Работа Епархиального Комитета по обеспечению нужд фронта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа Епархиального Комитета по обеспечению нужд фронта



20 июля 1914 г. (все даты даны по старому стилю), Россия вступила в Первую мировую войну. Уже на следующий день в Смоленске и части уездов было введено военное положение. 22 июля 1914 г. в Свято-Успенском Кафедральном соборе епископ Смоленский и Дорогобужский Феодосий совершил литургию и молебен о даровании победы российскому оружию. После окончания литургии был прочитан манифест о войне с Германией, затем прошли многолюдные манифестации в поддержку правительства в тяжелое время для Империи[49].

Манифест, о войне с Германией, провозглашал, что Россия в тяжелое время для Сербии заступилась за родственную державу, но меры заступничества вызвали внезапное объявление Германией войны России. И теперь предстояло уже не только заступаться за обиженную Сербию, но предстояло бороться за честь, достоинство и целостность самой России[50].

Святейшей Синод заявил о программе РПЦ в деле организации помощи Родине, определениями от 20 июля 1914 г. за № 6502 и за № 6503, которые были разосланы по всем церквям Империи. В определение № 6502 указывалось обнародовать манифест о войне во всех церквях Империи и установить в церквях, в связи с войной, по особому чину каждодневные моления о победе над врагом[51].

Определение № 6502 также призывало к пожертвованиям монастыри, церкви и православную паству для помощи фронту, раненым и больным воинам. Для этой цели во всех церквях устанавливались особые кружки для сбора пожертвований в пользу Красного Креста и жертвам войны. Монастыри, церкви и все учреждения призывались подготовить помещения для госпиталей и лазаретов. Монастыри и общины должны были подыскать и подготовить лиц, для ухода за больными и ранеными воинами. К православному духовенству обращен был особый призыв располагать паству к содействию всеми мерами и способами к успеху войны и облегчению участи от нее пострадавших. Определение Синода № 6503 призывало к помощи семьям фронтовиков[52].

Обществом Красного Креста и духовным ведомством было выработано совместное соглашение о привлечении монахинь и послушниц монастырей к деятельности Красного Креста по уходу за больными и ранеными в лазаретах[53].

Уже в июле 1914 года начался процесс самоорганизации общественных сил Смоленской губернии, направленный на решение военных проблем. Смоленское духовенство в высшей степени сочувственно отнеслось к святому делу помощи раненым и семьям фронтовиков.

В Смоленске 29 июля 1914 года под председательством епископа Феодосия состоялось собрание Смоленского городского духовенства для обсуждения вопроса о помощи фронту, раненым воинам и семействам фронтовиков. Владыка обратился к духовенству с речью, в которой призывал духовенство к деятельному решению проблем связанных с войной[54].

На собрании духовенством, для обеспечения нужд войны, в соответствии с определением Синода № 6502,был учреждён 29 июля 1914 г. в г. Смоленске Смоленский Епархиальный Комитет помощи жертвам войны. По подписному листу, на собрании, поступило пожертвований около - 500 руб.[55]

На собрании был учрежден состав Епархиального Комитета: председатель Его Преосвященство, Преосвященнейший Феодосий, епископ Смоленский и Дорогобужский; заместители председателя - ректор семинарии архимандрит Дамиан и смоленский городской протоиерей Захарий Четыркин. В состав комитета вошли протоиереи С.Н. Добромыслов, А.В. Санковский, священники Н.П. Бурьков, Н.Н. Соколов, П.С. Цветков, А. Заостровский, И.В. Афонский, Л. Смирнов, игуменья Вознесенского монастыря Гавриила и начальница Епархиального женского училища А.А. Поспелова[56].

В первые дни войны были определены основные направления деятельности Епархиального Комитета помощи жертвам войны. Его задачей было объединение и руководство работой духовенства и учреждений духовного ведомства в Смоленской епархии на нужды военного времени: проявлять заботу о воинах на фронте, о раненых и больных воинах в лазаретах и организовывать помощь семьям фронтовиков. По ходу войны, в связи с тяжелым ее течением, к этому добавились забота о беженцах, детях- сиротах, воинах - инвалидах и военнопленных. Для помощи фронту предусматривалось сбор пожертвований, шитье белья и одежды, участие в орга­низации госпиталей и лазаретов. По­мощь семьям фронтовиков предусматривала материальную и духовную поддержку, а также организа­цию яслей для малолетних детей и приютов для осиротевших детей.

Каждый шаг священника в своем приходе и церковное богослужение восприняло в себе мысли и чувства, затрагиваемые войной. Кроме обычных богослужений появилась теперь новая забота - проводы ратников на фронт и служение панихид по убиенным воинам. В это тяжелое, для страны время, общественное согласие и выполнение патриотического долга, которое поддерживалось церковью, стало мощным средством решения сложных задач поставленных войной перед Империей.

