Повышение эффективности использования энергии в промышленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение эффективности использования энергии в промышленности



§ Высокая энергоемкость продукции и неэффективность использования энергии

Многие российские предприятия до сих пор используют старые энергоемкие технологии, оборудование и стандарты. В настоящее время энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС – в 3,2 раза. [Kennedy D. (2003) Liberalisation of the Russian Power Sector, Energy Policy 31; IEA (2002) Russia Energy Survey, OECD/IEA, Paris, http://ideas.repec.org/p/ebd/wpaper/69.html].

Промышленность является самым крупным потребителем энергии в России. В ней расходуется 38 % от всей энергии. В 2005 г. по объему потребления энергии (440 млн. т у. т.) и по выбросам парниковых газов (1150 млн. т CO2) промышленный сектор опередил другие сектора российской экономики. Наиболее значительные возможности сокращения энергопотребления и выбросов парниковых газов существуют в нефтегазовом секторе (30 млн. т у. т. и 125 млн. т CO2), в секторе черной металлургии (12 млн. т у. т. и 82 млн. т CO2), а также в цементной промышленности.

Оптимизация промышленных процессов, изменение структуры топливного баланса наиболее энергоемких производств и ряд других мер позволят снизить рост энергопотребления и выбросов и обеспечить общую ежегодную экономию.

Высокая энергоемкость по-прежнему доминирует во всех секторах экономики (рис.)

Рис Сравнение показателей энергоемкости ВВП (по ППС) по странам мира

Доминирующее положение тяжелой промышленности также, безусловно, оказывает определенное влияние на уровень энергопотребления в стране. Значительная часть ВВП в (приблизительно 1/3) создается тяжелой промышленностью, которая, как правило, имеет большую энергоемкость, чем другие виды экономической деятельности, такие как сельское хозяйство или оптовая и розничная торговля. Однако, как показано на Рис., уровень энергоемкости в России выше, чем в большинстве стран с аналогичной структурой промышленности.

 

Рис Показатели энергоемкости стран, входивших в десятку крупнейших потребителей энергии в 2005 г.

Для производства продукции стоимостью 1 доллар (1 $ ВВП) в России затрачивается 575 грамм условного топлива, в то время как в США - лишь 240 грамм, а в Евросоюзе и Японии 170 и 160 грамм, соответственно;

Законодательной основой для принятия мер по повышению энергоэффективности в промышленности, строительстве, торговле и других сферах в настоящее время является Федеральный закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" от 23 ноября 2009 года [27].

Черная металлургия

Черная металлургия – одна из крупнейших отраслей экономики России, благодаря которой страна занимает четвертое место в мире по производству стали. Отрасль отличается высокой энергоемкостью и значительными выбросами парниковых газов на единицу произведенной продукции: при том что в 2007 г. сектор обеспечивал 3% ВВП России, на его долю приходилось 5% от общего потребления энергии и 7% выбросов парниковых газов.

Химическая промышленность

На долю химической промышленности приходится около 2% потребления первичных энергоресурсов страны и 2,5% общего объема выбросов парниковых газов, из которых 60% составляют выбросы от производственных процессов и сжигания топлива. Оставшиеся 40% относятся к косвенным выбросам, связанным с потреблением электроэнергии и тепла.

Ожидается, что на протяжении двух ближайших десятилетий отрасль продолжит быстрый рост, и для ограничения роста энергопотребления ей необходимо будет внедрять рентабельные меры по энергосбережению. При реализации всех выявленных мер в 2030 г. выбросы парниковых газов могут быть ниже сегодняшнего уровня. Однако в отсутствие указанных изменений выбросы возрастут приблизительно на 85%.

