Крах реального социализма. Бархатные революции в странах Центральной и Восточной Европы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крах реального социализма. Бархатные революции в странах Центральной и Восточной Европы.



Начавшаяся перестройка в Советском Союзе не могла не затронуть и его союзников. Тем более, что руководство СССР считало, что братские страны следует активно поощрять к проведению собственной «перестройки», примерно в том же русле, каким шло и советское начинание, нос правом на самостоятельность в принятии решений.

В октябре 1985 г. на Совещании политического консультативного комитета стран-участниц ОВД в Софии в выступлении М. Горбачева впервые прозвучали новые ориентиры развития социалистической интеграции. Она касалась интенсификация прямых экономических связей, экономические отношения на началах взаимовыгодности и взаимопомощи, преодоление бюрократизма в деятельности СЭВ, отказ СССР от роли «старшего брата» и равная, взаимная ответственность членов содружества за судьбы социализма. В ноябре 1986 г. эти принципы были утверждены на встрече лидеров стран СЭВ. В 1987-1988 гг. под влиянием идеологии обновленного социализма, основанной на признании «общечеловеческих ценностей» и интеграции советского мира в «общеевропейский дом», странам ЦВЕ стала отводиться роль «моста» между Советским Союзом и Западом, между социализмом и капитализмом.

Но реализация программы дальнейшей интеграции натолкнулась на ряд трудностей. В СЭВ и ОВД по-прежнему господствовали настроения иждивенчества, страны стремились сократить собственные военные расходы, перейти в товарном обмене на мировые цены, сохранив поставки дешевого советского сырья и энергоносителей. Мешала интенсификации деятельности СЭВ и государственная монополия внешней торговли, которая затрудняла организацию прямых производственных связей.

Хотя каждая социалистическая страна имела право выбирать свой собственный путь, с точки зрения Москвы, некоторые из этих путей были явно предпочтительнее. Примеру нового советского лидера последовало лишь руководство Польши, Венгрии и Югославии. М. Горбачеву представлялось, что Польша В. Ярузельского и Венгрия Я. Кадара выбрали в основном правильную дорогу «коммунистического реформаторства». Ярузельский после подавления Солидарности следовал умеренной политической линии, освободив политзаключенных, избегая ненужных конфликтов с Церковью и пытаясь либерализовать экономику. В Венгрии же была создана самая либеральная из всех социалистических экономик, которая послужила отчасти моделью для перестройки.

Однако, лидеры ГДР, Чехословакии, Румынии и Болгарии встретили события в СССР с привычным пиететом, но не предпринимали реальных внутренних преобразований в своих странах. Поэтому эти страны казались Москве сталинско-брежневскими режимами, еще больше нуждавшихся в перестройке, чем ее собственный.

Двойственность политики в отношении Восточной Европы как бы накладывалась на политическое размежевание в самом Советском Союзе, где либералы благоволили к Венгрии и Польше, а консерваторы – к упомянутым четырем странам, тем более, что Восточная Германия и Чехословакия всегда считались в социалистическом лагере лидерами экономического развития. Их пример служил лишним доводом для консерваторов, утверждавших, что перестройка не нужна и страна может справиться с кризисом, просто усовершенствовав свою централизованную модель управления экономикой.

У обеих боровшихся в Москве группировок имелись свои союзники в рядах братских партий, и Горбачев прилагал немало усилий, чтобы заменить восточноевропейскую «старую» гвардию своими людьми из «молодых». «Старая гвардия» в свою очередь считала Горбачева авантюристом, которому долго не усидеть, и поэтому она отчаянно сопротивлялась перестройке. Так руководители ГДР и ЧССР Э. Хонеккер и Г. Гусак даже запретили распространение советских реформистских публикаций в своих странах. В 1986 г. руководитель СССР посетил практически все восточноевропейские страны, призывая к переменам. В 1987 г. первым секретарем вместо Гусака стал М. Якеш, но ситуация в Чехословакии осталась без изменений.