Духовенство, приходы, монастыри и прихожане Смоленщины отозвались на призыв Свя­тейшего Синода выступить с помощью нуждам войны. С началом Первой мировой войны духовенство, преподаватели духовных учебных заведений, члены православных обществ и прихожане епархии, как и в прежние войны, включились в благотворительную деятельность на нужды войны.

Епархиальным Комитетом на нужды войны были установлены источники пожертвований – отчисления церковнослу­жителей от получаемого жалованья в размере 5%, отчисления от валового поступления церковных доходов не менее 3% и пожертвования от духовенства по подписным листам. После каждого богослужения, до окончания войны, во всех церквях и хра­мах проводились церковные тарелочные и кружечные сборы пожертвований на нужды войны. Кроме материальной помощи духовенством епархии было принято решение о предоставлении для лазаретов помещений церковных школ и духовно-учебных заведений[57].

Монастыри епархии на нужды войны отчисляли единовременные денежные пожертвования от 3 до 5 % из монастырских доходов и братской кружки в Епархиальный Комитет помощи жертвам войны[58]. Также в пожертвованиях на нужды войны с августа 1914г. приняли участие служащие консистории, все духовные учебные заведения и церковно-приходские школы с ежемесячным отчислением из жалованья от 2 до 3%[59].

В Смоленской епархии по уездам состоялись собрания духовенства и церковных старост, на которых единодушно было принято до окончания войны отчислять ежемесячно в пользу Епархиального Комитета помощи жертвам войны 3% - 5% от жалования и 3% от валовых церковных доходов[60].

Для правильного направления собранных пожертвований духовная консистория предписывала благочинным епархии неукоснительно руководствоваться в отношении направления поступающих к ним средств от церквей и причтов вверенных им округов следующим:

1) процентные отчисления из доходов церквей и причтов на врачевание раненых и больных воинов и другие нужды войны ежемесячно направлять в Смоленский Епархиальный Комитет помощи жертвам войны;

2) тарелочный сбор в церквях на Красный Крест вместе со сведениями о сборе по церквям ежемесячно представлять в консисторию;

3) суммы приходских попечительных советов должны оставаться на местах и обслуживать нужды семей фронтовиков, а отчёты о деятельности всех в округе советов за истекший месяц представлять в консисторию[61].

Предоставление епархией зданий для военных нужд.

С началом войны с Германией прифронтовой Смоленск, стал одной из основных тыловых баз Западного фронта, его наводнили войска. В Смоленске формировались войска, которые отправлялись прямо на фронт. В Смоленск пребывали штабные учреждения снабжения фронта, со служащими и пудами своего имущества и воинские части. Город стал центром обслуживающим военные нужды. В сентябре 1914 года в Смоленской губернии были размещены воинские части с количеством около 28 тысяч военных[62].

С конца 1915 г. Смоленская губерния стала тылом Западного фронта воющей армии. В Смоленск 1915 году переехал штаб Минского военного округа (командующий генерал-лейтенант Рауш фон Траубенберг). В Смоленской губернии располагались различные тыловые учреждения и уникальные воинские части – тяжелый артиллерийский дивизион резерва Ставки Верховного главнокомандующего, автомобильный батальон, авиационный парк и ряд других формирований. К началу 1917 г. военный гарнизон г. Смоленска насчитывал более 20-ти тысяч военных. Всего в губернии было расквартировано более десятка воинских частей общей чис­ленностью до 70-ти тысяч человек. Большие военные гарнизоны располагались в городах - Рославле, Вязьме, Гжатске, Дорогобуже и Ельне.[63]

В связи с тем, что в Смоленскую губернию прибывали войска, учреждения и госпиталя Смоленская епархия вместе с военным ведомством занималась и проблемой расквартирования их - предоставляя помещения для их нужд[64].

В октябре 1914 г., с благословения епископа Феодосия, в г. Вязьма были переданы, под размещение войск слабосильных команд, здания духовного училища, общежития и церковно-приходских школ[65]. В ноябре 1914г. в г. Рославле, по просьбе гарнизонной воинской управы, были уступлены для размещения войск, здания духовных школ, семинарии и свободные здания Рославского монастыря[66].

Построенное здание Успенской школы в г. Дорогобуже осенью 1914 г. отведено было под временный постой призывников на войну[67]. В Рославльском уезде - 8 церковных школ были заняты воинским постоем и в уездах были заняты под военные надобности церковные школы – Дорогобужская и Краснинская[68].

Поездки и отправка посылок с подарками на фронт воинам.

