V. Объект инновационного проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Объект инновационного проекта



 

Говоря об объекте, мы будем говорить о жизнедеятельности ученического коллектива. Реализация модуля «Лидер» инновационного проекта обеспечивает условия, при которых каждый старшеклассник гимназии сможет самореализоваться, самопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность. Ученическое самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой подросток может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое самоуправление должно способствовать формированию саморазвивающейся личности, воспитывать у школьников демократическую культуру, гражданственность, стимулировать ребёнка к социальному творчеству, которое приобщает всех членов школьного коллектива к миру общечеловеческих и национальных ценностей, что предполагает развитие творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах деятельности.

Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Особый вклад принадлежит А.С. Макаренко, разработавшему основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от требования педагога через требование актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. Ученическое самоуправление, активность в социальном взаимодействии, инициатива, умение общаться с людьми, конкурентноспособность, самореализованность формируется через педагогику сотрудничества. А.С.Макаренко говорил: «Дело рождает самоуправление, а не наоборот». Содружество- первая ступень к этой цели, вторая- сотрудничество, третье- сотворчество. Это естественный путь включения детей в решение важных вопросов воспитания. В этом процессе ученик становится не только объектом, но и субъектом воспитания. Поэтому весь воспитательный процесс должен формироваться совместно с детьми. В этом и заключается педагогика сотрудничества.

Каждому юноше и девушке хочется быть интересным, успешным, счастливым, пользоваться уважением со стороны сверстников и взрослых, уметь ставить цели и достигать их, проявлять самостоятельность в решении личных и общественных проблем, брать ответственность за себя и за других. И тут на первый план в воспитании этих качеств снова выходит ученическое самоуправление.

 

VI. Предмет инновационного проекта

 

Прежде чем перейти к теме данной главы, мы хотим отметить, что исследование предмета эксперимента позволит получить нам новое знание о способах активизации жизнедеятельности обучающихся. Инновационное развитие системы образования обусловлено социально-экономическими, политическими, демократическими и культурными изменениями в обществе. В связи с этим в национальной доктрине основным приоритетным направлением определено воспитание. Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного воспитания.

Воспитательный процесс в гимназии – это взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. Используя «Технологию саморазвития и самосовершенствования личности», мы ставку делаем на внутриличностные факторы мотивации учеников, на присущие детям потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Именно в этом отличительная особенность технологии саморазвития личности школьника, ставящей целью воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, способного к постоянному самосовершенствованию. Уровень самосовершенствования характеризуют:

- одухотворённость, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

- устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

- владение, оснащённость совокупностью умений самосовершенствования;

- высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;

- творческий характер деятельности человека;

- осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности.

Такого уровня ребёнок должен достичь в результате применения технологии саморазвития в течение всего периода обучения и воспитания в гимназии. Главная цель педагогического коллектива, отдельного педагога – вывести личность ребёнка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.

Вся деятельность ученического самоуправления организуется на принципах технологий коллективного творческого воспитания И.П.Иванова - коллективно-творческое дело (КТД).

Главная цель КТД - создать условия для самореализации каждого ребенка, для проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую созидательную деятельность. Особая роль в КТД отводится самодеятельности и самостоятельности; в детском коллективе существует формула четырех "само": сами придумываем, сами планируем, сами делаем и сами анализируем.

Вообще, КТД - это целая совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. В ней есть несколько этапов:

I этап: Коллективное придумывание дела или предварительный этап подготовки КТД

Этот этап включает в себя диагностику интересов и потребностей детского коллектива, формулировку проблем, сбор - старт и выборы совета дела. Для начала на этом этапе необходимо сформулировать задачу: чего мы хотим. На задачи в свою очередь влияет характер дела, его жанр. Ведь оно может быть познавательным, трудовым, развлекательным, спортивным и т.д.

II этап: Коллективная разработка дела или коллективное планирование

На этом этапе осмысливаются задачи, определяются участники, объем и сроки работы, состав микроколлективов, запускается механизм самопланирования: ученический совет организует оформление и проведение мероприятия.

III этап: Осуществление программы достижения общего результата

На этом этапе проведения дела осуществляется программа достижения общего результата. Мера активности на этом этапе адекватна участию ребят на двух предыдущих этапах. Именно она делает данное дело своим для каждого члена коллектива.

IV этап: Коллективный анализ дела.

