Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бы преодоления фрустрации (с применением критерия Хи-квадрат)
Было выявлено (см. табл.2), что процент студентов, обращающихся за эмоциональной поддержкой, значимо
возрастает от первого курса к третье-му, а процент студентов, выбирающих активное преодоление, падает, что под-
Таблица 3.
Анализ различий между студентами экспериментальной и контрольной групп по выбору способов преодоления ситуаций фрустрации (по критерию Хи-квадрат)
Примечание: 1 группа – группа студентов, проявивших субъектные свойства личности;
2 группа – группа студентов, не проявивших эти свойства
Социальная психология и коррекционная педагогика
тех сфер жизнедеятельности, с кото-рыми студенты чаще всего связывают переживаемые ими трудности;
2) Характеристики личности сту-
дентов как субъектов адаптации на-иболее ярко проявляются на 1 курсе, но
в силу особенностей обучения студен-тов на 1 курсе, они чаще проявляются в трудных ситуациях коммуникативного характера.
3) Основными характеристиками, отличающими студентов как субъек-тов адаптации к условиям вхождения в профессиональное обучение, являются: а) автономность, б) способность изме-нить стереотип презентации, в) способ-ность принять неудачу и провести кор-рекцию жизненных стратегий 4) Из общей выборки студентов, имеющих выраженные характеристи-ки личности как субъектов адаптации, становится меньше к третьему курсу,
в связи с тем, что трудные ситуации, возникающие в процессе вхождения в профессиональное обучение, в боль-шей степени были связаны с решением задач коммуникативного характера, а на третьем курсе эти задачи начинают терять свою значимость.
5) Студенты, проявившие ха-рактеристики личности как субъекта адаптации в динамике вхождения в профессиональное обучение, значимо отличаются в выборе способов пре-одоления ситуаций фрустрации от студентов, не проявивших эти харак-теристики. Необходимо отметить, что для студентов данной группы отличи-тельным признаком было то, что они
указывали способы, направленные на собственное развитие себя как лич-ности, как ресурс, благодаря которому возможно преодоление трудных ситуа-ций.
Литература:
1. Абульханова-Славская, К.А. Стра-
тегия жизни / К.А. Абульханова – Слав-
ская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология лич-
ности: принципы общепсихологического
анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 416 с. 3. Брушлинский А.В. Проблемы пси-
хологии субъекта / А.В. Брушлинский. – М.: Институт психологии РАН, 1994. – 109 с.
4. Журавлев, А.Л. Субъектный под-ход в психологии. / А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, З. И. Рябикина, Е. А. Сергиенко // Под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 619 с.
5. Колпакова Л.М. Психология адап-тивности к трудной ситуации (на примере матерей, имеющих детей с двигательной патологией): Дис.... докт. психол. наук/ин-
т педагогики и психологии проф. образова-
ния. – Казань. 2011. – 215 с.
6. Леонтьев Д.А. Личностное в лич-
ности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки ка-федры общей психологии МГУ им. М.И. Ломоносова. Вып. 1 // Под ред. Б.С. Брату-ся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 56-65.
7. Рубинштейн, С.Л. Проблема об-
щей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – М.:
Наука, 1973. – 424 с.
ФОРМАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ, КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.В. Коваленко
Данная статья посвящена изучению психодинамических свойств у лиц с раз-ными типами субъектной регуляции деятельности. Раскрыт системный харак-тер взаимосвязи формальных характеристик и симптомокомплекса личностных качеств, лежащего в основе феномена «автономности – зависимости». В кон-тексте развития «автономности» субъекта определена роль формальных харак-теристик, как психофизиологической основы системы субъектной регуляции. Ключевые слова: регуляция деятельности,субъектная регуляция,автоном-ность, самостоятельность, формально-динамические свойства, психомотори-ка.
