Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. А. Шайхутдинова
Аннотация: в статье,на основе нормативных документов,раскрываютсявозможности колледжа в разработке инновационной образовательной програм-мы профессиональной подготовки; дается алгоритм ее разработки; выделены идеи, лежащие в основе ее проектирования и приведены результаты реализации инновационной образовательной программы. Ключевые слова: профессиональная подготовка,инновационная образова-тельная программа.
Abstract: in the article, on the basis of the normative documents, analysis of thepossibilities of the College in the development of the innovative educational programmes of vocational training; is given an algorithm of its development is shown; the ideas that underlie the design and the results of implementation of the новационной educational program.
Key words: professional training, innovative educational program.
Современная образовательная ситуация диктует необходимость раз-работки инновационной образова-тельной программы образовательногоучреждения с целью приведения со-держания профессионального образо-вания в соответствие с актуальными задачами развития экономики регио-на.Важным обстоятельством на этапе внедрения ФГОС является и то, что образовательное учреждение самосто-
ятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образо-вательную программу (ОПОП СПО) на основе примерной ОПОП, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дис-циплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение опреде-
ляет ее специфику с учетом направлен-ности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкре-тизирует конечные результаты обу-чения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта[2].
Конкретные виды профессиональ-ной деятельности, к которым в основ-ном готовится выпускник, должны определять содержание его образова-тельной программы, разрабатываемой образовательным учреждением сов-местно с заинтересованными работода-телями.
При формировании ОПОП образо-вательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины
и модули в соответствии с потребнос-тями работодателей и спецификой де-ятельности образовательного учрежде-ния;
обязано ежегодно обновлять ос-новную профессиональную образова-тельную программу (в части состава дисциплин и профессиональных моду-лей, установленных учебным заведени-ем в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных ФГОС СПО дисциплин и профессиональных моду-лей, программ учебной и производс-твенной практик, методических мате-риалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работо-дателей, особенностей развития реги-она, науки, культуры, экономики, тех-ники, технологий и социальной сферы
врамках, установленных действующим федеральным государственным обра-зовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных про-граммах всех дисциплин и профессио-нальных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому прак-тическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффектив-ную самостоятельную работу обу-чающихся в сочетании с совершенс-твованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производс-твенного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формирова-нии индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокуль-турную среду, создавать условия, необ-ходимые для всестороннего развития
и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправле-ния, участие обучающихся в работе об-щественных организаций, спортивных
и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхо-да использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютер-ных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психо-логических и иных тренингов, груп-повых дискуссий) в сочетании с внеа-удиторной работой для формирования
и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся [3].
Педагогика и психология профессионального образования
Разработка инновационной обра-зовательной программы базируется на следующих основных идеях (рассмот-рим на примере профессионально-пе-дагогического колледжа г.Казань)[1]:
– внедрение требований профес-сиональных (квалификационных) стан-дартов в практику образовательной деятельности учебного заведения и формирование на этой основе нового содержания профессиональной под-готовки (однако профессиональных стандартов практически нет, только по отдельным специальностям, следова-тельно, необходимо учитывать требо-вания потенциальных работодателей);
– обеспечение инвестиционной привлекательности образовательных программ образовательного учрежде-ния для работодателей за счет учета их требований при построении содер-жания профессиональных модулей, ос-нованных на компетенциях (в данном контексте, колледж предложил своим социальным партнерам курсовую под-готовку для сотрудников организаций, прежде всего по вопросам современно-го психолого-педагогического сопро-вождения режима развития предпри-ятия, организации, фирмы. Обучение навыкам коммуникативного общения, рефлексии и формирования устойчи-вой мотивации к труду в настоящее время дополнены практическими заня-тиями по навыкам стрессоустойчивос-ти и профессионального выгорания и другим вопросам профессиональной деятельности. Взамен работодатели и партнеры активно участвуют в фор-мировании учебно-методической со-ставляющей подготовки – в разработке профессиональных модулей, учебно-методических комплектах, участвуют
