Кафедра социологии и управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра социологии и управления



ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности»

на тему: «Кодирование и прием сенсорной информации»

Выполнил: студент группы 2бУП2 факультет управления д/о Микульчик А.В.
Проверила: доцент Трушкова С.В.  

Москва

2016

Введение

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области психофизиологии и касается изучения сенсорной информации.

Актуальность данной работы выражена в том, что кодирование и прием сенсорной информации играет огромную роль в жизни человека и любого биологического существа. С помощью многих биологических механизмов, человек способен осознавать что с ним происходит, что происходит во круг него. Многие отечественные и зарубежные ученые, на протяжение многих лет изучали и продолжают изучать данную тему.

Одной из физиологических функций организма является восприятие окружающей действительности. Получение и обработка информации об окружающем мире является необходимым условием поддержания гомеостатических констант организма и формирования поведения. Среди раздражителей, действующих на организм, улавливаются и воспринимаются лишь те, для восприятия которых есть специализированные образования. Такие раздражители называют сенсорными стимулами, а сложноорганизованные структуры, предназначенные для их обработки – сенсорными системами. Сенсорные сигналы различаются модальностью, т.е. той формой энергии, которая свойственна каждому из них.

При действии сенсорного стимула в рецепторных клетках возникают электрические потенциалы, которые проводятся в центральную нервную систему, где происходит их обработка, в основе которой лежит интегративная деятельность нейрона. Упорядоченная последовательность физико-химических процессов, протекающие в организме при действии сенсорного стимула, представляет объективную сторону функционирования сенсорных систем, которая может быть изучена методами физики, химии, физиологии.

 

Психофизиология - наука о нейрональных механизмах, обеспечивающих формирование, поддержание и реализацию высших психических функций. Основной целью является изучение психофизиологических свойств человека.

Основная цель данной работы - ознакомление с теоретическими основами психофизиологии сенсорной информации, а именно: кодирование и прием. Выяснить, как это помогает в деятельности человека.

Задачи:

· рассмотреть общую характеристику сенсорных систем;

· рассмотреть психофизиологию сенсорных процессов;

· проанализировать экспериментальные исследования по данной теме;

· сделать вывод.

Объектом исследования является прием и кодирование сенсорной информации.

Предметом исследования являются представления о сенсорных системах и их роль в жизни человека.

Практическая значимость работы обусловливается тем, что экспериментальные исследования помогают понять и объясняют, как человек воспринимает окружающие явления.

 

 

 

 

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Общая характеристика сенсорных систем. 5

1.1 Понятие о сенсорной системе, методы ее исследование. 5

1.2. Общие принципы организации сенсорных систем. 6

1.3. Основные функции сенсорной системы. 7

Глава 2.2. Психофизиология сенсорных процессов. 9

2.1 Сенсорная система зрения. 9

2.2. Сенсорная система слуха. 10

2.4. Сенсорная система кожи. 12

2.4. Сенсорная система вкуса. 14

2.5. Сенсорная система обоняния. 15

Глава 3. Экспериментальные исследования кодирования и приема сенсорной информации. 18

3.1. Экспериментальные исследования. 18

3.2. Решетка Германна. 22

3.3. Эксперимент цветовой слепоты. 23

Заключение. 24

Список литературы.. 25

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика сенсорных систем.

Глава 2.2. Психофизиология сенсорных процессов.

Сенсорная система зрения.

Зрение эволюционно приспособлено к восприятию электромагнитных излучений в определенной, весьма узкой части их диапазона (видимый свет). Зрительная система дает мозгу более 90% сенсорной информации. Зрение — многозвеньевой процесс, начинающийся с проекции изображения на сетчатку уникального периферического оптического прибора — глаза. Затем происходят возбуждение фоторецепторов, передача и преобразование зрительной информации в нейронных слоях зрительной системы, а заканчивается зрительное восприятие принятием высшими корковыми отделами этой системы решения о зрительном образе.

Строение и функции оптического аппарата глаза. Глазное яблоко имеет шарообразную форму, что облегчает его повороты для наведения на рассматриваемый объект. На пути к светочувствительной оболочке глаза (сетчатке) лучи света проходят через несколько прозрачных сред — роговицу, хрусталик и стекловидное тело. Определенная кривизна и показатель преломления роговицы и в меньшей мере хрусталика определяют преломление световых лучей внутри глаза.