До 1989 г. М. Горбачев был уверен, что кризис вообще не возникнет и что перемены в Восточной Европе можно будет «дозировать», как то предполагалось и в СССР. Кроме того, начиная свою политику «нового мышления» и «общечеловеческих ценностей» в международных делах, он сам закрыл для себя возможность прибегнуть в Восточной Европе к принуждению. Симпатии Запада, так необходимые Горбачеву для осуществления реформ советской системы, делали немыслимыми любой возврат к «доктрине Брежнева». Как писал в 1988 г. в Польше Адам Михник «Горбачев стал пленником успехов своей внешней политики». Еще во время похорон К.Черненко в марте 1985 г. он заявил восточноевропейских партий, что «мы за равноправные отношения, суверенитет и независимость каждой страны, взаимовыгодное сотрудничество во всех сферах. Признание этих принципов означает одновременно полную ответственность каждой партии за положение в своей стране». По сути, это заявление означало отказ от «доктрины Брежнева» в Восточной Европе.

Вместе с тем к концу 80- х гг. в странах ЦВЕ явственно стали обнаруживаться черты системного кризиса. В них сложилась громоздкая, архаичная отраслевая и производственная структура, весьма неэкономно использовались материальные и трудовые ресурсы. Серьезные проблемы вызвала внешняя задолженность и нараставшие трудности с ее обслуживанием. Долги иностранным государствам образовывались в первую очередь из-за неконкурентоспособности отечественных товаров на западном рынке, не отвечавших высоким мировым стандартам ни по качеству, ни по техническому уровню, ни по ассортименту. Заметно обострились финансовые диспропорции, увеличивался, ставший хроническим бюджетный дефицит, ощущалась нехватка средств для капитальных вложений. Усиливалась разбалансированность внутреннего рынка, рос дефицит потребительских товаров, особенно продуктов питания.

Произошло резкое снижение хозяйственной активности и замедление темпов экономического роста. Пик экономических трудностей пришелся на 1989 год. Произошло дальнейшее замедленнее темпов прироста национального дохода и продукции основных отраслей промышленности и сельского хозяйства. В Венгрии, Польше и Румынии произошло абсолютное сокращение национального дохода и промышленного производства. Резко ухудшилась ситуации в социальной сфере, снижался уровень жизни населения.

Разрушительные последствия деформаций общественной жизни стимулировали рос недовольства со стороны населения существующим порядком, их недостаточно эффективным изменениям в Венгрии, Польше, Югославии, паллиативами перемен в ГДР, Чехословакии и Болгарии и упорным отказом от каких-либо реформ в Румынии.

К концу 80-х гг. в регионе возрастало осознание углубления кризиса и необходимости реформ. Под влиянием советской перестройки необходимость перемен постепенно стала овладевать умами части интеллигенции и студенческой молодежи. Советское руководство, признавшее право свободы выбора путей выхода из кризиса и дальнейшего развития, оставалось пассивным наблюдателем перемен, проходивших в Центральной и Восточной Европе.

Самые глубокие перемены проходили в Польше. Они исходили не из недр партии, а из общества. В 1988 г. по стране прокатилась волна забастовок, впервые после 1980-1981 гг., вызванных продолжающимся экономическим спадом. Летом 1988 г. основная часть общества была настроена против политики партии и готова к открытому протесту. Руководство ПОРП осознавало, что не сможет справиться с экономическим кризисом без сотрудничества с «Солидарностью», хотя та вес еще оставалась вне закона. Лидер «Солидарности» Л. Валенса убедил рабочих отказаться от забастовки в обмен на созыв конференции «за круглым столом», где должно было обсуждаться заключение антикризисного соглашения.

«Круглый стол» начал свою работу 6 февраля 1989 г. активное участие в нем приняла Церковь. Лишь к апрелю удалось выработать основные соглашения. В них предусматривалось, что политическая система будет основываться на принципах политического плюрализма, свободе слова, демократическом порядке формирования всех органов государственной власти., независимости судов. «Солидарность» получила легальный статус, признавалось право политической оппозиции на легальную деятельность.

Парламентские выборы назначались на июнь 1989 г.. Две трети мест в Сейме были зарезервированы для ПОРП, Объединенной крестьянской и демократической партий. «Солидарность» получала возможность выставить своих кандидатов на оставшуюся треть мест. Был создан 100-местный Сенат, выборы куда объявлялись свободными. Свободные демократические выборы в Сейм намечалось провести через 4 года. Таким образом, предполагалось, что в течение этого времени компартия получает контроль над обществом, а «Солидарность» будет удерживать народ от выступлений и одновременно разделит ответственность за неизбежные трудности, связанные с выходом из кризиса.

Но прошедшие в июне выборы продемонстрировали, что партия утратила свою роль в обществе. «Солидарность» получила 99 из 100 мест в Сенате и большинство мест из тех, за которые ее кандидаты могли бороться в Сейме. ПОРП с трудом смогла завоевать зарезервированные за ней места лишь после повторного голосования.

