Исследование активного словаря 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование активного словаря



Процедура и инструкция: Перед началом исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты постарайся их правильно назвать». При исследовании словаря прилагательных задается вопрос: «Это какой …(цвет и т.д.)?» При исследовании словаря глаголов экспериментатор задает вопрос: «Что делает …?» или «Как кричит…?» и т.д. Далее предлагается назвать одним словом группу картинок: «Как назвать одним словом эти картинки?»

Уровни оценки активного словаря

4 балла (высокий уровень) – правильное называние от 380 до 390 слов.

3 балла (уровень выше среднего) – правильное называние от 370 до 379 слов.

2 балла (средний уровень) – правильное называние от 340 до 369 слов.

1 балл (уровень ниже среднего) - правильное называние от 300 до 339 слов.

0 баллов (низкий уровень) - правильное называние менее 300 слов.

б) Исследование лексической системности и структуры значения слова

Исследование вербальных ассоциацийй.

Материал исследования:

Свободный ассоциативный эксперимент на слова: стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет, стоит, говорят, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезть, желтый, большой, высокий, узкий, хороший, громко, два, летящий.

Инструкция: «Я буду называть тебе слово, а ты в ответ как можно быстрее назови любое слово, которое вспомнишь».

Классификация предметов (по картинкам).

Материалом исследования служат предметные картинки.

а) Классификация далеких предметов.

Мебель – насекомые: стол, диван, шкаф; паук, бабочка, жук.

Дикие животные – посуда: тигр, волк, заяц; чашка, тарелка, кастрюля.

б) Классификация близких по значению предметов.

Дикие и домашние животные: лиса, заяц, медведь; кошка, собака, корова.

Птицы – насекомые: синица, снегирь, воробей; стрекоза, бабочка, пчела.

Процедура и инструкция. Детям дается набор из 6 картинок (вперемешку) и предлагается разложить картинки на 2 группы. Критерий классификации не называется.

Группировка слов.

Материал исследования – семантически далекие и семантически близкие слова.

Существительные:

а) семантически далекие (стол, бабочка, диван; тигр, тарелка, кошка; ворона, шкаф, соловей; береза, облако, дерево);

б)семантически близкие (волк, собака, лиса; лимон, свекла, яблоко; сорока, бабочка, скворец; тарелка, стол, стакан).

Прилагательные:

а) семантически далекие (большой, желтый, маленький; хороший, деревянный, плохой; высокий, красный, низкий);

б) семантически близкие (высокий, большой, низкий; длинный, большой, короткий; высокий, маленький, низкий; большой, низкий, маленький; желтый, длинный, зеленый; тяжелый, длинный, легкий; круглый, большой, овальный).Обращается внимание на то, что преобладает: аналогия или противопоставление.

Глаголы:

а) семантически далекие (стоит, растет, сидит; идет, цветет, бежит);

б) семантически близкие (выбежал, вышел, вылетел; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел).

Процедура и инструкция. Детям предлагается назвать лишнее слово в серии из 3 слов. Дается следующая инструкция: «Я буду называть тебе 3 слова, а ты скажи, какое слово из них лишнее».Далее экспериментатор дает следующую инструкцию: «Объясни, почему это слово лишнее».

Подбор синонимов к словам.

Материалом исследования служат следующие слова:

Боец, здание, доктор, глядеть, шагать, торопиться, огромный, верный, радостный.

В случае затруднений предлагаются словосочетания глаголов и прилагательных с существительными.

Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слово и задает вопрос: «Как это можно назвать другим словом?»

В случае затруднений предлагаются глаголы и прилагательные в сочетании с существительными: глядеть в окно, шагать по улице, торопиться домой, огромный дом, праздничное платье, радостное настроение, верный ответ.

Уровни выполнения заданий на подбор синонимов

4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.

3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-11 заданий.

2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.

1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.

0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.

Подбор антонимов к словам.

Материалом исследования служат следующие слова:

Друг, печаль, день, поднимать, брать, говорить, смелый, холодный, легкий, медленно, высоко, близко.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть слова, а ты постарайся подобрать к каждому слово – слово «наоборот», т.е. слово-«неприятель».

Подбор антонимов к слову в контексте.

Материалом исследования служат следующие словосочетания: холодный зимний день; холодный день; холодная вода в реке; холодная вода в кастрюле; холодная вода.

Инструкция: Ребенку дается следующая инструкция: «Замени в словосочетаниях слово «холодный» словом «наоборот».

Уровни выполнения заданий на подбор антонимов

4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.

3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-11 заданий.

2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.

1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.

0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.

