Экономическая мысль древнего Египта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая мысль древнего Египта.



Экономическая мысль древнего Египта.

Одним из первых дошедших до нас памятников экономической смыли является«Поучение гераклеополь-ского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращаетвнимание на необходимость эффективного функциони-рования аппарата управления,которые стоит между фараоном и населением. В сплоченности царствования.Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимозаботиться о материальном поощрении чиновников: «Возвышай твоих вельмож,чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своемдоме, он владыка вещей и не нуждается. Награждай вельмож податными спискам,жрецов – участками земли». Для добора людей в аппарат управления авторсоветует приближать «к себе человека за дела его», не делая различия междусыновьями из знати и простолюдинов. Это отражает еще не завершившийся процесскласообразования в Древнем Египте.Грамотность в Египте был монополией господствующих сословий. Чиновниковготовили в специальной школе. Своеобразной апологией профессии чиновникаявляется «Получение Ахтоя своему сыну Пиопи». Показывая альтернативы карьереписца, автор описывает положение непосредственных производителей и заключает.Интересным памятником древнеегипетской мысли является «Речение Ипусера».Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства иростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи «Речение Ипусера»выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. ДляИпусера – «несчастье для сердца», что вскрыты архивы, расхищены податныедекларации. Ипусер недоволен, что «простолюдины стали богатыми», «руководимыестали собственниками рабов», а «собственники богатств стали неимущими».Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями.Ипусер стремился прежнего всего к возрождению деспотически-бюрократическогомеханизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», помнению Ипусера, не должен было допускать междоусобий в стране, насилия,экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все ложности,наладит систему трудовых повинностей, посредством которой происходитстроитель-ство пирамид и устройство водохранилищ, укрепит боевую мощь страны.

ДРЕВНИЙ ИЗРАИЛЬ

Примером экономической мысли можно считать Библию, так как в ней

уделено много места хозяйственной деятельности человека и экономическим

отношениям.

Характерной чертой Моисеева закона является его всеохватность. Все

области человеческой деятельности и все действия человека, даже самые

далекие от чисто духовных вопросов, соотносятся с нормами и правилами,

которые считаются полученными с Неба. Это относится и к той сфере, которую

мы называем областью хозяйственной деятельности и экономических отношений.

Два начала лежат в основе Моисеева закона -.справедливость и

праведность. В том и другом человек обязан подражать Богу. Справедливость в

данном случае означает признание шести основных прав человека: на жизнь

собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает

выполнение человеком своих обязанностей. По отношению к ближнему это прежде

всего помощь бедным и больным. Запрещалось использовать нужду ближнего для

собственного обогащения. Нельзя было требовать уплаты долга с процентами.

Нельзя задерживать плату за труд наемного работника. Нельзя обмеривать и

обвешивать. Все эти заповеди вытекали из общей: «Люби ближнего своего, как

самого себя.» (Левит 19: 18). Это правило относилось не только к

свободным, но и к рабам. Нельзя было возвращать на прежнее место беглого

раба. Суббота была обязательным днем отдыха для всех, включая рабов и

домашних животных. Эти законы имели чрезвычайно важное значение. Можно

сказать, что они препятствовали формированию класса потомственных

пролетариев и наследственных рабов, предотвращали накопление массового

недовольства и появление революционных ситуаций

Особые правила для судей предписывали судить только по справедливости,

не благоволить к богатому и не делать скидок для бедняка или сироты. Перед

законом были равны и свободный, и раб.

Если при соблюдении всех таких заповедей человек становился богатым,

это и было воздаянием за богобоязненность..Богатство было знаком божьего

благословения.

Отличие законов Моисея от закона Хаммурапи – акцент на права человека,

а не на охрану собственности, а трудовая деятельность считалась занятием

низким, уделом рабов.

11. Экономическая мысль древней Греции. Ксенофонт Самыми известными представителями этого периода – философы. Платон,Аристотель, Ксенофонт. Ксенофонт – автор трактата «Домострой», один из первыхв истории экономической мысли обращается к всестороннему изуче-нию проблемеразделения труда в обществе. Не оспаривал старые разделения труд наумственный и физический, от природы разделение людей на рабов и свободных. Онуглуб-ленно агломентировал новый по тем временам тезис о том, что наиболеепростая работа может выполняться более производительней, степень разделениятруда обусловлена размерами рынка.В числе первых был Ксенофон в двух сторонах любого товара выражается егополезные свойства: потребительная стоимость и меновая стоимость.Будучи сторонником натурально-хозяйственных отноше-ний и противникомростовщичества он признавал необходи-мость и полезность денег, указывал наих функции средства обращения средства накопления. Платон Во многом похожи на суждения Ксенофона учения Платона. Оно направлено наупрочение основ натурально-хозяйственных политики. Это учение нашло своеместо в 2-х его трактатах. У него был проект государственного устрой-ства, внем высоко оценивалась роль аристократии, как это сословие вместе с войнамисоставляет аппарат управления государством и должно управлять всем обществом.Не философы, не армия не должны быть обременены ни какой собственность. Ихматериальным обеспечением должно было заниматься государство. Всехозяйственные заботы возлагаются в проекте на третье сословие общества, кудаотносятся земледельцы, купцы, ремесленники. Рабы же – это собственность и ник какому сословию не отнесены. В другом трактате «законы» Платонрассматривает положения материально обеспечения граждан высших сословий. Онидолжны находится на государственном довольствии. Все граждане могут получитьдом и земельный надел. Земельный надел выделяется лишь с представлениемправовладения, хотя и с возможностью последующей передачи одному из детей натех же условиях. Ценность общего имущества граж-дан не должна разнитьсябольше чем в 4 раза.Оба проекта Платона одинаковы в том, что аппарат управления государством недолжен иметь золота и серебро и заниматься ростовщичеством. Важнейшейотраслью эконо-мики он считал земледелие, ремесло и торговлю менеепрестижными занятиями.

