Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повышение эффективности использования энергии в промышленности
§ Высокая энергоемкость продукции и неэффективность использования энергии Многие российские предприятия до сих пор используют старые энергоемкие технологии, оборудование и стандарты. В настоящее время энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС – в 3,2 раза. [Kennedy D. (2003) Liberalisation of the Russian Power Sector, Energy Policy 31; IEA (2002) Russia Energy Survey, OECD/IEA, Paris, http://ideas.repec.org/p/ebd/wpaper/69.html]. Промышленность является самым крупным потребителем энергии в России. В ней расходуется 38 % от всей энергии. В 2005 г. по объему потребления энергии (440 млн. т у. т.) и по выбросам парниковых газов (1150 млн. т CO2) промышленный сектор опередил другие сектора российской экономики. Наиболее значительные возможности сокращения энергопотребления и выбросов парниковых газов существуют в нефтегазовом секторе (30 млн. т у. т. и 125 млн. т CO2), в секторе черной металлургии (12 млн. т у. т. и 82 млн. т CO2), а также в цементной промышленности. Оптимизация промышленных процессов, изменение структуры топливного баланса наиболее энергоемких производств и ряд других мер позволят снизить рост энергопотребления и выбросов и обеспечить общую ежегодную экономию. Высокая энергоемкость по-прежнему доминирует во всех секторах экономики (рис.) Рис Сравнение показателей энергоемкости ВВП (по ППС) по странам мира Доминирующее положение тяжелой промышленности также, безусловно, оказывает определенное влияние на уровень энергопотребления в стране. Значительная часть ВВП в (приблизительно 1/3) создается тяжелой промышленностью, которая, как правило, имеет большую энергоемкость, чем другие виды экономической деятельности, такие как сельское хозяйство или оптовая и розничная торговля. Однако, как показано на Рис., уровень энергоемкости в России выше, чем в большинстве стран с аналогичной структурой промышленности.
Рис Показатели энергоемкости стран, входивших в десятку крупнейших потребителей энергии в 2005 г. Для производства продукции стоимостью 1 доллар (1 $ ВВП) в России затрачивается 575 грамм условного топлива, в то время как в США - лишь 240 грамм, а в Евросоюзе и Японии 170 и 160 грамм, соответственно; Законодательной основой для принятия мер по повышению энергоэффективности в промышленности, строительстве, торговле и других сферах в настоящее время является Федеральный закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" от 23 ноября 2009 года [27].
Черная металлургия Черная металлургия – одна из крупнейших отраслей экономики России, благодаря которой страна занимает четвертое место в мире по производству стали. Отрасль отличается высокой энергоемкостью и значительными выбросами парниковых газов на единицу произведенной продукции: при том что в 2007 г. сектор обеспечивал 3% ВВП России, на его долю приходилось 5% от общего потребления энергии и 7% выбросов парниковых газов. Химическая промышленность На долю химической промышленности приходится около 2% потребления первичных энергоресурсов страны и 2,5% общего объема выбросов парниковых газов, из которых 60% составляют выбросы от производственных процессов и сжигания топлива. Оставшиеся 40% относятся к косвенным выбросам, связанным с потреблением электроэнергии и тепла. Ожидается, что на протяжении двух ближайших десятилетий отрасль продолжит быстрый рост, и для ограничения роста энергопотребления ей необходимо будет внедрять рентабельные меры по энергосбережению. При реализации всех выявленных мер в 2030 г. выбросы парниковых газов могут быть ниже сегодняшнего уровня. Однако в отсутствие указанных изменений выбросы возрастут приблизительно на 85%. Производство цемента Сегодня в России все еще производится меньше цемента, чем в начале 90-х годов, когда Россия была одним из мировых лидеров отрасли. Вместе с тем сейчас в секторе возобновился быстрый рост. Можно ожидать, что к 2030 г. объемы потребления энергии и выбросов парниковых газов в российской цементной промышленности удвоятся по сравнению с сегодняшним уровнем, когда на отрасль приходится около 2% общероссийских объемов. Наибольший эффект по сокращению выбросов может дать частичное замещение клинкера побочными продуктами других производств, что является в высшей степени рентабельной мерой для производителей цемента.