в процедурах аттестации студентов и т.д. Двухсторонние взаимовыгод-ные отношения позволяют выстроить доверительные отношения и обмен информаций, связанные с анализом потребностей современного рынка, изучения требований работодателей к специалистам);
– развитие творческих способнос-тей студентов для освоения инноваци-онных компетенций, востребованных современной практикой подготовки мастеров производственного обуче-ния в условиях высокотехнологичного производства;
– обеспечение доступности, от-крытости и высокого качества профес-сионального образования посредством использования современных информа-ционных и педагогических техноло-гий;
– интеграция образования, науки и производства в рамках проекта, обес-печивающего внедрение в образова-тельный процесс новейших отраслевых (промышленных) технологий и обору-дования (колледж находится в тесном взаимодействии с Институтом педаго-гики и психологии профессионально-го образования РАО и имеет более 30 подписанных соглашений с предпри-ятиями, обеспечивающими внедрение новых высоких технологий в области строительстваи эксплуатация зданий и сооружений и др.);
С участием работодателей должно осуществляться внедрение следующих основных позиций нового содержания образования: – разработка программных и учеб-но-методических материалов, обеспе-чивающих реализацию вариативного компонента ФГОС;
– формирование универсальных
и профессиональных компетенций вы-пускников, адекватных требованиям современного рынка труда (корпора-тивность, умение и готовность работать в команде, универсальность, гибкость, мобильность и адаптивность к новым видам профессиональной деятельнос-ти, творчество в работе, способность к самообучению и развитию, самостоя-тельность и ответственность за резуль-тат; системное и аналитическое мыш-ление, умение работать в системе ИКТ, коммуникативность);
– разработка модульных программ опережающего профессионального обучения. В содержании профессио-нального образования именно модуль как новая структурная единица зани-мает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и со-ответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обуче-ния должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опира-ется на комплексно осваиваемые уме-ния и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образова-тельной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессио-нальной сфере. Этим модульно-компе-тентностный подход отличается от тра-диционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульно-го подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений. В рамках моду-
лей осуществляется комплексное, син-хронизированное изучение теоретичес-ких и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько со-кращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их со-держания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необхо-димых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к по-вышению мотивации обучающихся.
Реализация инновационной обра-зовательной программы должна осу-ществляться с помощью современных технологий, таких как метод проектов, кейс-технологии, информационные тех-нологии и др. [1] Необходима система консультационной поддержки педаго-гов в области разработки и реализации модульных программ. Большое внима-ние должно уделяться развитию про-фессиональной компетентности адми-нистрации, преподавателей, мастеров производственного обучения, педаго-гов однопрофильных образовательных учреждений НПО и СПО, входящих в инновационную сеть, в области созда-ния модульных отраслевых программ, информационных и коммуникацион-ных технологий, мониторинга качества профессионального образования.
Нами разработан и апробирован в практике Казанского государственно-го профессионально-педагогического колледжа алгоритм разработкииннова-ционной основной профессиональной образовательной программы подготов-ки мастеров производственного обу-чения согласно Федеральному государ-ственному образовательному стандарту
Педагогика и психология профессионального образования
среднего профессионального образо-вания) по специальности 051001 Про-фессиональное обучение (по отраслям) (утв. приказом Министерства образо-вания и науки РФ от 10 ноября 2009 г. N 574).
Алгоритм разработки инноваци-онной основной профессиональной об-разовательной программы:
I. Формирование программы це-лесообразно начинать с анализа требо-ваний ФГОС к трем основным состав-ляющим:
– к результатам освоения ОПОП (это виды деятельности и компетен-ции), которые отражают цель и задачи ОПОП;
– к структуре ОПОП (перечень обязательных дисциплин, модулей, умений, знаний по дисциплинам; прак-тического опыта, умений, знаний по модулям);
– к условиям реализации ОПОП (материал, который будет положен в основу соответствующих разделов про-грамм учебных дисциплин и професси-ональных модулей).
II. Разработка ОПОП в целом, ба-зисного учебного плана (БУП), учебного плана ОПОП (УП ПОПОП) в обязатель-ном порядке должна осуществляться командой, включающей специалистов-разработчиков программ по всем про-фессиональным модулям (ПМ) и учеб-ным дисциплинам (УД). Разработка программ ПМ в большинстве случаев также предполагает командную ра-боту. В меньшей степени это касается программ УД, однако и их разработка, как минимум, требует внутренней экс-пертизы.
III. Разработка ОПОП в целом, ба-зисного учебного плана (БУП), учебно-го плана ОПОП (УП ОПОП), программ
каждого профессионального модуля (ПМ) и каждой учебной дисципли-ны (УД) имеет итеративный характер: после прохождения каждого этапа при необходимости можно корректировать материалы, полученные на предыду-щих этапах.
