Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прогнозирование экономического и социального развития⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Регионов. 12.1 Региональное хозяйство и региональная экономика. Региональное хозяйство представляет собой весь хозяйственный, экономический, производственный и социальный комплекс, который формируется незивисимо от состава отраслей и ведомственной подчиненности предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории республики, края, области, автономного округа. Все предпрития и организации промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, связи, сферы культурно-бытового обслуживания можно разделить на три большие группы подчинения: 1. федерального; 2. субъекта Федерации; 3. муниципального или местного. Отношения между местными органами, которые являются основой системы регионального управления, с одной строны, и предприятиями и организациями – с другой (в соответствии с уровнем подчиненности), варьируются от полного подчинения (предпрития и организации муниципальной собственности) местным органам до осуществления последними отдельных функций управления. Вне зависимости от форм управления и подчиненности все предприятия (организации), расположенные в данном регионе, подконтрольны местным органам управления в вопросах использования земли, недр, лесов и вод, охраны природы, соблюдения санитарных, противопожарных, правовых, социальных, жилищно-бытовых норм и правил. Территориальные органы управления ведут контроль за жилищным и социально-культурным строительством, строительством местных дорог, производством продольствия и товаров народного потребления, осуществляемого всеми предприятиями, находящимися на данной территории. Объектами регулирования на региональном уровне являются: процесс приватизации государственной собственности; налогообложение предприятий и населения; формирование местных бюджетов; социальная защита населения и др. В последние годы в Российской Федерации проводится работа по формированию государственной региональной политики. Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Основными целями региональной политики в РФ являются:
1. обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства; 2. обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты населения независимо от экономических возможностей регионов; 3. выравнивание условий социально-экономического развития регионов; 4. предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; 5. приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; 6. максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; 7. становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. 12.2 Методология прогнозирования экономического и социального развития регионов. В последние годы на уровне регионов (республик, краев, областей) проводилась и проводится работа по составлению краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социально развития. Методологическими предпосылками такого прогнозирования являются следующие положения: 1. регион представляет собой целостную подсистему общей системы общественного производства, выполняющую определенную народнохозяйственную функцию посредством производства некоторого числа продуктов или услуг, являющихся предметом его специализации; 2. ухудшение показателей экономической деятельности региона способно вызвать негативные изменения в функционировании всей системы общественного производства или социально-экономической системы общества; 3. необходимый уровень результатов функционирования региональной экономической системы к заданному моменту времени не может быть обеспечен при сложившихся инерционных тенденциях регионального развития; 4. преобразование режима функционирования региональной экономической системы в рамках существующей системы территориального управления и при данных ресурсах в заданный срок невозможно. Исходя из этих положений определяются основные этапы и схема разработки прогноза регионального экономического развития, его содержание. Процесс разработки прогноза включает в себя три блока: аналитический, концептуальный и прогнозный.
В рамках аналитического блока необходимо исследовать внутреннюю связанность данной территории, определить существенные структурные связи, экономическое ядро региональной системы и производства, определяющие эффективность функционирования системы в целом. Это дает возможность определить те звенья регионального хозяйства, которые выполняют основную функцию региона в системе общественного разделения труда. Кроме того, необходимо рассмотреть тенденции развития региона в составе всей экономики страны. Это покажет степень зависимости всего общественного производства в данный момент и в перспективе от функционирования региональной экономики. Основным содержанием исследований в рамках концептуального блока является выработка концепции развития региональной экономической системы с учетом стоящих перед регионом экономических и социальных целей. При разработке концепции регионального развития можно выделить два основных этапа: 1. формирование целей и их конкретизация в виде определенных задач, направленных на решение соответствующих проблем; 2. определение приоритетов целей и задач экономического и социального развития и разработка на этой основе стратегии регионального развития. Специфика целей, конкретных проблем и факторов развития в каждом данном регионе не позволяет унифицировать решение этой проблемы. Вместе с тем можно назвать ряд целей и задач, присущих всем регионам. Это: 1. стабилизация производства и обеспечение экономического роста; 2. формирование развитых рыночных отношений; 3. решение комплекса социальных вопросов; 4. защита окружающей среды и т.д. Основной задачей в рамках прогнозного блока является определение количественных параметров и показателей развития региональной экономической системы в перспективе. При этом используются три типа прогнозов: общеэкономические прогнозы развития региональной экономической системы в целом; прогнозы развития отдельных отраслей и производств регионального хозяйства; прогнозы развития отдельных административно-территориальных единиц региона (городов, районов и т.