В Церкви, как и в обществе в целом, осознавали необходимость практической помощи в организации повседневного фронтового быта и на фронт отправляли необходимые вещи, прежде всего: теплые вязаные вещи, тёплое нижнее белье, кисеты, табак, мазь от насекомых-паразитов и т. п.

В 1915г. Смоленским Епархиальным Комитетом помощи жертвам войны трижды были организованы поездки на фронт с подарками для воинов. Поездки были организованы - к масляной неделе, к Празднику Пасхи и Рождеству Христову. В общей сложности было отправлено до 8000 комплектов белья. Подарки воинам в поездках на фронт доставляли священник Н. Соколов, И. Афонский и ректор семинарии архимандрит Дамиан.

Первая поездка, на передовые позиции на фронт Н. Соколова была организована с 24 января 1915г. по 2 февраля 1915г. Вещей, для отправки на фронт, набралось до 700 пудов, и для их погрузки был выделен отдельный вагон. Советом Епархиального женского училища, на подарки в этой поездке, было передано Епархиальному Комитету - 6000 руб. и вещи для подарков на позиции бойцам[69].

От Епархиального Комитета помощи жертвам войны было послано - две тысячи иконок Богоматери, тысяча евангелий, тысяча молитвенников, 3842 комплекта белья и ещё 300 рубашек и 160 пар кальсон. Мешок с тёплыми вещами. 12 пудов сахара в ящиках, 11½ пуда свиного сала, 20 пудов табаку, 200 пачек спичек и 20 стоп папиросной бумаги. Сапожного материала - 17 пудов и 38 фунтов. Мази от насекомых 1000 коробок, 25 пудов мыла и 17 ящиков с кисетами. От Губернского комитета - 10 ящиков с вещами. От благочинного Д. Щукина пять мешков с бельём. От супруги начальника губернии, Е.А. Булгаковой, десять ящиков с вещами. Николаю Соколову, епископ Феодосий, передал послание - обращение для прочтения воинам[70].

Подарки были распределены на 4 корпуса и при этом передано послание воинам епископа Феодосия. Лично Н. Соколовым было выделено воинам 120 комплектов белья авиационному отряду Гренадерского корпуса и 50 пудов воинам артиллерийских батарей 6-й и 4-й. В подарках было, всё необходимое для воинов и даже кожа, для починки сапог, которая оказалась самым ценным подарком для воинов. Н. Соколов в своей речи перед воинами сказал, что ими гордятся, ценят их подвиги и труды и от всего сердца молятся о полной победе над жестоким врагом[71].

Привёз Н. Соколов, от командующего армией генерала А.Е. Эверта, письмо епископу Феодосию, следующего содержания: «Ваше Преосвященство, милостивый Архипастырь! От всех чинов вверенной мне армии приношу Вашему Преосвященству глубокую благодарность за молитвы Ваши, душевные пожелания, а также за присланные подарки….»[72]. Поступали письма в Епархиальный Комитет, с благодарностями, от разных начальников частей и от воинов, получивших подарки.

Вторая поездка в действующую армию в Сибирский стрелковый полк с уполномоченным священником И. Афонским, была организована с 13 марта 1915г. Пасхальные подарки, воинам на фронт, были погружены в 2 вагона (158 мест, весом 657 пудов). Общая стоимость подарков была около - 18000 руб.

И. Афонским было отвезено на фронт - 4000 евангелий, 1000 молитвословов, 500 псалтирей и 5000 крестиков. Продукты - 1000 пасхальных куличей, 3000 яиц, сало и окорока. Также 100 пар сапог, 540 кисетов с подарками, табак, мыло и сапожный товар. Белья было в 48 тюках (5659 рубашек, 4177 пар кальсон, 1905 полотенец, 2291 пар портянок, 116 пар носков, 112 носовых платков, 304 пары шерстяных носков и 307 пар вязанок). Было отвезено и многое другое необходимое воинам на фронте[73].

После поездки поступили письма благодарности в Епархиальный Комитет помощи жертвам войны за подарки. В одном из писем от 7 апреля 1915г. от командира В. Ярона 4 Сибирского стрелкового полка священнику И. Афонскому была выражена большая благодарность Комитету за подарки воинам стрелкам в святые дни Светлого Христова Воскресения. И таких писем было много и от воинов из полка[74].

