Рудольф Иеринг о государстве и праве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рудольф Иеринг о государстве и праве.



Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892) – германский правовед, считается предшественником социологической юриспруденции. Его теория – юриспруденция интересов. Известность Рудольфу Иерингу принесли такие труды, как «Борьба за право», «Цель в праве», «Дух римского права на различных ступенях его развития».

Иеринг считает, что объектом правоведения являются различные жизни и интересы людей. Он стремится дать социологическое объяснение государству и праву, разрабатывает собственную методологию познания права.

Иеринг основное значение придаёт анализу эмпирического материала, конкретных жизненных фактов. Исследуя их в историческом и социальном измерении, говорит о том, что право подобно организму, ему свойственны все качества природных организмов, в том числе наличие конкретных целей. Цель является правообразующим фактором.

Общество – царство целей и основная его характеристика не причинность, а целесообразность. Все люди действуют, потому что есть цель в будущем. В основе целесообразности лежит интерес, стремление к получению выгоды, достижение блага.

СУБЪЕКТ – ИНТЕРЕС – ЦЕЛЬ

 

У каждого индивида есть свои интересы, отличные от других, и общество должно их согласовывать, общество должно стать ареной совместного поведения людей, объединённых общими целями.

По мнению Иеринга для того, чтобы субъект не допустил эксцесса, необходимо внешнее принуждение. Для этого и существует государство и право. Право – это система социальных целей, гарантированных государством. Государство как организация социального принуждения обладает специальным аппаратом, характеризуется отношениями власти и подчинения, публичным характером государственной власти, публичным характером права и суверенностью.

Иеринг говорит о том, что право есть разумная политика власти, право без власти – пустой звук, лишённый всякой реальности, ибо только власть проводит в жизнь нормы права. Государство не должно подчиняться законам, которые оно создаёт, потому, что изначально право создаётся для того, чтобы ограничить чрезмерные частные притязания. Поэтому оно имеет одностороннюю принудительную силу. Такое положение характерно для первоначальных и деспотических государств.

Для того чтобы обрести прочность и сохранить себя, власть вынуждена подчиняться праву. Только в этом случае государство приобретает прочность. Государство должно себя самоограничивать для того, чтобы защитить всеобщий интерес.

Право в полном смысле слова есть двусторонне обязательная сила закона, подчинение государственной власти издаваемым ею законам.

Как полагает Иеринг, право не всегда выражало интересы общества, оно развивалось в борьбе классов и сословий, которые стремились закрепить в праве свои интересы. Эта борьба постоянно с развитием общества меняет свой характер и ведётся уже не за установление в праве интересов, а за обеспечение и поддержание в обществе твёрдого порядка, за претворение в жизнь действительного права.

 

Рудольф Иеринг выделяет:

- Объективное право – совокупность применяемых государством правовых принципов, законодательный распорядок жизни;

- Субъективное право – конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности.

Субъективное право не существует без объективного и, наоборот.

«В моём праве нарушается, попирается право вообще, в нём оно утверждается, защищается и восстанавливается». Отсюда – обязанность каждого бороться против беззакония и произвола. «Каждый есть прирождённый борец за право интересов общества».

46. Теория элит.Вильфредо Парето (1848-1923). Раз-ть теории элит, концепция пол – го класса. Гаэтано Моска (1858-1941).«Теория правления и парламентское правление»«Основы политической науки»Теория элит: «Трактат общей социологии»Согласно теории Г.Моско, во всех человеческих обществах, достигших определённого уровня развития культуры, политическое руководство, которое включает административное, военное, религиозное и моральное управление осуществляется постоянно особым организованным меньшинством, политическим классом. Парето говорит о том, что общество можно разделить на два слоя или страты: высшую страту управляющих или правящих и низшую страту управляемых. Таким образом, усложняется привычное деление классов и в высшем слое тоже проводится разделение на:· правящую элиту;· неправящую элитуЭлита, в общем, сходна с аристократией или властью лучшим; или с меритократией (властью достойных). Правящая элита – это те, кто прямо или косвенно влияют на правительственную политику. Возникновение элиты связывают с психическими особенностями человека: с наличием у него неких иррациональных остатков (инстинктов). Это общит-ть, комбинация, потребность к демонстрации собственных чувств, целостность индивидума и т.д. Инстинкты людьми не осознаются и тщательно скрываются под различными предлогами: общего блага, социального интереса и т.д. Два подвида элиты:1 элита львов;2 элита лис.В конечном итоге, любая элита успокаивается, морально разлагается и теряет власть. На смену приходит новая элита, при этом старая не уступает свои позиции, и смена власти происходит путём переворота, что в целом для общества полезно.

