Методы моделирования и прогнозирования экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы моделирования и прогнозирования экономики



МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Воронеж -2014

Содержание

1. Социально-экономическое прогнозирование: основные понятия, предмет, методы и типология прогнозо.

1. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения……………………………….…………7

2. Методы социально-экономического прогнозирования, как учебной и научной дисциплины………………………………………………………….……..9

3. Типология прогнозов………………………………………………….………..11

Система и принципы социально-экономического прогнозирования.

1. Система социально-экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов……………………………………………………………………………15

2. Основные принципы прогнозирования………………………..…………….16

3. Основные функции прогнозирования………………………..………………18

Методы социально-экономического прогнозирования.

1. Специфические методы социально-экономического прогнозирования и их классификация………………………………………………….…………………..20

2. Интуитивные методы прогнозирования………………..…………………….21

3. Формализованные методы прогнозирования…………...…………………….24

 

Модели экономического прогнозирования.

1. Экономико-математические, факторные и структурные модели в прогнозировании……………………………………………………….…...………27

2. Модель динамического межотраслевого баланса и модель В.В. Леонтьева “затраты – выпуск”………………………………………………………………… 30

3. Макроэкономические модели в прогнозировании. Факторный, лаговый и структурный аспекты сбалансированности экономики………………………… 33

Экономический потенциал народного хозяйства – основа экономического и социального прогнозирования.

1. Экономический потенциал страны, его характеристика и состав………..… 35

2. Эффективность использования экономического потенциала страны……... 36

3. Показатели, характеризующие состояние и уровень экономического потенциала страны……………………………………………………………….... 38

Прогнозирование демографического развития.

1. Содержание и значение изучения демографического развития страны…… 41

2. Разработка демографических прогнозов, ее стадии и временные горизонты прогнозов…………………………………………………………………………. 42

3. Факторы и показатели демографического развития………………………...44

4. Состояние и прогнозные оценки демографического развития России……48

Прогнозирование национальной безопасности.

1. Понятие национальной безопасности и защита интересов страны……….51

2. Угрозы экономической безопасности страны………………………………52

3. Обеспечение и прогнозирование национальной безопасности……………55

Прогнозирование экономического роста.

1. Экономический рост, его измерение и факторы……………………………57

2. Модели и методы прогнозирования экономического роста……………….60

3. Прогнозные оценки показателей экономического роста………………..… 63

Прогнозирование научно-технического прогресса.

1. Сущность и периодизация НТП, концепция его прогнозирования. Научно-техническая политика………………………………………………………….… 66

2. Задачи и методы прогнозирования НТП на различных стадиях его развития…………………………………………………………………………… 70

3. Приоритетные направления и прогнозные оценки развития НТП…...……..73

Прогнозирование развития структуры общественного производства.

1. Структура общественного производства, ее состав, основные элементы и факторы формирования……………………………………………………..…..…76

2. Прогнозирование структуры общественного производства. Структурная политика…………………………………………………………………………….78

3. Стадии, показатели и методы прогнозирования структуры общественного производства………………………………………………………………………..81

4. Состояние и прогнозные оценки совершенствования структуры общественного производства в РФ……………………………………………….83

Прогнозирование социального развития и уровня жизни населения.

1. Система показателей и прогнозов социального развития и уровня жизни населения…………………………………………………………………………… 86

2. Методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения……………………………………………………..….…88

3. Состояние и прогнозные оценки социального развития и уровня жизни… 90

Прогнозирование экономического и социального развития регионов.

1. Региональное хозяйство и региональная политика……………..……………94

2. Методология прогнозирования экономического и социального развития регионов……………………………………………………………………………..96

3. Модели регионального анализа………………………………………….…… 99

4. Состояние и прогнозные оценки экономического развития регионов РФ …………………………………………………………………………………… 103

Система и принципы социально-экономического

Прогнозирования.

2.1 Система социально-экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов.

