Национализация и государственное регулирование хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национализация и государственное регулирование хозяйства



В первом правительстве, которое приняло в свои руководство страной после Второй мировой войны, пять министерских портфелей принадлежало коммунистам, причем именно под их руководством оказались министерства, ведавшие экономикой. Поэтому и национализация была проведена по программе коммунистов. В руки государства перешли 5 круп­нейших банков (60% банковского капитала страны), угольна* и газовая промышленность, электростанции, военная промышленность, транспорт, авиационная, часть автомобильной промышленности. В руках государства оказалось 20% производственных мощностей.

Национализация во Франции отличалась от английской. С самого начала здесь наряду с предприятиями "старых" от­раслей национализировались и предприятия "новых". Компенсацию получили не все: предприятия коллаборационистов пе­реходили в собственность государства без компенсации. Так, без возмещения были национализированы автомобильные за­воды "Рено". Но главное — национализацией крупнейших бан­ков, входивших в состав "первой десятки" мира, были значи­тельно подорваны позиции финансового капитала, который именно во Франции играл особенно значительную роль.

В 1982 г. был проведен второй этап национализации. Теперь в государственную собственность переходили еще 36 банков, крупнейшие банки из оставшихся вне государственного секто­ра. Кредитная система практически оказалась полностью в руках государства. Были национализированы крупнейшие фи­нансовые группы "Париба" и "Сюэз", 5 крупнейших промышленных корпораций. Теперь государственный сектор да­вал уже 23% промышленной продукции, на него приходилась половина всех капиталовложений в стране. Но почему только 23% промышленной продукции после национализации главных финансовых групп и корпораций. Потому что во Франции значительную часть продукции выпускают мелкие фирмы и предприятия. Государственные предприятия теперь стали выпус­кать 85% авиационной продукции, 80% черных и 62% цвет­ных металлов, 48% продукции химической промышленности, 44% электроники и электротехники. Следует оговориться, что приблизительно половина предприятий государственного сек­торасмешанные общества с участием государственного и частного капитала. Государство в таких обществах являет­ся лишь наиболее крупным, акционером. Через государствен­ный бюджет во Франции проходит около 40% национального дохода.

Естественно, что при этом государственное планирование получило особенное развитие. Главный орган планирования во Франции, "Генеральный комиссариат планирования", был со­здан по инициативе коммунистов в 1946 г. С. тех пор плани­рование не прекращалось, в 1980 г. был принят уже 8-й план экономического развития на 19811985 гг.

Именно Францию приводят обычно в качестве наиболее показательного примера индикативного планирования. Госу­дарственные органы непосредственно руководят только пред­приятиями государственного сектора, заключая с ними "дол­госрочные контракты". При этом контракты с конкретными плановыми заданиями и цифровыми показателями заключают­ся только с неакционерными компаниями. С акционерными же компаниями, которые в государственном секторе составляют большинство, заключаются контракты, в которых указываются лишь стратегические направления развития. Плановые реко­мендации получают и частные фирмы. Для них эти рекоменда­ции не обязательны, но их выполнение стимулируется эконо­мически — налоговыми льготами, кредитами, субсидиями.

Государственный сектор и государственный бюджет ис­пользуются во Франции для увеличения капиталовложений и ускорения промышленного роста. Как уже сказано, промышленные фирмы во Франции сравнительно небольшие, поэтому самофинансирование, расширение производства за счет при­были менее возможно, чем в других странах. Государство при­нимает на себя значительную часть капиталовложений.

На пороге 80-х гг. в руководстве хозяйством Франции бо­ролись две тенденции. Левые, коммунисты и социалисты, стре­мились выполнить программу строительства социализма, а правые добивались "либерализации" в экономике. После проведе­ния второго этапа национализации левые убедились, что программа не соответствует реальным экономическим услови­ям. Если прежде промышленное производство в среднем увеличивалось ни 4—4,5%, в год, то в 1980—1985 гг. в среднем год оно стало сокращаться на 0,1%.

Коммунисты ушли из правительства. Упал их авторитет, вместо 20% голосов, как было прежде, компартия на очеред­ных выборах не набрала и 8%. Социалисты после некоторого перерыва вернулись к власти, но теперь это умеренная партия, хозяйственная политика которой мало отличается от политики М. Тэтчер.

В 1986 г. правительство правых партий приняло закон денационализации госсектора к 1991 г. В 1987 г. процесс прива­тизации был остановлен возвращением к власти социалистов Но 12 компаний к этому времени были уже приватизированы. В их числе банк "Сосьете женераль", группы "Париба" и "Сюэз". Одновременно стали проводиться меры по снижению "дирижизма", т. е. государственного административного регулирования и контроля. Даже те небольшие элементы административного управления и планирования, которые допускались во Франции, теперь были забракованы. Таким образе тенденция свертывания государственного регулирования хо­зяйства коснулась и Франции.


Глава 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.005 с.)