Этап включает в себя обсуждение, анализ, решения и рекомендации по проделанной работе. Суть анализа - сопоставление результата с замыслом. Чем ближе они сходятся, тем выше удовлетворенность от дела. Важный акцент в анализе - доброжелательный разговор о личном вкладе каждого в проведенное дело, выражения благодарности особо отличившимся.

V этап: Последействие.

На этом этапе выполняются те решения, которые приняты общим сбором коллектива, распространяется положительный опыт, реализуются рекомендации.

Участие в этом процессе развивает в детях инициативу и творчество, поддерживает постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое, интересное, улучшающее его существование, формирует готовность участвовать в различных проектах. Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и жизнь страны.

Таким образом, реализация инновационного проекта ученического самоуправления даёт возможность всем участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умения слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать разногласия). Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

 

VII. Цели и задачи инновационного проекта

Цель: создание условий для развития ученического самоуправления как важного фактора формирования инициативной творческой личности, готовой к активным социальным действиям, стремящейся к постоянному совершенствованию.

Задачи:

· Развитие лидерских качеств методами активного социально- психологического обучения.

Современный старшеклассник - человек с кипучей энергией, инициативностью, сталкивается с культурой, в которой универсальные инструкции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни; общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого человека, делает его «удобным» для управления во всех социальных системах. Но, к счастью, всегда есть юные молодые люди, которых тяготит эта универсальность, потому, что по законам жизни они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости самой жизни, открытой для неё через существование живого «Я». Это живое «Я» проявляет себя в широком размахе колебаний и противоречий переживаний, связанных с необходимостью найти и установить своё собственное содержание, освоить своё собственное психологическое пространство. Сразу это сделать очень трудно, но жить без него уже невозможно; увлечение чужими формами жизни редко несёт в себе черты устойчивости. М.М. Рубинштейн: «Путь продвижения к самому себе совершается вовсе не с роковой необходимостью: это норма, которая далеко не всегда достигается».

· Развитие творческого, культурного и коммуникативного потенциала старшеклассников.

Исследователи подросткового возраста отмечают, что отношения в коллективе сверстников часто строятся на основе принципов «кодекса чести». Это правила взаимопомощи и взаимовыручки, которые не всегда совпадают с подлинными оценками и нравственного содержания действий и отношений сверстников. Взрослый обязательно должен руководить детским коллективом, чтобы у подростков была возможность усвоить истинные человеческие ценности. Большое значение имеет организация разновозрастных коллективов, где односторонность отношений практически исключается, и в силу вступают гуманные истинные отношения людей, объединённых общей, социально значимой целью. Забота о друге, сверстнике и забота о малыше - разные по содержанию отношения. Подчиняться сверстнику - не то же самое, что уметь поиграть с малышом. Как личность, ребёнок гораздо богаче развивается в многодетной семье, где он усваивает всю гамму человеческих отношений, оценок, норм взаимодействия с другими.

· Создание комфортной обстановки общения и творчества.

Создавать условия в образовательном пространстве для формирования культуры поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде, прививая чувства интернационализма, толерантности, взаимного уважения друг к другу. Необходимо развивать культуру общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения, воспитывать качества патриота и гражданина.

· Разработка социальных проектов с целью адаптации старшеклассника в социуме;

Формирование у гимназиста навыков проектной деятельности как ведущей на этапе основной школы, в основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных навыков обучающихся, выработка у гимназистов стремления и умения самостоятельно участвовать в творческом исследовательском процессе.

 

VIII. Участники и содержание инновационного проекта

 

В старших классах самосовершенствова­ние предполагает самоопределение личности, и эта проблема становится актуальной. Учащиеся должны сделать выбор дальнейшего жизненного пути, и акцент ставится на профессиональное са­моопределение, важное место отводится осмыс­лению жизненных и духовных ценностей.

Старшеклассники активизируют свою дея­тельность, легче включаются в процесс самовос­питания. Проявляют стремление управлять своим поведением, эмоциями, разумом в соответствии с соображениями личного самоуправляющего механизма - самосознания, - выбирают опти­мальный путь взаимодействия с окружающей средой. У них обнаруживается потребность в са­мопознании, саморегуляции и самореализации (самоактуализации), что проявляется в форме интересов, ценностных ориентации, социальных установок, целей жизни.

 

Происходит духовный рост и выбор: движе­ние вперед или отступление. Самореализация - это доверие к своему «Я», а не опора на автори­теты, честность перед собой и другими, способ­ность принять ответственность за свои действия и решения.