Под системой социально-экономического прогнозирования понимается определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающих их согласованность, преемственность и непрерывность. Национальное прогнозирование носит комплексный характер, охватывая все уровни и аспекты расширенного воспроизводства. Те или иные частные национальные прогнозы, описывающие различные стороны экономического роста, характеризуются относительной обособленностью и имеют собственное специфическое содержание. Однако они тесно взаимосвязаны и образуют целостную систему, которая может быть представлена в виде следующих групп прогнозов.

Технико-экономические прогнозы исследуют перспективы развития народного хозяйства, его отраслей, размещения производства, динамики технико-экономических показателей производства продукции, освоения ее новых видов, финансирования производства, структурных сдвигов в экономике и т.д.

Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, развитие фундаментальных и прикладных исследований, новых видов техники и технологии, определяют последствия НТП.

Социально-экономические прогнозы исследуют вопросы динамики уровня жизни населения, доходов, потребления населением продуктов питания и непроизводственных товаров, развития отраслей социальной инфраструктуры, демографии, занятости населения и т.д.

Естественно-природные прогнозы характеризуют запасы природных ресурсов и возможности их вовлечения в хозяйственный оборот, состояние растительного и животного мира, окружающей среды.

Внешнеэкономические прогнозы рассматривают перспективы сотрудничества с зарубежными странами, проблемы интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, вопросы рационализации экспорта и импорта и т.д.

В настоящее время разработка системы национальных прогнозов в нашей стране еще далеко не завершена и предстоит большая работа в этом направлении в будущем.

2.2 Основные принципы прогнозирования.

Социально-экономическое прогнозирование основывается на ряде принципов. Рассмотрим важнейшие из них.

Принцип системности прогнозирования означает, что народное хозяйство рассматривается, с одной стороны как единый объект, а с другой – как совокупность относительно самостоятельных объектов или направлений прогнозирования. Системный подход предполагает построение прогнозов на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной субординацией и последовательностью, что позволяет разрабатывать согласованный и непротиворечивый прогноз экономического развития по каждому объекту народного хозяйства. Однако, в условиях переходной экономики построить целостную систему моделей социально-экономического прогнозирования, очень сложно. В связи с чем необходима унификация блочных моделей, использование вычислительных способов решения, создание информационного банка данных.

Принцип единства политики и экономики означает, что при рассмотрении вопросов развития экономики, составлении прогнозов и программ следует исходить из совокупности экономических интересов всех субъектов хозяйствования и в то же время по некоторым направлениям прогнозирования необходимо, в первую очередь, учитывать общегосударственные вопросы (устойчивость финансовой системы, обеспечение целостности страны, ее обороноспособности и т.д.).

Принцип научной обоснованности означает, что в экономическом прогнозировании всех уровней необходим всесторонний учет требований объективных экономических и других законов развития общества, использование научного инструментария, достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

Принцип адекватности (соответствия) прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создания теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.

Принцип вариантности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Источниками возникновения различных вариантов развития народного хозяйства служат возможные качественные сдвиги в условиях воспроизводства при переходе от экстенсивных методов его расширения к интенсиным, при создании новых условий хозяйствования.

Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

2.3 Основные функции прогнозирования.

В их числе можно выделить следующие функции.

1. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций. Он осуществляется по трем стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция.

Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.

Диагноз – это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.

Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.

2. Исследование объективных связей социально-экономических явлений развития народного хозяйства в конкретных условиях в определенном периоде.

При непрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит также непрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов, тем самым осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденции развития экономики определяется, насколько принятые решения соответствуют будущему развитию, выявляются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым опытом.

3. Оценка объекта прогнозирования базируется на сочетании аспектов детерминированности (определенности) и неопределенности.

4. Выявление объективных вариантов экономического и социального развития.

На основе теоретических исследований, достижений общественных, естественных и технических наук выясняются объективные варианты исследуемого процесса и тенденции его развития на перспективу.

5. Накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.

Реализация функций прогнозирования осуществляется на основе двух подходов: поисковом и нормативном.

А в

Уt = Аt × Kt × Lt, где

Уt- объем валового внутреннего продукта в году t;

Аt- нормирующий параметр, приводящий масштаб и размерность фактора к масштабу и размерности продукта Уt, отражающий влияние неучтенных в модели факторов и меняющихся условий производства;

Кt – объем основного капитала (производственных фондов);

Lt- объем занятого в народном хозяйстве живого труда;

а – характеризует эластичность объема и динамики продукта Уt от объема и динамики производственных фондов, или показывает прирост Уt, приходящийся на единицу прироста Кt (при Lt = const);

в – характеризует эластичность объема и динамики продукта Уt от объема и динамики затрат живого труда, или показывает прирост Уt, приходящийся на единицу прироста Lt (при Кt = cons);

а и в – расчетные показатели. Так, расчеты по обрабатывающей промышленности СССР в 70-80-е годы дали следующие значения этих показателей эластичности: а = 0.28; в = 0.72.

Используя эти показатели, можно определить объем ВВП в интересующем нас году. При помощи логарифмического дифференцирования производственную функцию можно выразить в показателях среднегодовых темпов прироста.

Уt = а Кt + в Lt, где

Уt- среденегодовой прирост ВВП за период времени t;

Кt – прирост основного капитала (производственных фондов) за период времени t;

Lt – прирост затрат живого труда за период времени t.

В зависимости от величины суммы показателей а и в могут иметь место три типа экономического роста.

1. Выражение а + в > 1 означает, что если факторы производства возрастают в n раз, то выпуск продукции увеличивается более чем в n раз, тем самым рост производства опережает рост совокупных затрат фактров. Это случай интенсивного роста, при этом, если а > в, то имеет место фондосберегающий рост, а если в >а, то – трудосберегающий рост.

2. Выражение а + в < 1 означает, что выпуск продукции увеличивается медленее по сравнению с ростом затрат факторов производства. При этом снижается их суммарная эффективность и происходит деинтенсификация роста, то есть его падение.

3. Выражение а + в = 1 означает, что выпуск продукции увеличивается пропорционально затратам факторов производства. При этом их суммарная экономическая эффективность остается неизменной и происходит чисто экстенсивное расширение производства.

На базе динамической факторной модели может быть спрогнозирован экономический рост с учетом влияния НТП на объем производимого продукта. В этом случае мы будем иметь трехфакторную модель:

А в rt

У t = A t Kt Lt e,

где е – основание натуральных логарифмов (е = 2.718);

r - коэффициент эластичности, характеризующий влияние НТП на экономический рост в период времени t.

Проведя математические преобразования, можно получить формулу прироста общественного проукта за период времени t

Уt = a Kt + В L + r.

При этом принимается, что а + в = 1.

Ниболее полно выражает зависимость результатов производства от количества и качества используемых факторов производства многофакторная модель экономического роста. В ней используются следующие факторы: прирост затрат труда; рост производительности; НТП; затраты капитала; образование и квалификация работников; экономия на масштабах производства; улучшение распределения ресурсов; законодательно-институциональные и др. факторы. Всего учтено 23 фактора.

По расчетам американского экономиста Э. Денисона, за период 1929-1982 годов реальный вклад в прирост валового национального продукта США каждого из указанных факторов составил:

· прирост затрат труда – 32 % ВВП;

· рост производительности труда – 68 % ВВП;

в том числе: НТП – 28 % ВВП, затраты капитала – 19 % ВВП, образование и квалификация работников – 14 % ВВП; экономия на масштабах производства – 9 % ВВП; улучшение распределения ресурсов – 8 % ВВП; законодательно-институциональные и др. факторы – 9 % ВВП.

Эти данные показывают, что повышение производительности труда является наиболее важным фактором, обеспечивающим рост объема общественного продукта.