IV. Разработку содержания про-граммы обязательно начинать с разра-ботки программ ПМ. V. В макете программы ПМ уже есть необходимые комментарии. Опти-мизировать работу позволит следую-щий алгоритм: 1) заполнить паспорт программы, продумывая возможность использова-ния ПМ и вне ОПОП; 2) заполнить п.5 макета (контроль
и оценка…). Особое внимание необходимо об-ратить на формулировку показателей результата, т.е. показателей освоеннос-ти компетенции. Показателем освоения компетенции может быть либо продукт деятельности, либо выполненный в со-ответствии с требованиями процесс.
Перечень показателей целесооб-разно составлять с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений, соответс-твующих данному виду деятельности. При формулировке умения преиму-щественно используются отглагольные существительные. Например, «состав-ление плана-конспекта урока», «дидак-тически целесообразная организация учебной деятельности учащихся», «ди-дактически целесообразная постанов-ка цели и задач урока», «выполнение самоанализа урока в соответствии с требованиями», «аккуратное и точное заполнение документации» и др.
Недопустимо, чтобы: А) показатели просто дублирова-ли формулировку компетенции. На-пример:
3) заполнить таблицу 3.1. програм-мы, определив структуру ПМ, дидак-тическую целесообразность выделения разделов модуля.
Раздел профессионального модуля
– часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логи-ческой завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких про-фессиональных компетенций [2].
Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарно-го курса или его части и соответствую-щих частей учебной и производствен-ной практик. Наименование раздела
профессионального модуля должно на-чинаться с отглагольного существи-тельного и отражать совокупность ос-ваиваемых компетенций, умений и знаний.
4) заполнить содержание и усло-вия реализации ПМ с учетом сформу-лированных результатов и способов их проверки
Главный вопрос – как выстроить материал, чтобы достигнуть целей (ре-зультатов) и подготовить студентов к процедуре оценки? В этом может по-мочь следующая таблица:
5) анализ содержания МДК: сколь- как распределить материал между час-
ко и какие составные части; с какими тями МДК и учебными дисциплина-
дисциплинами эти части соотносятся; ми, чтобы содержание не повторялось
Педагогика и психология профессионального образования
(иначе: что оставить в содержании дис-циплины, что перенести в МДК); какие дисциплины должны целиком пред-шествовать модулю, какие изучаться параллельно с модулем; какие виды ра-бот учебной/производственной практи-ки должны закреплять полученные по МДК знания?
5) заполнение программы ПМ це-
ликом.
6) определение объема времени на ПМ (с учетом практики) и принцип проведения практики (рассредоточено
– концентрированно). Объем – слово не случайное. Его смысл ближе всего к смыслу зачетной единицы. В коллед-жах не используют зачетные единицы, но смысловая нагрузка важна. Зачетная единица – мера трудоемкости образо-вательной программы, составляющих её дисциплин, модулей и других эле-ментов (практика, самостоятельная ра-бота студента, в т.ч. курсовая работа, итоговая аттестация и т.д.). В новых программах необходимо продумывать задания для самостоя-тельной работы обучающегося и спо-собы их проверки, это время, значимое для успешной подготовки специалиста. Такой же подход применим и к любому виду практики.
После работы по такому алгорит-му хорошо видно, каково должно быть наполнение учебных дисциплин, за-полнить макеты которых уже не соста-вит труда.
VI. После определения содержания модулей и дисциплин и объема часов на их освоение (только после этого!) мож-но перейти к анализу содержания БУПа и расчету часов по программе в целом. При этом не исключена корректировка цифр БУПа и цифр по отдельным про-
граммам учебных дисциплин и про-фмодулей, составляющих программу, либо корректировка программ ПМ и УД. Надо помнить, что в ФГОС есть все базовые цифры.
Конкретными результатами реа-лизации инновационной образователь-ной программы являются:
создание инновационного учебно-методического сопровождения подго-товки педагогов/ мастеров производс-твенного обучения в соответствии с действующими стандартами;
включение в разделы профессио-нальных модулей междисциплинарных курсов, позволяющих осуществлять опережающую подготовкумастеров/ педагогов по высокотехнологичному производству (например, строительная отрасль), освоения ими новых профес-сиональных компетенций;
формирование гибких модулей практического обучения под конкрет-ные рабочие места (на основе принципа социального партнерства), увеличение доли практического обучения до 60% от общего объема времени;
формирование инновационного механизма социального партнерства – реальное участие работодателей во вза-имовыгодном обмене ресурсами (ма-териально-техническими, трудовыми, интеллектуальными, учебно-методи-ческими, информационными, правовы-ми и т.д.).[1]
В колледже осуществлено введе-ние механизмов независимой оценки качества профессионального обучения
с участием работодателей. Особое зна-чение имеет новое понимание взаимо-действия образовательного учреждения с социальными партнерами. Колледж в условиях такого взаимодействия со-
здал инновационную образовательную программу (ИОП) «Интеграция кол-леджа и социальных партнеров с целью создания инновационной среды, обес-печивающей подготовку специалистов нового типа для высокотехнологичных производств».