Formal characteristics of behavior are such as psychophysiological basis of the system of subject-regulation of activity. This article is dedicated to the study of psycho-dynamic properties of patients of different types of subjective activity regulation. There was revealed systematic relationship of formal characteristics of behavior and personal-ity underlying phenomenon of «autonomy – dependency.» Defined features of the formal characteristics of behavior as psychophysiological basis of subject-regulation. Key words: autonomy, dependence, subjective regulate the activity, the formalcharacteristics of behavior, psychodynamic properties
Социальная психология и коррекционная педагогика
Необходимо отметить, что содер-жание СККЛ представлено набором определенных характерологических качеств, формирование которых про-исходит прижизненно под влиянием множества факторов. Одним из основ-ных, наряду с мотивационно – волевы-ми, социальными мы считаем базовые природные свойства, которые, согласно Русалову В.М, при интеграции с пси-хической деятельностью человека об-разуют психофизиологическую основу личности [7]. В связи с этим, большое значение для понимания генеза СККЛ имеет изучение свойств, имеющих он-тогенетическую первичность по отно-шению к качествам этого комплекса. Под таким психобиологическим фунда-ментом, на котором формируется лич-ность, как субъект регуляции деятель-ности, мы подразумеваем формально
– динамические свойства личности. В определении формально-дина-мических свойств как психобиологи-ческой основы индивидуальности мы также исходим из концептуальных основ отечественной психологии, за-ложенных Л.С Выготским [2], С.Л. Ру-бинштейном [6], В.С. Мерлиным [4] и др. «Роль темперамента можно было бы сравнить с ролью почвы в развитии растения. В зависимости от почвы одни
и те же семена дают растения различ-ного сорта, различной урожайности, различного внешнего вида» писал В.С. Мерлин [4]. Изучение феномена авто-номности в данном контексте, должны приблизить нас к ответу на вопрос о том, «как особенности этой «почвы» влияют на формирование типа субъ-ектной регуляции деятельности?». Следует признать, что вопрос о взаи-мосвязи природных составляющих и прижизненно формируемых особен-ностей регуляторных процессов отно-
сится к наименее изученным и требует дополнительных исследований. Актуальность исследования фор-мально-динамических свойств субъек-тной регуляции, в том числе, связана с их важнейшей ролью в осуществлении деятельности человека как таковой: «…формально-динамические особен-ности психики не только выступают в роли предпосылок и условий деятель-ности, не только влияют на динамику, своеобразие и стиль деятельности, но и могут определять конечные результаты деятельности» [8].
Гипотеза настоящего исследо-вания состояла в следующем: пси-ходинамические свойства, выступая природной детерминантой симптомо-комплекса качеств личности, являются психофизиологической основой фор-мирования системы субъектной регу-ляции деятельности. Исходя из этого, была поставлена цель – исследовать связь формальных характеристик по-ведения с качествами СККЛ, обуслав-ливающего тип субъектной регуляции деятельности.
Теоретико-методологической ба-зой исследования явились: исследова-ния регуляторной функции психики, отраженные в работах Л.В Веккера [1], О.А Конопкина [3], концептуальные ос-новы системной феноменологии авто-номности Г.С Прыгина [5]; регулятор-ная теория темперамента Я. Стреляу
[4]. В соответствие с указанной методо-логией, диагностический инструмента-рий исследования представлен тремя блоками: опросник «автономности – зависимости» Г.С Прыгина), опросник «Темперамент – формальные харак-теристики поведения»), диагностика СККЛ (Тесты В.В Столина, В.Г Ромека, Кеттела, Г.В Залевского, Р. МакКрае и П. Коста).
Набор диагностических методик был определен основными положени-ями феноменологии автономности – зависимости, а именно содержанием СККЛ, детерминирующим тип субъек-тной регуляции:
«…Субъекты на всех этапах вы-полнения деятельности обнаруживают следующий комплекс качеств личнос-ти, наиболее важных для достижения принятой цели: настойчивость в до-стижении поставленной цели; адек-ватная самооценка; уверенность в себе и в результатах выполненной работы; чувство ответственности; умение за-ставиться себя сосредоточиться на вы-полнении задания; в случае необходи-мости легкость переключения с одной работы на выполнение другой; разви-тый самоконтроль и рефлексия…Этот комплекс качеств можно охарактеризо-вать как комплекс «эффективной само-стоятельности» в выполнении деятель-ности (Прыгин, 2006).
Для измерения этих качеств в на-стоящем исследовании были использо-ваны следующие методики:
1) Для диагностики уверенности – Тест Ромека, тест Кеттела; 2) Для диагностики настойчивос-ти – Большая пятерка Мак Крае Коста 3) Для диагностики гибкости – Опросник ригидности Залевского
4) Для диагностики рефлексии и самоконтроля – Тест самоотношения Столина. Качества личности, показатели которых коррелируют с уровнем авто-номности и статистически достоверно различаются в группах «автономных и «зависимых» испытуемых были отне-сены к рассматриваемому СККЛ. Таким образом, при использовании нашего диагностического инструмен-тария, к СККЛ, дифференцирующему субъектов деятельности по уровню «эф-фективной самостоятельности» были отнесены: Рефлексивные характерис-
Социальная психология и коррекционная педагогика
тики: «общее самоотношение», «само-уважение», «самопринятие», «само-руковожство» (тест Столина); «общая уверенность в себе» и «социальная сме-лость» (тест Ромека), дихотомические шкалы: «робость – смелость», «тревож-ность – спокойствие» (тест Кеттела); показатели ригидности: «общая ри-
гидность», «сензитивная ригидность», «ригидность как состояние», «пермор-бидная ригидность» (тест Залевского); «настойчивость – ненастойчивость (тест Мак Крае Коста); Далее был проведен корреляцион-ный анализ СККЛ и психодинамичес-ких свойств по Я. Стреляу.
Таблица 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.059 с.) |