19 июля 1989 г. на общем заседании Сейма и Сената В. Ярузельский был избран президентом, большинством в одни голос. «Солидарность», получившая поддержку в Сейме со стороны Объединенной демократической и Крестьянской партий, настаивала на избрании некоммунистического премьер-министра. В сентябре первое в мировой истории посткоммунистическое правительство пришло к власти. Его главой стал социалист-католик Т. Мазовецкий. Правительство начало радикальные экономические реформы. По инициативе министра финансов Лешека Бальцеровича принимается программа перехода к рынку и частной собственности путем проведения «шоковой терапии» (отпуск цен и проведение денежной реформы), начатая с 1 января 1990 г.

В Венгрии события начинают набирать оборот с весны 1988 г. В мае со своего поста уходит Я. Кадар, которого сменил К. Грос. Эта перемена привела к радикализации ситуации в стране, где группа реформаторов во главе с Имре Пошгаи настояла на проведении глубоких реформ в стране.

В октябре-ноябре 1988 г.начинает оформляться оппозиция: возникает Венгерский демократический форум, Союз свободных демократов и другие организации. Возобновляют свою деятельность так называемые исторические партии- Независимая партия мелких хозяев, Социал-демократическая партия и др. К концу 1988 г. в стране насчитывалось более 40 новых альтернативных организаций и движений.

В течение января-мая 1989 г. в стране прошли ряд изменений: гарантируются права собраний и ассоциаций, демонтируются заграждения из колючей проволоки на границе с Австрией, реабилитируются руководители событий 1956 года. Все эти изменения рассматривались Москвой, как пример продвинутой перестройки.

В июне 1989 г. под эгидой Независимого форума юристов начал свою работу «круглый (треугольный) стол», в котором принимали участие компартия, оппозиция в составе девяти партий и организаций и связанные с ВСРП общественные организации (профсоюзы, комсомол и др.). В центре переговоров находились вопросы перехода к новой модели политической системы, подготовка к свободным многопартийным выборам. Итоги договоренностей были закреплены в специальном документе, а затем нашли отражение в принятых поправках к Конституции. Из текста основного закона были исключены положения о социалистическом характере венгерского общества, о руководящей роли ВСРП, власти народа. Была отменена вся символика ВНР и объявлено о создании демократической Венгерской Республики.

В октябре 1989 г. ВСРП объявила о своем самороспуске и о создании социалистической партии европейского образца (ВСП). На ее базе возникло несколько партий и групп, чье влияние оказалось незначительным. Только 30 тысяч из 700 тысяч членов решили остаться в ВСП. Это заставило объявить о проведении досрочных выборов.

На состоявшихся в марте 1990 г. выборах в парламент большинство голосов – 42,7% получил Венгерский демократический форум, тогда как ВСП набрала только 8,5%. Таким образом, в Венгрии стал набирать силу процесс оформления правового государства и рыночной экономики.

К осени 1989 г. стали проходить перемены и в других странах Восточной Европы.

В ГДР принципиальное нежелание руководства страны проводить реформы по примеру СССР вызывало недовольство среди жителей ГДР, жизненный уровень которых постепенно снижался. Позицию лидеров СЕПГ по этому вопросу наиболее образно выразил ее главный идеолог К. Хагер, заявив в интервью западногерманскому еженедельнику “Шпигель”: Не стоит менять в квартире ковры, даже если это сделал сосед”.

Немаловажную роль в формировании общественного мнения населения Восточной Германии сыграли также СМИ ФРГ, вещание которых охватывало всю территорию ГДР, что позволяло восточным немцам постоянно сравнивать уровень благосостояния в двух государствах. Противопоставить этому руководство СЕПГ могло лишь традиционные запретительные и пропагандистские меры, которые в условиях ухудшения социально-экономической ситуации в Восточной Германии должного эффекта не приносили.

Летом 1989 г. началось бегство граждан ГДР в ФРГ через западногерманские представительства в других странах советского блока. В этой ситуации руководство СЕПГ по-прежнему надеялось на солидарность “братских режимов” Венгрии, Польши и Чехословакии, где посольства и консульства Федеративной Республики Германии были переполнены восточногерманскими беженцами. 13 августа 1989 г., в двадцать восьмую годовщину сооружения Берлинской стены, закрылось западногерманское посольство в Будапеште, где на тот момент скопилось более 180 беженцев. Спустя пять дней такое же решение приняло руководство постоянного представительства ФРГ в Восточном Берлине, на территории которого находилось 130 восточных немцев.

