Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три теории описания структуры звукового поля в помещении. Области их применения.
Рассмотрим основные положения и области применения наиболее распространенных теорий акустических процессов в помещениях: лучевой, волновой, статистической.
Старейшей теорией, объясняющей акустические процессы в помещениях, является лучевая. Движение звуковых волн в помещении рассматривается на основе положения геометрической оптики: угол отражения равен углу падения. Положения лучевой теории применимы, если линейные размеры помещения много больше длины волны. В этом случае можно не считаться с дискретностью спектра собственных частот и анализ временной структуры поля вести, пользуясь достижениями лучевой теории. С помощью графических построений, натурного или компьютерного моделирования определяют наилучшие форму и размеры помещения. При этом профилю помещения и его плану придают такую форму, чтобы направить звуковые волны от источника звука на слушательские места, а временные задержки, обусловленные начальными отражениями (первыми, вторыми, третьими и т. д.), оптимизировать для получения наилучшего восприятия.
Методы лучевой теории просты и наглядны, а полученные результаты весьма важны для практических целей, главным образом, для проектирования концертных и театральных залов.
Однако применять методы лучевой теории для определения времени реверберации затруднительно в силу следующих обстоятельств:
ü не учитываются фазовые соотношения при отражении от преград, ü значения коэффициента поглощения при косом, скользящем падении волн на преграду неопределенны, так что пространственное усреднение затруднительно, ü из-за нестационарности звукового поля звукопоглощение преград зависит не только от свойств самих преград, но и от общего поглощения помещения, от наличия стоячих волн, образующихся при нормальном падении. Для одинаковых материалов их коэффициенты поглощения в помещениях с разным общим поглощением будут существенно различаться. Отличие может достигать 50 и даже 100%. Несмотря на перечисленные недостатки, методы лучевой теории широко используются в практике строительства больших залов.
В волновой теории, разработанной Морзом, Болтом, Дрейзеном и другими, помещение рассматривается как объемный резонатор с множеством собственных (резонансных) частот. Акустические процессы в нем рассматриваются как возбуждение собственных колебаний, их установление и постепенный спад после выключения источника возбуждения.
Для помещений небольшого объема плотность резонансных частот, особенно на нижних частотах, невелика, интервалы между ними составляют несколько герц и даже более. Поэтому спектр отзвука в таких помещениях заметно отличается от спектра возбуждающего сигнала. С увеличением объема помещения и с ростом частоты спектр собственных частот быстро уплотняется и практически становится сплошным, а не дискретным.
С позиций волновой теории объясняют различные акустические недостатки помещений: заметное изменение тембра звука в небольших помещениях, неприятное подчеркивание некоторых частотных составляющих, явление «порхающего эха», неудовлетворительное звучание в помещениях, пропорции которого сильно отличаются от «золотого сечения», — кубической формы или сильно вытянутого в одном направлении, с вогнутыми поверхностями и т. д.
По-видимому, на основе волновой теории можно определить время реверберации на каждой из резонансных частот помещения, если известны добротность помещения-резонатора или коэффициенты поглощения материалов на этих частотах, хотя в существующей литературе таких расчетных формул не имеется.
Статистическая теория разработана на протяжении ХХ века в трудах У. Сэбина и Ф. Эйринга, а также их последователей. В ней оперируют неограниченным числом отражений, происходящих при движении волн по множеству путей, но пренебрегают прямым путем. Введены статистические параметры: средняя статистическая длина пробега между двумя отражениями и средняя статистическая задержка сигнала на этом пути. Суммируя эти задержки за время, в которое плотность звуковой энергии уменьшится в 106 раз, определяют важнейший числовой акустический параметр помещения — время реверберации Т.
Получающееся расчетное значение времени реверберации тем ближе к истинному, чем медленнее спадает звуковая энергия, то есть чем меньше коэффициент поглощения и чем ближе соотношение размеров помещения к «золотому сечению».
Огромным достижением статистической теории явилась возможность численно определить время реверберации. Однако следует всегда критически относиться к получаемым результатам и не доверять им слепо.
Все статистические формулы имеют общий недостаток: если количество отражений мало, то средняя статистическая оценка времени реверберации невозможна. Так в помещении размером 12 × 9 × 6 м (объем 650 м3) средняя статистическая длина свободного пробега между двумя отражениями равна 5,5 м. Пусть Т = 1 с, при этом полезным слышимым является лишь часть этого времени, например 0,4 с. За это время звук пробегает 130 м и число отражений составит 23, что не слишком много.
Для зала размерм 40 × 30 × 15 м (объем 18000 м3) длина пробега составит 16 м, и количество отражений составит 8. Ясно, что при этом серьезная статистическая оценка времени реверберации невозможна.
Поэтому в больших залах, особенно сильно заглушенных, для оценки акустического качества важнее изучать распределение во времени прихода прямых волн и начальных отражений.
Выводы статистической теории неприменимы и для оценки небольших помещений, линейные размеры которых соизмеримы с длиной волны (или меньше ее) и с большим коэффициентом поглощения.
Наконец, в выводах статистической теории не учитывается энергия прямых волн. Поэтому результаты расчетов тем точнее, чем более удалена точка наблюдения от точки, в которой расположен источник звука.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.006 с.) |