Внеурочная деятельность должна удовлетво­рять потребность ребят в самопознании, само­регуляции и самореализации, самовыражении с помощью содержания, методов и форм, обес­печивающих переход от воспитания к самовос­питанию. Любое мероприятие или поступок на­правляются и оцениваются с позиций соответ­ствия высшим целям развития и совершенство­вания личности старшеклассника. Необходимо организовывать ситуации успеха с последующей позитивной оценкой педагога и группы. Свобода выражения взглядов, взаимоува­жение, проявление здорового честолюбия, творческое горение - вот климат, способствую­щий формированию доминанты самосовершен­ствования, и та положительная сфера, ориенти­рующая ученика на воспитание в себе положи­тельного поведения.

 

Модуль «Лидер»(9-11классы) характеризуется обобщением полученного опыта и закреплением учащимися навыков проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной, общественно-полезной деятельности. Результатом деятельности является выявление и развитие лидерских качеств, развитие мотивационной сферы личности старшеклассников (определение своего места в жизни, формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность (мотивы самообразования), развитие социального самосознания). На этом этапе используются все средства, обозначенные нами в модели формирования социально-значимых качеств личности учащихся. У старшеклассников укрепляются мотивы гражданского долга, общественной полезности, возрастает стремление к самообразованию, исследовательской деятельности. Главными формами и средствами деятельности являются участие в деятельности ученического собрания, ученического совета, совета при президенте гимназии в интеллектуальных играх, учебно-практических конференциях, профориентационных мероприятиях, дебатах, работе творческих лабораторий, средствах массовой информации гимназии и др.

 

Модель ученического самоуправления традиционна и состоит из трех уровней:

· Первый – классное ученическое самоуправление;

· Второй – школьное ученическое самоуправление;

· Третий – школьное соуправление.

Взаимодействие всех участников педагогического процесса (учеников, учителей и родителей) по данным уровням органично сочетает образование, воспитание и дополнительные занятия по интересам.

Структура первого уровня ученическое самоуправление на уровне классных коллективов с 4-го по 11-ый классы. Высшим органом данного уровня является классное собрание.

Структура второго уровня ученического самоуправления на уровне общешкольного коллектива (4-11 классы). В нашей гимназии – это Совет президентов и Совет министров. Высшим органом ученического самоуправления является общее ученическое собрание.

Структура третьего уровня школьного соуправления на уровне Совета старшеклассников. Целью деятельности Совета старшеклассников является обеспечение межгруппового единства в коллективе гимназии и преемственности в работе органов самоуправления. Орган соуправления состоит из актива старшеклассников (9-11классов), родительской общественности, педагогического коллектива и из представителей самоуправляемых коллективов. Высшим органом данного уровня является общешкольная конференция.

 

 

Модель ученического самоуправления «Лидер» так же, как и остальные модули имеет следующую структуру:

Президент
Классный руководитель
Родительский комитет
Общее ученическое собрание  
Совет министров (по направлениям)  
Ученический коллектив (5-8 классы)  
Глава классного самоуправления    

 


Общее ученическое собрание - высший орган ученического самоуправления.

Ученическое собрание:

- определяет содержание деятельности модуля № 3 «Лидер»;

- устанавливает связи между всеми органами ученического и классного самоуправления;

- контролирует и оценивает эффективность деятельности каждого классного коллектива.

Президент модуля «Лидер» избирается тайным голосованием общим ученическим собранием, сроком на 1 год, из числа обучающихся 9-11 классов.

Президент обязан:

· определить структуру и состав Совета министров;

· организовывать и возглавить работу Совета министров;

· определять основные направления развития деятельности модуля;

· решать текущие вопросы качественно, оперативно.

Совет министров, состоит из министерств, во главе которых стоят министры:

ü Министр науки и образования;

ü Министр внутренних дел;

ü Министр связи;

ü Министр культуры;

ü Министр спорта.

Министр науки и образования - организует мероприятия по стимулированию образовательной деятельности обучающихся: участвует в организации и проведении предметных олимпиад, викторин, конкурсов, образовательных событий, участвует в организации научно - практических конференций.

Министр внутренних дел - организует дежурство в классе, в гимназии, на мероприятиях, совместно с классным руководителем участвует в проведении и организации общественных мероприятий.

Министр связи - информирует ученическое сообщество, обеспечивает коммуникации всех субъектов образовательного процесса, сотрудничает с Пресс-центром.

Министр культуры - организует проведение в своём модуле коллективно- творческих дел, посещение музеев, выставок, театров, обеспечивает участие в мероприятиях «Планеты «Пульс».