Производство цемента

Сегодня в России все еще производится меньше цемента, чем в начале 90-х годов, когда Россия была одним из мировых лидеров отрасли. Вместе с тем сейчас в секторе возобновился быстрый рост. Можно ожидать, что к 2030 г. объемы потребления энергии и выбросов парниковых газов в российской цементной промышленности удвоятся по сравнению с сегодняшним уровнем, когда на отрасль приходится около 2% общероссийских объемов. Наибольший эффект по сокращению выбросов может дать частичное замещение клинкера побочными продуктами других производств, что является в высшей степени рентабельной мерой для производителей цемента.

 

Меры в транспортном секторе

Транспорт — один из основных потребителей энергии и один из главных источников выбросов парниковых газов. Причина этого — сжигание огромных объёмов ископаемых видов топлива (в основном нефтепродуктов,

таких как бензин, керосин и дизельное топливо) в двигателях внутреннего сгорания наземных, воздушных и водных транспортных средств.

Транспорт потребляет более 17 % конечной энергии в России [20], и эта доля постоянно растет. Автомобильный транспорт в отдельности дает более 10% общего объема энергопотребления в России [19].

Если не будут приняты целенаправленные меры по сокращению выбросов, ежегодное увеличение количества автомобилей на 3,5 % вызовет к 2030 г. повышение уровня потребления топлива, выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ от автомобильного транспорта более чем вдвое.

Часто в качестве методов снижения (а скорее, замедления темпов роста) потребления топлива и объемов выбросов автотранспортом рассматриваются только такие технические меры, как повышение энергоэффективности автомобилей и переход на альтернативные виды топлива, а также такие организационные меры, как обучение экологичному вождению.

Однако подобные меры позволят сократить к 2030 г. общий объем энергопотребления автомобильным транспортом лишь на 14 %, а объем выбросов на 24 % по сравнению с вариантом неприменения таких мер [19]. Таким образом, даже при применении подобных мер энергопотребление автотранспортом в России может вырасти к 2030 г. более чем на 70 %.

Действительным решением проблемы энергопотребления, выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ является так называемый «модальный сдвиг». Применительно к городскому транспорту это означает

приоритетное, опережающее развитие общественного транспорта.

Модальный сдвиг включает и предоставление людям большей возможности передвигаться на велосипеде и пешком. Развитие общественного транспорта, велосипедной инфраструктуры и пешеходных возможностей позволяет одновременно решить и две другие проблемы – пробок и загрязнения воздуха.

В отношении пригородного и междугородного транспорта модальный сдвиг означает использование (в приоритетном порядке): железной дороги, автобусного сообщения, водного транспорта, автомобильного транспорта, воздушного транспорта. Именно в таком порядке располагаются эти виды транспорта по возрастанию потребления энергии (топлива) в расчете на одного пассажира.

Потенциал: -41%, 38,3 млн т.н.э., экономический потенциал 95%, финансовый потенциал 84%

Основные сегменты: 49% на автомобильном транспорте, 40% в газопроводах

Автомобильный транспорт является быстрорастущим потребителем энергоресурсов из-за быстрого роста количества частных автомобилей и снижения использования общественного транспорта. Качество общественного транспорта не отвечает современным требованиям, а усилия местных властей направлены, главным образом, на обеспечение большего пространства и большей протяженности дорог для использования частными автомобилями, а не на развитие сети современного общественного транспорта. Кроме того, у владельцев личного автотранспорта отсутствует альтернатива к более эффективному передвижению, а также они не учитывают фактор энергоэффективности при выборе автомобиля.

Для повышения привлекательности общественного транспорта необходимо внедрять интегрированный подход к планированию его работы, повышать качество общественного транспорта и содействовать оптимальному сочетанию частного и общественного транспорта (например, безопасные парковки около железнодорожных станций). Стимулирование

производства более экономичных автомобилей и внедрение схем утилизации автотранспорта может ускорить модернизацию автопарка. Взимание с автовладельцев полной экономической стоимости использования частных автомобилей путем внедрения платы за пиковые нагрузки автодорог и налогов на владение транспортными средствами/топливо, а также маркировка автомобилей и проведение кампаний по повышению осведомленности населения могут изменить поведение владельцев автотранспорта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.007 с.)