46. Теория элит.

Вильфредо Парето (1848-1923). Раз-ть теории элит, концепция политического класса.

Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский экономист и социолог. Он утверждал, что все общества делятся на управляющих и управляемых. Управляющие должны обладать особыми качествами (гибкостью, хитростью, умением убеждать других), чтобы уметь подчинять себе других. Они также должны обладать готовностью использовать насилие.

В. Парето делил управляющих на два основных психологических типа: «лис» и «львов». «Лисы» — это элиты, которые предпочитают хитрость, изворотливость. Такие типы элит больше подходят для правления в стабильных демократических режимах власти. «Львы» — элиты, которые предпочитают жесткие методы руководства. Они больше подходят для принятия решений в экстре:мальных условиях.

В. Парето также обосновал теорию смены элит. Например, если «лисы» не могут эффективно управлять в сложившейся ситуации, то им на смену приходят «львы», и наоборот. Кроме того, он делил элиты на правящую (участвующую в управлении) и не правящую (контрэлиту) — людей, обладающих элитными качествами, но пока не имеющих доступа к руководящим функциям.

Гаэтано Моска (1858-1941).«Теория правления и парлаентское правление»«Основы политической науки»Теория элит: «Трактат общей социологии»Согласно теории Г.Моско, во всех человеческих обществах, достигших определённого уровня развития культуры, политическое руководство, которое включает административное, военное, религиозное и моральное управление осуществляется постоянно особым организованным меньшинством, политическим классом. Парето говорит о том, что общество можно разделить на два слоя или страты: высшую страту управляющих или правящих и низшую страту управляемых. Таким образом, усложняется привычное деление классов и в высшем слое тоже проводится разделение на:· правящую элиту;· неправящую элитуЭлита, в общем, сходна с аристократией или властью лучшим; или с меритократией (властью достойных). Правящая элита – это те, кто прямо или косвенно влияют на правительственную политику. Возникновение элиты связывают с психическими особенностями человека: с наличием у него неких иррациональных остатков (инстинктов). Это общит-ть, комбинация, потребность к демонстрации собственных чувств, целостность индивидума и т.д. Инстинкты людьми не осознаются и тщательно скрываются под различными предлогами: общего блага, социального интереса и т.д. Два подвида элиты:1 элита львов;2 элита лис.В конечном итоге, любая элита успокаивается, морально разлагается и теряет власть. На смену приходит новая элита, при этом старая не уступает свои позиции, и смена власти происходит путём переворота, что в целом для общества полезно.

Роберт Михельс (1876-1936) - немецкий социолог, политик. В своей наиболее известной книге «Политические партии» он утверждал, что любая социальная организация подвергается господству олигархии. Власть элит зависит от организованности, а сама организация общества требует элитарности руководства и неизбежно воспроизводит ее. Так сформулиран «железный закон олигархии» Р. Михельса.

В ходе формирования элит в организации (обществе) происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов. Во-первых, рядовые члены, по мнению Р. Михельса, в силу своей инертности и некомпетентности не в состоянии контролировать лидеров. Во-вторых, массам присуща психологическая потребность в лидерах и лидерстве, тяга к сильной власти и преклонении перед харизматическими качествами элит.

Р. Михельс считал, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она сводится к соперничеству двух олигархических групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.009 с.)