д.). Основным методом разработки указанных прогнозов является составление сценариея перспективного развития. В этих сценариях описываются вероятные ситуации будущего развития региональной экономической системы и ее структур, ее взаимосвязь с другими системами, определяются оптимальные показатели развития региональной экономики при различных сочетаниях факторов и условий регионального развития. Вся совокупность сценариев регионального развития делится на три группы: 1. сценарии общеэкономического развития; 2. сценарии развития отдельных отраслей и производств; 3. сценарии развития отдельных административно-территориальных единиц региона. Можно выделить три группы сценариев общеэкономичекого развития региона: 1. сценарии, определяемые условиями развития экономики страны, оказывающими воздействие на параметры роста производства в региональной системе; 2. сценарии, определяемые внутрирегиональными факторами развития производства, среди которых наиболее важны структурные изменения, обеспеченность финансовыми, природными ресурсами, показатели эффективности производства и др.;
3. сценарии общеэкономического развития региона, сочетающие условия, складывающиеся при сохранении отраслевого подхода к прогнозированию развития экономики отдельных регионов. При построении сценариев развития отдельных отраслей и производств необходимо руководствоваться тем, что сочетание факторов и условий развития для разных групп отраслей различно. Всю совокупность отраслей материального производства необходимо разделить на однородные группы с точки зрения сочетания факторов и условий перспективного развития: 1. отрасли народнохозяйственной специализации; 2. отрасли регионального значения. Для обеих групп отраслей необходимо разработать два варианта сценария или прогноза развития: поисковый и нормативный. В соответствии с первым прогнозом развития обеих групп отраслей будет определяться сложившимися тенденциями базового периода. В соответствии же со вторым нормативным вариантом прогноза развитие первой группы отраслей будет определяться общеэкономическими потребностями и ресурсами, а развитие второй группы отраслей будет определяться региональными потребностями в соответствующей продукции, а также финансовыми и ресурсными возможностями региона. 12.3 Модели регионального развития. При прогнозировании экономичекого и социального развития региона используется целый ряд моделей, из которых рассмотрим три типа: 1. модели экономической базы (МЭБ); 2. модели “затраты – выпуск” (МЗВ); 3. эконометрические модели (ЭМ). Модели экономической базы основаны на предпосылке о том, что региональная экономика подразделяется на два производственных сектора в соответствии с рынками сбыта товаров: а) вне данного региона (базовый сектор); б) внутри данного региона (обслуживающий сектор). Для некоторго условного региона МЭБ может быть в общем виде записана следующим образом: У = (Е – М) + Х, (1), где У – суммарный доход в регионе; Е – собственные расходы (включая инвестиции и расходы местного управления в регионе); М – поставки в регион; Х – поставки из региона. Выразив значение Е и М через У, получим: Е = е × У (2); М = м × У (3); Х = ` Х (4). Черта сверху указывает экзогенный характер переменных в данной модели. Подставляя значения (2), (3), (4) в формулу (1), получим:
У = е × У – м × У + ` Х. Решая это уравнение относительно У, получим: У = ` Х / (1 – е + м). Отсюда получаем формулу базового мультипликатора: К = У /Х = 1 / (1 – е + м). Она показывает соотношение суммарного дохода в регионе и поставок из региона. МЭБ позволяет оценить лишь общее влияние внешнего воздействия на рынок. Чтобы понять процесс распространения этого воздействия от отрасли к отрасли и степень его влияния на различные отрасли и межотраслевые различия в величине мультипликатора, необходимо более детальное описание региональной экономической системы. В этом случае могут быть использованы модели “затраты-выпуск”, МЗВ. При использовании этих моделей рассматривается конечное число отраслей- производителей в регионе. Каждая из них может считаться при этом зависимой от любой другой. Выпуск отрасли 1-ой может быть использован в качестве затрат в отрасли 2-ой. Продукция 2-ой отрасли может быть в свою очередь, использована в качестве производственных затрат 3-ей отрасли и т.д. Это позволяет отслеживать эффекты мультипликатора, возникающие из-за внешнего воздействия на экономику, более детально, чем МЭБ. Открытая статическая экономическая система, состоящая из n отраслей, может быть представлена следующим образом: Хi = å Хij + Уi i,j = 1,2,…n, (1), где Хi – валовый выпуск i-ой отрасли; Хij – количество продукции i-ой отрасли, затраченное на производство в j-ой отрасли; Уi – количество продукции i-ой отрасли, использованное конечным потребителем. Если принять ряд упрощающих допущений: 1. каждая группа продуктов выпускается единственной отраслью-производителем; 2. отсутствуют внешние источники сокращения или увеличения затрат; 3. существует единственный производственный процесс для каждого продукта, что исключает взаимозаменямость продукции. Тогда из (3) следует, что Хij = аij × хj, где аij- технологический коэффициент, определяющий количество i-го продукта, расходуемое на производство единицы j-го продукта; Хj- выпуск j-ой отрасли. Тогда формула (I) может быть преобразована так: n Хi = å аij Хj + Уi J = 1 Или в матричном виде Х = АХ + У (3) -I Решая (3) относительно Х, получаем Х = (I – А) × У (4) Формула (4) позволяет на основании заданного прогнозного значения вектора конечного потребления У и структурных коэффициентов матрицы -I (I – А) находить объем валового выпуска, необходимый для обеспечения конечного и промежуточного потребления. Среди эконометрических моделей (ЭМ) можно выделить два типа: простые и с системой совместных уравнений. Первые состоят из группы регрессивных уравнений, связывающих общенациональные и региональные переменные. В моделях с системой совместных уравнений учтены принципиальные связи между отдельными уравнениями и внутренними переменными моделями. Рассмотренные модели регионального анализа предназначены для прогнозирования регионального экономического роста и дают оценку региональных решений именно с позиции возможностей и проблем экономического роста.
