Содержание книги

  1. Глава 3. Концептуальные основы стратегического
  2. Глава 5. Анализ стратегических факторов среды
  3. Предпосылки развития стратегического менеджмента на российских предприятиях
  4. Уровни системы управления предприятием
  5. Этапы становления стратегического менеджмента
  6. Глава 2. Инструментарий стратегического
  7. Методология стратегического менеджмента
  8. Стратегические решения: понятие, особенности
  9. Сущность и особенности стратегического менеджмента
  10. III Подсистема информационного обеспечения
  11. Стратегические школы бизнеса
  12. Раздел II. Анализ и выбор стратегической
  13. Цели предприятия, их характеристики
  14. Сущность анализа внешнего окружения предприятия
  15. Стратегический анализ отрасли
  16. Основные элементы управленческого анализа
  17. Конкурентные преимущества предприятия
  18. Назначение и сущность портфельного анализа
  19. Понятие и выбор стратегических альтернатив
  20. Виды базовых стратегий предприятия
  21. Глава 8. Стратегический маркетинг как составной
  22. И стратегического маркетинга
  23. Глава 9. Условия реализации стратегии
  24. Сущность и типы стратегических изменений
  25. Выбор типа стратегии изменения
  26. Подходы к управлению стратегическими изменениями
  27. Модели стратегического поведения
  28. Элементы системы управления стратегическими задачами
  29. Выявление стратегических задач
  30. И степени срочности ответной реакции
  31. Глава 12. Оценка и контроль выполнения стратегии
  32. Оценка эффективности стратегии
  33. Механизм контроля за ходом реализации стратегии
  34. Глава 13. Сбалансированная система показателей
  35. Принципы построения сбалансированной системы
  36. Стратегические карты как инструмент использования сбалансированной системы показателей в организации
  37. Глава 15. Современные технологии стратегического


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и выбор стратегических альтернатив



Стратегические альтернативы – это альтернативные варианты стратегии, ведущие к достижению поставленных стратегических целей в рамках имеющихся ресурсов. Каждая стратегическая альтернатива характеризуется различными затратами и результатами.

В программе развития предприятия, имеющего стратегический характер, рассматриваются различные стратегические альтернативы. Среди них возможности ограниченного роста, агрессивного роста, сокращения темпов развития и сочетания этих вариантов.

Стратегической альтернативой, которой придерживаются большинство предприятий, является ограниченный рост (стратегия стабильности). Для этой стратегии характерно определение целей на основе достигнутого с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется обычно в тех отраслях промышленности, где имеет место стабильная ситуация, когда руководство организации в целом удовлетворено положением фирмы на рынке.

Стратегия роста реализуется посредством ежегодного существенного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных показателей развития в сравнении с достигнутым в предыдущем году. Эта стратегия используется в динамично развивающихся отраслях с быстро совершенствующимися технологиями.

Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители предприятий и которую нередко называют стратегией последнего средства, является альтернатива сокращения. В ее рамках возможны несколько вариантов: ликвидация предприятия, отсечение всего лишнего, сокращение и переориентация производства.

Чаще всего на практике используется стратегия сочетания всех альтернатив, которой придерживаются обычно крупные предприятия, активно действующие в ряде отраслей. Указанная стратегия представляет собой любой симбиоз из всех упомянутых вариантов.

Возможные критерии выбора альтернативных стратеги­ческих решений можно объединить в пять групп:

1) реакция на возможности/угрозы внешней среды;

2) получение конкурентных преимуществ:

- использование сильных сторон предприятия, слабых сторон конкурентов;

- нейтрализация слабых сторон предприятия, сильных сторон конкурентов;

3) соответствие целям предприятия:

- достижение заданных долгосрочных показателей;

- совместимость целей с миссией;

4) выполнимость стратегии:

- достаточность наличных ресурсов;

- совместимость стратегии с внутренней средой предприятия;

5) учет взаимосвязей с другими стратегиями предприятия:

- достижение портфельного баланса;

- учет выполнимости стратегии;

- использование эффекта синергизма.

Стратеги­ческие альтернативы необходимо оценивать на предмет того, соответ­ствуют ли они возможностям и угрозам внешнего окружения (вне­шний анализ). Для достижения конкурентных преимуществ, кото­рые являются частью или основой стратегии, необходимо исполь­зовать ресурсы и сферы деятельности предприятия. Поэтому выб­ранная стратегия должна соответствовать внешнему окружению, целям предприятия, быть реализуемой и не противоречить другим страте­гиям предприятия. Как принимаются решения по выбору лучшей конкурен­тной стратегии?

1. Возможно, наиболее важным критерием является то, как пред­полагаемая стратегия соотносится со стратегическими факторами, полученными в результате SWOT-анализа. Если стратегическая аль­тернатива не использует внешние возможности и ключевые, сильные стороны предприятия, а, кроме того, не учитывает внешние угрозы и слабые стороны предприятия, то она, вероятно, обречена на неуда­чу.

2. Другим важным аспектом при выборе стратегии является следу­ющий момент: может ли стратегическая альтернатива обеспечить выполнение ранее поставленных целей? Находится ли она в соответ­ствии с корпоративной миссией?

3. Необходимо убедиться, что функциональные стратегии, кото­рые поддерживают данную стратегическую альтернативу, взаимосвя­заны.

4. Следующим моментом является выяснение: достаточна ли предполагаемая в рамках стра­тегического плана доля рынка для того, чтобы поддержать необходи­мый уровень дохода от инвестиций и прибыли?

5. Необходимо оценить риск данной стратегической альтернати­вы, особенно, если речь идет о вовлечении крупных активов.

6. Следует оценить также реакцию на данную стратегическую аль­тернативу различных заинтересованных групп в микросреде.

Наиболее распространенным методом оценки вероятного эконо­мического воздействия каждой альтернативы на будущее предприятия является разработка детальных сценариев, в которых предусмотрены три варианта развития событий: оптимистический, пессимистичес­кий и наиболее вероятный. Если эти сценарии адекватно отображают отношение менеджмента к риску, давление со стороны внешней и внутренней среды, личные интересы высшего руководства, то они являются эффективным инструментом, помогающим менеджеру вы­брать стратегическую альтернативу, наилучшим образом способству­ющую достижению целей предприятия. Но окончательная стратеги­ческая альтернатива должна быть выбрана в результате коллективно­го обсуждения менеджеров.

Один из приемов, используемых при обсуждении стратегических альтернатив, — введение специальной ролевой установки “дьяволь­ского адвоката”, задача которой состоит в выявлении всех потенци­альных слабостей стратегических альтернатив. Этот прием возник в средние века и использовался иерархами католической церкви при принятии решений о канонизации (причисление кого-либо церковью к святым, превращение чего-либо в правило).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.178.237 (0.009 с.)