Третья поездка, в действующую армию, на Двинский фронт, с благословения епископа Феодосия, состоялась с архимандритом Дамианом с 17 декабря по 29 декабря 1915г. На подарки было ассигновано до трёх тысяч рублей из средств Епархиального Комитета. Для отправки на фронт в вагон было погружено 107 мест с подарками. В том числе было отвезено от Епархиального Комитета 500 экземпляров святых Евангелий, 300 псалтирей, 5000 конвертов и 5500 листов почтовой бумаги и от ректора семинарии Дамиана было 111 изящно изданных Святейшим Синодом житий святых и одна вяземская коврижка, эти подарки были переданы офицерам полка. В этой поездке подарки были от Епархиального Комитета, супруги генерала А.Н. Алексеевой, Епархиального училища и учащихся церковных школ. Было отвезено 790 рубашек, 492 кальсон, 135 пар вязанок, 266 носков, 330 полотенец, 383 пар портянок, 440 пар перчаток, 97 теплых жилетов, 63 шарфа, 40 шлемов, 460 кисетов с подарками. Также 750 пар валенок, 7 пудов кожи и различный сапожный товар. Были переданы и продукты питания.

Подарки были розданы чинам полка пocле литургии, которая совершена была архимандритом Дамианом в одном из храмов на меcте расположения полка, стоящего на отдыхе в резерве. Чины полка от командира до рядового просили архимандрита Дамиана передать иx горячую благодарность всем жертвователям[75].

Кроме поездок с подарками на фронт Епархиальным Комитетом помощи жертвам войны периодически организовывалась на фронт отсылка вещей воинам и отправка посылок с вещами.

За 1915г. было отправлено на фронт – 14316 рубашек, 10654 пар кальсон, 6759 полотенец, 1202 пары носков, 1174 вязаных изделий, 7803 пары портянок, 105 шлемов, 4 башлыка, 3008 кисетов, 15 полушубков, 62 шарфа, 36 наушников, 44 напульсника, 1050 яиц, 21 фунт мыла, 57 напульсников, 28 жилетов и 8 шапок. И многое другое как табак, бумага, спички, папиросы, конверты, чай, сахар, нитки, карандаши и фрукты[76].

Епархиальным Комитетом помощи жертвам войны для воинов также была организована отправка посылок с подарками в действующую армию к празднику святой Пасхи в 1916 г. Отправлены иконы, необходимые вещи, продукты в большом количестве - куличи, конфеты, печенье, семена подсолнуха, крашеные яйца. Был отправлен и необходимый сапожный товар[77].

В деле сбора и отправки посылок и изделий на фронт принимали активное участие приходские советы церквей, священники, учащиеся церковных школ и простые прихожане.

Священником С. Срединским с. Зилова, Сычевского уезда, для фронта посланы были следующие пожертвования: 1). В Сычевский комитет Всероссийского земского союза -50 рубашек, 17 кальсон и 7 полотенец; 2). В Смоленскую общину Красного Креста - 10 простыней, 4 наволочки, 12 сорочек, 9 кальсон и 8 полотенец; 3). В Смоленский Епархиальный Комитет помощи жертвам войны - 3 рубашки, 3 кальсон и 3 пары портянок. На склад императрицы Александры Федоровны в Москву были посланы - 9 теплых жилетов, 9 полотенец, 10 фунтов табаку, 2 пары теплых портянок, 4 рубашки, 4 кальсон, 4 пары теплых носков, 7 пар вязанок, 10 полотенец и 2 скатерти[78].

Приходской комитет села Дентялова, Бельского уезда.

Простые люди не забывали своих близких, которые находились на фронте. Например, на собрании 8 марта 1916 г. комитет принял решение послать подарки почтой каждому воину отдельно, так как воины-прихожане находились в разных местах фронта. Собрано было более 200 посылок и в каждую вложено - крестик, 2 фунта сахара, 1/8 фунта чая, ½ фунта леденцов, по ½ фунта мыла и табака и др. Посылка подарков от бедных семейств велась за счёт церковных средств. Отправка посылок воинам состоялась 10 мая 1916 года[79].

Подарки для воинов на фронте играли огромную роль. Поездки с подарками и отсылка посылок с подарками и вещей для воинов на фронт была большой материальной помощью фронту, но кроме материальной стороны всё это играло не малую и духовную помощь воинам. Они видели, что их не забывают, и это поддерживала в воинах уверенность в победе. Полученные подарки приносили тепло домашнего очага, которого так не хватало им в холодных окопах. Воины были благодарны за подарки, они укрепляли веру в победу, за которую они отдают, иногда и в молодые годы, свою жизнь. Всякий подарок разгонял тяжелое чувство отчужденности, и возвращал бойца в мыслях к родному дому и поэтому они были необходимы и дороги нашим воинам. Так же это было доказательством воинам, что их помнят на Родине и несомненно, что подарки сыграли не малую роль в поднятии их настроения и укрепления духа.

Поступление пожертвований вещами на нужды войны.

Воззвания о сборах пожертвований, для нужд войны, печатались постоянно во многих газетах г. Смоленска. Например, в одном из номеров Смоленского вестника за 16 августа 1914 года дано, что многие проезжающие через Смоленск раненые воины нуждались не только в верхней одежде, но и в белье, а также в разной обуви, в одеялах и подушках. И положение раненых воинов становилось, еще более тяжелым с наступлением холодов и воины в вагонах сильно зябли[80].

