова и его неувядающая читательская востребованность.

26 .Современное и вечное, реальное и фантастическое в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,– это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей… Но к этой негативной причине прибавляется позитивная. Человек стремится… создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он живёт, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной». Необычное здесь «вклинивается» в жизнь, причем так органично, что в реальности Воланда и его свиты мы совершенно не сомневаемся. Совсем наоборот: призрачной кажется вся Москва 30-х, а четко виден лишь древний Ершалаим. В романе очень много событий волшебных, магических, фантастических. Обыденность всё время готова к превращению, постоянно может обнаружить своё сверхъестественное содержание. Однако жители столицы 30-х годов не способны поверить в потусторонние силы. Все странности и чудеса персонажи романа пытаются объяснить через известное, тривиальное, шаблонное - пьянство, галлюцинации, провалы памяти.

Но все-таки, сами по себе чудеса, зла никому не причиняют. Пример — известный фокус с червонцами. Да, Коровьев наколдовал фальшивые деньги. Но ведь никто не заставлял людей собирать их, класть в карманы! И тратить эти денежки «люди как люди» быстренько побежали к Ивану Фомичу в буфет сами, сообразив, что такие червонцы долго не продержатся.

Нечистая сила в романе не творит зло своими руками, а только подталкивает людей к совершению злых поступков. Любой предмет, любой человек может стать оборотнем, втянутый в опасную ситуацию. Такое произошло с Варенухой и Никанором Ивановичем Босым, и Бенгальским и многими другими мелкими и не очень героями романа. Все они попали под власть Воланда и его свиты. Почему выбор Воланда пал именно на этих людей? Что – то было не так с этими людьми. Зло чувствует, где можно поступать жестоко, где действовать уговорами, а некоторых людей оно не трогает совсем.

Как же реагируют люди в романе на волшебство? Все они поначалу просто пугаются, последующую реакцию можно разделить на два типа. Одни уверяют себя, что все — сон, гипноз, галлюцинации, а потом, в последующей жизни изо всех сил стараются не вспоминать о странных событиях. Такие люди не извлекли никакого урока для себя. Единственное что осталось у них — это страх перед повторением встречи с нечистой силой. К ним можно отнести профессора Кузьмина, Римского и Берлиоза.

Но есть и другой тип людей. К нему принадлежат Иванушка и Николай Иванович. Оба они пострадали от действий Воланда. Иванушка даже попал в сумасшедший дом. Но в то же время каждый с помощью темных сил стал, как ни странно, лучше, в каком – то смысле духовнее, у них появились новые цели и идеалы. За все надо платить. И все, кто когда – то общался с дьяволом, неизлечимо больны. «Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших человек Иван Николаевич Понырев. Не может совладать он с этим весенним полнолунием. Лишь только оно начинает приближаться, лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило, которое когда – то висело выше двух пятисвечий, становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит и сон, дожидается, пока не созреет луна. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды». Тем, кто читал Толкиена, сразу вспомнится Фродо и его такая же мучительная и неизлечимая боль от заколдованной раны и потери Кольца.

Но есть в повествовании два человека, которые не боятся Воланда, а уважают его и, наверно, им восхищаются. Они особенные. Поэтому именами этих людей и назван роман.

Маргарита после потери Мастера не боится никого и ничего. На сделку с дьяволом она соглашается, конечно, для Мастера, но, скорее всего ею двигало еще и любопытство. Колдовство ей близко. Мне кажется, что и до встречи в Александровском саду она уже была немножко ведьмой. К сделке она относится даже с долей юмора. Но, увидев Воланда, она осознает, КТО это такой и интуитивно понимает, как нужно себя вести, что говорить и делать. Общение с Воландом не поражает ее, как и фантастический бал мертвецов. Ведь Маргарита уже давно живет в придуманном, но более живом, чем современная Москва Ершалаиме, а Воланд—почти житель этого города.

Мастер относится к Воланду совершенно по–другому. Он описал в своем романе Иешуа, а значит и его идейного противника. Мастер давно знаком с Воландом, кроме того: подготовлен к встрече с ним рассказом Иванушки. Но, несмотря на все это, встреча лицом к лицу потрясает Мастера гораздо больше, чем Маргариту. Писатель встретился с героем своего романа, существом из своих снов, плодом своего воображения — что может быть фантастичнее? И несмотря на нелепость момента, Мастер держится лучше всех. Он с глубоким уважением относится к Воланду, а к его свите обращается почтительно — даже Бегемота называет на Вы. Он сразу всем нравится, в том числе и хозяину. Может, поэтому Воланд и согласился наградить Мастера покоем и дать закончить роман?