Меры в транспортном секторе Транспорт — один из основных потребителей энергии и один из главных источников выбросов парниковых газов. Причина этого — сжигание огромных объёмов ископаемых видов топлива (в основном нефтепродуктов,
таких как бензин, керосин и дизельное топливо) в двигателях внутреннего сгорания наземных, воздушных и водных транспортных средств. Транспорт потребляет более 17 % конечной энергии в России [20], и эта доля постоянно растет. Автомобильный транспорт в отдельности дает более 10% общего объема энергопотребления в России [19]. Если не будут приняты целенаправленные меры по сокращению выбросов, ежегодное увеличение количества автомобилей на 3,5 % вызовет к 2030 г. повышение уровня потребления топлива, выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ от автомобильного транспорта более чем вдвое. Часто в качестве методов снижения (а скорее, замедления темпов роста) потребления топлива и объемов выбросов автотранспортом рассматриваются только такие технические меры, как повышение энергоэффективности автомобилей и переход на альтернативные виды топлива, а также такие организационные меры, как обучение экологичному вождению. Однако подобные меры позволят сократить к 2030 г. общий объем энергопотребления автомобильным транспортом лишь на 14 %, а объем выбросов на 24 % по сравнению с вариантом неприменения таких мер [19]. Таким образом, даже при применении подобных мер энергопотребление автотранспортом в России может вырасти к 2030 г. более чем на 70 %. Действительным решением проблемы энергопотребления, выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ является так называемый «модальный сдвиг». Применительно к городскому транспорту это означает приоритетное, опережающее развитие общественного транспорта. Модальный сдвиг включает и предоставление людям большей возможности передвигаться на велосипеде и пешком. Развитие общественного транспорта, велосипедной инфраструктуры и пешеходных возможностей позволяет одновременно решить и две другие проблемы – пробок и загрязнения воздуха. В отношении пригородного и междугородного транспорта модальный сдвиг означает использование (в приоритетном порядке): железной дороги, автобусного сообщения, водного транспорта, автомобильного транспорта, воздушного транспорта. Именно в таком порядке располагаются эти виды транспорта по возрастанию потребления энергии (топлива) в расчете на одного пассажира. Потенциал: -41%, 38,3 млн т.н.э., экономический потенциал 95%, финансовый потенциал 84% Основные сегменты: 49% на автомобильном транспорте, 40% в газопроводах Автомобильный транспорт является быстрорастущим потребителем энергоресурсов из-за быстрого роста количества частных автомобилей и снижения использования общественного транспорта. Качество общественного транспорта не отвечает современным требованиям, а усилия местных властей направлены, главным образом, на обеспечение большего пространства и большей протяженности дорог для использования частными автомобилями, а не на развитие сети современного общественного транспорта. Кроме того, у владельцев личного автотранспорта отсутствует альтернатива к более эффективному передвижению, а также они не учитывают фактор энергоэффективности при выборе автомобиля. Для повышения привлекательности общественного транспорта необходимо внедрять интегрированный подход к планированию его работы, повышать качество общественного транспорта и содействовать оптимальному сочетанию частного и общественного транспорта (например, безопасные парковки около железнодорожных станций). Стимулирование производства более экономичных автомобилей и внедрение схем утилизации автотранспорта может ускорить модернизацию автопарка. Взимание с автовладельцев полной экономической стоимости использования частных автомобилей путем внедрения платы за пиковые нагрузки автодорог и налогов на владение транспортными средствами/топливо, а также маркировка автомобилей и проведение кампаний по повышению осведомленности населения могут изменить поведение владельцев автотранспорта.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.007 с.) |