Законы хаммурапи

Естественно, что для Вавилонского государства стало неприемлемым древнее право Шумера, восходящее ещё к законодательной деятельности царей III династии Ура. Необходимость создания нового свода законов для своего государства сознавал уже второй царь I вавилонской династии — Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его преемников.

Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в самом начале своего правления; 2-й год его царствования назван годом, когда “он установил право стране”. Правда, этот ранний сборник законов не дошёл до нас; известные науке законы Хаммурапи относятся уже к концу его царствования.

Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра — Мари, Ашшур, Ниневия и др. Следовательно, базальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнут им уже после победы над Римсином и подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т. е. в начале 30-х годов его правления. Надо полагать, что копии законов были изготовлены для всех крупных городов его царства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.

Памятник сохранился, в общем, хорошо. Лишь статьи последних столбцов лицевой стороны были стёрты. Очевидно, это было сделано по повелению эламского царя, перевёзшего после своего вторжения в Двуречье этот памятник из Вавилонии в Сузы, где он и был найден. На основании сохранившихся следов можно установить, что на выскобленном месте было начертано 35 статей, а всего в памятнике насчитывается 282 статьи. На основании различных копий, найденных в раскопанных древних библиотеках Ниневии, Ниппура, Вавилона и др., можно восстановить большую часть уничтоженных эламским завоевателем статей.

Законы Хаммурапи охватывают многочисленные правовые вопросы современного ему вавилонского общества.

Первые 5 статей (нумерация статей установлена современными учёными) посвящены вопросам судопроизводства.

Статьи 6—13 определяют наказание за кражу и указывают способы установления кражи.

Статьи 14—20 направлены против кражи детей и рабов и против укрывательства беглых рабов. Здесь же устанавливается размер награды за поимку беглого раба.

В статьях 21—25 рассматриваются разнообразные случаи грабежа.

Статьи 26—41 регулируют обязанности и права воинов, причём особенно детально разбираются вопросы их землевладения.

Статьи 42—47 определяют права и обязанности лиц, арендующих землю.

Следующие пять статей (48—52) устанавливают пределы права ростовщика на урожай заложенного ему поля.

Статьи 53—56 налагают кару за небрежное использование ирригационной сети.

Статьи 57—58 защищают владельцев полей от ущерба, наносимого стадами.

Статьи 59—66 решают различные вопросы, связанные с владением садами, в том числе и вопрос о праве ростовщика на урожай сада его должника.

Следующие статьи, содержавшиеся в разрушенных столбцах надписи, были посвящены отчасти вопросам владения домами и строительными участками, отчасти различным видам ростовщичества.

К ним примыкают статьи 100—107, говорящие о купцах — тамкарах и их помощниках.

Корчмы, являвшиеся вместе с тем и вертепами, рассматриваются в статьях 108—111.

Праву хранения и долговому праву, связанному с обеспечением займа личностью членов семьи должника, посвящены статьи 112—126.

Очень большое место (статьи 127—195) занимает семейное право.

Отдел, содержащий статьи 196—225, устанавливает размер кары за телесные повреждения.

Статьи 226 и 227 оберегают рабовладельца от умышленного уничтожения клейма на принадлежавшем ему рабе.

Вопросы, связанные с работой архитекторов и судостроителей, рассматривают статьи 228—235.

Разнообразные виды найма обстоятельно разобраны в статьях 236—277.

Заключительные статьи содержат постановления о рабах.

 

Законодательство Хаммурапи, как и законодательство Исина, Ларсы и Эшнунны, не содержит указаний на вмешательство богов. Исключение составляют лишь статьи 2 и 132, допускающие по отношению к человеку, обвинённому в колдовстве, или к замужней женщине, обвинённой в прелюбодеянии, применение так называемого “божьего суда”. К далёкому прошлому восходят постановления о каре за телесные повреждения согласно принципу “око за око, зуб за зуб”. Законодательство царя Хаммурапи расширило применение этого принципа и по отношению к врачу за повреждение при неудачной операции и к строителю за неудачную постройку; если, например, обрушившийся дом убивал хозяина, то умерщвлялся строитель, а если в этом случае погибал сын хозяина, то умерщвлялся сын строителя.