Ершалаим, придуманный (или, скорее, описанный) Мастером, – фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным. А Иешуа не выглядит непорочным библейским персонажем. Он резко, даже подчеркнуто, реален, хотя и является плодом фантазии автора. Таков же Понтий Пилат—не бравый ни в чем не сомневающийся легат, а обычный умный немолодой и больной человек. Он лицо историческое, стопроцентно реальное, но колдовство романа, болезнь, появляющаяся от соприкосновения с необычайным заразила и его, наказала. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда – то…» Много это или мало за трусость и предательство себя? Не знаю, да и не мне решать. Решать должен Иешуа. Он простил. «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля – звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат»

Истинная фантастика, считал Рихтер, должна не разрушать чудесное, но заставить его соприкоснуться с нашим внутренним миром. Немецкий романтик сравнивал истинную фантастику с прекрасной «сумеречной бабочкой». При виде этой «сумеречной бабочки» пробуждаются тайные желания человека, яснее становятся скрытые движения души… Для такого соприкосновения нужно, разумеется, особое отношение к чуду как к чему-то, что реально присутствует в нашей жизни.

Гейне писал, что мир кажется нам то пленительно юной красавицей, то ужасной брокенской ведьмой. Зависит это от того, через какие очки смотреть – выпуклые или вогнутые. Фантастика позволила человеку увидеть сразу обе стороны действительности, убедила, что мир похож и красавицу и на ведьму.

Но все же для чего люди читают фантастику? Наверное, по тем же причинам, что и дети любящие сказки — чтобы поверить в события книги. Страшновато, конечно, думать, что где – то рядом живут Гестас, Азазелло и Воланд. Но ведь это значит, что где – то пишется великий роман, Пилат летит к окну, Бегемот одевает «галстух», выходит на прогулку твой Мастер, а твоя Маргарита уже несет в руках отвратительные желтые тревожные цветы… Изображение сталинской Москвы и эпохи в романе «Мастер и Маргарита»

 

Эпоха в романе – это эпоха, в которой все виды творчества превратились в угодный власти бесценный для истинного искусства идеологический ширпотреб. При этом Булгаков показывает, что даже в такую тоталитарную эпоху существуют настоящие «мастера». Автор сатирически высмеивает московское общество, (но не злым, а очистительным смехом), поднимаются проблемы взяточничества, бюрократизма, пьянства, жадности. Булгаков показывает, что людей, их мелочность, ничтожность никуда не исчезла в современной ему Москве, человеческая психология все такая же как и 2000 лет назад. Идеальный «советский человек» существует только на бумагах. Для реального советского человека совершенно нормально предать своего соседа или донести на своего родственника.

 

· Интерпретация евангельского сюжета.

Булгаков берет один определенный сюжет с Евангелие. Он интерпретирует его по своему, преследуя конкретную цель: произвести сравнительную характеристику человеческой психологии двух разных эпох, и при этом показать, что она не изменилась. У Булгакова Понтий Пилат, а не Иеуша, является главным действующим лицом. Ему интересен ход его мыслей. Главный грех Пилата-страх открыто выражать свое мнение. Это было особенно актуально в то время, в которое жил автор. Иуда- отображение коллективного образа советских обывателей.

 

· Дьяволиада» в романе М. Булгакова

 

В романе восстановление справедливости и наказание зла осуществляется при помощи самих сил зла: Воландом и его свитой, которые выступают в качестве судий, которые несут справедливое возмездие. Таким образом «Дьяволиада» в романе Булгакова заключается в следующем: добро и зло не могут существовать друг без друга, если в жизни невозможно восстановить справедливость путем общепринятого закона и добродетели, то ее восстановление доверяется силам тьмы. Это не противоборствующие силы, а силы вселенской гармонии, которые призваны делать так, чтобы все в мире было правильно. Люди нарушают мудрую гармонию мира своими пороками(своим выбором). Воланд и его свита не кажутся читателю отрицательными персонажами, а, скорее наоборот.

 

· Композиция, жанр, стиль романа

 

Булгаков использовал такой композиционный приём как роман в романе, проводит параллель между сюжетом про мир древнего Ершалаима и сюжетом про современную Москву 30-ых годов. Основная цель этого приёма-показать, что люди не меняются с ходом истории, только сам человек может себя поменять, но не время. Некоторые определяют жанр романа как рома- миф, философский роман, мистический роман и др. В романе выделяются три линии повествования: философская (Понтий Пилат), любовная (Мастер и Маргарита), мистическая и сатирическая -(Воланд, его свита и москвичи). В главах про Понтия Пилата-возвышенный стиль, а главы про московское общество наполнено гротеском, сатирой, просторечиями.