Жители отреагировали на призыв о помощи и активно стали приносить всё необходимое для воинов. В Епархиальный Комитет поступали не только денежные пожертвования, с первых дней вой­ны, духовенство и миряне епархии присылали все необходимое для фронта[81].

Пожертвования натурою (материалом, вещами и продуктами) поступали от причтов, церковных старост, от жен священников, священников, попечительных советов, прихожан, учащихся духовных учебных заведений и других лиц.

На собрании Епархиального Комитета 21 сентября 1914г. казначей комитета, священник И. Афонский, доложил, что на 18 сентября уже поступило 1684 аршин холста, рубашек 65, кальсон 36, полотенец 245, наволочек 9, простынь 6, платков 18, носков 7пар, вязанок 5 пар и сенников 3 штуки. Было принято решение организовать сбор пожертвований, призвав к этому делу жен священнослужителей, что бы они организовали сбор вещей в своих селах для фронта. Из данных поступлений уже было отправлено в Смоленский отдел комитета княгини Милицы Николаевны – 647 аршин холста и 33 полотенца[82].

К 1 августа 1915г. в Епархиальный Комитет поступило - 27247 аршин холста, 14652 рубашки, 11017 кальсон, 1559 пар тёплых рукавиц, 2059 пар перчаток, 1379 пар носков. И далее в 1915г. поступило 5723 полотенца, 1202 пар носков, 1174 пар вязанок, 2462 пары портянок, 291 простынь, 200 скатертей, 306 наволочек, 27 овчин, 1 пуд 19 фунтов шерсти, 4 башлыка, 13 подушек, 105 шлемов, 57 напульсника, 62 шарфа, 36 наушников, 28 жилетов, 1фуфайка, 8 шапок, 3008 кисетов с подарками, 21 фунт мыла, 1050 яиц, 23 пуда 32 фунта сала и много фруктов. Кроме этого было много чая, сахару, табаку, бумаги, спичек, папирос, конвертов, ниток и карандашей[83].

Поступали пожертвования и от церковных школ, ими было собрано для фронта - 3836 аршина холста, 25 аршин марли, 6 пудов и 101 пара белья, 902 полотенца, 113 фунтов шерсти, 1882 рубашки, 1474 кальсон, 510 пар чулок и носков, 1009 пар портянок, 250 пар вязанок и 1789 кисетов с подарками. Много поступало чая, сахару, сухарей и табаку[84].

В помощь воинам на фронте активно включились учащиеся. Например, семинаристы, в количестве 102 человека отказались, от полагающейся им порции чая, и таким образом было собрано 25 ½ фунта чая, которые были отправлены в Епархиальный Комитет для Рождественских подарков воинам на фронте[85]. Ученики Смоленского духовного училища отказались от пирогов, в праздничные дни 19 и 21 октября 1914г., и требуемые на их приготовление продукты 2 ½ пуда муки и 1 пуд риса были отправлены в действующую армию.[86] И ими после Рождественских каникул, было передано для отправки на фронт - 33 фунта сахару, 1 фунт чая и 5 фунтов махорки[87].

Ученицы Епархиального женского училища за счёт того, что добровольно отказались от полагающейся им порции сахару, собрали 10 пудов сахару для отправки на фронт воинам. Кроме этого ученицами было собрано 142 руб. и закуплены товары для подарков воинам на фронте [88].

Для ведения войны и для победы требовались значительные денежные средства. В условиях войны в качестве пожертвований жертвовалось золото, золотые ювелирные изделия и прочее, по призыву Государственной Думы усилить золотой фонд Государственного банка[89].

В качестве таких пожертвований поступали от вдов и членов семей священнослужителей награды, принадлежащие ранее священнослужителям, и таким образом и после смерти священнослужителей от них шла помощь на нужды войны. И таких благотворителей в Смоленской губернии было много.

Например, вдовой священника села Городно, Духовщинского уезда А. Пляшкевич, 20 ноября 1914г. было пожертвовано - 1 серебреная медаль, орден святой Анны 3-ей степени и на­персный крест мужа[90]. 15 февраля 1915г. от семьи бывшего священника Ф. Гальковского были пожертвованы его наперсный бронзовый крест в память Крымской войны и серебряная Александровская медаль[91].

Откликнулись на этот призыв священнослужители и прихожане. Псаломщиком сел, Дорогобужского уезда, В. Елисеевым были пожертвованы золотая монета и три золотых кольца[92]. От священника М. Крастелёва села Междуречье, Дорогобужского уезда было передано, епископу Феодосию, кредитный билет в 100 руб., 5 руб. золотом, два золотых кольца и золотые часы[93].