Интеграционные процессы, взаи-моувязывающие деятельность коллед-жа и социальных партнеров заключа-ются в следующем:
1. Постановка новых профессио-нальных задач, связанных с проекти-рованием и реализацией эксперимен-тальных образовательных программ в условиях наукоемкого производства.
2. Обновление с помощью соци-альных партнеров учебной и матери-ально-технической базы колледжа.
3. Участие работодателей в изме-нении и обновленииучебно-материаль-ной базы.
4. Проведение колледжем на сов-ременной, технологической базе со-циальных партнеров практики, спо-собствующей не только погружению в профессиональную среду, но и разви-тию научно-технического творчества студентов.
Социальные партнеры как учас-тники ИОП помогают развивать мате-риально-техническую базу колледжа, передают в безвозмездное пользование оборудование, станки и т.д. С целью ор-ганизации учебного и производствен-ного процессов на базе ряда предпри-ятий Республики Татарстанколледжем совместно и социальными партнерами созданы интегрированные пространс-твенно распределенные производс-твенные участки. На таких участках идет обучение будущих специалистов
с использованием современного техно-
логического и производственного обо-рудованияи проводятся практические работы, лабораторные практикумы с максимальным приближением к усло-виям реальной трудовой деятельнос-ти. Повышается практикоориентиро-ванность обучения за счет проведения части занятий на базе предприятий социальных партнеров и внедрения технологий «сквозного» дипломного проектирования. Совместно с социаль-ными партнерами создаются иннова-ционные формы итоговой аттестации студентов.
Следовательно, в интеграции об-разовательных ресурсов учебного заве-дения и работодателей, на наш взгляд лежит основной путь развития профес-сионального образования.
Таким образом, основная идея инновационной образовательной про-граммы заключается в создании ин-новационной образовательной среды, которая включает: изменение учебного процесса, проектирование инновацион-ного содержания, материально-ресурс-ной базы, технологий обучения, совер-шенствовании учебно-методической базы по всем дисциплинам, професси-ональным образовательным модулям. Основной механизм, позволяющий осуществлять вышеназванные изме-нения – инновационное социальное партнерство. Концепция интеграции колледжа и производства, заложенная
в инновационной образовательной про-грамме направлена на:
• формирование научно-обосно-ванного заказа на подготовку кадров со средним профессиональным образова-нием;
• достижение современного качес-тва подготовки выпускников со сред-
Педагогика и психология профессионального образования
ним профессиональным образованием, обеспечивающего потребности рынка труда; • подготовку элитных рабочих и специалистов, обслуживающих слож-ное высокотехнологичное оборудова-ние.
Реализация инновационной обра-зовательной программы способствует превращению колледжа в инновацион-но - ориентированное учебное заведе-ние, главными направлениями которо-го является ориентация на потребителя, на интеграцию образования и науки, на высокое качество образовательных ус-луг, ориентация на опережающее обра-зование.
Литература:
1. Землянский В.В., Разуваев С.Г.,
Желтов П.В. Создание интегрированной
учебно-производственной среды коллед-жа. СПО №7. – 2010. – С. 49. 2. Малыгина С.Ю. Особенности фор-мирования вариативной части основной про-фессиональной образовательной програм-мы по профессии «Повар», «Кондитер»» С.Ю. Мальгина. – СПО, №1. – 2011. – с 23.
3. Мухаметзянова Ф.Ш. Инно-
вационные принципы в подготовке пе-дагогов профессионального обучения /Ф.Ш.Мухаметзянова, Г.А.Шайхутдинова// Казанский педагогический журнал, № 1, 2012. – стр. 25-35.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего про-фессионального образования) по специаль-ности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) (утв. приказом Министер-ства образования и науки РФ от 10 ноября
2009 г. № 574).
5. h t t p: // w w w. i t - n. r u / c o m m u - n i t i e s. a s p x? c a t _ n o = 2 6 4 6 5 5 & l i b _ no=264757&tmpl=lib
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ФИТНЕС-АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.138 с.) |