Большой вклад в развитие теории производственных функций внесли такие экономисты как Р. Солоу – лаурят Нобелевской премии, наши соотечественники: Федоренко Н.П., Фельдман Г.А., Анчишкин А.И., Черников Д.А.

Р. Солоу, например, на базе аппарата производственных функций предложил модель экономической динамики, которая позволяет математически выразить наиболее важные процессы и результаты экономического роста. Она позволяет определять тенденцию макроэкономического развития с требуемой капиталовооруженностью и оптимальной нормой накопления, моделировать виды технического прогресса.

Наряду с факторными моделями прогнозирования экономического роста в экономической теории известны кейнсианские и неокейнсианские модели экономического роста, например, модели Е.Домара и Р.Харрода. Модель Домара базируется на использовании мультипликатора, а в основе модели Харрода лежит теория акселератора.

Рассмотренные модели далеко не исчерпывают весь перечень разработаннных и описанных в экономической теории моделей и методов, применяемых при прогнозировании экономического роста.

3. Прогнозные оценки показателей экономического роста.

В 90-е годы в нашей стране и за рубежом неоднократно предпринимались попытки разработки прогнозов социально-экономического развития РФ, большинство из которых очень быстро устаревало вследствие продолжавшегося экономического кризиса.

Так, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны до 2005 года, утвержденном Правительством РФ в 1996 году, предполагалось, что в соответствии с оптимистическим вариантом прогноза в 1998-2005 годах будет обеспечен рост ВВП в пределах 4.5-5 % в год. К 2005 году предполагалось достигнуть уровня ВВП 1992 года, по пессимистическому варианту предполагалось, что среднегодовая динамика ВВП в 1998-2005 годах составит 3.5 – 4 %. При этом имелось ввиду, что по первому варианту в экономику РФ за 10 лет будет привлечено 112.5 млрд.долларов в основном иностранных инвестиций; по второму варианту предполагалось использовать в основном внутренние источники инвестиций. Однако, как показала практика, указанный прогноз оказался не вполне реальным из-за продолжавшегося кризиса.

В большей степени заслуживает внимания прогноз социально-экономического развития РФ, разработанный в начале 90-х годов коллективом работников института научного прогнозирования РАН. Согласно этому прогнозу депрессия в Российской экономике продлится до конца 20 века. После 2000 года начнется экономическое оживление, 2001-2005 годах среденегодовые темпы роста ВВП составят 3.4 %. В 2006-2010 годах они могут составить 5.7-6 %. После 2010 года экономика РФ перейдет к стационарному режиму развития с темпом роста 5.5-6 %. По оптимистическому варианту этого прогноза выйти на уровень потребления 1990 года удастся не ранее 2007 года, а по реалистическому не ранее 2012 года.

В полной мере преимущества экономики рыночного типа могут проявиться в России через 45-50 лет после начала реформ.

В соответствии с результатами исследований, проведенных учеными института экономики РАН совместно с работниками ММВБ под руководством академика Л.И. Абалкина и опубликованных в монографии “Россия – 2015: оптимистический прогноз”, среднегодовые темпы роста ВВП в 1999-2000 годах составят 4-6 %, 2001-2008 годах – 6-8 %, 2009-2015 годах – 3.5 %.

Согласно предложенной стратегии развития в ближайшие два года деятельность государства должна быть направлена не только на остановку спада производства, на реформирование банковской системы страны и укрепление рубля, но и на создание предпосылок для последующего подъема.

На втором этапе в 2001-2008 годах экономический рост прогнозируется в первую очередь в отраслях потребительского сектора. Прирост реальных доходов населения может составить 5-7 % в год, инвестиций в основной капитал 8-12 % в год, возрастут показатели занятости, улучшится финансовая ситуация, значительная часть банков будет сориентирована на реальный сектор.