10 сентября 1989 г. венгерское правительство, не вняв призывам о “социалистической солидарности” из Восточного Берлина, открыло для беженцев из ГДР границу с Австрией. Через двадцать дней такие же меры предприняло руководство Польши и Чехословакии. Надежды Хонеккера на их поддержку не оправдались. Москва же предпочла напрямую в эти события не вмешиваться.

В начале октября 1989 г. политический кризис в ГДР вошёл во вторую стадию. 2 октября подразделения Министерства госбезопасности разогнали немногочисленную антиправительственную демонстрацию в Лейпциге, в ходе которой впервые прозвучал призыв граждан к массовому неповиновению.

После празднования 40-летия провозглашения ГДР Хонеккер и его ближайшие соратники решением Политбюро СЕПГ были освобождёны от занимаемых постов. Однако такое решение уже запоздало. В крупнейших городах южной части страны – Лейпциге и Дрездене постоянно проходили интенсивные и многочисленные стали митинги протеста

Между тем, дальше смены первых лиц, руководство ГДР не шло, опасаясь потери контроля за ситуацией в стране. Поэтому Э Кренц, ставший после отставки Хонеккера руководителем партии, пытался этого не допустить.

Однако дальнейшие события в Восточной Германии перечеркнули все расчеты нового партийного лидера. Массовые выступления продолжались, и 7 ноября 1989 г. правительство ГДР в полном составе подало в отставку. На следующий день сложили полномочия все члены Политбюро СЕПГ. Напуганный возрастающей активностью оппозиции и перспективой столкновений между демонстрантами и пограничной охраной ГДР в центре Берлина 9 ноября 1989 г. Совет министров принял решение открыть переход у Бранденбургских ворот для свободного прохода восточных немцев в Западный Берлин. Существовавшая двадцать восемь лет и ставшая символом холодной войны и разделения Германии Берлинская стена пала. Это событие знаменовало собой конец режима:

С середины ноября началась последняя стадия ликвидации просоветского режима в ГДР. 1 декабря 1989 г. из конституции страны была исключена статья о руководящей роли СЕПГ. Сама правящая партия, сменив название на ПДС (Партия демократического социализма), постепенно теряла монополию на власть и превращалась в одного из многочисленных субъектов политической жизни Восточной Германии.

Сформированное 17 ноября правительство Модрова являлось переходным до проведения выборов. 18 марта 1990 г. на свободных парламентских выборах убедительную победу одержал ХДС, который вместе со своими союзниками получил 40,9% голосов. СДПГ набрала 21,6%, ПДС – 16,3%, свободные демократы – 5,3% голосов. Национальный фронт, во главе которого на протяжении четырех десятилетий находилась СЕПГ, к этому времени окончательно распался, а входившие в него партии перешли в оппозицию.

13 апреля было сформировано правительство большой коалиции во главе с председателем ХДС Л. Де Мезьером, которое определило свою главную цель: присоединение ГДР к Западной Германии.

Шок, произведенный восточногерманской революцией, предопределил судьбу социализма и в остальных странах былого блока.

В Чехословакии события развивались иначе. Экономический кризис здесь не был столь глубоким, как в остальных странах региона. Диссидентское движение было малочисленным, выдвигало правозащитные и экономические требования.

Сильное воздействие на чехов оказали массовые демонстрации в ГДР и разрушение Берлинской стены. 17 ноября на митинге, разрешенном властями, посвященном 50-й годовщине со дня смерти Я. Оплетала, студента, убитого во время антифашистского митинга 1939 г., приняли участие более 25 тысяч человек. К спонтанной демонстрации по окончании митинга присоединились тысячи пражан. Демонстрация была разогнана специальными отрядами полиции при помощи резиновых дубинок и слезоточивого газа, что вызвало бурные возмущения. С этого момента движение протеста и неповиновения быстро нарастало.

19 ноября оппозиционные группы и движения создали Гражданский форум (ГФ), который в своем обращении призвал к проведению 27 ноября всеобщей забастовки с требованиями отставки восьми ведущих представителей партийного и государственного руководства, освобождения политзаключенных. На следующий день на массовом митинге на Вацлавской площади, куда собралось более 200 тысяч пражан, выступил писатель-диссидент В. Гавел. Он озвучил требования Гражданского форума: отставка членов партийного и государственного руководства, участие ГФ в работе комиссию по расследованию событий 17 ноября, освобождение политзаключенных, свобода печати. С 21 по 27 ноября каждый день в Праге, Братиславе и других городах проходили многотысячные мирные демонстрации, организаторами которых были ГФ и организация «Общественность против насилия».