Однако построение многоплановой оценки региональных социально-экономических решений предполагает возможность и необходимость их оценки с позиции согласованности интересов всех участников процесса принятия и реализации решений, влияния этих решений на социально-экономическую и экологическую ситуацию в регионе. Обеспечить на практике такую согласованность может только система моделей, воспроизводящая функционирование региональной социально-экономической системы во времени и пространстве. Разработки таких систем ведутся и в нашей стране и за рубежом.
12.4 Состояние и прогнозные оценки развития регионов в РФ. В условиях экономического кризиса в регионах РФ все более нарушалось нормальное осуществление воспроизводственного процесса, которое проявлялось в следующем: 1. происходила значительная локализация региональных хозяйств, которая охватывала не только товарные, но и ресурсные рынки субъектов Федерации; 2. нарастала дифференциация темпов промышленного и социального развития входящих в РФ регионов. Основные экономические причины этих явлений обусловлены проводимой государством макроэкономической политикой, особенно в области внешнеэкономической деятельности, а также неравенством исходных предпосылок экономического развития вследствие сложившейся в течение прошлых десятилетий относительно строгой региональной специализации, а также локализации в условиях кризиса фактров производства. В РФ можно выделить следующие основные типы регионов, специализированных на продукции: · топливно-энергетического комплекса – I тип; · металлургического комплекса – II тип; · химико-лесного комплекса – III тип; · машиностроения и металлообработки – IV тип; · промышленности строительных материалов, стекольной и фаянсовой промышленности –V тип; · легкой промышленности – VI тип; · пищевой и перерабатывающей промышленности – VII тип. Внешнеэкономической причиной дифференциации темпов промышленного и социального развития регионов в 90-е годы стало обострение противоречий между Федеральным центром и некоторыми регионами. Эти противоречия были связаны с возникновением центробежных устремлений некоторых относительно “богатых” субъектов Федерации, что затрудняло и затрудняет в настоящее время Федеральному центру осуществлять в полной мере перераспределительную функцию государства и нивелировать неравномерное развитие регионов. Отказ от государственной монополии внешней торговли способствовал усилению взаимообмена между регионами РФ, специализирующимися на добыче и первичной обработке природных ресурсов, и странами дальнего зарубежья. Этому способствовала и общая направленность экономической политики государства, обеспечивающая в последние годы поддержку топливно-энергетического и сырьевого комплексов. Машиностроение и производство, удовлетворяющих конечный потребительский спрос (за исключением потребности в электроэнергии и топливе) фактически остались без государственной поддержки и могли рассчитывать лишь на свои возможности и возможности регионов. Именно в регионах IV и V типов (машиностроение, легкая промышленность) произошел особенно резкий спад производства. Причинами этого стали: разрыв покооперационных связей; неэффективное проведение конверсии оборонной промышленности; лишение российских предприятий привычных рынков сырья (хлопок, лен, шерсть), оказавшихся в ближнем зарубежье и др. Либерализация внешнеторговой деятельности и сырьевая направленность российского экспорта выявили, что на фоне всеобщего спада наибольшим потенциалом выживания обладают территории, на которых преобладают добыча и первичная обработка природных ресурсов. В соответствии с приведенной классификацией к ним относятся три группы регионов, в которых преобладает продукция: топливно-энергетичекого, металлургического и химико-лесного комплексов. Прогнозные оценки развития отдельных регионов связаны с выявлением в них региональных мультипликаторов экономического роста и возможностей их эффективного использования на практике. Так, для преимущественно сырьевых или аграрных регионов мультипликатор роста заключается в опережающем развитии перерабатывающих, дополняющих и обслуживающих производств, а также инфраструктурных отраслях. В регионах с преобладанием предприятий ВПК импульс росту призвана дать конверсия, в процессе которой будут устанавливаться технологические связи между военным и гражданским секторами промышленности, обеспечивающие прогрессивные структурные преобразования в масштабе региона. В регионах с относительной сбалансированностью отраслей специализации, дополняющих и обслуживающих производств мультипликатором роста должно стать техническое перевооружение машиностроения и приоритетное развитие высокотехнологичных производств. В любом случае развитие регионов связано с опреленными структурными преобразованиями и сдвигами в их экономике.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.056 с.) |