На третьем этапе 2009-2015 годах процесс модернизации экономики России будет предполагать улучшение конкурентоспособности в отраслях конечной продукции, произойдет укрепление рубля, вновь начнется широкомасштабное включение России в мировой рынок. К 2015 году будет завершена модернизация отечественного машиностроения на информационно-индустриальной основе. Вероятно, большая часть экономики России будет использовать ресурсосберегающие и наукоемкие технологии. Однако, к 2015 году процесс построения информационно-индустриального общества будет еще далек от завершения, а по социальным параметрам Россия лишь приблизится к индустриально-развитым странам. Задачу построения полномасштабного информационно-индустриального общества можно будет решить лишь к середине следующего столетия.

Регионов.

12.1 Региональное хозяйство и региональная экономика.

Региональное хозяйство представляет собой весь хозяйственный, экономический, производственный и социальный комплекс, который формируется незивисимо от состава отраслей и ведомственной подчиненности предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории республики, края, области, автономного округа.

Все предпрития и организации промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, связи, сферы культурно-бытового обслуживания можно разделить на три большие группы подчинения:

1. федерального;

2. субъекта Федерации;

3. муниципального или местного.

Отношения между местными органами, которые являются основой системы регионального управления, с одной строны, и предприятиями и организациями – с другой (в соответствии с уровнем подчиненности), варьируются от полного подчинения (предпрития и организации муниципальной собственности) местным органам до осуществления последними отдельных функций управления.

Вне зависимости от форм управления и подчиненности все предприятия (организации), расположенные в данном регионе, подконтрольны местным органам управления в вопросах использования земли, недр, лесов и вод, охраны природы, соблюдения санитарных, противопожарных, правовых, социальных, жилищно-бытовых норм и правил. Территориальные органы управления ведут контроль за жилищным и социально-культурным строительством, строительством местных дорог, производством продольствия и товаров народного потребления, осуществляемого всеми предприятиями, находящимися на данной территории.

Объектами регулирования на региональном уровне являются: процесс приватизации государственной собственности; налогообложение предприятий и населения; формирование местных бюджетов; социальная защита населения и др.

В последние годы в Российской Федерации проводится работа по формированию государственной региональной политики. Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Основными целями региональной политики в РФ являются:

1. обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;

2. обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты населения независимо от экономических возможностей регионов;

3. выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

4. предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

5. приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

6. максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

7. становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

12.2 Методология прогнозирования экономического и социального развития регионов.

В последние годы на уровне регионов (республик, краев, областей) проводилась и проводится работа по составлению краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социально развития.

Методологическими предпосылками такого прогнозирования являются следующие положения:

1. регион представляет собой целостную подсистему общей системы общественного производства, выполняющую определенную народнохозяйственную функцию посредством производства некоторого числа продуктов или услуг, являющихся предметом его специализации;

2. ухудшение показателей экономической деятельности региона способно вызвать негативные изменения в функционировании всей системы общественного производства или социально-экономической системы общества;

3. необходимый уровень результатов функционирования региональной экономической системы к заданному моменту времени не может быть обеспечен при сложившихся инерционных тенденциях регионального развития;

4. преобразование режима функционирования региональной экономической системы в рамках существующей системы территориального управления и при данных ресурсах в заданный срок невозможно.

Исходя из этих положений определяются основные этапы и схема разработки прогноза регионального экономического развития, его содержание. Процесс разработки прогноза включает в себя три блока: аналитический, концептуальный и прогнозный.

В рамках аналитического блока необходимо исследовать внутреннюю связанность данной территории, определить существенные структурные связи, экономическое ядро региональной системы и производства, определяющие эффективность функционирования системы в целом. Это дает возможность определить те звенья регионального хозяйства, которые выполняют основную функцию региона в системе общественного разделения труда. Кроме того, необходимо рассмотреть тенденции развития региона в составе всей экономики страны. Это покажет степень зависимости всего общественного производства в данный момент и в перспективе от функционирования региональной экономики.

