Старая историческая школа в Германии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старая историческая школа в Германии



Основатель – Вильгельм Рошер. 1843 – «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода». Бруно Гильдебранд 1848 «Политическая экономия настоящего и будущего». Карл Книс 1853 «Политическая экономия с точки зрения исторического метода». Главные идеи: - отрицание общих законов развития общества, исследование специфических тенденций исторического развития отдельных народов в отдельные эпохи, внимание к духовной жизни людей, традициям, правовой системе. Экономика специфична для каждого народа, в связи с его развитием.

Новая историческая школа:

Г. Шмоллер 1838 – 1917. 1871 Союз социальной политики. Народное хозяйство: общая судьба и духовная преемственность. Народный дух.. Государство как гарант общности, воплощение народного духа. Юридическая система – основа экономической жизни. Главная цель государства – сплочение нации, создание и регулирование условий экономической деятельности. Рабочее законодательство: гарантии сбережений, безопасность труда, роль профсоюзов при увольнении и найме, рассмотрение конфликтов.Институт – определенный порядок совместной жизни, который служит упорядочиванию социальных действий на долгий период и способностью к эволюции

1905 «протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер. 1902 Современный капитализм В. Зомбарт. Главным элементом теоретического анализа является целостная система. Ее основа: духовная и историческая организация общества. М. Вебер. Идеальные типы (системы) хозяйства. Основаны на предпосылках о видах деятельности людей. Виды деятельности: Целерациональные, Рациональные по средствам достижения цени, Эмоциональные (аффекты), Традиционные (исторические привычки).

 

23. Американский институционализм:

Появился в США в конце Х1Х – начале ХХ века. Отражает особенности экономического, политического развития США. Возник под влиянием европейской экономической и философской мысли, и в результате развития собственно американской философии. Характерна резкая критика классической и неоклассической теории

Развитие США в конце ХIХ – начале ХХ века:

Быстрое развитие промышленности: К 1860 году – хлопчатобумажная промышленность и изготовление оружия с использованием стандартных деталей (массовое производство). После 60 годов: металлургия, строительство железных дорог, нефтедобывающая и обрабатывающая, машиностроение. Новые формы промышленности: к 80 годам – тресты, вертикальная интеграция, включая финансовые фирмы (Стандарт Ойл, Морган Стил).

Рост населения как за счет внутреннего прироста, так и иммиграции: с 4 млн. человек в конце ХУ111 века, до 40 млн. в 1870, 100 млн. в 1915 году. Иммиграция – с 10 тыс в год – начало Х1Х века до 1 млн. в год – начало ХХ века. Доходы росли быстрее, чем в Англии (более, чем в 2,5 раза с 1870 по 1914).Дорогой труд вызвал массовый интерес к механизации промышленности и сельского хозяйства. Быстрое развитие региональной специализации, внутреннего рынка, строительство дорог и ж/д транспорта. К началу Х1Х века – 90% населения – в сельском хозяйстве, к началу ХХ века – более 60% - в промышленности, в городах. К началу ХХ века – США - крупнейшая промышленная держава мира. Первые патентные бюро (Эдисон), самые крупные финансовые учреждения.

Проблемы быстрого экономического развития США:

После 1860 годов - подрывается сельскохозяйственный уклад жизни (замкнутость, традиционность, религиозность). Иммиграция порождает необходимость приспособления к единым условиям жизни (особенно в городах). Профсоюзы и их место в обществе (конструктивная или деструктивная роль в промышленном развитии). Банковские и биржевые операции: спекуляция, акционерные общества, новые виды кредита для крупных инвестиций – подрыв стабильности в обществе. «инфляция капитала» - нехватка денег в обществе, ножницы цен в сельском хозяйстве. Роль государства: работа с профсоюзами, контроль денежно- кредитного обращения, регулирование сельского хозяйства, антимонопольное законодательство, борьба за внешние рынки.

Кризис классической экономической науки:

Резкая критика классиков за «абстракции», статичность теории, отстраненность от практических задач, либерализм. Критика неоклассики за то, что анализ сосредоточен на обмене, законах рынка, нет анализа самого производства и потребления. Слишком сильные постулаты «экономического человека», то есть рационального поведения в обществе. Задачи: описать реальное функционирование общества, поведение реальных людей для того, чтобы дать практические (прагматизм) советы в области политики, системы права. Для решение поставленных задач необходимо учитывать историю данного общества, специфику его развития.

24. Теория крестьянского хозяйства А.В. Чаянова:

А. В. Чаянов (1888 -1937)

Трудопотребительский баланс крестьянского хозяйства, логика поведения хозяйства на рынке и в производстве: на основе сопоставления предельных затрат труда и предельной полезности рубля дохода на работника (члена семьи). Хозяйство без найма рабочей силы. Основная цель: оптимизация потребления каждого члена семьи на основе полного использования трудовых ресурсов.

