Вопрос. Конкуренция, ее виды и методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Конкуренция, ее виды и методы



Различают следующие виды конкуренции:

1. совершенная (чистая, свободная) - при которой число фирм соперниц не
ограничено, поэтому, ни одна из них не в состоянии влиять на
рыночную цену;

2. несовершенная - при которой свобода соперничества ограничена в той
или иной степени существующим монополизмом и число фирм
производителей ограничено.

Различают следующие типы несовершенной конкуренции:

а) монополистическая конкуренция

б) олигополия

в) монополия

Существуют следующие направления конкуренции:

1. внутриотраслевая конкуренция это конкуренция внутри одной
отрасли, т.е. производителями однородной продукции и это приводит к
совершенствованию производства, улучшению качества продукции,
снижению цен и т.д.;

2. межотраслевая конкуренция это конкуренция между различными
отраслями за выгодное приложение капитала путем перелива капитала
из одной отрасли в другую, т.е. из отрасли с низкой нормой прибыли в
отрасли, где норма прибыли высокая.

Результатом является образование средней прибыли.


 

Различают следующие методы конкурентной борьбы: ценовая конкуренция - это соперничество за получение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и сбивания цен вплоть до демпинга (сбросовые, чрезмерно низкие цены) без изменения ассортимента и качества продукции;

2. неценовая конкуренция осуществляет путем улучшения качества и
надежности изделия, предоставлением дополнительных гарантий и
услуг, удобные условия оплаты, реклама и т.д.;

3. существуют и внерыночные формы конкуренции это борьба за
государственные заказы, судебные разбирательства., переманивание
специалистов, промышленный шпионаж, финансовые махинации, рекеу,
поджоги, физическое устранение и т.д.

Вопрос: Понятие и типы рыночных структур.


 

Модель рынка совершенной конкуренции:

Совершенная конкуренция (иногда ее называют чистой конкуренцией) существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей одинакового товара. Поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара, например челноки, торгующие китайскими кроссовками, и ателье, парикмахерские; продавцы, предлагающие одни и те же марки сигарет и водки у станций метро, и автомастерские; машинистки и переводчики; специалисты и переводчики; специалисты по ремонту квартир и торгующие на колхозных рынках крестьяне – их объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют «Рынок совершенной конкуренции».

Чистая конкуренция - возникает при следующих условиях:

1) очень большое число независимых производителей, предлагающих свой
товар на высокоорганизованном рынке (рынки сельскохозяйственной
продукции, фондовая биржа и т.д.);

2) стандартизованная продукция - т.е. конкурирующие фирмы производят
однородную продукцию;

3) «соглашающийся с ценой». На чисто конкурентном рынке доля каждого
отдельного производителя в общем объеме настолько малая, что он не
может ощутимо изменять в совокупное предложение продукции и
сложившуюся рыночную цену, а может только приспособиться к ней;

4) свободное вступление и выход из отрасли, новые фирмы могут свободно
входить, а существующие фирмы - свободно покидать отрасль, т.е. для
этого не существует никаких препятствии.


Вопрос: Модели рынков несовершенной конкуренции

- Монополия происходит от греческого слова «монос» - - один, «полео» продаю и возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. При этом у покупателей нет выбора.

Признаки чистой монополии

1. Единственный продавец

2. Нет близких заменителей

3. Диктующий цену - осуществляет контроль над ценой.

4. Заблокированное вступление, т.е. существуют барьеры для вступления в
отрасль новых конкурентов.

- Монополистическая конкуренция

- предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причем конкуренция присутствует в значительном объеме, а монополия - лишь в небольшой дозе.

Основные черты:

1) Относительно большое число производителей, которые имеют
ограниченный контроль над рыночной ценой.

2) Дифференциация продукции-•- производители предлагают похожую, но
неодинаковую продукцию (различные виды одежды или обуви, или
мебели).

3) Неценовая конкуренция

4) Легкое вступление в отрасль

- Олигополия ( от греческих слов «олигос» - немногий, «полео» - продаю) -когда основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов.

Основные признаки олигополии:

1) Немногочисленность олигополистов означает, ^то каждый из них
обладает большим рыночным весом и может влиять на цену.