Законы царя Хаммурапи надлежит признать одним из самых значительных памятников правовой мысли древневосточного общества. Это первый известный нам во всемирной истории подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность, эксплуатацию человека человеком.

Изучение законов Хаммурапи в связи с сохранившимися царскими и частными письмами, а также частноправовыми документами того времени даёт возможность определить общественный строй Вавилонии, а вместе с тем и направление мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве. В законах Хаммурапи отчётливо проступает классовый характер законодательства Вавилонского царства. Государство установлением суровых наказаний защищало рабовладельцев от “строптивого” раба. За телесное повреждение, причинённое чужому рабу, требовалось, как и по отношению к скоту, возмещение убытка его собственнику. Виновный в убийстве раба давал взамен его собственнику другого раба. Рабы, подобно скоту, могли продаваться без каких-либо ограничений. Семейное положение раба при этом не учитывалось. При продаже раба закон заботился лишь о том, чтобы охранить покупателя от обмана со стороны продавца. Законодательство защищало рабовладельцев от кражи рабов и от укрывательства беглых рабов. Смертная казнь грозила не только укравшему, но и укрывателю раба. Жестокая кара угрожала также за уничтожение знака рабства на рабе. В отдельной рабовладельческой семье обычно имелось от 2 до 5 рабов, но засвидетельствованы случаи, когда число рабов достигало нескольких десятков. Частноправовые документы говорят о самых различных сделках, связанных с рабами: купле, дарении, мене, найме и передаче по завещанию. Рабы пополнялись при Хаммурапи из числа “преступников”, из числа военнопленных, а также купленных в соседних областях. Средняя цена раба составляла 150—250 г серебра.

Меркантилизм

Меркантилизм - это политика государства, направленная на привлечение в страну денег и увеличение таким образом ее богатства и могущества.

Идеология меркантилизма такова:

а) сущность богатства выражают драгоценные металлы;

б) труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт;

в) государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию;

г) рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.

Ранний меркантилизм относится к трети XV - середине XVI вв. Представители: Стаффорд, де Сантис, Скаруффи.

В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были истратить на покупку местных изделий. Любой иностранный купец, который продал свой товар в Англии, не имел права вывезти деньги, а мог только купить и вывезти товары. А английские купцы должны были привезти из иностранного плавания хотя бы часть выручки в валюте.

Поздний меркантилизм относится ко 2-й половине XVI вв. Представители: Томас Ман, А. Серра, Антуан де Монкретьен.

Разрешался вывоз денег за границу. Главенствовал принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

Под богатством понимается избыток продуктов, который на внешнем рынке превращается в деньги. Деньги выполняют функции средства накопления и средства обращения, т.е. поздний меркантилизм трактовал деньги как капитал, признавал, что деньги – это товар.

Принципы меркантилистов:

1) регулирование внешней торговли с целью притока в страну золота и серебра;

2) поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;

3) протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;

4) поощрение экспорта, особенно готовой продукции;

5) рост населения для поддержания низкого уровня зарплаты.

 

Английская школа

Конец XIX в. – начало XX в. отмечены ростом концентрации и монополизации капиталистического производства. Эти явления вызвали существенные изменения в условиях функционирования предприятий, усложнили процесс производства и обращения, на что и отреагировали экономисты. Теория кембриджской школы представлена исследованиями А.Маршалла, Ф.Эджуорта, А.Пигу.
Наибольший вклад в теорию внес профессор Кембриджского университета Альфред Маршалл, являющийся автором таких значительных работ как «Экономика промышленности» (1889г.), «Промышленность и торговля» (1919г.), «Деньги и торговля» (1923г.) и др.
Особую популярность ученому принесла работа «Принципы политической экономии» (1890г.), в которой систематизированы и обобщены положения пострикардианской политической экономии, австрийской школы и других течений экономической мысли. Данная работа положила начало новому направлению в экономической науке, получившему впоследствии название неоклассического экономического анализа.
Экономическая теория Маршалла оказала заметное влияние на развитие экономических наук. Введенные кембриджской школой в научный оборот концепции цены, спроса и предложения, издержки производства стали предметом последующего изучения и развития. Современными экономистами широко используется и модифицируется разработанные Маршаллом теории «эластичности» спроса и предложения, совершенной конкуренции, квазирентного дохода и др. Идеи кембриджской школы господствовали в экономической науке вплоть до начала 30-х г. нынешнего столетия.
Только возникновение кейнсианского макроэкономического учения заметно ослабило ее влияние. Однако идеи английской школы маржинализма по-прежнему входят составной частью в различные направления современной экономической мысли.

Экономическая мысль древнего Египта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.026 с.)