Объяснение значения слова

Материал исследования: 10 существительных, являющихся обобщаюшими понятиями (овощи, фрукты, цветы, насекомые, дерево, посуда, мебель, одежда, обувь, животные); 10 существительных конкретного значения (свекла, яблоко, астра, паук, береза, тарелка, стол, шуба, туфли, кошка); 10 прилагательных (высокий, маленький, желтый, короткий, длинный, тяжелый, круглый, легкий, низкий, большой); 10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).

Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента экспериментатор говорит ребенку: «Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову». Далее экспериментатор называет слова и задает вопросы: «Что это?» (о существительных), «Какой это?» (о прилагательных), «Что значит?»(о глаголах).

Добавление одного общего слова к двум словам.

Материалом исследования служат пары слов и вопросы: фрукты – овощи (какие?), снег и простыня (какие?), дерево – цветы (что делают?), кошка – собака (что делают?), тарелка – кружка (что делают?), дождь – снег (что делают?), сидит – стоит (кто?), льется – журчит (что?), шумит – дует (что?), светит – греет (что?), одевается – обувается (кто?), растет – зеленеет (что?).

Процедура и инструкция. Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе два слова и задам вопрос. А ты назови одно слово, которое подходит к этим двум словам».

Уровни выполнения заданий

4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.

3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-10 заданий.

2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.

1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.

0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.

Дополнение к глаголу (исследование валентности глагола).

Материалом исследования служат глаголы: сидит, растет, светит, кладет, умывается.

Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову «сидит» и т.д.

Задача Л.С. Выготского на переименование предметов.

Процедура и инструкция. Ребенку задаются следующие вопросы:

а) Почему собаку назвали собакой?

б) Можно ли корову назвать собакой?

в) Назовем корову собакой, а собаку коровой?

§ Есть ли у собаки рога?

§ Дает ли корова молоко?

§ Кто больше: корова или собака?

§ Что делает корова, когда голодна?

Дополнение предложения словом.

Материалом исследования служат следующие фрагменты предложений:

Дверь открывают …. Из чайника идет …. Солнце светит …. У мальчика воздушный …. Лимон желтый, а помидор …. Фрукты моют, а белье …. Пилой пилят, а топором …. Яйцо овальное, а шар …. Кофта шелковая, а шуба …. Лимон кислый, а мед …. Горчица горькая, а соль …. Молоко жидкое, а сметана ….

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку закончить предложение одним словом.

Уровни выполнения заданий

4 балла (высокий уровень) – правильное выполнение всех заданий.

3 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение 9-10 заданий.

2 балла (средний уровень) - правильное выполнение 6-8 заданий.

1 балл (уровень ниже среднего) - правильное выполнение 3-5 заданий.

0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий или правильное выполнение 1-2 заданий.

2. Исследование словообразования

а) Исследование словообразования имен существительных

Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных существительных

Материалом исследования служат предметные картинки и слова: стул-стульчик, стакан-стаканчик, кувшин-кувшинчик, дом-домик, стол-столик, мячмячик, платок-платочек, звонок-звоночек, веник-веничек, замок-замочек, машина-машинка, миска-мисочка, пуговица-пуговичка, синица-синичка, ресница-ресничка, береза-березонька, книга-книжечка, дочь-доченька, тетя-тетенька, подушка-подушечка, кукла-куколка, роща-рощица, кольцо-колечко, ведро-ведерко, одеяло-одеяльце, дерево-деревце, зеркало-зеркальце, платье-платьице, кресло-креслице, масло-маслице, письмо-письмецо, крыло-крылышко, бревно-бревнышко, пальто-пальтишко.

Процедура и инструкция.

Исследование дифференциации в импрессивной речи.

Ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета, например, «машина» и «машинка». Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Покажи, где машина. А где машинка?»

Исследование дифференциации в экспрессивной речи.

Ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета. Экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Это что?» При затруднениях при выполнении заданий оказывает помощь следующим образом: «Машина – это большая, а как назвать ласково одним словам маленькую машину?».

Исследование словообразования названий животных

Материалом исследования служат картинки: лиса-лисенок-лисята, коза-козленок-козлята, кот-котенок-котята, еж-ежонок-ежата, утка-утенок-утята, волк-волчонок-волчата, медведь-медвежонок-медвежата, белка-бельчонок-бельчата, свинья-поросенок-поросята, курица-цыпленок-цыплята, лошадь-жеребенок-жеребята, корова-теленок-телята.

Исследование дифференциации в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладываются три картинки на слова одной семантической группы, например, утка, утенок, утята. Дается следующая инструкция: «Покажи, где гусенок. А где гусь? Где гусята?».

Исследование дифференциации в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных». Затем задаются вопросы: «Как называется детеныш у гуся? А если их несколько, то как правильно сказать?» И т.д.

Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь

Материалом исследования служат предметные картинки и слова: чай-чайница, сахар-сахарница, суп-супница, пепел-пепельница, салат-салатница, соус-соусница, мыло-мыльница, селедка-селедочница, соль-солонка, масло-масленка.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сахар хранится в сахарнице. А как назвать посуду, в которой хранится чай?». В дальнейшем экспериментатор показывает картинку (или называет слово) и задает аналогичный вопрос.