Аккомодация. Аккомодацией называют приспособление глаза к ясному видению объектов, удаленных на разное расстояние. Для ясного видения объекта необходимо, чтобы он был сфокусирован на сетчатке, т. е. чтобы лучи от всех точек его поверхности проецировались на поверхность сетчатки. Когда мы смотрим на далекие предметы (А), их изображение (а) сфокусировано на сетчатке и они видны ясно. Зато изображение (б) близких предметов (Б) при этом расплывчато, так как лучи от них собираются за сетчаткой. Главную роль в аккомодации играет хрусталик, изменяющий свою кривизну и, следовательно, преломляющую способность. При рассматривании близких предметов хрусталик делается более выпуклым, благодаря чему лучи, расходящиеся от какой-либо точки объекта, сходятся на сетчатке. Механизмом аккомодации является сокращение ресничных мышц, которые изменяют выпуклость хрусталика. Хрусталик заключен в тонкую прозрачную капсулу, которую всегда растягивают, т. е. уплощают, волокна ресничного пояска (циннова связка). Сокращение гладких мышечных клеток ресничного тела уменьшает тягу цинновых связок, что увеличивает выпуклость хрусталика в силу его эластичности. Ресничные мышцы иннервируются парасимпатическими волокнами глазодвигательного нерва. Введение в глаз атропина вызывает нарушение передачи возбуждения к этой мышце, ограничивает аккомодацию глаза при рассматривании близких предметов. Наоборот, парасимпатомиметические вещества — пилокарпин и эзерин — вызывают сокращение этой мышцы.

Для нормального глаза молодого человека дальняя точка ясного видения лежит в бесконечности. Далекие предметы он рассматривает без всякого напряжения аккомодации, т. е. без сокращения есничной мышцы. Ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 10 см от глаза.

Старческая дальнозоркость. Хрусталик с возрастом теряет эластичность, и при изменении натяжения цинновых связок его кривизна меняется мало. Поэтому ближайшая точка ясного видения находится теперь не на расстоянии 10 см от глаза, а отодвигается от него. Близкие предметы при этом видны плохо. Это состояние называется старческой дальнозоркостью, или пресбиопией. Пожилые люди вынуждены пользоваться очками с двояковыпуклыми линзами [12].

Сенсорная система слуха.

Слуховая система — одна из важнейших дистантных сенсорных систем человека в связи с возникновением у него речи как средства общения. Ее функция состоит в формировании слуховых ощущений человека в ответ на действие акустических (звуковых) сигналов, которые представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Человек слышит звуки, которые находятся в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Известно, что многие животные обладают значительно более широким диапазоном слышимых звуков. Например, дельфины «слышат» звуки частотой до 170 000 Гц. Но слуховая система человека предназначена преимущественно для того, чтобы слышать речь другого человека, и в этом отношении ее совершенство нельзя даже близко сравнивать со слуховыми системами других млекопитающих[17].

Слуховой анализатор человека состоит из:

· периферического отдела (наружного, среднего и внутреннего уха);

· слухового нерва;

· центральных отделов (кохлеарные ядра и ядра верхней оливы, задние бугры четверохолмия, внутреннее коленчатое тело, слуховая область коры головного мозга).

 

В наружном, среднем и внутреннем ухе происходят необходимые для слухового восприятия подготовительные процессы, смысл которых состоит в оптимизации параметров передаваемых звуковых колебаний при одновременном сохранении характера сигналов. Во внутреннем ухе происходит преобразование энергии звуковых волн в рецепторные потенциалы волосковых клеток[8].

Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. Рельеф ушной раковины играет значительную роль в восприятии звуков. Если, например, этот рельеф уничтожить, залив воском, человек заметно хуже определяет направление источника звука. Наружный слуховой проход человека в среднем имеет длину около 9 см. Есть данные, что трубка такой длины и схожего диаметра имеет резонанс на частоте около 1 кГц, другими словами, звуки этой частоты немного усиливаются.