Под давлением массовых митингов и демонстраций 26 ноября правительство вынуждено было пойти на переговоры с Гражданским форумом, который к этому времени принял программу «Чего мы хотим?», где излагался план перехода от массовых протестов к созданию конструктивной оппозиционной программы. Этот документ содержал требования необходимости коренного и необратимого изменения политической системы, отказа КПЧ от руководящей роли, восстановления демократических институтов, проведения свободных выборов, формирования рыночной экономики, включения страны в европейскую интеграцию. Состоялось несколько туров переговоров, которые завершились формированием коалиционного правительства и отставкой Г. Гусака.

КПЧ теряла власть в стране. Союзнические партии фактически перешли на сторону оппозиции. Распад Национального фронта углубил кризис прежней политической системы. Оппозиция все больше вытесняла партию с политического поля. 20 декабря 1989 г. КПЧ объявила об отказе от прежней модели партии и общества, назвала себя парламентской партией, сторонницей политического плюрализма и демократического правового государства.

28 декабря после кооптации в состав Федерального собрания 23 новых членов, председателем парламента был избран А. Дубчек. На следующий день на заседании Федерального собрания президентом страны был избран В. Гавел. Этот день считается окончанием политической «бархатной революции» в Чехословакии.

Революция в Чехословакии носила спонтанный характер. На ее начальном этапе ни оппозиция, ни общество не были готовы к ней. Не было политической программы, отсутствовали политические лозунги. События застали врасплох даже активистов диссидентского движения. Но под влиянием студенчества и творческой интеллигенции общественное движение протеста чрезвычайно быстро приобрело массовый характер. В течение десяти дней выкристаллизовалась политическая программа, и появились политические лозунги. Гражданский форум взял на вооружение идею общественного диалога с властью, развертывания демократических требований.

В странах Юго-Восточной Европы – Албании, Болгарии, Румынии и Югославии за 45 послевоенных лет не было явных массовых социальных потрясений. В обществе и коммунистических партиях отсутствовала какая-либо серьезная оппозиция. В этих странах антитоталитарные демократические революции стали результатом подключения к общему процессу политических революций в странах Центральной Европы, адаптации к новым международным условиям.

В Румынии не смотря на бурные события в ГДР и Чехословакии до середины декабря 1989 г. ситуация была спокойной. Хотя народных выступлений не было, всякие намеки на оппозицию в стране решительно подавлялись. В отличие от других стран ЦВЕ, где политический режим был не столь жестким, в СРР господствовало откровенное насилие, практически отсутствовали хотя бы первичные элементы гражданского общества.

Вместе с тем в условиях мощного экономического кризиса внутри правящей политической элиты нарастала оппозиция режиму Чаушеску. По мнению ряда специалистов, верхушечная оппозиция использовала в качестве детонатора выступлений инцидент 15-16 декабря в трансильванском городе Тимишоаре со смешанным румынским и венгерским населением, где в результате применения властями оружия погибло 119 человек, около пятисот были ранены.

21 декабря Чаушеску обвинил в событиях в Тимишоаре «группы хулиганствующих элементов» и призвал на официальный митинг в центре Бухареста в свою поддержку. Но события развернулись иначе. Во время выступления румынского руководителя раздались возгласы «Долой Чаушеску!». Митинг прервали, и площадь была расчищена при помощи танков, слезоточивого газа и водяных пушек. В тот день погибли 162 человека, более тысячи получили ранения.

22 декабря Чаушеску ввел в стране чрезвычайное положение. Армия была приведена в боевую готовность, но министр обороны генерал В. Милеа отказался отдать приказ стрелять в народ.

Восставшие осадили общественные здания, заняли телевидение. На их стороны перешли войска безопасности. Супруги Чаушеску покинули здание ЦК на вертолете, но через несколько часов были арестованы, немедленно преданы суду и расстреляны.

Вечером 22 декабря была сформирована новая власть – Фронт национального спасения во главе с И. Илиеску. Премьером стал П. Роман. РКП была объявлена вообще «несуществующей».