Исследование словообразования существительных со значением единичности.

Материалом исследования служат предметные картинки и слова: пыль-пылинка, бусы-бусинка, крупа-крупинка, виноград-виноградинка, ворс-ворсинка, горох-горошинка, жемчуг-жемчужинка, песок-песчинка, дождь-дождинка, снег-снежинка.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Представь себе, что на улице идет снег, и маленькая частичка снега упала тебе на лицо. Эта частичка снега называется «снежинка». Итак, снег – снежинка». Далее детям предлагается образовать по аналогии другие производные слова.

Образование имен существительных со значением женскости.

Материалом исследования служат предметные картинки и слова: медведица, волчица, тигрица, львица, слониха, ежиха, лосиха, зайчиха, крольчиха, воробьиха.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Вспомним сказку про трех медведей. Папа медвежонка – медведь. А как назвать его маму? (Медведица). А теперь я буду называть папу, а ты называй маму детенышей животных. Волк - …». И т.д.

Исследование словообразования названий профессий мужского рода

Материалом исследования служат картинки (велосипедист едет на велосипеде, мотоциклист едет на мотоцикле, хоккеист играет в хоккей, футболист играет в футбол, гитарист играет на гитаре, баянист играет на баяне, пианист играет на пианино, тракторист работает на тракторе, часовщик чинит часы, стекольщик вставляет стекло, экскаваторщик работает на экскаваторе, барабанщик барабанит по барабану, обходчик обходит участок дороги, летчик летает на самолете, писатель пишет книги, читатель читает книги, фокусник показывает фокус, печник кладет печь, лесник заботится о лесе, скрипач играет на скрипке) или вопросы типа: «Как назвать того, кто едет на велосипеде?» и т.д.

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается картинка, например, велосипедист едет на велосипеде. Дается следующая инструкция: «Покажи, где велосипед? А где велосипедист?» и т.д.

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать название профессий». Затем задаются вопросы: «Как называется человек, который

§ едет на велосипеде?

§ едет на мотоцикле?

§ играет в хоккей?

§ играет в футбол?

§ играет на гитаре?

§ играет на пианино?

§ играет на баяне?

§ играет на скрипке?

§ чинит часы?

§ точит ножи?

§ барабанит по барабану?

§ продает продукты, вещи? И т.д.

Затем задаются следующие вопросы (по методике Г.А.Черемухиной, А.М.Шахнарович):

§ Как назвать того, кто на паровозе ездит?

§ …кто зарядку утром делает?

§ …кто песни сочиняет?

§ …кто играет на рояле?

§ …кто ломает все?

§ …кто точит ножи?

§ …кто водит вертолет?

§ Кто такой полководец?

§ Кто главнее: маршал или полководец?

Исследование словообразования названий профессий женского рода

Материал исследования: картинки и слова: учитель-учительница, писатель-писательница, воспитатель-воспитательница, продавец-продавщица, танцовщик-танцовщица, портной-портниха, пловец-пловчиха, повар-повариха, летчик-летчица, певец-певица, скрипач-скрипачка, пианист-пианистка, фигурист-фигуристка, тракторист-трактористка, спортсмен-спортсменка.

Исследование дифференциации в импрессивной речи

Процедура и инструкция. Ребенку предлагаются две картинки, например, продавец и продавщица. Дается следующая инструкция: «Покажи, где продавец. А где продавщица?». И т.д.

Исследование дифференциации в экспрессивной речи

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сейчас мы будем вспоминать названия профессий женщин. Учитель – это мужчина, а женщину называют учительница. Продавец – это мужчина. А если это женщина, то как ее называют?». И т.д.

Задаются также вопросы:

§ Как назвать женщину, которая кормит птиц?

§ …которая кормит телят?

§ …которая доит коров?

§ …которая убирает мусор?

В случае затруднений повторяется пример словообразования или называется 1-2 слога слова.

Исследование словообразования существительных от глаголов

Материалом исследования служат слова: прополоть-прополка, переезжать-переезд, посадить-посадка, пересказать-пересказ, вылетать-вылет, переходить-переход, засолить-засолка, слушать-слушание.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Весной мы решили посадить кусты. Мы занимались чем? (Посадкой). Посадить – посадка».

§ Надо побелить стены. Родители заняты чем?

§ Соседи переезжают на новую квартиру. Соседи заняты чем?

§ Как называется место, где люди переходят дорогу?

§ Учительница задала детям пересказать сказку. Дети будут готовить что?

§ Самолет будет вылетать утром. На утро назначен что?

§ Надо засолить огурцы. Мы будем заниматься чем?

В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 8337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.073 с.)