Среднее ухо. Среднее ухо отделено от наружного барабанной перепонкой, которая имеет вид конуса с вершиной, обращенной в барабанную полость. В заполненном воздухом среднем ухе находятся три косточки: молоточек, наковальня и стремечко, которые последовательно передают колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо. Молоточек вплетен рукояткой в барабанную перепонку, другая его сторона соединена с наковальней, передающей колебания стремечку. Благодаря особенностям геометрии слуховых косточек стремечку передаются колебания барабанной перепонки уменьшенной амплитуды, но увеличенной силы. Кроме того, поверхность стремечка в 22 раза меньше барабанной перепонки, что во столько же раз усиливает его давление на мембрану овального окна. В результате этого даже слабые звуковые волны, действующие на барабанную перепонку, способны преодолеть сопротивление мембраны овального окна преддверия и привести к колебаниям жидкости в улитке. Благоприятные условия для колебаний барабанной перепонки создает также слуховая (евстахиева) труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой, что служит выравниванию давления в нем с атмосферным. В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме овального, есть еще круглое окно улитки, тоже закрытое мембраной. Колебания жидкости улитки, возникшие у овального окна преддверия и прошедшие по ходам улитки, достигают, не затухая, круглого окна улитки. В его отсутствие из-за несжимаемости жидкости колебания ее были бы невозможны.

В среднем ухе расположены две мышцы: напрягающая барабанную перепонку и стременная. Первая из них, сокращаясь, усиливает натяжение барабанной перепонки и тем самым ограничивает амплитуду ее колебаний при сильных звуках, а вторая фиксирует стремечко и тем самым ограничивает его движения. Рефлекторное сокращение этих мышц наступает через 10 мс после начала сильного звука и зависит от его амплитуды. Этим внутреннее ухо автоматически предохраняется от перегрузок. При мгновенных сильных раздражениях (удары, взрывы и т. д.) этот защитный механизм не успевает сработать, что может привести к нарушениям слуха (например, у взрывников и артиллеристов).

Внутреннее ухо. В пирамиде височной кости имеется сложной формы полость (костный лабиринт), составными частями которой являются преддверие, улитка и полукружные каналы. Она включает два рецепторных аппарата: вестибулярный и слуховой. Слуховой частью лабиринта является улитка, которая представляет собой спираль из двух с половиной завитков, закрученных вокруг полого костного веретена. Внутри костного лабиринта как в футляре размещен перепончатый лабиринт, по форме соответствующий костному [6].

Сенсорная система кожи.

Соматосенсорная система — это комплексная система, образованная рецепторами и центрами обработки нервной системы, осуществляющая такие сенсорные модальности. Соматосенсорная система также осуществляет контроль пространственного положения частей тела между собой. Необходима для выполнения сложных движений, управляемых корой головного мозга. В соматосенсорную систему включают систему кожной чувствительности и чувствительную систему скелетно-мышечного аппарата, главная роль в которой принадлежит проприорецепции[14].

Кожа как сенсорная система. Кожа отграничивает организм от внешней среды; она содержит многообразные рецепторы, которые сигнализируют организму о контактах с внешним миром. Кожа состоит из трех слоев: эпидермиса, дермы (собственно кожи) и подкожной клетчатки. Под эпидермисом в слое соединительной ткани находится густая сеть нервных волокон с сенсорными окончаниями в эпидермисе и дерме. В дерме и подкожной клетчатке эти волокна собираются в пучки, а затем в крупные нервы, которые направляются в составе задних корешков в спинной мозг.

Болевая рецепция. Болевая, или ноцицептивная, чувствительность имеет особое значение для выживания организма, так как сигнализирует об опасности при действии любых чрезмерно сильных и вредных агентов. В симптомокомплексе многих заболеваний боль является одним из первых, а иногда и единственным проявлением патологии и важным показателем для диагностики. Однако корреляция между степенью болевых ощущений и тяжестью патологического процесса отмечается не всегда[10].

Существуют специфические болевые рецепторы (свободные нервные окончания с высоким порогом реакции), кроме того, боль возникает при сверхсильном раздражении любых рецепторов. Болевые рецепторы в коже расположены в виде отдельных точек (дискретно). Поэтому в тех участках кожи, где их плотность невелика, всегда можно найти точки, лишенные болевых рецепторов. Специальные исследования показали, что кожа человека содержит значительно больше болевых точек, чем тактильных (соотношение 9:1).

Механизм возбуждения рецепторов при болевых воздействиях пока не выяснен. Предполагают, что особенно значимыми являются изменения рН ткани в области нервного окончания, так как этот фактор обладает болевым эффектом при встречающейся в реальных условиях концентрации ионов водорода. Таким образом, наиболее общей причиной возникновения боли можно считать изменение концентрации ионов водорода при токсическом воздействии на дыхательные ферменты или при механическом либо термическом повреждении клеточных мембран.