Основным содержанием исследований в рамках концептуального блока является выработка концепции развития региональной экономической системы с учетом стоящих перед регионом экономических и социальных целей.

При разработке концепции регионального развития можно выделить два основных этапа:

1. формирование целей и их конкретизация в виде определенных задач, направленных на решение соответствующих проблем;

2. определение приоритетов целей и задач экономического и социального развития и разработка на этой основе стратегии регионального развития.

Специфика целей, конкретных проблем и факторов развития в каждом данном регионе не позволяет унифицировать решение этой проблемы.

Вместе с тем можно назвать ряд целей и задач, присущих всем регионам. Это:

1. стабилизация производства и обеспечение экономического роста;

2. формирование развитых рыночных отношений;

3. решение комплекса социальных вопросов;

4. защита окружающей среды и т.д.

Основной задачей в рамках прогнозного блока является определение количественных параметров и показателей развития региональной экономической системы в перспективе. При этом используются три типа прогнозов: общеэкономические прогнозы развития региональной экономической системы в целом; прогнозы развития отдельных отраслей и производств регионального хозяйства; прогнозы развития отдельных административно-территориальных единиц региона (городов, районов и т.д.).

Основным методом разработки указанных прогнозов является составление сценариея перспективного развития. В этих сценариях описываются вероятные ситуации будущего развития региональной экономической системы и ее структур, ее взаимосвязь с другими системами, определяются оптимальные показатели развития региональной экономики при различных сочетаниях факторов и условий регионального развития.

Вся совокупность сценариев регионального развития делится на три группы:

1. сценарии общеэкономического развития;

2. сценарии развития отдельных отраслей и производств;

3. сценарии развития отдельных административно-территориальных единиц региона.

Можно выделить три группы сценариев общеэкономичекого развития региона:

1. сценарии, определяемые условиями развития экономики страны, оказывающими воздействие на параметры роста производства в региональной системе;

2. сценарии, определяемые внутрирегиональными факторами развития производства, среди которых наиболее важны структурные изменения, обеспеченность финансовыми, природными ресурсами, показатели эффективности производства и др.;

3. сценарии общеэкономического развития региона, сочетающие условия, складывающиеся при сохранении отраслевого подхода к прогнозированию развития экономики отдельных регионов.

При построении сценариев развития отдельных отраслей и производств необходимо руководствоваться тем, что сочетание факторов и условий развития для разных групп отраслей различно. Всю совокупность отраслей материального производства необходимо разделить на однородные группы с точки зрения сочетания факторов и условий перспективного развития:

1. отрасли народнохозяйственной специализации;

2. отрасли регионального значения.

Для обеих групп отраслей необходимо разработать два варианта сценария или прогноза развития: поисковый и нормативный.

В соответствии с первым прогнозом развития обеих групп отраслей будет определяться сложившимися тенденциями базового периода. В соответствии же со вторым нормативным вариантом прогноза развитие первой группы отраслей будет определяться общеэкономическими потребностями и ресурсами, а развитие второй группы отраслей будет определяться региональными потребностями в соответствующей продукции, а также финансовыми и ресурсными возможностями региона.

12.3 Модели регионального развития.

При прогнозировании экономичекого и социального развития региона используется целый ряд моделей, из которых рассмотрим три типа:

1. модели экономической базы (МЭБ);

2. модели “затраты – выпуск” (МЗВ);

3. эконометрические модели (ЭМ).

Модели экономической базы основаны на предпосылке о том, что региональная экономика подразделяется на два производственных сектора в соответствии с рынками сбыта товаров: а) вне данного региона (базовый сектор); б) внутри данного региона (обслуживающий сектор).

Для некоторго условного региона МЭБ может быть в общем виде записана следующим образом:

У = (Е – М) + Х, (1),

где У – суммарный доход в регионе;

Е – собственные расходы (включая инвестиции и расходы местного управления в регионе);

М – поставки в регион;

Х – поставки из региона.

