Коммерческие банки в банковской системе РФ и их виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммерческие банки в банковской системе РФ и их виды.



Коммерческие банки создаются на основе любой формы собственности, в том числе и с привлечением иностранного капитала, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, Банки осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. Существует несколько видов коммерческих банков.

1. В начале 80-х годов государственные предприятия и организации создавали так называемые инновационные банки, чьей основной задачей являлось финансирование и кредитование мероприятий, связанных с внедрением в производство научно-технических достижений.

2. В самом начале процесса образования коммерческих банков они носили в основном региональный характер, осуществляли комплексное банковское обслуживание клиентов по месту нахождения банков, т. е. сфера их интересов ограничивалась определенной территорией.

3. С течением времени банки укрепляли свое положение на рынке, расширяли территорию своей деятельности, создавали филиалы, становясь тем самым межрегиональными. Необходимо считать, что все крупные банки России имеют межрегиональный характер.

4. Кроме того, применялась и такая форма коммерческих банков, как отраслевые банки, которые обслуживают в основном одну отрасль народного хозяйства (Химбанк, Авиабанк и др.)

5. Некоторыми особенностями своего правового положения отличаются банки с иностранным участием (совместные банки) и иностранные банки – банки, уставный капитал которых формируется иностранными физическими и юридическими лицами.

Решение об открытии каждого такого банка принимается Центральным Банком РФ. Для открытия филиала такого банка требуется специальная лицензия Банка России РФ.

В настоящее время в России насчитывается свыше двух тысяч коммерческих банков, имеющих около пяти тысяч филиалов.

Банки на договорных началах могут совершать банковские операции и сделки на основе лицензий (разрешений) Центрального Банка. Однако при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций, банки РФ независимы от органов государственной власти.

Каждый банк обязан иметь определенный уставный капитал, роль которого заключается в предоставлении минимальных гарантий кредиторам банка в случае его ликвидации. Уставный капитал

§ 8. Правовые основы банковской системы РФ 279

служит обеспечением обязательств банка. Как следует из смысла законодательства, коммерческий банк не может иметь своей формой компанию одного лица, так как уставный капитал банка должен формироваться из средств не менее чем трех участников. С начала 1995 г. минимальный размер уставного капитала банков установлен в сумме 3,4 млрд. руб. Банк России может предъявлять дополнительные требования к учредителям совместных и иностранных банков относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала.

Отношения между банками и клиентами носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания.

Банки, включая Банк России, обязаны соблюдать тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Справки по операциям и счетам юридических лиц могут выдаваться самим юридическим лицам, их вышестоящим органам, судам, следственным органам, аудиторским организациям, а также финансовым органам по вопросам налогообложения. Справки по счетам и вкладам граждан выдаются, кроме самих клиентов и их представителей, судам и следственным органам по делам, находящимся в их производстве, в случаях, когда на денежные средства и иные ценности клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.

Полномочия Центрального Банка РФ по регулированию деятельности коммерческих банков и надзору за ними. Одной из основных задач Центрального Банка является банковское регулирование и осуществление постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Главной целью банковского регулирования и надзора является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

А. Банковское регулирование и надзор ЦБ РФ в процессе образования коммерческих банков.

1. Любой коммерческий банк осуществляет свою деятельность только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Таким образом, лицензирование является одним из наиболее действенных методов регулирования деятельности коммерческих банков.

Центральный Банк может выдавать несколько лицензий:

лицензия на осуществление банковских операций, выдаваемая всем банкам в процессе их создания. Для получения лицензии

280 Глава V. Финансовое право

учредители банка представляют в Банк России определенные документы (ходатайство о выдаче лицензии, учредительные документы, экономическое обоснование, данные о руководителях банка) и ждут решения Банка России, который обязан принять решение не позднее трех месяцев с момента получения документов. Основанием для отказа в выдаче лицензии может быть несоответствие учредительных документов законодательству, а также неудовлетворительное финансовое положение учредителей, угрожающее интересам вкладчиков и кредиторов банка. В лицензии ЦБ РФ предусматривается перечень операций, выполняемых банком;

внутренняя валютная лицензия, действующая на территории Российской Федерации;

расширенная валютная лицензия, дающая дополнительно к внутренней полномочия на установление корреспондентских отношений с шестью иностранными банками;

генеральная валютная лицензия, позволяющая совершать любые операции с иностранной валютой на территории Российской Федерации и за рубежом, а также некоторые другие банковские операции. Коммерческие банки, получившие генеральную лицензию, наделяются статусом уполномоченного банка, обладающего некоторыми дополнительными полномочиями. Например, в области валютного контроля уполномоченные банки являются агентами валютного контроля;

специальная лицензия, которую уполномоченные банки должны получить на совершение некоторых операций с драгоценными камнями и металлами.

2. В процессе создания коммерческих банков Банк России регистрирует уставы банков и ведет реестр банков, получивших лицензии (книгу регистрации банков).