Не исключено также, что одной из причин длительной жгучей боли может быть выделение при повреждении клеток гистамина, протеолитических ферментов, воздействующих на глобулины межклеточной жидкости и приводящих к образованию ряда полипептидов (например, брадикинина), которые возбуждают окончания нервных волокон.

Адаптация болевых рецепторов возможна: ощущение укола от продолжающей оставаться в коже иглы быстро проходит. Однако в очень многих случаях болевые рецепторы не обнаруживают существенной адаптации, что делает страдания больного особенно длительными и мучительными и требует применения анальгетиков [11].

Сенсорная система вкуса.

Вкусовая сенсорная система (вкусовой анализатор) представляет собой сложную в морфофункциональном отношении хеморецепторную систему, осуществляющую анализ действующих на органы вкуса (вкусовые почки, вкусовые луковицы) химических раздражителей.

Вкус — это ощущение, возникающее в результате влияния какого-либо вещества на рецепторы, расположенные на поверхности языка и в слизистой оболочке ротовой полости.

Вкус относится к контактным видам чувствительности, он тесно связан с процессами поглощения и переваривания пиши.

Вкус является мультимодальным ощущением, в котором вкусовые ощущения, вызванные химическими веществами, воспринимаются в совокупности с ощущениями запаха, тепла, холода, давления веществ, попадающих в ротовую полость.

В слизистой оболочке языка и ротовой полости находятся терморецепторы и механорецепторы, а в носовой полости, сообщающейся с ротовой — обонятельные рецепторы, которые реагируют, если пища имеет запах. Эти рецепторы подвергаются раздражению в большинстве случаев одновременно с, органами вкуса. [1].

В числе четырех «первичных» вкусовых ощущений различают: сладкое, кислое, соленое и горькое. Рассмотрим строение языка, показанного на (рис. 1).

Рис. 1. «Строение языка».

 

Пороги вкусового ощущения разных качеств зависят от концентрации вещества. Наиболее низкие пороги концентрации вещества регистрируются для горького вкуса, для Сахаров — выше, пороги обнаружения кислого и соленого близки к порогам вкусового ощущения Сахаров. Точные сведения о концентрациях различных веществ, соответствующих порогу ощущения, представляют относительную значимость, так как отмечается их существенная индивидуальная изменчивость.

Интенсивность вкусового ощущения зависит от концентрации действующих на рецепторы веществ, а также от величины поверхности языка, на которую влияет стимул, то есть от числа раздражаемых хеморецепторов. Определенную роль играет и температура попадающих в ротовую полость веществ. При длительном действии раздражителя на вкусовые рецепторы интенсивность ощущения снижается, а порог повышается, т.е. происходит адаптация.

Чувство вкуса у человека обеспечивает реализацию ряда рефлекторные актов. Так, например, под воздействием вкусовых почек происходит рефлекторно "отмывание" языка секретом из серозных желез. В результате соответствующей стимуляции вкусовых рецепторов осуществляется рефлекторная секреция слюны, причем состав последней изменяется в зависимости от характера стимулов, влияющих на сенсорные клетки. Вкусовые стимулы оказывают также влияние на выделение желудочного сока, при участии вкусовой чувствительности возникает рвотный рефлекс. Эти рефлексы замыкаются в области продолговатого мозга [15].

Сенсорная система обоняния.

Обонятельная система (обонятельный анализатор) осуществляет восприятие и анализ химических раздражителей, находящихся во внешней среде и действующих на органы обоняния. Обоняние — это восприятие организмом при помощи органов обоняния определенных свойств (запахов) различных веществ.

Обонятельные органы у человека представлены обонятельным эпителием, расположены в верхнезадней полости носа и охватывают на каждой стороне участки верхней боковой раковины и носовой перегородки. Обонятельный эпителий покрыт слоем обонятельной слизи и состоит из обонятельных рецепторов (специализированные хемо-рецепторы), опорных и базальных клеток. Дыхательная область (та часть слизистой носа, в которой отсутствуют обонятельные клетки) содержит свободные окончания сенсорных волокон тройничного нерва (V), также реагирующие на пахучие вещества. Тем самым, объясняется частично сохранение ощущения запаха в случае полного перерыва обонятельных волокон.

