Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль ученика в проектной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями. Выбор темы проекта (актуальность, идея, замысел проекта) Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так достигается вполне естественная интеграция знаний. Например, очень острая проблема городов — загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или: Золушка, Белоснежка и Царевна-лебедь в сказках народов мира. Эта проблема — для младших школьников. А сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! Тем для проектов — неисчерпаемое множество, это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать. Рассмотрим подробнее основной этап. Основной этап состоит из трех важных шагов. 1. Подготовительный - анализ способов и целей работы в группах. Он включает в себя: - выявление исходного уровня; - разработку проекта; - подготовку к предстоящему исследованию. 2. Практический – - поиск источников необходимой информации; - сбор материала; - анализ возможных трудностей; - освоение проектной технологии; - организация мониторинга; - создание условий; 3. Обобщающий – подведение итогов. - обработка данных исследования, обсуждение; - соотнесение результата исследования с поставленными целями; - корректировка гипотезы; - оформление и описание хода и результатов исследования; - разработка практических рекомендаций.
Рассмотрим подробнее заключительный этап. Обобщающий и внедренческий этап проекта. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков. Виды презентации проектов: - научный доклад; - деловая игра; - демонстрация видеофильма; - экскурсия; - телепередача; - научная конференция; - инсценировка; - театрализация; - игры с залом; - защита на Ученом Совете; - диалог исторических или литературных персонажей; - спортивная игра; - спектакль; - путешествие; - реклама; - пресс-конференция.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
По мнению исследователей данного вопроса (например Н.Ю. Пахомовой), степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различная. Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но педагогам важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности учений и навыков проектной деятельности. Взаимодействие учителя и учащихся можно представить в виде следующей схемы: 1-й этап: учитель – ученик; 2-4 этапы: учитель – ученик; Последний этап: учитель – ученик. Очевидно, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь существует угроза сведения работы над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть «мостик» к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. На всех этапах работы под проектом педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть: - консультирует: учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»; - мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения; - помогает: помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации; - наблюдает: наблюдение, осуществляемое руководителем проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой. Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право: - не участвовать ни в одном из текущих проектов; - участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях; В любой момент начать новый проект. Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: - выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности; - выстраивает систему взаимодействия с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход ученика за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступить во взаимодействия со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиции социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность); - оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию – с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи – с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.) Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ Презентация (защита) проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители). В ходе защиты проекта ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Презентация проектов необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Он (результат) должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности: рисунке, плакате, слайд-шоу, видеофильме, альбоме, альманахе, web-сайте, газете, костюме, макете, сценарии, о рекламном проспекте, наборе открыток, планшете, сборнике и т.д. Для успешной презентации нужно научить школьников сжато излагать свои мысли, логически связано выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. В и д ы п р е з е н т а ц и й п р о е к т о в: - доклады; - слайд-шоу; - компьютерная презентация; - игра; - стендовая презентация; - концерт; - литературный альманах; - видеофильм; - реклама; - заочная экскурсия; - спектакль; - театрализованное представление; - демонстрация электронных пособий и т.д.
Использование проектной технологии на уроках физической культуры Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые «закладываются» в образовательный процесс и посредством технологий. Цель технологии проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. Проектная технология, используемая на уроке физической культуры, позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: они самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Реализуемые в учебной деятельности проекты могут быть интегрированными, то есть охватывать содержание других учебных предметов. Проект – это также одна из форм развития творческой деятельности обучающихся, она дает возможность для индивидуального развития личности. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. И главными целями метода проектов являются: · показать умения отдельного ученика использовать приобретенный исследовательский опыт; · реализовать свой интерес к обсуждаемой теме; · совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения.
Тематика проектов, используемых на уроках физкультуры, разнообразна. Это могут быть проекты по исследованию влияний занятий ФК на организм человека, исторические справки и события, биографии спортсменов, развитие видов спорта, подготовка и проведение соревнований и спортивных праздников, важнейшие события в мире спорта, сопоставление и сравнение явлений и фактов из истории спорта и т.д. Проекты бывают информационные, исследовательские, обзорные, творческие и другие. Темами информационных проектов могут быть: «Русские народные игры и забавы», «Мой любимый вид спорта», «История Олимпийского движения в России», «Применение лыжных ходов с учетом рельефа местности» и др. Они с успехом применяются при проведении «Дня здоровья», «Дня защиты детей», при проведении вводных уроков. Примерами исследовательских проектов, применяемых в практике, могут служить: «Мое здоровье в моих руках», «Физическая культура в повышении моей физической и умственной работоспособности» и др. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д. В такой форме могут быть созданы проекты «Сочи 2014». Формы проектов могут быть разнообразными: монопроект, коллективный проект, устно-речевой, письменный, интернетпроект. Организуя работу над проектами, педагоги должны соблюдать следующие условия: а) проблема или тема проекта должна быть сформирована так, чтобы направить обучающегося на привлечение фактов из разных областей знаний и разнообразных источников информации; б) необходимо вовлекать в работу над проектом всех обучающихся класса, предложив каждому свое задание с учетом их умений и навыков. В связи с этим работа над проектом выстраиваются в несколько этапов: 1. Планирование работы над проектом. Это перечисление возможных тем проектов, обмен имеющими знаниями. 2. Поиск и сбор информации, взаимосвязь между отобранными данными. 3. Обобщение полученной информации, систематизация полученных данных. 4. Презентация полученных результатов – подведение итогов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует определенные знания в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Например, учащимся 8 классов можно предложить такую тему проекта: “О как прекрасен спорт!”. В данной теме можно выделить следующие подтемы: “Баскетбол”, “Волейбол”, “Гимнастика”, “Легкая атлетика” - виды спорта, входящие в школьную программу по физической культуре. Для раскрытия подтем проекта предлагается план: · история создания вида спорта; · основные положения и правила данного вида спорта; · это интересно (любая интересная информация о виде спорта или его представителях). Класс делится на группы по 6-7 человек. Каждая группа по жеребьевке получает вид спорта, карточку с планом работы. Устанавливаются сроки предварительной проверки проекта. По окончании работы над проектами проводится спортивный праздник, на котором учащиеся представляют свои работы и демонстрируют практические навыки по своему виду спорта, например: · гимнастика - выполнение комбинации из акробатических упражнений; · баскетбол - жонглирование мячами, фигурная обводка стоек; · волейбол - передача и подача мяча в заданную зону; · легкая атлетика - юмористические эстафеты. Оценивается вся группа в целом, но учитывается участие каждого ученика в работе над проектом. Педагогическое наблюдение показало: использование метода проектов на предмете «физическая культура» в школе позволяет через направленные на решение проблем в области физической культуры и спорта, учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность повысить творческую активность школьников, культуру их поведения и общения, взаимодействия с людьми. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 4327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.014 с.) |