Смоленский Вознесенский женский монастырь, в соответствии с указом Синода от 11 сентября 1915года № 28, передал 7 декабря 1915г. в безвозмездный дар 21 фунт старой медной монеты в Смоленское отделение государственного банка[94].

На военные нужды население жертвовало, кто что мог - деньги, продукты, ткани, вещи и золотые ювелирные изделия и другое. Среди жертвователей были священнослужители, монастыри и прихожане. В сборе пожертвований принимали все слои населения, но большая часть собиралась в сельских и деревенских церквях. Все население смоленской губернии, по мере своих материальных возможностей, помогало воинам на фронте, среди которых находились их мужья, отцы и братья.

Изготовление вещей для воинов на фронте.

В Смоленский Епархиальный Комитет поступали пожертвования материалом, из которого изготавливалось все необходимое для воинов на фронте. Велось шитьё в монастырях, в селах и деревнях, как из своих пожертвований, так и из материала от Смоленской Общины Красного Креста, Всероссийского земского союза, Епархиального Комитета, Вознесенского монастыря, полевого 290 госпиталя и священника Соколова Н. Например, в августе 1914г. Свято-Николаевским женским монастырем, Вяземского уезда из 100 аршин холста сшито белье для воинов и передано в Епархиальный Комитет для отправки на фронт[95].

На 18 сентября 1914г. в Епархиальном Комитете имелось 1684 аршин холста, из которого решено было шить белье и другое для воинов на фронте[96]. Смоленский Вознесенский женский монастырь сшил из 1000 аршин материала, Епархиального Комитета, белье, рубашки, кальсоны для воинов на фронте[97].

С наступлением холодов и с увеличением военных действий в 1914году Святейший Синод, определениями от 19-23 сентября 1914г. №8463 и за № 10159 от 5 ноября 1914г., призывал священнослужителей, прихожан, училищные советы и церковные школы к пожертвованиям готовыми теплыми вещами и материалом. Из материала предлагалось изготовить носильные вещи для воинов на фронте[98].

В Церковных Ведомостях №33 от 1.09.1914г. были напечатаны чертежи выкроек белья для шитья воинам. Собранные и изготовленные тёплые вещи необходимо было направлять на склады императрицы Александры Федоровны, которые имелись в Петрограде, Москве, Харькове и Тифлисе. Отправка данных пожертвований железнодорожным транспортом производилась бесплатно[99].

От Смоленской епархии было отправлено, на склад императрицы Александры Федоровны в Москву, священником С. Срединским села Зилова, Сычевского уезда - 9 теплых жилетов, 9 полотенец, 10 фунтов табаку, 2 пары теплых портянок, 4 рубашки, 4 кальсон, 4 пары тёплых носков, 7 пар вязанок, 10 полотенец и 2 скатерти.[100] От Скугоревской церковной школы отослано было на склад императрицы Александры Федоровны в Москву - 200 пар чулок, 62 теплых жилета, 15 рубашек и 47 кальсон[101].

На собрании 6 ноября 1914г. Епархиальным Комитетом помощи жертвам войны на изготовление тёплых изделий было ассигновано около 5000 руб. и закуплен материал. Изготовлением вещей занимались Епархиальное женское училище, женские монастыри Смоленский Вознесенский, Вяземский Аркадиевский, Гжатский Владимиро-Екатерининский, священник Н. Соколов Нижне-Николаевской церкви, священник С. Зезюлинский села Каспля, Поречского уезда, церковные школы и другие[102].

Для изготовления вещей священник Н. Соколов предоставил свою квартиру, для мастерской по пошиву изделий. С 8 ноября по 15 декабря 1914г. было сшито 234 тёплых рубашки, 217 кальсон, 41 ватная куртка, 15 подушек, 108 пар наушников и собрано 172 мешка с подарками и 11 фунтов табаку. Над изготовлением тёплых вещей трудились жены и вдовы священнослужителей, жены, дочери купцов и крестьянки. Все изготовленное и собранное былоотправлено на передовые позиции[103].

В мастерской при квартире Н. Соколова в изготовлении, теплых вещей для фронта, принимали участие более 20 учениц 1-ой Смоленской Мариинской женской гимназии.[104] Священ­ником А. Фалтином в селе Слободка, Юхновского уезда было организовано шитьё фуфаек, для воинов на фронте. Материал для изделий пожертвовали крес­тьяне уезда и учащиеся земского училища[105].