3. Кроме того, Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.

4. Банк России дает согласие на совершение сделки купли-продажи более 20% долей (акций) кредитной организации.

Б. Банковское регулирование и надзор ЦБ РФ в процессе деятельности коммерческого банка.

1. Основным инструментом банковского регулирования на этой стадии является установление обязательных нормативов:

§ 8. Правовые основы банковской системы РФ 281

• минимального размера собственных средств кредитной организации, т. е. суммы уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли;

• предельного размера неденежной части уставного капитала;

• максимального размера риска на одного заемщика, устанавливаемого как отношение между всей суммой кредитов данному заемщику к сумме собственных средств кредитной организации;

• максимального размера риска на одного кредитора, определяемого аналогичным образом;

• максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

• максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам;

• других обязательных нормативов.

2. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и др.

3. Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений.

В. Санкции, применяемые Центральным Банком по отношению к коммерческим банкам.

В случае нарушения кредитной организацией законодательства Российской Федерации, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право:

• требовать устранения выявленных нарушений;

• взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала;

• ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев.

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам вкладчиков (кредиторов), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

282 Глава V. Финансовое право

• осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

• замены руководителя кредитной организации;

• реорганизации кредитной организации,

3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до 6 месяцев;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных» выданной лицензией на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

Глава VI. ТРУДОВОЕ ПРАВО

§ 1. Трудовое право как отрасль

§ 2. Граждане как субъекты трудового права

§ 3. Работодатели: права и обязанности

§ 4. Трудовые коллективы и их полномочия

§ 5. Профсоюзы: понятие и основные права

 

Трудовое право как отрасль

До XX в. государство почти не регулировало применение труда на производстве. Считалось, что работник и работодатель – свободные люди и могут сами регулировать свои отношения трудовым договором. Однако всегда так получалось, что работодатель в условиях безработицы диктовал работнику самые невыгодные условия (например, 16-часовой рабочий день, невысокая зарплата и т. п.). Поэтому государство в первой половине XX в. перестало считать отношения по найму рабочей силы частным делом работника и работодателя, увидев в рассматриваемой сфере публичный интерес (например, сохранение социальной стабильности, охрана здоровья человека, поддержание достойного уровня его жизни), и стало устанавливать в правовых нормах, носящих строго обязательный характер, минимальные гарантии для работающих по трудовому договору. Именно эти нормы образовали впоследствии самостоятельную отрасль права – трудовое право.

Трудовое право – это система норм права, регулирующих отношение работодателя и работника по поводу использования его способности к труду.

Необходимо специально остановиться на вопросе, какие конкретно отношения по поводу использования способности работника к труду регулирует трудовое право, т. е. очертить предмет регулирования трудового права. Дело в том, что не все отношения, так или иначе связанные с трудом, регулируются трудовым правом.

284 Глава VI. Трудовое право

Во-первых, не нуждается в правовом регулировании труд лица, работающего на самого себя. Не секрет, что, как правило, для каждого является необходимой работа по приготовлению пищи, уборке квартиры, многие трудятся на садовом участке и т. д. В данном случае результаты труда используются самим работником, а потому и не возникает отношений между людьми по поводу использования способностей к труду.

Во-вторых, не регулируется с помощью норм трудового права труд предпринимателя, использующего свое имущество для регулярного извлечения прибыли. Строго говоря, в данном случае труд предпринимателя является разновидностью труда на свое благо, когда отношений между работником и лицом, использующим способности другого лица к труду, не возникает. В данном случае правовому регулированию подлежат отношения по поводу использования собственником своего имущества, составляющие предмет регулирования гражданского права.

Некоторые проблемы возникают при рассмотрении трудовых отношений, возникающих на производствах, где постоянные работники являются одновременно и участниками (акционерами, пайщиками и т. п.) данных юридических лиц. Здесь возможны две ситуации. Первая – когда администрация юридического лица заключила трудовой договор с работником – участником юридического лица. В данной ситуации, как правило, имеется возможность четко развести гражданско-правовые (участие в управлении юридическим лицом, выплата дивидендов и др.) и трудовые отношения (вопросы рабочего времени, времени отпуска, заработной платы, увольнения и др.). Вторая – когда трудовой договор с участником юридического лица не заключался, а он работает в фактическом порядке. Такое возможно, как правило, только в небольших организациях, где работающие знают друг друга: в обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах. Большинство ученых – специалистов по трудовому праву склонны считать данные отношения в определенной мере попадающими в сферу регулирования трудового права.

