Стили и манеры поведения в конфликте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стили и манеры поведения в конфликте



 

 

Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. К тому же отдельный человек и любая общность обнаруживают свою манеру налаживания и поддержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях.
Но при всей несхожести манер и стилей конфликтное поведение имеет некоторые общие признаки. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития:

· Непосредственная причина, приводящая к столкновению;

· Несовместимость интересов и целей, несовпадение занимаемых позиций;

· Предпринимаемых действий используемых при этом средств [4,c.56].

Очевидно, что эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного представления об общей природе и специфике данного типа конфликтов, осмысленного стиля поведения, выбранного с учетом стилей, используемых другими сторонами. Стиль в этом контексте означает способ осуществления определенных интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манеру общения.

Принято выделять 5 стилей поведения в конфликте, разработаных Кеннетом Томас и Ральфом Килменн. Описав и систематизировав признаки различных стилей, они предложили применять схематическую сетку, которая названа их именами.

Сетка Томаса-Килменна представлена на рисунке 1[4,c.65].

 

Рисунок 1.

 

 

· уклонение, характеризуется явным отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов, равно как пойти навстречу оппонентам; стремлением выйти из конфликтного поля, уйти от конфликта;

· приспособление, характеризуется склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению;

· конфронтация, ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им;

· сотрудничество, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов;

· компромисс, характеризуется расположенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов.

Следует отметить, по мимо стиля поведения в кофликте не мало важны и манеры поведения в конфликте. Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд таких типов трудных в общении людей [7,c. 187].

· «Агрессивисты» — они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают;

· «Жалобщики» — у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность;

· «Молчуны» — спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят;

· «Сверхпокладистые» — они согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом.

· «Вечные пессимисты» — всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать «нет», поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится;

· «Всезнайки» — считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете.

Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов:
1) «максималисты» — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;
2) «скрытные» — держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно;
3) «невинные лгуны» — заметают следы ложью или серией обманов, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что — нет;
4) «ложные альтруисты» — якобы делают вам добро, но в глубине души сожалеют об этом [7,c. 196].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.005 с.)