Человек способен по запаху различать тысячи разных веществ, но четкое химическое различие между веществами, соответствующими различным запахам, не обнаружено. Разработанные для практических целей классификации запахов (или первичных запахов) свидетельствуют, что химически сходные вещества часто оказываются в разных запаховых классах, а вещества одного и того же запахового класса значительно различаются по своей химической структуре. Многообразные возможности обоняния описывают следующими основными запахами: камфарный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, едкий, гнилостный. В естественных условиях, как правило, встречаются смеси запахов, в которых преобладают те или иные составляющие. Разграничение по их качеству возможно лишь до некоторой степени, и лишь в условиях очень высоких концентраций некоторых веществ. Сходство и различие запахов связывают со структурой и (или) с колебательными свойствами пахучих молекул. Считают, что ключом к пяти из семи основных запахов является стереохимия запаховых веществ, т.е. пространственное соответствие конфигурации пахучих молекул форме рецепторных участков на поверхностной мембране обонятельных микроворсинок. Для восприятия едкого и гнилостного запаха считают важным не форму молекул, а плотность заряда на них. Есть точка зрения, что специфика запаха связана с соответствием резонансных колебательных частот молекул стимула и рецептора[7].

Периферический отдел системы обоняния. Реализация функций чувствительного обонятельного эпителия обеспечивается расположенными в нем рецепторными клетками, количество которых у человека достигает 10 млн. (у собаки овчарки — свыше 200 млн.). Помимо рецепторных (обонятельных) клеток, в составе эпителия находятся опорные и базальные клетки. Последние обладают способностью развиваться в обонятельные и, следовательно, представляют собой незрелые сенсорные клетки. В отличие от вкусовых, обонятельные клетки являются первичными сенсорными клетками и посылают аксоны в мозг от своего базального полюса. Эти волокна образуют под сенсорным эпителием толстые пучки (обонятельные волокна), которые идут к обонятельной луковице.

Центральный отдел системы обоняния. Объединенные в пучок аксоны обонятельных клеток идут к обонятельной луковице — первичному центральному отделу обонятельной системы, в котором происходит первичная переработка сенсорной информации, поступающей от обонятельных рецепторных клеток. Клеточные элементы в обонятельной луковице расположены слоями. Крупные митральные клетки являются нейронами второго порядка обонятельного пути. Эти клетки имеют один главный дендрит, дистальные веточки которого образуют синапсы с волокнами обонятельных клеток (гломерулы). На каждой митральной клетке конвертирует около 1000 волокон. Аксоны обонятельных клеток синоптический контактируют и с перигломерулярными клетками, образующими латеральные связи между гломерулами. Характер связей обеспечивает основой процесс, связанный с кодированием — латеральное торможение[14].

 

 

 

 

Решетка Германна.

Рис. 4. Решетка Германна.

Серые пятна, наблюдаемые на пересечении белых линий, являются иллюзией. Они видимы вашим глазом и мозгом, но не присутствуют на странице. Чтобы убедиться в том, что в действительности они отсутствуют, переместите взгляд на другие пересечения; вы убедитесь в том, что на пересечении, на которое вы смотрите прямо, серого пятна никогда не видно. Они появляются только в тех пересечениях, которые попадают в ваше периферическое зрение.

Данная иллюзия является непосредственным результатом взаимосвязей между ганглиозными клетками, снижающими активность клеток, смежных с наиболее активной. Так, ганглиозная клетка, фокусирующаяся на одном из пересечений белых линий решетки, получает сигнал, снижающий уровень сигналов, исходящих от соседних клеток, находящихся со всех четырех сторон (то есть клеток, расположенных выше, ниже, правее и левее от пересечения). С другой стороны, ганглиозная клетка, находящаяся на белой горизонтальной или вертикальной линии, будет получать сигнал, снижающий активность исходящего сигнала только двух соседних клеток, находящихся на той же линии. В результате пересечения кажутся темнее, чем белые горизонтальные и вертикальные линии, потому что в этих участках находится максимальное число клеток, получающих сигналы, снижающих уровень исходящего сигнала.

Но почему темные пятна появляются только на пересечениях, на которые вы непосредственно не смотрите? Это происходит потому, что дистанции, на которые передается сигнал, значительно короче в центре зрительного поля, чем на периферии. Благодаря такому расположению ганглиозных клеток острота нашего зрения значительно выше в центре зрительного поля, чем на периферии[19].