2) Однородные или дифференцированные продукции, т.е. олигополиями
могут быть и отрасли, производящие однородную и отрасли
производящие дифференцированные продукты.

3) Барьеры для вступления и слияния. Например, ж: всякой фирме под
силу вступление в автомобильную отрасль США, где господствуют
«Большая тройка» («Дженерал моторе», «Форд», «Крайслер») на долю
которых приходится около 90 % продаж.


4) Всеобщая взаимосвязь, что означает необходимость для фирмы «регулировать» взаимную конкуренцию, избегают «войны цен», идут на объединения или картельные и др. монополистические соглашения. Т.о. олигополия -- это групповая монополия продавцов, при котором основная часть производства и сбыта определенных товаров сосредоточена в руках нескольких фирм.

Вопрос. Основные формы монополий. Последствия и оправдания монополий.

В конце XIX в. конкуренция привела к слиянию ряда предприятий и фирм, появлению монополий, т.е. произошла концентрация экономической мощи бизнесменов.

Монополия - это исключительное право какого-либо одного лица, отдельной группы, или государства на ту или иную экономическую деятельность.

Главные признаки монополизма:

1) высокая доля монополизма

2) доминирование на рынке

3) контроль над ценами

Формы монополии

1) естественная монополия, которой обладаег собственник и
хозяйственные субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и
невоспроизводимые элементы производства (см.закон РФ «О
естественных монополиях»).;

2) искусственная монополия - означает сосредоточение в чьих-то руках
производства и сбыта, какого-либо продукта за счет концентрации
производства


Она может быть:

а) случайной

б) устойчивой

в) всеобщей

Случайная монополия продавца или покупателей возникает благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения, когда появляется возможность изготовлять и продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства.

Устойчивая представляет собой крупные объединения

предпринимателей, которые захватывают ведущие позиции в производстве и реализации продукции

Всеобщая - (20 в.) возникает на основе всестороннего подчинения всего хозяйства, объединением предпринимателей, которые являются на рынке основными покупателями и продавцами.

Главной причиной возникновения всеобщей монополии является концентрация производства под воздействием НТП.

Последствия монополизма.

1) неэффективное распределение ресурсов (денег, сырья, товаров):

а) ограничение выпуска продукции и повышения цен;

б) дефицит продукции

2) непрогрессивность:

а) застой в экономике

б) нет конкуренции

в) стоит НТП

3) неравенство доходов

4) политическое влияние на правительство (снятие налогов, получение
льгот, кредитов)

Оправдание монополии:

1) выпускает хорошую продукцию

2) создает и поддерживает венчурные-предприятия

3) масштабность, т.е. в состоянии выполнить крупные заказы.

Кроме монополий существуют и другие формы рыночного господства:

1) рыночное господство продавцов представлено:

а) монополий - господство одного продавца;

б) олигополии (олигос немногий) это господство нескольких
продавцов;

2) рыночное господство покупателей представлено:

а) монопсонией - (опсония - закупка продовольствия) монопольное положение одного покупателя, который скупает всю продукцию определенного вида у мелких производителей на своих условиях;

 

Вопрос: Формы монопольных союзов.

 

 

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы

производства, участники которого сохраняют собственность на средства

производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую

самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен

предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и

захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

 

Вопрос: Антимонопольная политика государства

Конкуренция – это самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества. Монополия же подавляет конкуренцию и вынуждает потребителей платить большую цену за товар и сокращать объемы потребления. Монополия также нарушает равновесие между спросом и предложением, и приводит к нерациональному использованию ресурсов. Для того чтобы помешать этому государство применяет антимонопольную политику: административный контроль над монополизированными рынками и антимонопольное законодательство.

Административный контроль объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить в частности финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство ставит своей целью регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к ослаблению конкуренции и установлению монополии.

В целях борьбы с монополией государство применяет особый организационный механизм, с помощью которого государство старается сделать монополистическое производство невыгодным. Это поддержка малого бизнеса путем снижения таможенных пошлин, отмена количественных квот и т.д.