Выводы о поведении хозяйства на рынке и в производстве:

  1. НЕ стремится к прибыли. Работник и хозяин – одно лицо
  2. Основное внимание направлено на объем, распределение и отдачу труда
  3. Цель – поддержание определенного уровня потребление на одного члена семьи за счет общего труда
  4. Если цены на продукцию с/х-ва растут - крестьянин снижает усилия, запашку, если падает – расширяет запашку
  5. Снижение усилий в с/х-ве – увеличение работы в городе, в ремесле. Падение з/платы рабочих
  6. Крестьянин НЕ заинтересован в механизации производства: техника освобождает от труда, применяется сезонно. Требует дополнительных затрат на содержание и эксплуатацию
  7. Всегда покупает или арендует землю, согласен на высокие цены и проценты

 

25. Теория «больших циклов» Н. Д. Кондратьева:

Теорию экономического роста и цикла Кондратьев представил в работах «К вопросу о понятиях экономической статики, динамики и конъюнктуры», «Большие циклы конъюнктуры» (1924 – 1926).

Теория разрабатывалась на фоне общего интереса к проблемам экономического роста, его факторов, характера роста (цикла). Теорию хотели применить для прогнозирования при разработке планов развития народного хозяйства. На западе: Ф. Рамсей, У. Митчелл, Й. Шумпетер Дж. М. Кейнс, К. Викселль, Э. Линдберг. В советской России В. Богданов, Г. Фельдман, В. Леонтьев (уехал в 1926 г).

Н. Кондратьев выдвинул предположение о том, что наряду с короткими колебаниями (1 – 3 года) и средними (7 – 10 лет) существуют длинные колебания (45 -60 лет). Он отслеживал длинные колебания на статистическом материале за 150 лет (с конца ХУ111 века) по Англии, Франции и США и Германии (где имелись данные) выявил два с половиной цикла (до конца 20 – х годов). Разделил исследование на эмпирические и теоретические доказательства.

Эмпирические доказательства:

Выбор показателей:

  1. натуральные, денежные, совмещающие натуральную и денежную природу
  2. Показатели, имеющие циклические колебания, имеющие трендовый рост, совмещающие тренд и колебания (логистическая кривая)
  3. Нормирование показателей по величине территории, количеству населения
  4. Применение «скользящей» средней за 9 лет (исключение среднего цикла)

Показатели основных тенденций развития экономики: натуральные(выпуск угля, чугуна, свинца, тканей); стоимостные: внешнеторговый оборот, совмещающие: доходы, проценты, курсы ценных бумаг. Циклы появились как долгосрочные колебания, то есть изменения трендов.

Теоретические объяснения:

• «Правильности»:

  1. Перед подъемом: открытия, расширение мирового рынка, залежи драгоценных металлов
  2. При повышательной волне – средние спады – неглубокие. Подъемы – высокие, При понижательной – наоборот
  3. Перед повышением – социальные потрясения, войны
  4. Понижение – длительная стагнация с/хозяйства

• Теория

  1. Смена основных технологий, крупных технических комплексов
  2. Установление нового технического порядка требует новых социальных отношений
  3. Открытия в науке, технике требуют дополнительных объемов сырья, металлов, рынков сбыта
  4. Средний цикл «резонирует» с большим

Общая динамика:

Движение вокруг трех концентров: основных уровней равновесия. Внешний круг – равновесие спроса и предложения на рынках. Средний круг – равновесие доходов и производства (издержек). Внутренний круг – равновесие (неизменность) факторов производства, их структуры, технологии и организации. Нарушение равновесия внутреннего концентра – источник «больших волн».

26. Маржиналистская революция. Причины и предпосылки. Этапы. Основные результаты:

Исторические условия маржиналистской революции:

Развитие мировой торговли: в течение Х1Х века объем международной торговли на душу населения в мире вырос в 25 раз. На Европу приходилось 60%. Самый быстрый рост с 1840 по 1873 год: в 5 раз быстрее численности населения. Снижение транспортных издержек, снижение таможенных и валютных барьеров – вплоть до 80 годов Х1Х века. Борьба за рынки обостряется в конце Х1Х века: новый протекционизм и борьба за колонии.

Следствия развития свободной торговли на мировом рынке:

Усиление специализации между странами, миграции населения и капиталов, в том числе биржевая торговля, вклады в банки. Рост валютного оборота, постоянные рынки валют, единые валютные курсы. Синхронизация колебания цен на мировых рынках. Возникли циклические колебания «хозяйственной конъюнктуры»: 2-3 года, 9-10 лет и 20-40 лет.