В-третьих, трудовое право не регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением работы по гражданско-правовому договору подряда. Например, отношения между подрядчиком и заказчиком, хотя и возникают по поводу выполнения определенной работы, тем не менее носят имущественный, а не трудовой характер. Заказчик заинтересован прежде всего не в том, чтобы

§ 1 Трудовое право как отрасль 285

подрядчик изо дня в день добросовестно выполнял свои трудовые функции, а в том, чтобы последний к установленному сроку предоставил в распоряжение заказчика полезный результат работы. Поэтому предметом договора подряда является не трудовая функция работника, т. е. работа, выполняемая в течение неопределенного срока, а выполнение разовой работы по изготовлению или переработке вещи. И если в подрядных отношениях стороны остаются в положении равенства, то в трудовых между работником и работодателем возникают специфические отношения власти и подчинения. Из этого вытекают другие отличия трудового договора: отсутствие ответственности работника за результат работы, подчинение работника трудовому режиму, обязательность выполнения распоряжений администрации и др.

В-четвертых, с помощью норм трудового права не регулируется техническая организация труда, т. е. вопросы технологии изготовления продукции, устройства станков и т. п.

Трудовое право регулирует следующие вопросы:

• кто может стать работником по трудовому договору;

• как заключается трудовой договор;

• как увольняются работники;

• какое время работник должен трудиться;

• как оплачивается его труд;

• какие отпуска ему предоставляются;

• меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания и др.

Помимо этих трудовое право регулирует еще некоторые вопросы, тесно связанные с использованием труда работника на производстве: занятость и трудоустройство, взаимоотношения трудового коллектива и администрации, профсоюза и администрации, подготовка кадров, повышение квалификации, материальная ответственность работника и работодателя, разрешение трудовых споров и др.

Трудовое законодательство – это совокупность нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.

Оно довольно объемно. Все нормативные акты, его составляющие, можно подразделить в зависимости от их юридической силы на законы и подзаконные акты.

286 Глава VI Трудовое право

Среди законов, регулирующих трудовые отношения, прежде всего следует назвать Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., где закрепляется право граждан на труд.

Конституция Российской Федерации (1993 г.) формулирует основные конституционные принципы использования труда в России – самые общие нормы о применении труда.

1. Труд в нашей стране свободен. Это означает, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду: может выбрать себе род занятий, профессию. Гражданин может вообще отказаться от труда (конечно, если он может себе это позволить), и никто не сможет принудить его к этому. В Российской Федерации принудительный труд запрещен. Не считаются принудительным трудом работы по приговору суда, работы в условиях общественного бедствия, военная служба.

2. Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих -требованиям безопасности и гигиены. Во-первых, законодательство содержит требования, правила безопасности труда, которые не могут нарушаться. Во-вторых, за труд во вредных условиях устанавливается повышенная заработная плата, предоставляются дополнительные отпуска, выдается молоко и т. д. В-третьих, некоторые категории работников не допускаются к таким работам. В-четвертых, законодательство устанавливает ответственность работодателя за ущерб, нанесенный жизни и здоровью работника. В-пятых, контролем за безопасностью труда занимаются специальные органы (инспекции, профсоюзы и др.).

3. Труд каждого должен быть соответствующим образом вознагражден. Не допустимы какие-либо ущемления в оплате труда в зависимости от пола, возраста, национальности и др. Минимальный размер оплаты труда устанавливается государством.

4. Каждый человек имеет право на защиту от безработицы.

5. Каждый имеет право на отдых.

Особое место среди источников трудового права занимает Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ РФ), систематизировано регулирующий все стороны трудовых отношений. Это довольно объемный нормативный акт, состоящий из 255 статей, размещенных в восемнадцати разделах. Он принят в 1971 г. и действует и сейчас, но с многочисленными изменениями и дополнениями. В настоящее время ведутся работы по подготовке нового Кодекса законов о труде.

§ 2 Граждане как субъекты трудового права 287

Трудовое законодательство, помимо КЗоТ, содержит и другие законы, относящиеся к отдельным институтам, например Закон РФ ''О коллективных договорах и соглашениях» или Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»

Подзаконными актами (указами, постановлениями, инструкциями и др.) трудовые отношения в последнее время стали регулироваться в меньшей степени, нежели ранее, когда в нашей стране парламент, как орган работающий на постоянной основе и профессионально занимающийся законотворчеством, отсутствовал. Подзаконные акты, действующие на сегодняшний день, приняты в основной своей массе до 1991 г Среди центральных органов делегированным правотворчеством в сфере труда занимаются Министерство труда, Министерство социальной защиты и Федеральная служба занятости. Органы власти (представительные и исполнительные) субъектов Федерации и органы местного самоуправления активностью в этом плане не отличаются.

В регулировании трудовых правоотношений большое место занимают корпоративные (или локальные) нормативные акты. Это акты, разрабатываемые и принимаемые на предприятии (собранием трудового коллектива, советом трудового коллектива, администрацией) и распространяющиеся на коллектив данного предприятия (например, Положение в приеме на работу, Положение о премиях, Правила внутреннего трудового распорядка и т. п.). Как правило, они лучше учитывают условия и особенности конкретного предприятия и более точно регулируют трудовые отношения, нежели централизованные (общегосударственные) нормативные акты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.034 с.)