В церковных школах Касплянской, Грядянской и земских Касплянской, Толкуновской и Аболоньевской были созданы швейные мастерские.[106] В октябре – ноябре 1914 года в этих школах было перешито на белье 5548 аршин холста. В школах школьницы и деревенские женщины занимались шитьём изделий и благодаря их стараниям, каждую неделю в Епархиальный Комитет поступало до 200 пар белья[107].

Изготавливались теплые изделия для фронта и приходскими попечительствами. Например, в приходском попечительстве с. Каспля, Поречского уезда шитьем, в общей сложности, были заняты 1420 человек. Было изготовлено за период с 1.09.1914г. по 1.01.1915г. - 2870 рубашек, 2750 кальсон, 178 сенников и много теплых рукавиц и носков[108].

Некоторые церковные школы изготовленное отправляли непосредственно на фронт, например - Николаевской церковной школой было сшито и связано более 8 пудов разного белья, шарфов, чулок, перчаток, жилетов, платков и полотенец. Все было послано в 94 Енисейский полк.[109]

В Епархиальном женском училище в 1914-1915 учебном году изготовлено, воспитанницами и женским персоналом училища разного белья в количестве - 1000 штук и 5000 пар портянок. Воинам на фронт, вещи собирались сменами - рубашка, кальсоны, полотенце, платок, портянки, пара шерстяных чулок и пара вязанок[110].

Благодаря всем трудам Епархиальный Комитет помощи жертвам войны отправил на фронт, только за 1915г. – 14316 рубашек, 10654 пар кальсон, 6759 полотенец, 1202 пар носков, 1174 вязанки, 7803 пар портянок, 105 шлемов, 3008 кисетов с подарками, 15 полушубков, 62 шарфа, 28 жилетов, а также шапки, наволочки и многое другое[111].

Жертвуя вещи, люди старались внести посильный вклад в дело помощи своим ближним, ушедшим защищать Родину.

Изготовление сухарей для воинов.

Смоленская епархия, в течение войны, помогала воинам на фронте не только продуктами, бельем и одеждой. Например, в сентябре 1914 г. по просьбе заведующего Интендантскими Учреждениями г. Смоленска было организовано в монастырях изготовление сухарей[112].

На просьбу откликнулись жители г. Белого пожертвовав 57 пудов сухарей. Ученики Бельского духовного училища выделили, от своей ежедневной порции, две части и собрали, таким образом, 3½ пуда белых сухарей. Монастыри предоставили 5½ пуда сухарей. Все собранные сухари в количестве 66 пудов были отправлены по месту назначения[113].

Поезд баня для воинов на фронте.

Затянувшаяся война поставила вопрос о мытье воинов на фронте, и создание бань становилось все более актуальным. Для этой цели стали создаваться бани для воинов стационарные и передвижные. Фронтовая баня предоставляла воинам все необходимое для мытья и снабжала их чистым бельем. При многих банях создавались чайные, в них солдаты получали чай с сахаром. Для обслуживания фронтовых бань необходимо было организовать сбор всего необходимого для мытья воинов. Смоленский вестник писал, что для воинов, которые месяцами не меняли белья и спали, не раздеваясь, баня была великим праздником. Для бань предлагалось собрать мыло, чистое белье и сахар[114].

Данное обращение к населению печатались на листовках и клеились в общественных местах. И этот призыв нашел у населения отклик в Епархиальный Комитет помощи жертвам войны, для бань, население стало приносить необходимое для мытья воинов на фронте.

Поступления пожертвований деньгами.

В Епархиальный Комитет на нужды войны поступали процентные отчисления и добровольные пожертвования от церковных старост, священников, псаломщиков, дьяконов, причтов, правлений духовных училищ, церковных школ, единовременные пожертвования из средств монастырей, от прихожан церквей и других лиц.

В Смоленский Епархиальный Комитет помощи жертвам войны с 29-го июля по 24 ноября 1914 г. уже поступило деньгами – 31337 руб. 96 коп. [115]

За период от 29 июля 1914г. до 1 мая 1915г. выработалась определённая система поступлений пожертвований деньгами, и она состояла из двух групп. К первой группе, поступлений пожертвований, относились - процентные отчисления причтов, церквей, монастырей и была эта группа более с постоянными поступлениями. Вторую группу пожертвований составляли - добровольные пожертвования - причтов, церквей, церковных старост, монастырей, прихожан и учащихся духовных учебных заведений.

Как распределялись денежные поступления с 29 июля 1914 года по 1 мая 1915 года показано в таблице[116].

