Позитивизм и постпозитивизм как направления западной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивизм и постпозитивизм как направления западной философии.



Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественно-научное представления о материи.

МАТЕРИЯ – как философская категория, служит для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и отображаемой им.

Материя как субстанция отличается масштабом универсального взаимодействия входящих в нее структур, субстратов, материалов, форм движения, являющегося способом существования субстанции, спецификой всеобщих атрибутов - пространства и времени. Философское определение материи раскрывается как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Взаимосвязь двух субстанций - материи и сознания образует ядро философского мировоззрения. Отметим, что сущность сознания заключается в обобщенном целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий человека и предвидении их результатов, в ценностном ориентировании человеческого бытия, разумном регулировании и саморегулировании поведения.

Познание как предмет философского анализа. Знание, отражение, информация.

Важное место в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием окружающих человека предметов, вещей, отношений, процессов.

“Познаваем ли мир?” - этот вопрос возник еще на заре философской мысли, стремившейся к доказательному, рационально обоснованному постижению мира.

Вопрос о том, познаваем ли мир, имеет следующую формулировку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности, чтобы успешно действовать на практике? Такое верное отражение действительности достигается только тогда, когда мы познаем сущность предметов, явлений, ситуаций, процессов, когда наша практическая деятельность становится более эффективной и успешной. В истории философии наблюдается непрекращающееся противоборство агностицизма и гносеологического реализма. Особенность агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. При этом вовсе не отрицается возможность познания мира вообще или феноменологической, поверхностной его стороны, данной в ощущениях или рассудке человека.

Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления: рассудок и разум.

Исходной, основной и ведущей формой рационального познания является понятие. В понятиях фиксируются общие, существенные свойства, отношения предметов, явлений, процессов. Понятия помогают раскрывать смыслы и значения предметов и явлений. Наряду с понятиями важной формой рационального осмысления действительности является суждение. Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Понятие и суждение являются “кирпичиками” для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение представляет собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

Позитивизм и постпозитивизм как направления западной философии.

Философское учение позитивизма (положительного знания) прошло с середины XIX века до конца XX века три основных этапа, главным образом обращаясь к проблемам знания, познания, методологии, языка и науки. Создатель позитивизма, французский мыслитель О.Конт провозгласил разрыв науки с философской традицией. По его мнению, наука не нуждается в философии, в крайнем случае она сама способна осуществлять синтез, глобальные обобщения полученных знаний. В принципе наука чужда претензиям на раскрытие причин и сущностей явлений, ее задача - их описание, эмпирическая фиксация. На втором этапе позитивизм к началу XX в. раскрыл свою внутреннюю ограниченность, не сумев справиться с интерпретацией и философско-методологическими проблемами начавшейся революции в естествознании в связи с открытием явления радиоактивности и так называемым “исчезновением материи”. На самом деле исчезла не материя, а старые представления о неизменном, конечном, неделимом атоме как “кирпичике” материи, который почти на глазах стал делимым под натиском фактов радиоактивного распада. В.И.Ленин в труде “Материализм и эмпириокритицизм” глубоко раскрыл гносеологические корни “кризиса в физике”, философскую дистрофию позитивизма (махизма), его неумение применить диалектику, теорию развития к революционному обновлению физических концепций, к познанию принципиально новых явлений природы. Ленинское предвидение: “электрон также неисчерпаем, как и атом” полностью подтвердилось в XX веке в ходе прогресса физики элементарных частиц.

Третий этап - неопозитивизм, начавшийся с 20-х годов XX столетия, связан с возникновением аналитической философии (Рассел, Витгенштейн), логического позитивизма (Айер, Карнап). Была продолжена линия на отрицание роли философии как всеобщей методологии научного познания, на абсолютизацию физического факта, логически оформленного в соответствующих символах и математических построениях.

Против “метафизических”, то есть мировоззренческих принципов философии был направлен принцип верификации (проверяемости) - требование, согласно которому любое высказывание и в науке, и в практике, и в философии должно подлежать экспериментальной проверке на подтверждение строго фиксированными фактами. Принцип верификации посягал на святая науки - специфику несводимого целиком к опыту теоретического знания, которое вводит понятия и построения конструктивного, творческого характера, не имеющего прямого или косвенного эквивалента в событиях, фактах опыта.

В математической логике был найден искомый позитивистский идеал точного и строгого мышления, якобы обеспечивающего самую тесную связь познавательных форм с опытом. В обоснование особого логического варианта позитивизма была выдвинута идея о фундаментальной значимости логики для философии. “Логика составляет сущность философии”, - возвестил Б.Рассел. Тезис Рассела стал лозунгом неопозитивистского движения. Представители этого течения выработали свой особый, логико-лингвистический подход к философии, придали всей философской проблематике языковой характер. Проблема значения и смысла стала центральной в этом направлении, а предметом философии был объявлен логический анализ положений науки и повседневного языка. Распутывание различных концептуальных головоломок и сложностей, аналитический критицизм по отношению к смутно-спекулятивному, неясному схоластическому теоретизированию - этого типа задачи всегда привлекали внимание философов. Но аналитическое толкование природы и задач философии является узким, упускающим из виду важнейшие синтетические задачи, включая животрепещущие проблемы эпохи, которые всегда выпадали на долю философии. Даже если понятия “наука” и “логика” рассматривать более расширительно, чем это делают сами логические позитивисты, то все же считать философию только логикой науки - значит слишком суживать философию. Философия всегда пыталась интерпретировать не только один аспект человеческого опыта, но все его аспекты в целостности. Ведь человеческий опыт содержит многое помимо науки: мир человеческих ожиданий, идеалов, ценностей, духовного постижения бытия.

Третий этап - постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П.Фейерабенд), который уделяет большое внимание рациональным методам научного познания, процессам роста научного знания, смене образцов (парадигм) научных теорий, методологии научно-исследовательских программ. Главный метод позднего периода аналитической философии - анализ языковых средств и выражений. Происходит постоянный отказ от ориентации только на науку, от атомарных представлений совершается переход к целостным воззрениям, возрастают требования к развернутой аргументации и доказательности выдвигаемых положений, к знанию истории науки и в то же время усиливается ориентация на практический успех. Эволюция аналитической мысли привела к выводу, что философствовать невозможно вне широкого мировоззренческого контекста.

Поздний К.Поппер дополнил свою концепцию “критического рационализма” теорией “трех миров”. 1 мир - физические объекты и состояния. 2 мир - состояния сознания, исходные философские абстракции, возникшие в эпоху становления философии. 3 мир - объективное содержание мышления, функционирующего в разнообразных формах: теориях, гипотезах, поэтических размышлениях, произведениях искусства, книгах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.006 с.)