Министр спорта – курирует спортивно - оздоровительную деятельность.

Совет министров координирует и направляет работу представителей классного самоуправления (глав классного самоуправления).

В каждом классе действует ученическое самоуправление, возглавляемое избранным главой классного самоуправления.

Самоуправление класса имеет основные подразделения:

ü Глава классного самоуправления;

ü Отдел науки и образования;

ü Отдел культуры;

ü Отдел внутренних дел;

ü Отдел связи;

ü Отдел спорта

 

Самоуправление класса состоит из пяти отделов, функции которых идентичны министерствам модуля «Лидер». Глава классного самоуправления избирается путем прямого тайного голосования ученическим коллективом из числа учеников этого класса. Глава классного самоуправления - ответственное лицо, уполномоченное одноклассниками для организации самоуправления в классе и помощи классному руководителю, который в своей деятельности стремиться к сохранению и развитию лучших традиций класса и гимназии. Срок полномочий главы классного самоуправления определяется общим собранием класса. Ученический коллектив самостоятельно определяет наименование структурных подразделений классного самоуправления. Организация ученического самоуправления в классах действует на тех же принципах, что и школьное ученическое самоуправление и преследует цель – вовлечение всех учащихся в общественную деятельность, способствующую улучшению учебно-воспитательного процесса в классе и в гимназии в целом.

Учитывая специфику гимназии, в основу воспитательной системы положена разветвлѐнная система коллективных творческих дел, охватывающая все сферы жизни гимназии. Она направлена на всестороннее развитие личности ребѐнка, укрепление и развитие ученических коллективов, выявление и развитие лидерских навыков, тесное взаимодействие ученического и педагогического коллективов гимназии, развитие и укрепление патриотического чувства школьников по отношению к своей гимназии, к родному городу и через это к стране в целом.

Эта система охватывает весь учебный год, начиная с сентября и заканчивая июнем.

I. «ДЕНЬ ЗНАНИЙ – 1 СЕНТЯБРЯ».

Традиционный праздник, позволяющий создать мажорный настрой ученикам и педагогическому коллективу на весь учебный год, продемонстрировать первоклассникам, впервые пришедшим в гимназию, систему гимназических ценностей.

II. «ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ».

Проводится силами всех ученических коллективов гимназии с целью формирования уважительного отношения не только к труду педагогов, но и к ученическому труду самих гимназистов.

III. «ПРАЗДНИК ПОСВЯЩЕНИЯ В ГИМНАЗИСТЫ».

Проводится в октябре и имеет целью вовлечение вновь сформированных 1-х классов в воспитательную систему гимназии. Способствует формированию чувства преемственности поколений и патриотического отношения к гимназии в целом.

IV. «НОВОГОДНИЙ БАЛ-МАСКАРАД».

Проводится по скользящему графику в последний учебный день первого полугодия и является промежуточным итогом воспитательной работы в гимназии. Позволяет оценить степень сплочѐнности ученических коллективов.

V. «ДЕНЬ ВСЕХ ВЛЮБЛЁННЫХ».

Традиционно проводится 14 февраля силами кафедры иностранных языков гимназии. Помимо популяризации иностранных языков имеет важное воспитательное значение, так как позволяет определить творческий актив практически всех классов.

VI. «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА».

Традиционно отмечается 23 февраля и является одним из основных мероприятий военно-патриотической работы в гимназии. Позволяет формировать патриотическое отношение гимназистов ко всей триаде гимназия-город-страна. Мероприятия проводятся по скользящему графику среди всех учеников гимназии и являются мощным инструментом оценки ученических коллективов и работы классного руководителя.

VII. «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ».

Традиционно отмечается в гимназии в преддверии 8 марта. Праздник способствует формированию уважительного отношения к женщине (маме, бабушке, девушке, девочке, учителю).

VIII. «ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ».

Традиционно проводится в преддверии 9 мая и является одним из основных мероприятий военно-патриотической работы в гимназии. Позволяет формировать патриотическое отношение гимназистов ко всей триаде гимназия-город-страна. В празднике принимают участие все классы гимназии.

IX. «ПРАЗДНИК ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА».

Отмечается в конце мая и открывает серию выпускных мероприятий в гимназии. Является своеобразным итогом воспитательной работы.

Таким образом, внедрение ученического самоуправления помогает решать проблемы личностного самоопределения, социальной адаптации старшеклассника. Деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.049 с.)