Долговременный возрастающий тренд производства основных товаров (в целом и на душу) длился первую половину Х1Х века, он сменился упадком в 1870 – годах после финансовой паники 1873 года в Европе. Рост цен (хотя и с колебанием) сменился их повсеместным падением до начала ХХ века. Усиление конкуренции на всех основных рынках. Считалось, что с 70 – х годов началась депрессия. Депрессия вызвала требования введения протекционизма.

Общее изменение экономического поведения:

Важно не то, сколько производится товаров, а то, как они сбываются, как они находят спрос на рынках. Необходимо не просто наращивать производство, а исследовать потребности, покупательную способность населения. Для сбыта нужно предлагать разнообразные товары, условия поставок, обслуживания. Потребление – не часть производства, а самостоятельная сфера, которая определяет направление производства, расходования ресурсов.

Изменение в теоретических подходах к исследованию экономики:

Переход от поисков сущности явлений к выяснению закономерностей функционирования системы в целом. Цель исследования – не поиск истины в философском смысле, а выяснение эффективных способов использования знаний. Выяснение не причинно-следственных связей, а функционального взаимодействия элементов системы. Системный подход: выявление условий равновесия в закрытой системе взаимосвязанных элементов.

Переход от изучения объективных, естественных экономических процессов к исследованию закономерностей субъективного выбора отдельного человека. Экономика – это система отдельных решений (выбора) рациональных индивидов, связанных обменом, рынком. Изучение производства отходит на задний план – вперед – потребительский выбор. Цель: удовлетворение потребностей каждым человеком. В зависимости от его предпочтений.

Главным нововведением в экономической теории стала – теория стоимости как предельной полезности. 1871 год К. Менгер и У. Джевонс. 1874 – Л. Вальрас – теоретические разработки индивидуального выбора, опирающегося на предельную полезность. Разрешение парадокса воды и алмаза А. Смита.

Направления маржинализма:

Австрийская школа: К. Менгер и его ученики – Ф. Визер, Е. Бем – Баверк. Английская школа: У. С. Джевонс, Ф. Эджуорт. Лозаннская школа: Л. Вальрас, В. Парето.

Предшественники маржиналистской революции:

• Герман Генрих Госсен (1810 – 1858). 1854 «Развитие закона общественных связей и вытекающих из него правил общественного поведения» - общая теория деятельности и отношений людей, вытекающая из законов предельной полезности. Первый и второй законы Госсена:

  1. Закон уменьшения предельной полезности по мере роста запаса потребляемого блага
  2. Закон оптимального распределения средств (бюджета), если равны взвешенные по ценам (по затратам ресурсов) предельные полезности благ

Жюль Дюпюи (1804). Инженер: 1844 – «О мере полезности гражданских сооружений».. Огюстен Курно (1801 – 1876). Математик. 1838 «Исследования математических принципов теории богатства». Иоганн Тюнен (1783 – 1850). Помещик, агроном, организатор хозяйства. 1826 «Изолированное хозяйство». Предельный анализ стоимости, соединение полезности (отдачи ресурсов) и редкости, выявление закономерности поведения человека с ограниченными ресурсами и безграничными желаниями. Сам термин «полезность» закрепил И. Бентам – основатель теории утилитаризма. Человек стремится не к умножению богатства, а к максимальному удовлетворению потребностей (полезности).

 

27. Теоретические новации Австрийской школы:

Основатель Карл Менгер (1840 - 1921). Центр – Венский университет. Ученики Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений Бем – Баверк (1851 – 1918). Работа «Основы Экономической теории» 1871. Особенности – отказ от использования математики, идеи эквивалентного обмена, последовательный субъективизм и индивидуализм.

Основные идеи австрийской школы:

Главная проблема: обмен товаров и законы рынка, теория цен. Обмен между двумя отдельными людьми, по субъективным критериям. Атомарный метод, рассмотрение субъективных побуждений к обмену отдельного человека (Робинзонада). Опирается на общие предположения об индивидуальной целесообразности действий..

Лозаннская школа.

Занималась теорией общего рыночного равновесия. Разделила предмет экономической теории на три части: чистая теория (обмен, отношение вещь – вещь), прикладная теория (производство, отношение человек - вещь), социальная теория (распределение, отношение человек – человек). К первой группе отношений применима математика: тут индивидуальные предпочтения не важны, они усредняются массовым движением товаров и цен на рынке. Возможны идеальные модели, категории, как в физике. Вторая группа – область техники, технологии, организации. Инженерное дело. Как оптимизировать распределение ресурсов. Третья – собственность. Оптимальное распределение дохода. Тут применим исторический метод, моральные оценки, правовые, психологические. Важно рассматривать критерии справедливости, изучать отношения людей, которые определяет их воля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.023 с.)