Выразив значение Е и М через У, получим: Е = е × У (2);

М = м × У (3);

Х = ` Х (4).

Черта сверху указывает экзогенный характер переменных в данной модели. Подставляя значения (2), (3), (4) в формулу (1), получим:

У = е × У – м × У + ` Х.

Решая это уравнение относительно У, получим:

У = ` Х / (1 – е + м).

Отсюда получаем формулу базового мультипликатора:

К = У /Х = 1 / (1 – е + м).

Она показывает соотношение суммарного дохода в регионе и поставок из региона. МЭБ позволяет оценить лишь общее влияние внешнего воздействия на рынок. Чтобы понять процесс распространения этого воздействия от отрасли к отрасли и степень его влияния на различные отрасли и межотраслевые различия в величине мультипликатора, необходимо более детальное описание региональной экономической системы.

В этом случае могут быть использованы модели “затраты-выпуск”, МЗВ. При использовании этих моделей рассматривается конечное число отраслей- производителей в регионе. Каждая из них может считаться при этом зависимой от любой другой. Выпуск отрасли 1-ой может быть использован в качестве затрат в отрасли 2-ой. Продукция 2-ой отрасли может быть в свою очередь, использована в качестве производственных затрат 3-ей отрасли и т.д. Это позволяет отслеживать эффекты мультипликатора, возникающие из-за внешнего воздействия на экономику, более детально, чем МЭБ.

Открытая статическая экономическая система, состоящая из n отраслей, может быть представлена следующим образом:

Хi = å Хij + Уi i,j = 1,2,…n, (1), где Хi – валовый выпуск i-ой отрасли;

Хij – количество продукции i-ой отрасли, затраченное на производство в j-ой отрасли;

Уi – количество продукции i-ой отрасли, использованное конечным потребителем.

Если принять ряд упрощающих допущений:

1. каждая группа продуктов выпускается единственной отраслью-производителем;

2. отсутствуют внешние источники сокращения или увеличения затрат;

3. существует единственный производственный процесс для каждого продукта, что исключает взаимозаменямость продукции. Тогда из (3) следует, что Хij = аij × хj, где

аij- технологический коэффициент, определяющий количество i-го продукта, расходуемое на производство единицы j-го продукта;

Хj- выпуск j-ой отрасли.

Тогда формула (I) может быть преобразована так:

n

Хi = å аij Хj + Уi

J = 1

Или в матричном виде Х = АХ + У (3)

-I

Решая (3) относительно Х, получаем Х = (I – А) × У (4)

Формула (4) позволяет на основании заданного прогнозного значения

вектора конечного потребления У и структурных коэффициентов матрицы

-I

(I – А) находить объем валового выпуска, необходимый для обеспечения конечного и промежуточного потребления.

Среди эконометрических моделей (ЭМ) можно выделить два типа: простые и с системой совместных уравнений. Первые состоят из группы регрессивных уравнений, связывающих общенациональные и региональные переменные.

В моделях с системой совместных уравнений учтены принципиальные связи между отдельными уравнениями и внутренними переменными моделями.

Рассмотренные модели регионального анализа предназначены для прогнозирования регионального экономического роста и дают оценку региональных решений именно с позиции возможностей и проблем экономического роста.

Однако построение многоплановой оценки региональных социально-экономических решений предполагает возможность и необходимость их оценки с позиции согласованности интересов всех участников процесса принятия и реализации решений, влияния этих решений на социально-экономическую и экологическую ситуацию в регионе. Обеспечить на практике такую согласованность может только система моделей, воспроизводящая функционирование региональной социально-экономической системы во времени и пространстве. Разработки таких систем ведутся и в нашей стране и за рубежом.

 

12.4 Состояние и прогнозные оценки развития регионов в РФ.

В условиях экономического кризиса в регионах РФ все более нарушалось нормальное осуществление воспроизводственного процесса, которое проявлялось в следующем:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.14 с.)