27. Художественный образ революции в поэме А. Блока Двенадцать

ХХ век – очень сложный период в истории России. Это время перелома, тяжелых, глобальных перемен. Революция 1917 года потрясла своим размахом, значительностью всю огромную страну. Никто не мог остаться равнодушным. Безусловно, откликнулась на все происходящее в России и интеллигенция. Так, в 1918 году А. Блок написал свою знаменитую поэму «Двенадцать».

В период написания поэмы, Блок создал еще и поэму «Скифы», и статью «Интеллигенция и революция». В статье он призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте Революцию». Сам поэт сначала восторженно принял революция. Он видел в ней начало великих перемен, которые приведут страну к расцвету, к новой, на самом деле лучшей жизни.

На мой взгляд, в поэме «Двенадцать» уже нет былой восторженности, былого восхваления революции. Это произведение показывает во многом объективный взгляд поэта на все происходящее. Блок воспринимает события этих лет как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления:

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Для поэта революция – это природная воля, неизбежность. Столько лет копившееся недовольство в один момент вырвалось на свободу и начало уничтожать все на своем пути. Именно поэтому в начале поэмы ветер, метель, буря сметают ненавистные поэту плакатные фигуры «страшного мира «буржуазной пошлости».

Гибнущий мир в поэме – это «барыня в каракуле», «буржуй», «товарищ поп», «вития», которым неуютно под ветром революции. Барыня поскользнулась, буржуй «в воротник упрятал нос», поп невеселый, вития пророчит гибель России. Но за этим он имеет в виду не всю огромную страну, а именно их старый уклад, прежнюю сытую и бессмысленную жизнь.

Природная стихия четко окрашена в контрастные цвета:

Черный вечер.

Белый снег.

Стихия человеческая же подобна природной, поэтому все людские эмоции окрашиваются в два контрастных цвета: «черная злоба» и «святая злоба». Для поэта очевидны трагические противоречия революции: борьба за «светлое будущее» происходит через грабежи, насилие, убийства, безнравственность. И все же Блок пытается осмыслить на протяжении всего произведения, несет ли революционная стихия только разрушение или способна еще и к созиданию.

Во главе поэмы стоит образ двенадцати красногвардейцев. Это патруль, призванный навести революционный порядок. Но трагичность заключается в том, что эти люди сами неуправляемы. Они подобны буре, ветру, их чувства, эмоции, поступки непредсказуемы. Внешне эти «блюститель порядка» напоминают скорее уголовников:

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз…

Но, с другой стороны, отношение к ним поэта весьма неоднозначно. Ведь это еще и простые русские ребята, одетые в рванье, готовые отдать жизнь за пока еще неясные им самим цели революции:

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить –

В красной гвардии служить –

Буйну голову сложить.

Но поступки этих персонажей не вызывают у читателя особой симпатии:

Эх, эх!

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -

Гуляет нынче голытьба!

Они грабят, мародерствуют, убивают не своих врагов, а невинных людей. В этом плане символична смерть Катьки, которую из Петруха убивает также стихийно, поддавшись минутной вспышке ревности. Блок подчеркивает трагичность этой смерти, так как убивают женщину – Богородицу, Незнакомку, Прекрасную Даму.

Святыня и грех в поэме сливаются. На протяжении всего произведения красногвардейцы постоянно отрекаются от Христа:

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

Да и сам поэт три раза повторяет фразу: «Эх, эх, без креста!». Он видит, что герои идут «без имени святого», которое является символом нравственности, чистоты души русского человека. Но все-таки двенадцати красногвардейцам не удается полностью выкинуть Христа из своей жизни, он появляется в конце поэмы вместо ожидаемого врага:

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

Важно то, что Христос идет поступью «над вьюжной», то есть, над стихийной. Как и две тысячи лет назад, он пришел для того, чтобы помочь всем заблудшим возродиться.

В поэме мы видим, что для Блока не могло быть однозначной оценки революционных событий, однозначного их приятия. Поэт понимал неизбежность всего происходящего, но так и не смог принять жестоких, подчас безнравственных и бесчеловечных методов революции.

Макар Чудра

Рассказ «Макар Чудра» был опубликован в тифлисской газете «Кавказ» от 12 сентября 1892 года. Впервые автор подписался псевдонимом Максим Горький. Этим рассказом начинается романтический период в творчестве писателя. К романтическим произведениям М. Горького можно отнести также: рассказ «Старуха Изергиль», «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике», поэму «Девушка и смерть» и другие произведения писателя.

 

В одном из писем к А.П. Чехову Горький писал: «Право же, — настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, — жизнь прикрасится, то есть люди заживут быстрее, ярче».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.114 с.)