Мобилизация и эвакуация промышленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мобилизация и эвакуация промышленности



Была ли экономика СССР готова к войне? С одной сторо­ны, СССР имел высокий военно-промышленный потенциал, значительно возросший в результате индустриализации, огромные природные и людские ресурсы. В отличие от царской России оборудование, необходимое для военного производства, производилось в стране. В отличие от Германии, где не было своей нефти, в СССР имелись все виды стратегического сырья, С другой стороны, Советский Союз был недостаточно подго­товлен к войне. Это заключалось не только в политических просчетах, следствием которых стала оккупация Германией огромной территории, и не только в недостатке самолетов и танков в начале войны. Германская экономика была уже пере­ведена на военные рельсы до нападения на СССР. Наша стра­на начала такой переход лишь в ходе войны. А для такого перевода в условиях огромной страны требовалось много вре­мени, около сода. Иными словами, экономически страна стала готова к войне лишь через год после ее начала.

Следствием неподготовленности стало отступление и ок­купация. В связи с этим одной из главных хозяйственных за­дач первого года войны стала эвакуация на восток предпри­ятий из западных районов. На оккупированной территории на­ходилась 1/3 нашей промышленности, в том числе здесь добы­валось 60% угля, выплавлялось 60% стали и алюминия. И дело было не только в количестве продукции. Например, высоко­качественные марки стали, необходимой для военного произ­водства, выплавлялись в основном на западе страны, а на вос­токе металлургия давала "рядовой" металл. Поэтому оказа­лось, что в 1942 г. страна получила только 8 млн т стали, Германия — 32 млн т, т. е. в 4 раза больше,

Но эвакуировать можно было не все: нельзя эвакуировать угольные шахты, железные рудники, доменные и мартеновские печи, электростанции и т. д. Перебазируясь на новое место, предприятия теряли прежние хозяйственные связи, источники сырья, топлива, энергии. А на новых местах метал­лургические заводы, шахты и электростанции были рассчита­ны только на обслуживание местных потребностей. Это вызы­вало дополнительные трудности и вело к сокращению выпус­ка продукции. Эвакуация загрузила железные дороги, а это на время прервало экономические связи между разными района­ми страны.

Но что значит — эвакуировать предприятие? Можно пе­ревезти станки и рабочих, но для станков на новом месте нуж­но помещение, для рабочих — жилье. Для размещения эваку­ированных предприятий уплотнялись цеха местных заводов, использовались помещения складов, школ, театров. Но все это были полумеры, приходилось строить новые цеха. Иногда станки ставились под открытым небом и рабочие начинали выпускать продукцию, а вокруг уже работающих станков возводились стены.

Для размещения рабочих "уплотнялись" квартиры мест­ных жителей, использовались клубы, кинотеатры и прочие помещения. Строились бараки. Приехавшие в Сибирь и на Урал южане в родных местах не носили валенок, их одежда не при­способлена к морозам. Нужно было этих людей одеть, накор­мить, обогреть.

Следует отметить и положительные стороны эвакуации. Предприятия перебазировались в основном на Урал и в Запад­ную Сибирь. Урал стал центром военной промышленности. Су­щественно было то, что эти районы были недосягаемы для про­тивника. Кроме того, здесь были металлургические заводы, сырье, топливо. Здесь были незаконченные стройки, которые теперь спешно завершались, но уже по другому профилю.

Восстановление предприятий на новых местах иногда про­исходило с необыкновенной быстротой — за два-три месяца. Бывало так, что последние эшелоны предприятия еще были в пути, а доставленные ранее цеха уже начинали работу.

Второй хозяйственной задачей первого года войны стала мобилизация промышленности, перевод ее на военные рель­сы. Это выражалось в сокращении мирного и расширении во­енного производства. Тракторные заводы стали выпускать танки (впрочем, их мощности были частично переведены на выпуск танков еще до войны), металлургия перешла на производство тех марок металла, которые требовались для производства вооружения; текстильные и обувные предприятия стали гото­вить обмундирование для солдат, пищевые наладили выпуск концентратов.

Был использован опыт Первой мировой войны по ко­оперированию предприятий для выполнения военных заказов.

К каждому военному заводу прикреплялись невоенные заво­ды-поставщики для выполнения доступных им работ. Напри­мер, для одного из авиационных заводов 60% всех работ вы­полняли такие заводы-поставщики. Он получал от них моторы, винты, шасси, радио- и электроаппаратуру, бензобаки и т. д.

Эвакуация и мобилизация промышленности — эти два глав­ных процесса с начала войны до середины 1942 г. — означали общее сокращение производства. При перестройке на военное производство предприятие сначала прекращает выпуск пре­жней продукции, перестраивается, и лишь потом начинает ос­ваивать новую. Поэтому с начала войны до 1942 г. промышлен­ное производство резко сократилось. В 1942 г. германская тя­желая промышленность была в 3—4 раза сильнее советской.

В 1942 г. чугуна в СССР было выплавлено в 3 раза мень­ше, чем в 1940 г., стали — в 2,2 раза меньше. В СССР выпуска­лось в 5 раз меньше металлорежущих станков, чем в Герма­нии, добывалось в 4 раза меньше угля, производилось в 2,5 раза меньше электроэнергии. Но уже в том же 1942 г. в СССР было выпущено 25 тыс. танков, тогда как в Германии — только 9 тыс., самолетов советские заводы выпустили 25 тыс., а германские — 15 тыс., в Германии было изготовлено 19 тыс. артиллерийских орудий, в СССР — 29 тыс.

Крайне тяжелое положение с начала войны сложилось на транспорте. Железные дороги были забиты военными эшело­нами. Достаточно сказать, что для проведения Сталинградс­кой операции ежедневно разгружаются 40 поездов, а во время летнего наступления 1944 г. для войск одного только 3-го Бе­лорусского фронта — 25 поездов в сутки. На это накладыва­лась эвакуация промышленности, когда на восток двигались одновременно десятки и сотни предприятий, каждое из кото­рых занимало много эшелонов. Кроме того, в связи с переба­зированием предприятий на восток намного увеличилась дли­на перевозок. Продукцию приходилось везти к фронту через всю страну. В 1942 г. перевозка грузов железной дорогой со­кратилась вдвое по сравнению с довоенной. Это включая воен­ные и эвакуационные перевозки. Во столько же раз сократи­лась перевозка невоенных грузов. Лишь после 1942 г. железно­дорожные перевозки стали увеличиваться, и к концу войны железные дороги перевозили грузов уже на 40% больше, чем в 1942 г. По сравнению с довоенным периодом, все же пропус­кная способность железных дорог к концу войны составляла лишь 76%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.006 с.)