В Болгарии политическая революция под воздействием процессов в ЦВЕ приняла форму политической реформы, которую начала осуществлять правящая Болгарская коммунистическая партия. В результате верхушечного переворота в середине ноября 1989 г.был смещен со своего поста Т. Живков. Его место в партии и государстве занял П. Младенов. Вскоре начался процесс трансформации политических структур, слом командно-административной системы и переход к демократическим формам устройства общества.

В течение короткого времени в стране возникла организованная оппозиция во главе с Союзом демократических сил. К концу 1989 г. в стране действовало 80 партий и движений.

В связи с возникновением политического плюрализма, в целях мирного перехода к демократии в январе-марте 1990 г. работал национальный «круглый стол». Его итогом стало внесение изменений и дополнений в конституции страны, принятие закона о политических партий и парламентских выборах.

На состоявшихся в июне 1990 г. реформированная коммунистическая партия, получившая теперь название Болгарская социалистическая партия, получила 52,75% голосов избирателей.

В результате Болгария была единственной страной региона, где посткоммунисты, инициировав переход к демократии, опередили рост настроений отторжения прежнего режима и одержали победу на первых свободных парламентских выборах.

Смена политического режима в Югославии разворачивалась в процессе распада СФРЮ как федеративного государства. Он начался осенью 1989 г. и в основном завершился в конце 1991 г. хотя еще на протяжении 80-х гг. развивался острый конфликт между группировками республиканских властных элит (кадры старой партийной номенклатуры) и представителями молодой национальной бюрократии.

Авангардом борьбы за республиканскую независимость выступила Словения, к которой вскоре присоединилась Хорватия. В сентябре 1989 г. Скупщина (парламент) Словении внесла поправки к Конституции республики, которыми в одностороннем порядке провозглашались полная экономическая самостоятельность этой республики и право на самоопределение.

В январе 1990 г. на съезде СКЮ произошел практически самороспуск этой организации. Вместе с ним исчезла важнейшая сила, связывавшая федерацию, поддерживавшая ее единство.

Во второй половине 1989 г. – первой половине 1990 г. все республиканские союзы коммунистов перешли на позиции политического плюрализма, многопартийности и рыночной экономики, стали постепенно трансформироваться в партии социал-демократической направленности. В стране возникали новые организации и движения. К сентябрю 1990 г. на территории СФРЮ было зарегистрировано 119 политических партий и движений, из них только 14 были общеюгославскими.

Во время парламентских выборов только в двух республиках – Сербии и Черногории – одержали победу реформированные коммунистические партии. В остальных победителями стали оппозиционные национальные партии. Тем самым в результате многопартийных парламентских выборов уже в 1990 г. в республиках произошла легитимная смена политического режима, что вступило в противоречие с характером, способом формирования и функционирования федеральных органов власти. Поэтому в течение 1990 г. и особенно в 1991 г. быстро нарастал кризис федеральной власти, падал ее авторитет на территории всей страны. В этих условиях Словения и Хорватия взяли курс на обретение максимальной самостоятельности. Большая часть населения Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Македонии первоначально придерживались идеи сохранения Югославии. Но на прошедших в республиках референдумах большинство населения выступило за отделение.

В июне 1991 г. вначале Хорватия и Словения, а в ноябре Босния и Герцеговина, Македония объявили себя самостоятельными государствами. Лишь две республики Сербия и Черногория последовательно выступали против раздела страны. Когда распад Югославской федерации стал окончательным, эти две республики в конце апреля 1992 г. объявили о создании новой федерации – Союзной Республики Югославии. Следствием распада Югославии стали межнациональные конфликты и гражданская война на Балканах. Как отмечал известный диссидент М. Джилас, «победа национализма с неизбежностью привела к развалу Югославии, а насилие, в которое вылились межнациональные конфликты, существенно замедлило процесс демократизации».

Оценивая характер событий рубежа 1989-1990 гг. в странах ЦВЕ, следует отметить, что они носили антиавторитарную, антитоталитарную направленность. В большинстве стран они произошли без применения насилия, приобрели мирный характер, что дало основания назвать их «бархатными», «нежными» революциями. Достаточно емко охарактеризовал ситуацию в странах региона английский политолог Т.Г. Эш в беседе с В. Гавелом в дни чехословацкой «бархатной революции»: революционно-демократические события заняли в Польше 10 лет, в Венгрии – 10 месяцев, в ГДР – 10 недель, в Чехословакии – 10 дней, в Румынии – 10 часов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.03 с.)