Процентные отчисления Добровольные пожертвования
1914 год 1914 год
месяц сумма месяц сумма
август 100 руб. 80 коп. июль 408 руб. 50 коп.
сентябрь 3068 руб. 15 коп. август 518 руб. 53 коп.
октябрь 5597 руб. 88 коп. сентябрь 10726 руб.92 коп.
ноябрь 5475 руб. 48 коп. октябрь 6528 руб. 52 коп.
декабрь 5454 руб. 6 коп. ноябрь 2595 руб. 08 коп.
1915 год декабрь 1321 руб. 71 коп.
месяц сумма 1915 год
январь 7881 руб. 94 коп. месяц сумма
февраль 5502 руб. 92 коп. январь 2077 руб. 82 коп.
март 5248 руб. 37 коп. февраль 500 руб. 72 коп.
апрель 6892 руб. 57 коп. март 1630 руб. 95 коп.
    апрель 659 руб. 90 коп.
Итого 45222 руб. 17 коп. Итого 26968 руб. 65 коп.
Итого в комитет с 29 июля 1914г. по 1 мая 1915г. поступило – 72190 руб. 82 коп.

 

Духовенство Смо­ленщины и прихожане активно включились в работу по сбору пожертвований. С 29 июля 1914 года до 1 июня 1917 года в Епархиальный Комитет в итоге поступило -229845 руб. 23 коп. В том числе монастырями отчислено пожертвований с 29 июля 1914 года до 1 июня 1917 года, в Епархиальный Комитет помощи жертвам войны, сумма – 28221 руб. 91 коп.[117]

Настоятельница Бельского Богородице - Рождественского женского монастыря игуменья Амвросия 15 марта 1915 г. передала в Епархиальный Комитет помощи жертвам войны собранные сёстрами монастыря - 100 руб. Деньги она просила передать на нужды больных и раненых в комитет, состоящий под покровительством императрицы Александры Федоровны.[118] Игуменья Амвросия в 1916 г. также, в личное распоряжение императрицы Александры Федоровны, передала 110 рублей[119].

Учителя и ученики церковно-приходских школ принимали самое активное участие в помощи на нужды войны. В 1914-1915 учебном году от 587 церковных школ, в Смоленской епархии, поступило - 7404 руб. 22 коп., в их числе процентных отчислений из жалования учителей -5434 руб. 89 коп. и 1969 руб. 33 коп. пожертвовано было школьниками церковных школ[120].

Изыскивая средства на покрытие военных расходов и благополучного окончания войны, временное правительство выпустило облигации 5% государственного «Займа свободы 1917 года»[121]. Епархиальным Комитетом помощи жертвам войны, была организована подписка, на «Займ свободы 1917 года», 16 мая 1917г. на внеочередной епархиальном съезде духовенства и мирян Смоленской губернии. Подписано было на - 68515 рублей[122].

Из данных поступлений пожертвований в Епархиальный Комитет помощи жертвам войны можно заключить, что церкви, монастыри, причты, церковные старосты, прихожане епархии, духовные учебные заведения и церковные школы в высшей степени сочувственно относились к святому делу - помощи фронту.

Руководство епархии отчитывалось на страницах «Смоленских епархиальных ведомостей» о полученных суммах и докладывало о том, куда они были направлены.

Ниже в таблице представлено, как расходовались средства из Епархиального Комитета за всё время его существования с 29 июля 1914 г. до 1 июня 1917 г.

№ п.п. Вид расхода средств Сумма расхода
     
  Содержание именных коек в лазаретах, их число увеличилось от 100 шт. до 143 шт. 110050 руб.  
  Пособие беженцам 9733 руб. 17 коп.
  Подарки на фронт воинам и военнопленным 23921 руб. 90 коп.
  Столовая для беженцев в Вознесенском женском монастыре 12173 руб. 80 коп.
  Помощь семьям фронтовиков 2742 руб.
  Помощь черногорцам и сербам 3100 руб.
  Содержание яслей для детей воинов 725 руб.
  Литература в лазареты – газеты и журналы 7175 руб. 95 коп.
  Организация концерты в лазаретах 1233 руб.35 коп.
  Пособие дешёвой ученической столовой 800 руб.
  В Петроград для детей сирот привезённых из Галичины 100 руб.
  Епархиальной богадельни С.П. Волковой 600 руб.
  Редакции епархиальных ведомостей 700 руб.
  Бедному населению г. Смоленска 1500 руб.
  Бедным воспитанникам семинарии 300 руб.
  Николаю II на военные нужды. 30. 05. 1915г. 5000 руб.
  Императрице Александре Федоровне 22.08.1916г. на военные нужды 5000 руб.
  Разные мелкие расходы по комитету 5098 руб. 94 коп.
Итоговый расход с 29 июля 1914года до 1 июня 1917 года - 189954 руб.11коп.
Остаток средств в Епархиальном Комитете к 1 июня 1917 года – 39991 руб.12коп.

 

Временные рамки данного отчёта охватывают период с начала образования Смоленского Епархиального Комитета помощи жертвам войны и до завершения его деятельности[123].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.06 с.)