Выводы

1) Рецепторам принадлежит важная роль в обеспечении связи внешних событий с осознанными переживаниями. Многочисленные аспекты наших осознанных восприятий обусловлены конкретными нервными событиями, происходящими в рецепторах.

2) Основной способ кодирования интенсивности стимула — это число нервных импульсов в единицу времени, т. е. частота нервных импульсов.

3) Большинство нейронов вырабатывают ряд нервных импульсов, отражающихся на осциллографе в виде вертикальных всплесков (спайков). Даже при отсутствии стимулов многие клетки вырабатывают редкие импульсы (спонтанная активность). Когда предъявляется стимул, к которому чувствителен данный нейрон, можно видеть быструю последовательность спайков.

4)Чем больше интенсивность стимула, тем больше вовлеченных нейронов.

5) Дистанции, на которые передается сигнал, значительно короче в центре зрительного поля, чем на периферии. Благодаря такому расположению ганглиозных клеток острота нашего зрения значительно выше в центре зрительного поля, чем на периферии.

6) Согласно трихроматической теории Янга—Гельмгольца (эту теорию называют также трехкомпонентной), человек может различать множество цветов, у него есть только три типа цветовых рецепторов (колбочек).

Заключение

В ходе написания курсовой работы были раскрыты особенности сенсорной информации со стороны дисциплины «Психофизиология». Подводя итоги можно сказать – тема курсовой работы актуальна и изучается многими научными деятелями. При написании курсового проекта была изучена специальная литература, включающая в себя статьи и учебники по психофизиологии, описаны теоретические аспекты и раскрыты ключевые понятия.

Человек воспринимает не все изменения окружающей среды, он не способен, например, ощущать действие ультразвука, рентгеновских лучей или радиоволн. Диапазон сенсорного восприятия человека ограничен имеющимися у него сенсорными системами, каждая из которых перерабатывает информацию о стимулах определенной физической природы. Сенсорная специфичность каждой системы определяется, прежде всего, свойствами входящих в нее рецепторов.

В зависимости от источника адекватных стимулов рецепторы подразделяют на наружные и внутренние, или экстерорецепторы и интерорецепторы; первые стимулируются при действии раздражителей внешней среды (электромагнитные и звуковые волны, давление, действие пахучих молекул), а вторые — внутренней (к этому типу рецепторов относят не только висцерорецепторы внутренних органов, но также проприоцепторы и вестибулярные рецепторы). В зависимости от того, действует стимул на расстоянии или непосредственно на рецепторы, их подразделяют еще на дистантные и контактные.

Анализаторы человека — подсистема центральной нервной системы, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора — рецептор, центральная часть анализатора — мозг.

Основными характеристиками анализатора являются: пороговая чувствительность; воспринимаемый диапазон; временные характеристики.

У человека выделяют следующие рецепторы: внешние – зрительный, слуховой, тактильный, болевой, температурный, обонятельный, вкусовой; внутренние – давления, кинетический, вестибулярный.

Сказанное выше, конечно, является далеко не полным. Мы еще многое не знаем о работе мозга, и особенно о том, что лежит в основе его высших функций и человеческого сознания. Тем не менее, прогресс в этой области в последние годы достаточно очевиден.

Список литературы

1. Александров Ю.И. Психофизиология. Питер. - СПб.: -2014. -464 с.

2. Гаврилов, Л. Ф. Анатомия учебник. Медицина. - М.: -2005. -368 c.

3. Гальперин С.И. Физиология человека и животных. Высшая школа. - М.: -2002. -656 с.

4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Феникс. -Ростов на Дону: -2005. -478 с.

5. Дубынин В.А., Фонсова Н.А. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Экзамен. - М.: -2007. -192 с.

6. Каюмова А.Ф. Физиология сенсорных систем. ГОУ ВПО. - Уфа: -2011. -115 с.

7. Кроль В.М. Психофизиология человека. - СПб.: -2003. -304 с.

8. Коган А.Б. Физиология человека и животных. Высшая школа. -М.: -2004. -360 с.

9. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник нового века. Питер. - СПб.: -2001. -592 с.

10. Мышкин И.Ю. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности. ЯрГУ. - Ярославль: -2008. -168 с.

11. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Педагогика. -М.: -2006. -403 с.

12. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Учебная литература для студентов медицинских вузов: монография. Медицина. - М.: -2007. -656 с.

13. Псеунок А.А. Анатомия мозга. Спецкурс. Аякс. - Майкоп: -2002. -112 с.

14. Реброва Н.П. Физиология сенсорных систем. Стратегия будущего. - СПб.: -2007. -106 с.

15. Самохвалов В.Г. Жубрикова Л.А. Механизмы формирования вкусовых ощущений и характеристика вкусовых порогов. ХГМУ. - Харьков: -2004. -45 с.

16. Самусев Р.П., Семин Ю.М. Анатомия человека. Медицина. - М.: -2000. -576 c.

17. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. Академия. - Саратов: -2003. -304 с.

18. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем, высшая нервная и психическая деятельность. Академия. - М.: -2013. -384 с.

19. Аткинсон Р. Л. Введение в психофизиологию. Учебник для студентов университетов. Прайм-Еврознак. - СПб.: -2007. -816 с.

20. Шмидт Р. Основы сенсорной физиологии. Мир. - СПб.: -2005. -287 с.

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности»

на тему: «Кодирование и прием сенсорной информации»

Выполнил: студент группы 2бУП2 факультет управления д/о Микульчик А.В.
Проверила: доцент Трушкова С.В.  

Москва

2016

Введение

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области психофизиологии и касается изучения сенсорной информации.

Актуальность данной работы выражена в том, что кодирование и прием сенсорной информации играет огромную роль в жизни человека и любого биологического существа. С помощью многих биологических механизмов, человек способен осознавать что с ним происходит, что происходит во круг него. Многие отечественные и зарубежные ученые, на протяжение многих лет изучали и продолжают изучать данную тему.

Одной из физиологических функций организма является восприятие окружающей действительности. Получение и обработка информации об окружающем мире является необходимым условием поддержания гомеостатических констант организма и формирования поведения. Среди раздражителей, действующих на организм, улавливаются и воспринимаются лишь те, для восприятия которых есть специализированные образования. Такие раздражители называют сенсорными стимулами, а сложноорганизованные структуры, предназначенные для их обработки – сенсорными системами. Сенсорные сигналы различаются модальностью, т.е. той формой энергии, которая свойственна каждому из них.

При действии сенсорного стимула в рецепторных клетках возникают электрические потенциалы, которые проводятся в центральную нервную систему, где происходит их обработка, в основе которой лежит интегративная деятельность нейрона. Упорядоченная последовательность физико-химических процессов, протекающие в организме при действии сенсорного стимула, представляет объективную сторону функционирования сенсорных систем, которая может быть изучена методами физики, химии, физиологии.

 

Психофизиология - наука о нейрональных механизмах, обеспечивающих формирование, поддержание и реализацию высших психических функций. Основной целью является изучение психофизиологических свойств человека.

Основная цель данной работы - ознакомление с теоретическими основами психофизиологии сенсорной информации, а именно: кодирование и прием. Выяснить, как это помогает в деятельности человека.

Задачи:

· рассмотреть общую характеристику сенсорных систем;

· рассмотреть психофизиологию сенсорных процессов;

· проанализировать экспериментальные исследования по данной теме;

· сделать вывод.

Объектом исследования является прием и кодирование сенсорной информации.

Предметом исследования являются представления о сенсорных системах и их роль в жизни человека.

Практическая значимость работы обусловливается тем, что экспериментальные исследования помогают понять и объясняют, как человек воспринимает окружающие явления.

 

 

 

 

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Общая характеристика сенсорных систем. 5

1.1 Понятие о сенсорной системе, методы ее исследование. 5

1.2. Общие принципы организации сенсорных систем. 6

1.3. Основные функции сенсорной системы. 7

Глава 2.2. Психофизиология сенсорных процессов. 9

2.1 Сенсорная система зрения. 9

2.2. Сенсорная система слуха. 10

2.4. Сенсорная система кожи. 12

2.4. Сенсорная система вкуса. 14

2.5. Сенсорная система обоняния. 15

Глава 3. Экспериментальные исследования кодирования и приема сенсорной информации. 18

3.1. Экспериментальные исследования. 18

3.2. Решетка Германна. 22

3.3. Эксперимент цветовой слепоты. 23

Заключение. 24

Список литературы.. 25

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.149 с.)