Состояние развития менеджмента на российских туристских предприятиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние развития менеджмента на российских туристских предприятиях



 

Все предприятия индустрии туризма в современной России можно классифицировать в зависимости от уровня управления на три группы: «традиционные предприятия» с зачаточным состоянием менеджмента, «предприятия переходного типа», испытывающие потребность в перемене форм и методов управления в связи с инновационными целями или выходом на конкурентный рынок, «перспективные предприятия», отличающиеся профессиональным менеджментом, соответствующим мировым стандартам. Исследование показало, что в основном это дивизионы транснациональных и крупных российских компаний.

Лучшие организации туристской индустрии разрабатывают стандарты обслуживания («Korston»), придерживаются современной концепции маркетинга («Инна Тур», российские члены сетей «Marriott Hotel», «American Airlines», «Club Med»), создают собственные бренды, каждый из которых специализируется на определенном сегменте рынка (сети «Marriott», «Hilton Hotel Согр»), пользуются современными адаптивными организационными структурами, при которых производители объединяются в динамичные сети нежестко связанных контрагентов, с использованием современных коммуникационных средств, глобальных компьютерных сетей (представители мировых сетей), создают союзы и ассоциации, заключают стратегические альянсы («Heliopark Group», «RSL»), внедряют современные системы управления персоналом («Radisson SAS», «РоссТур»). Данный тип предприятий индустрии туризма осуществляется не более чем в 10 — 15 % организаций современной России, так как неразвитость рыночной инфраструктуры, дискретность инновационного знания не образуют «критической массы» аргументов в пользу «перспективной» группы.

К факторам, препятствующим становлению менеджмента на предприятиях туристской индустрии, относятся: транзитивный этап экономики и незавершенная трансформация российских организаций; традиции командно — административного подхода к управлению; слабая управленческая компетентность руководителей туристических фирм; дефицит квалифицированных кадров; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в том числе отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в туристскую инфраструктуру.

Необходимыми условиями становления и совершенствования менеджмента на предприятиях туристской индустрии являются рыночная экономика, свобода предпринимательства, профессионализация и специализация менеджмента.

Проведенный анализ состояния менеджмента на предприятиях гостиничной индустрии как интегральной части туристской индустрии в регионе КМВ показал недостаточный уровень развития менеджмента. Предприятия не стремятся внедрять стандарты менеджмента, современные технологии управления, несмотря на то, что опыт убедительно доказал их эффективность для успешного продвижения туристских продуктов, увеличения объемов их продаж, повышения качества предлагаемых услуг, получения значительной экономии.

Для становления менеджмента необходима благоприятная внешняя среда. Анализ трех групп факторов конкурентных преимуществ (природные ресурсы и историко-культурное наследие; капитал; трудовые ресурсы) в регионе КМВ показал следующее: уникальные природно-климатические и исторические богатства являются абсолютным фактором конкурентоспособности региона КМВ. Инвестиционная политика в регионе нуждается в корректировке. Трудовые ресурсы региона развиты недостаточно.

В таких условиях многократно возрастает значение государственной поддержки региона и значимость формирования системы менеджмента как эффективного управления в условиях рынка в качестве основного фактора повышения конкурентоспособности предприятий туристской индустрии в регионе КМВ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕНЕДЖМЕНТА НА РОССИЙСКИХ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

Российский менеджмент туристических организаций должен включать в себя следующие составляющие: наличие в организации стратегии развития, четко поставленной, известной и разделяемой всеми сотрудниками организации миссии и целей; руководство должно осуществляться с помощью научнообоснованных принципов, методов и технологий менеджмента во всем их многообразии; адаптивные структуры управления, партисипативное управление, понимаемое как вовлеченность всех сотрудников организации в управление ею, создание команд по принципу профессионализма, эффективное делегирование полномочий, обучение и профессиональное развитие персонала; сильная корпоративная культура, в которую интегрированы сотрудники; инновативность, понимаемая как постоянная генерация идей, приводящая к созданию конкурентоспособных на рынке товаров и услуг.

Туристским организациям России важно на примере иностранных организаций инвестировать в развитие партнерских связей, в квалификацию персонала, в развитие корпоративной культуры, в маркетинг и сбыт. Лучшие кадры концентрируются на тех направлениях активности, которые могут принести максимум добавленной стоимости. Во внешней среде для таких организаций главный фактор - клиент как потребитель товаров и услуг, во внутренней среде - персонал организации, который эти услуги производит. Необходимо активизировать человеческий фактор, инновации, диверсификацию выпускаемых товаров и услуг, ориентации на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития, проактивное управление, продуктивное взаимодействие, формирование и поддержания микрокультуры. Благодаря этим новшествам компании могут не просто реализовать услугу контрагенту или потребителю, но и формировать спрос, повышать эффективность и прибыльность деятельности на рынке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исторически сложилось так, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства, трансформации общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности.

Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта. Мы не учли, что Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и что русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и в ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды. Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное — научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней России.

Проблема использования опыта, накопленного зарубежными фирмами в области менеджмента, в последние годы стала особенно актуальной. В России традиционно ведутся споры, использовать ли ей опыт Запада или идти собственным путем. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Вероятно, следует в разумных соотношениях использовать обе стратегии.

Однако не вызывает сомнения тот факт, что западный опыт управления необходимо тщательно изучать. Без понимания результатов, накопленных зарубежными специалистами в области управления, невозможно создание собственной современной школы управления.

Безусловно, у России существует и собственный опыт, и его также не стоит забывать. Однако, этот опыт несколько специфичен ввиду особых экономических условий, в которых долгие годы находились российские руководители, поэтому нельзя слепо применять накопленные знания в современных условиях.

Транснациональные корпорации являются «двигателями» мировой экономики в целом. Именно они определяют общие направления мирового экономического развития. Поэтому для того чтобы понять закономерности этого развития, необходимо изучение деятельности транснациональных корпораций. В современных условиях практически невозможно решить некоторые проблемы, возникающие в мире, без объединения представителей разных стран.

Особенностью современного производства стал переход к информационным технологиям. Информация является основным товаром на мировом рынке. Все стадии производственного процесса по большей части сводятся к получению и обработке информации. Информационные потоки также легче отслеживать корпорации, объединяющей несколько стран.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.005 с.)