Однако наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее давнюю историю. Оно базируется на трех законодательных актах:

1. Закон Шермана (1890г). Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах.

2. Закон Клейтона (1914г.) запрещал деловую ограничительную практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936г.) – запрет на деловую ограничительную практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и т.д.

В 1950г к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера: уточнялось понятие незаконного слияния. Так запрещались слияния путем скупки активов.

 

Вопрос: Издержки и их классификация.

В основе любого экономического решения лежит ответ на вопрос: как соотнести то, что затрачивается на тот или иной проект (издержки), и то, что в результате осуществления проекта можно получить сверх понесенных затрат (прибыль). Прежде чем принять решение о том, сколько продукции произвести, фирма должна проанализировать издержки.

Издержки - ϶ᴛᴏ оплата приобретенных факторов производства. Все издержки можно разделить на две группы: явные и неявные. Явные издержки – ϶ᴛᴏ денежные платежи поставщикам факторов производства. Эти издержки полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия, по϶ᴛᴏму они еще называются бухгалтерскими издержками. Неявные издержки – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих фирме. Альтернативные издержки производства товаров и услуг измеряются стоимостью наибольшей упущенной возможности, использованной на создание факторов производства. Стоит заметить, что они могут также выступать как разница между прибылью, кᴏᴛᴏᴩую можно было бы получить при наиболее выгодном использовании ресурсов, и реально полученной прибылью. При этом не все затраты (денежные и неденежные) выступают как альтернативные издержки. При любом способе использования ресурсов не считаются альтернативными издержки, кᴏᴛᴏᴩые производитель несет в обязательном порядке (стоимость аренды помещения, затраты, связанные с регистрацией предприятия, и т. д.). Эти неальтернативные издержки не участвуют в процессе экономического выбора. Явные и неявные издержки в сумме дают экономические издержки. При этом не все затраты, кᴏᴛᴏᴩые несет предприятие, включаются в бухгалтерские издержки, поскольку часть затрат осуществляется предприятием за счет прибыли (налог на прибыль, премии, выплачиваемые предприятием за счет прибыли, материальная помощь работникам и т. д.).

Аналогично издержкам прибыль также может быть бухгалтерской и экономической.

Бухгалтерская прибыль – ϶ᴛᴏ разность между полученной выручкой и бухгалтерскими явными издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных издержек.

Между бухгалтерской и экономической прибылью существует следующее соотношение:

Все экономические издержки могут быть также разделены на две группы: постоянные и переменные. Постоянные издержки – ϶ᴛᴏ экономические издержки, кᴏᴛᴏᴩые не изменяются при изменении объема производства. Стоит заметить, что они не зависят от количества выпущенной продукции, и предприятие будет их нести даже в том случае, если вообще ничего не будет производить (например, затраты на обслуживание и управление). Переменные издержки – ϶ᴛᴏ экономические издержки, кᴏᴛᴏᴩые зависят от объема производства (например, затраты на переменные ресурсы). Сумма постоянных и переменных издержек дает валовые издержки.

Издержки производства независимо от их вида определяют затраты на элементы производства и затраты на комбинацию элементов производства. Связь между выпуском продукции и минимально необходимыми затратами на его производство описывается функцией издержек, связанной с производственной функцией. Производственная функция характеризует зависимость между максимально возможным объемом выпуска (Q) и количеством применяемых затрат труда (3ТР) и капитала (К). Традиционно используется двухфакторная производственная функция, имеющая вид:

Графической формой производственной функции служит изокванта, кᴏᴛᴏᴩая показывает различные варианты использования двух каких-либо затрат, сочетание кᴏᴛᴏᴩых будет приносить заданный объем продукции (рис. 1). Ряд изоквант, кᴏᴛᴏᴩый демонстрирует максимально достижимый выпуск продукции при любом данном наборе факторов производства, может быть представлен в виде карты изоквант.

Рисунок № 1. Карта изоквант.

Суть карты изоквант состоит в том, что угол наклона изокванты ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует предельной норме технической замены одного ресурса другим. Чем дальше изокванта от начала координат, тем большему объему выпуска она ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.053 с.)